- Этнокультурный стиль музыкально-исполнительской деятельности студентов определяется как этноориентированная познавательно-интерпретирующая, исполнительско-творческая и художественно-эстетическая характеристика деятельности студентов в индивидуальной исполнительской технике.
- Психологическая сущность данного стиля заключается в индивидуально предпочитаемом способе выполнения исполнительско-интерпретационной деятельности и отражает устойчивость этнокультуры и вариативность индивидуального самовыражения.
- Методологическое понимание психолого-педагогической сущности формирования стиля определяется подходами к исследованию данного явления, а именно: системным,деятельностным,субъектным, стилевым, этнопсихологическим, этнопедагогическим, культурологическим, герменевтическим, акмеологическим, аксиологическим, личностно-ориентированным, проективным, интегративно-дифференцированным.
- Принципами формирования этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студентов являются следующие: объективности, сущностного анализа, единства исторического и логического, концептуального единства, системности, всесторонности, активности личности, развития, культуросообразности и дидактические.
- Психолого-педагогическая модель формирования этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студентов включает теоретико-методологическое и эмпирическое обоснование изучаемой проблемы, психолого-педагогические условия, механизм и средства формирования исследуемого стиля, уровни и критерии его сформированности; данная модель содержит три блока: этнокультурный, предполагающий осознание этнокультурной сущности стиля музыкально-исполнительской деятельности, технологический, направленный на создание высокохудожественной интерпретации музыкального сочинения, и личностный, связанный с формированием «акме» студентов и их творческим саморазвитием.
- Психологическим механизмом формирования этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студентов является механизм этнокультурного развития студентов, представляющий собой совокупность и функциональное взаимодействие психологических звеньев (этнокультурное самосознание, идентификация, этнокультурные ориентации, этнокультурная художественная картина мира, этнокультурно обусловленная саморегуляция деятельности), обеспечивающий переход с аккомодационного на мастерский уровень формирования стиля.
- Психолого-педагогические условия формирования стиля включают: реализацию психолого-педагогической модели формирования этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студентов, актуализацию механизма этнокультурного развития студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности в вузе, развитие потребностно-мотивационной сферы и личностной самоактуализации студентов.
- Средствами эффективного формирования исследуемого стиля являются: опыт интерпретации музыкального сочинения; выбор и освоение этноориентированного репертуара.
- Критериями сформированности стиля являются высокий художественно-эстетический уровень созданных студентами интерпретаций музыкальных сочинений, высокий уровень этнокультурного развития, высокий уровень профессионального мастерства, развитость потребностно-мотивационной сферы, личностная самоактуализация студентов.
- В качестве психологических уровней формирования исследуемого стиля выявлены: аккомодационный, репродуктивный, аккумулирующий, продуктивный, экспансивный, эвристический, мастерский.
- Экспериментальным путем доказана эффективность модели и программы формирования изучаемого стиля в процессе учебно-профессиональной деятельности студентов в вузе.
- Выявлены типы и подтипы исследуемого стиля: артистический (стабильный - нестабильный), оригинальный (творческий - репродуктивный), рациональный (динамический - статический), индивидуализированный (культурно-зависимый - культурно-независимый).
2.Вахтель, Л.В. Модель формирования этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студента [Текст] / Л.В. Вахтель // Вестник университета (Государственный Университет Управления). — 2008. — № 7. — С. 43—46 (0,8 п.л.).
3.Вахтель, Л.В. Категория «этнокультурный стиль музыкально-исполнительской де-ятельности студента» [Текст] / Л.В. Вахтель // Известия Волгоградского Государственного Педагогического Университета. — 2008. — № 9. — С. 115—120 (0,7 п.л.).
4.Вахтель, Л.В. Психолого-педагогические условия формирования этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студента [Текст] / Л.В. Вахтель // Сибир-ский педагогический журнал. — 2008. — № 10. — С. 271—278 (0,8 п.л.).
5. Вахтель, Л.В. Формирование этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности в современном образовательном пространстве [Текст] / Л.В. Вахтель, Н.И. Вьюнова // Вестник Тамбовского Государственного Университета. — 2008. — № 10. — С. 168—177 (авторских 0,8 п.л.).
6. Вахтель, Л.В. Этнокультурные стили спортивной и музыкально-исполнительской деятельности [Текст] / Л.В. Вахтель // Культура физическая и здоровье. — 2008. — № 3 (17). — С. 69—73 (0,7 п.л.).
7.Вахтель, Л.В. Эмпирическое исследование формирования этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студента [Текст] / Л.В. Вахтель // Вестник уни-верситета (Государственный Университет Управления). — 2008. — № 10 (45). — С. 43—46 (0,8 п.л.).
8.Вахтель, Л.В. Теоретические положения этнокультурно-стилевого подхода к му-зыкально-исполнительской деятельности студента [Текст] / Л.В. Вахтель // Мир образования — Образование в мире. — 2008. — № 4 (32). — С. 283—294 (0,8 п.л.).
