Научная тема: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА: СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД»
Специальность: 19.00.07
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В период кризиса встречи со старостью человек с разной степенью осознанности осуществляет выбор стратегии старения. Первая стратегия осуществляется как тенденция человека к сохранению старых и к формированию новых социальных связей, дающих ему возможность ощущать свою общественную пользу. Эта стратегия определяет оптимальный тип старения. Вторая стратегия характеризуется стремлением, прежде всего, к продлению своего существования в статусе индивида, то есть переходом к активности «выживания». Это тип нормального старения, если у пожилых людей не обнаружены признаки старческих деменций. Разработанная типология, имеют глубокие теоретико-методологические корни в идеях различения С.Л. Рубинштейном двух способов существования, двух типов старости у Л.И. Анцыферовой.
  2. Личностное самоопределение, как сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в жизни, принципиально возможно в старости, однако его формы и содержание определяются индивидуальными особенностями жизненного пути и типологией старения. Оптимальный тип старения предполагает принципиальную возможность личностного самоопределения в единстве процессов саморазвития и самореализации, в то время как вариант нормального старения предполагает возможность саморазвития и самоопределения лишь во внутреннем, ценностно-смысловом плане, в плане ориентации в собственном потенциале.
  3. Модель психолого-педагогического сопровождения пожилого человека включает два модуля. Первый модуль описывает алгоритм, принципы, механизмы и технологии процесса организации условий для создания целостной картины жизненного пути, формирования позитивной личностной идентичности, которые являются результатом самоопределения как саморазвития личности при нормальном типе старения. Второй модуль описывает алгоритм, принципы, технологии и механизмы процесса организации условий личностного самоопределения как единства процессов саморазвития и самореализации, что возможно при оптимальном старении.
  4. Психолого-педагогическое сопровождение личностного самоопределения пожилых людей, характеризуемых оптимальным типом и конструктивной стратегией старения, включает организацию процесса их обучения, в ходе которого происходит их саморазвитие, и психологическую помощь в выборе и осуществлении социально-ориентированной деятельности как формы их самореализации.
  5. Процесс обучения пожилых людей является важной составляющей процесса их психолого-педагогического сопровождения в том случае, если он выступает как основа саморазвития в целях последующей осознанной самореализации в социальноориентированной деятельности. При этом психологическими основаниями процесса обучения пожилых людей, обеспечивающего их личностное самоопределение, являются антропоцентрированные ценности как психологический ресурс их личностного роста, рефлексия и жизненный опыт как единый психологический механизм, определяющий процесс смыслообразования и изменения самоотношения в ходе обучения.
  6. Инициированная в ходе психолого-педагогического сопровождения потребность в социально-ориентированной деятельности и возросшая компетентность проявились в успешном осуществлении пожилыми людьми работы с детьми разных возрастов. Результаты выполнения этой работы отразились на позитивном изменении отношения к пожилым людям со стороны педагогов и социальных работников, участвовавших в экспериментах, что в конечном итоге, отразилось на динамике отношения к старости и старению со стороны самих пожилых людей и на их способности к самоактуализации.
Список опубликованных работ
Монографии, учебные и методические пособия

1.Ермолаева, М.В. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста / М.В. Ермолаева, Л.Г. Миланович. – М.: АПСН, 1996. – 104 с. (3,7 п.л.) (авторский вклад 75%)

2.Ермолаева, М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками /М.В. Ермолаева. М.: ИПП; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 171 с. (10,1 п.л.)

3.Ермолаева, М.В. Психология развития / М.В. Ермолаева. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 334с. (19,6 п.л.)

4.Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества /М.В. Ермолаева. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 191с. (11,2 п.л.)

5.Ермолаева ,М. В. Практическая психология старости /М.В. Ермолаева. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 94с. (18,5 п.л.)

6.Ермолаева, М.В. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе) / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 94с. (5,5 п.л.) (авторский вклад 50%)

7.Ермолаева, М.В. Методические указания к пользованию психологической картой дошкольника / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 63с. (3,7 п.л.) (авторский вклад 50%)

8.Ермолаева, М.В. Психология и педагогика / А.А. Бодалев, Н.В. Васина, М.В. Ермолаева и др. – М.: Издательство института Психотерапии, 2002.-600с. (3,53 п.л.) (авторский вклад 13 %)

9.Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии./М.В. Ермолаева. – М.: «Ось-89», 2003.-416с. (24,5 п.л.)

10. Ермолаева, М.В. Психология зрелого и позднего возрастов/ М.В. Ермолаева. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 455с. (26,8 п.л.)

11. Ермолаева, М.В. Субъектный подход в психологии развития взрослого человека / М.В. Ермолаева - М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.-198с. (11,6 п.л.)