9.Вахтель, Л.В. Этнокультурные смыслы исполнительского стиля [Текст] / Л.В. Вахтель // Музыкальная академия. — 2008. — № 1. — С. 168—171 (0,5 п.л.).
10.Вахтель, Л.В. Механизм волевого включения исполнителей в процесс интерпретации музыкального сочинения [Текст] / Л.В. Вахтель // Вестник Тамбовского Государственного Университета. — 2009. — № 9. — С. 353—358 (0,8 п.л.).
11.Вахтель, Л.В. Психологические аспекты интерпретации произведения искусства [Текст] /Л.В. Вахтель // Мир психологии. — 2009. — № 3. — С. 257-265 (0,6 п.л.).
Монографии и учебные пособия
12.Вахтель Л.В. Подготовка психолога к деятельности в системе музыкального обра-зования [Текст] / Л.В. Вахтель // Профессиональное образование психолога: интеграция тео-рии и практики : коллективная монография / под ред. Н.И. Вьюновой, В.А. Штроо. — Воро-неж : Воронеж. гос. ун-т, 2002. — С. 270—274 (0,3 п.л.).
13. Вахтель, Л.В. Индивидуальный стиль музыкально-исполнительской деятельности студента : монография [Текст] / Л.В. Вахтель. — Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2004. — 134 с. (9,5 п.л.).
14. Вахтель, Л.В. Психология и педагогика музыкально-исполнительской деятельно-сти : учебное пособие [Текст] / Л.В. Вахтель, Н.И. Вьюнова, М.А. Харченко. — Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2005. — 200 с. (12,5 п.л.).
15. Вахтель, Л.В. О возможностях реализации этнокультурного подхода в професси-ональном обучении психологов / Л.В. Вахтель // Психолог в современном обществе: от обра-зования к профессиональной деятельности : коллективная монография / под ред. К.М. Гай-дар. — Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2007. — С. 284—295 (0,8 п.л.).
16. Вахтель, Л.В. Этнокультурный стиль музыкально-исполнительской деятельности студента : монография [Текст] / Л.В. Вахтель. — Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2008. — 320 с. (20 п.л.).
17. Вахтель, Л.В. Этнокультурно-стилевой подход к музыкально-исполнительской деятельности студентов : монография [Текст] / Л.В. Вахтель. — М. : Издательский дом «АТИСО», 2008. — 233 с. (14,5 п.л.).
18.Вахтель Л.В. Педагогическая практика в классическом университете [Текст] / Л.В. Вахтель // Формирование профессионально-педагогических компетенций у студентов-практикантов: реалии и перспективы : коллективная монография / под ред. Н.И. Вьюновой. — Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2008. — С. 55—72 (0,5 п.л.).
19. Вахтель, Л.В. Психологическая концепция формирования этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студентов : монография [Текст] / Л.В. Вахтель. — Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2009. — 280 с. (20,8 п.л.).
Научные статьи и тезисы
20.Вахтель, Л.В. Опыт интерпретации музыкального сочинения в современной фор-тепианной педагогике [Текст] / Л.В. Вахтель // Теория и практика профессиональной подго-товки учителя музыки : сб. науч. тр. Вып. 9 / под ред. А.С. Петелина. — Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2000. — С. 25—29 (0,3 п.л.).
21. Вахтель, Л.В. Интерпретация современной музыки в классе рояля. М. Носырев. Сонатина для фортепьяно ми-бемоль мажор [Текст] / Л.В. Вахтель // Теория и практика про-фессиональной подготовки учителя музыки : сб. науч. тр. Вып. 11. / под ред. А.С. Петелина, О.И. Спорыхиной. — Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2001. — С. 97—105 (0,7 п.л.).
22.Вахтель, Л.В. Переосмысление традиций интерпретации музыкального со-чинения как основа формирования индивидуального стиля деятельности студента-исполнителя [Текст] / Л.В. Вахтель // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки : сб. науч. тр. Вып. 12 / под ред. А.С. Петелина. — Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2002. — С. 81—85 (0,3 п.л.).
23. Вахтель, Л.В. Понятие индивидуального стиля деятельности в контексте психо-логической концепции деятельности [Текст] / Л.В. Вахтель // Теория и практика профессио-нальной подготовки учителя музыки : сб. науч. тр. Вып. 13 / под ред. А.С. Петелина. — Во-ронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2002. — С. 22—29 (0,5 п.л.).
24. Вахтель, Л.В. Принципы изучения индивидуального стиля деятельности [Текст] / Л.В. Вахтель // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки : сб. науч. тр. Вып. 13 / под ред. А.С. Петелина, Б.Д. Яркина. — Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2002. — С. 74-77 (0,3 п.л.).
25. Вахтель, Л.В. Механизм волевой регуляции в функционировании «базового ис-полнительского комплекса» [Текст] / Л.В. Вахтель // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки : сб. науч. тр. Вып. 14 / под ред. А.С. Петелина, Л.Г. Лобовой. — Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2002. — С. 27—41 (0,9 п.л.).
26. Вахтель, Л.В. К вопросу о музыкальных способностях [Текст] / Л.В. Вахтель // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки : сб. науч. тр. Вып. 15 / под ред. А.С. Петелина, Л.Г. Лобовой. — Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2002. — С. 28—32 (0,3 п.л.).