12. Ермолаева, М.В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева - М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.-223с. (13,1 п.л.) (авторский вклад 75 %)

13. Ермолаева, М.В. Психология развития и возрастная психология /Учебно-методический комплекс./М.В. Ермолаева – М.: МПСИ, 2007.-102с.

14.Ермолаева, М.В. Современные технологии психологического консультирования и психотерапии пожилых людей / М.В. Ермолаева – М.: МПСИ Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.-223с. (13,1 п.л.)

15.Ермолаева, М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников / М.В. Ермолаева. - М.: МПСИ Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008-332с. (19,5 п.л.) (авторский вклад 75 %)

16.Ермолаева, М.В. Социализация взрослого человека / Учебно-методический комплекс/М.В. Ермолаева – М.: МПСИ, 2009.-22с. (1,3 п.л.)

17.Ермолаева, М.В. Периодизации психического развития / Учебно-методический комплекс/М.В. Ермолаева – М.: МПСИ, 2009.-22с. (1,3 п.л.)

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ

18.Ермолаева, М.В. Исследование смысловых образований в структуре функциональных состояний / В.И. Батов, М.В. Ермолаева, Л.Д. Чайнова // Психологический журнал.-1982.-Т.3.-№6.-с.58-64.

19.Ермолаева, М.В. Адаптивная функция состояния тревоги/М.В. Ермолаева, Н.А. Худадов // Теория и практика физической культуры.-1985.-№1.-с.5-7. (0,6 п.л.) (авторский вклад 75 %)

20.Ермолаева, М.В. Соотношение внешней и внутренней информации в процессе предсказания результата / М.В. Ермолаева, Б.В. Ермолаев // Психологический журнал.- 1992. – Т.13.-№6.-с.65-70.

21.Ермолаева, М.В. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников/М.В. Ермолаева //Дошкольное воспитание.-1995.-№9.-с.21-28. (0,88 п.л.)

22.Ермолаева, М.В. Когнитивные механизмы процесса совершенствования психомоторного контроля / М.В. Ермолаева, М.М. Ивлева, А.В. Родионов // Теория и практика физической культуры.-1996-№2.-с.12-17. (0,7 п.л.) (авторский вклад 30 %)

23.Ермолаева, М.В. Восприятие и переживание сказки – путь от смысла житейского к смыслу жизненному / М.В. Ермолаева // Мир психологии.-1998.-№3.-с.54-60 (0,82 п.л.)

24.Ермолаева, М.В. Структура эмоциональных переживаний в старости / М.В. Ермолаева // Мир психологии. – 1999.-№2.-с.123-133 (1,41 п.л.)

25.Ермолаева, М.В. Исследования психологических основ толерантного сознания у детей 6-7 лет / М.В. Ермолаева, Н.В. Казнова // Вестник университета (Гос. Ун-та управления). – 2007.- №2(28).-с.183-189 (1,41 п.л.) (авторский вклад 50 %)

26.Ермолаева, М.В.Значение субъектного подхода для изучения развития личности на этапах зрелого возраста / М.В. Ермолаева, П.В. Кондратьев // Мир психологии.-2007.-№1.-с.79-86 (0,41 п.л.) (авторский вклад 60 %)

27.Ермолаева М.В. Жизненный опыт как критерий личностного развития в старости / М.В. Ермолаева // Мир психологии.-2007.-№3-с.145-152. (1,47 п.л.).

28.Ермолаева, М.В. К вопросу о потенциалах развития личности в старости / М.В. Ермолаева, С.Б. Пряхина// Мир психологии.-2008.-№2.с.244-255 (1,12 п.л.) (авторский вклад 75 %)

29.Ермолаева, М.В. Организация обучения пожилых людей как социальный механизм противостояния стрессам позднего возраста/ М.В. Ермолаева, Е.В. Федорова// Мир психологии.- М.- Воронеж, 2008 - № 4 (56).-С.87-93. (0,94 п.л.) (авторский вклад 75 %)

30. Ермолаева, М.В. Удовлетворенность трудом как обобщенное переживание качества самореализации субъекта в пространстве его саморазвития / М.В. Ермолаева, Р.В. Охотенко // Мир психологии.-2009.- №2.- с.249-256 (1 п.л.) (авторский вклад 75 %)

Научные статьи и тезисы

31.Ермолаева, М.В. К вопросу исследования содержания понятия функционального комфорта / М.В. Ермолаева, Л.Д. Чайнова// Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда. Тезисы докладов 5-го Всесоюзного съезда психологов СССр.- М., 1977.-Ч.1.-с.-131-132 (0,11 п.л.) (авторский вклад 50 %)

32. Ермолаева, М.В. К вопросу об исследовании смысловых аспектов функционального состояния/ М.В. Ермолаева// Тезисы 3-й Международной конференции СЭФ.-М., 1978.-с.59-60 (0,11 п.л.)

33.Ермолаева, М.В. Адаптационные средства увеличения психологических резервов человека / М.В. Ермолаева// Проблемы резервных возможностей человека -М.: ВНИИФК, 1982.-с.63-78 (0,88 п.л.)

34.Ермолаева, М.В. Смысловые факторы эмоциональной устойчивости / М.В. Ермолаева // Компоненты адаптационных процессов. – Л.: Наука. 1984. – С. 72-97.

35.Ермолаева, М.В. Сочетание физических упражнений с приемами ментального тренинга как средство развития эмоционального контроля дошкольников / М.В. Ермолаева, М.Г. Миланович // Школа здоровья. – 1996. – № 4. – С. 29-30.

36.Ермолаева ,М.В. Адаптация внутренней модели тела к психомоторной задаче / М.В. Ермолаева, Б.В.Ермолаев // Управление психомоторной деятельностью. Материалы международной научной конференции. – М.: ВНИИФК. – 1997. – С. 46 – 47.

37.Ермолаева, М.В. Методы психологической регуляции эмоциональных переживаний в старости / М.В. Ермолаева // Психология зрелости и старения. – 1999. - № 1. – С. 22-49.

38.Ермолаева, М.В. Развитие творческого воображения дошкольников средствами театрализованной деятельности / М.В. Ермолаева, Л.Г. Миланович. // Педагогические встречи. – 2000. – Вып. 2. – С. 55-57.

39.Ермолаева, М.В. Амплификация детской игровой деятельности как средство развития творческого потенциала дошкольников / М. В. Ермолаева // Технологии развития творческого потенциала дошкольников. – М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – С. 3-43.

40.Ермолаева, М.В. Методы психотерапии депрессии у пожилых людей / М.В. Ермолаева // Психология зрелости и старения. – 2002. - № 2. – С. 117 – 130.

41.Ермолаева, М.В. Психорегуляция эмоциональных переживаний в старости / М.В. Ермолаева // Психология старости и старения. – М.: «Академия». 2003. – С. 164-172.

42.Ермолаева, М.В. Особенности субъектности человека в старости / М.В. Ермолаева // Материалы 3-ей Российской конференции по экологической психологии. - М.: ПИ РАО. - 2003. – С. 234-235.

43.Ермолаева, М.В. Эмоциональное переживание в старости / М.В. Ермолаева // Психология старости. Хрестоматия. – Самара: Издательский дом «Бахрам – М», 2004. – С. 392 – 412.

44.Ермолаева, М.В. Жизненное пространство пожилых людей, проживающих в сельской и городской местности / М.В. Ермолаева, Е.В. Приходько // Материалы 4-ой Российской конференции по экологической психологии. – М.: ПИ РАО, 2005. – С. 172 -173.

45.Ермолаева, М.В. Значения культуры как идеальной формы для развития личности в старости / М.В. Ермолаева // Материалы международной конференции. «Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы». – М.: МГППУ, 2006. – С. 132-135.

46.Ермолаева, М.В. Проблема индивидуальных стратегий старения / М.В. Ермолаева, С.Б. Пряхина // Психология индивидуальности. – Материалы Всероссийской конференции. – Гос. Ун-т. – Высш.шк.экон. – М.: ГУВШЭ, 2006. – С. 215-222.

47.Ермолаева, М.В. Значения жизненного опыта в старости / М.В. Ермолаева // Психология зрелости и старения. – 2007. – № 2. – С. 58-83.

48.Ермолаева, М.В. Содержательные характеристики внутреннего пространства в старости / М.В. Ермолаева // Материалы 5-ой Российской конференции по экологической психологии. – М.: ПИ РАО, 2008. – С. 105 – 107.

49. Ермолаева, М.В. Психологические проблемы организации обучения пожилых людей / М.В. Ермолаева, Е.В. Фёдорова // Психология зрелости и старения. – 2008. – № 3. – С. 30-40

50.Ермолаева, М.В. Проблемный ребенок: особенности поведения и общения / М.В. Ермолаева // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. – 2009. - № 1. – С. 88-98.

51.Ермолаева, М.В. Значение сюженто-ролевой игры для развития навыков общения у дошкольников / М.В. Ермолаева // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. – 2009. - № 2. – С. 83-96.

52.Ермолаева, М.В. Проблема личностного самоопределения в старости / М.В. Ермолаева // Психология зрелости и старения. – 2009. - № 4.

53.Ермолаева, М.В. К вопросу об организации образовательного процесса пожилых людей / М.В. Ермолаева, Е.В. Фёдорова // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. – 2009. - № 4.