27. Вахтель, Л.В. Методологические основы интерпретации музыкального сочине-ния / Л.В. Вахтель // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки : сб. науч. тр. Вып. 15 / под ред. А.С. Петелина. — Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2002. — С. 45—56 (0,8 п.л.).
28. Вахтель, Л.В. Познавательные и духовные способности в системе индивидуаль-ного стиля деятельности студента-исполнителя [Текст] / Л.В. Вахтель // Теория и практика образования: история и современность : сб. науч. тр. Вып. 11 / Отв. ред. М.А. Вейт. — Ли-пецк : Липец. гос. пед. ун-т, 2002. — С. 245—252 (0,5 п.л.).
29. Вахтель, Л.В. Понятие и функции индивидуального стиля деятельности студента-исполнителя [Текст] / Л.В. Вахтель, М.А. Харченко // Вестн. науч. сессии факультета фило-софии и психологии Воронежского гос. ун-та. Вып. 4 / под ред. И.И. Борисова. — Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2002. — С. 99—101 (авторских 0,1 п.л.).
30. Вахтель, Л.В. Характеристика индивидуальности в стиле деятельности студента-исполнителя [Текст] / Л.В. Вахтель // Модернизация системы образования в сфере культуры и искусства : мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Е.И. Григорьева. — Тамбов : Изд-во Тамбовского гос. ун-та им. Г.Р. Державина, 2002. — С. 294—303 (0,6 п.л.).
31. Вахтель, Л.В. Традиции интерпретации музыкального сочинения в современной фортепианной педагогике [Текст] / Л.В. Вахтель // Преемственность традиций классического музыкального образования молодежи в XXI век : мат-лы науч.-практ. конф. — Кострома : Костромской гос. ун-т им. Н.А. Некрасова, 2002. — С. 34—36 (0,2 п.л.).
32. Вахтель, Л.В. Специфика личностно-деятельностного подхода в современной му-зыкальной педагогике [Текст] / Л.В. Вахтель // Историко-педагогическое наследие П.Ф. Кап-терева и проблемы современного образования : мат-лы Рос. науч.-практ. конф. — Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2002. — С. 38—43 (0,4 п.л.).
33. Вахтель, Л.В. Этапы изучения, структура и функции индивидуального исполни-тельского стиля студента музыкально-педагогического вуза [Текст] / Л.В. Вахтель // Профес-сиональное педагогическое образование: личностный подход : сб. науч. тр. Вып. 3 / под ред. Т.Е. Стародубцевой, Е.Е. Седовой. — Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2003. — С. 65—70 (0,4 п.л.).
34. Вахтель, Л.В. Модель формирования индивидуального стиля деятельности сту-дента-исполнителя педагогического вуза [Текст] / Л.В. Вахтель // Теория и практика профес-сиональной подготовки учителя музыки : сб. науч. тр. Вып. 16 / под ред. А.С. Петелина. — Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2003. — С. 64—81 (1,2 п.л.).
35.Вахтель Л.В. Формирование индивидуального стиля исполнительской деятельно-сти студента в контексте интегративно-дифференцированного подхода [Текст] / Л.В. Вахтель // Интеграция наук в системе художественного образования : мат-лы междунар. конф. — Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2003. — С. 13—16 (0,3 п.л.).
36. Вахтель, Л.В. К вопросу об одномерном шкалировании в музыкальной и педаго-гической психологии [Текст] / Л.В. Вахтель, М.А. Харченко // Интеграция наук в системе художественного образования : мат-лы междунар. конф. — Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2003. — С. 81—84 (авторских 0,2 п.л.).
37. Вахтель, Л.В. Формирование индивидуального стиля исполнительской деятель-ности студента в контексте интегративно-дифференцированного подхода / Л.В. Вахтель // Интеграция наук как методологический феномен художественного образования : мат-лы междунар. научн.-практ. конф., Воронеж, 23-24 апр. 2003 г. — Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2003. — С. 12—14 (0,2 п.л.).
38. Вахтель, Л.В. Формирование индивидуального стиля исполнительской деятель-ности студента музыкально-педагогического вуза как инновационный процесс [Текст] / Л.В. Вахтель // Профессиональное образование преподавателя: традиции и инновации : мат-лы межрегион. науч.-методич. конф., Воронеж, 14-15 нояб. 2003 г. — Ч. I. — Воронеж : Воро-неж. гос. ун-т, 2003. — С. 173—176 (0,3 п.л.).
39. Вахтель, Л.В. Экспериментальное исследование формирования индивиду-ального стиля деятельности студента музыкально-педагогического вуза [Текст] / Л.В. Вахтель, Н.И. Вьюнова, М.А. Харченко // Ученые записки. Серия: психолого-педагогические науки. — Курск : Изд-во Регион. открытого социальн. ин-та, 2003. — С. 33—48 (1 п.л.).
40. Вахтель, Л.В. Деятельностная природа формирования индивидуального музы-кально-исполнительского стиля студента [Текст] / Л.В. Вахтель // Художественно-эстетическая подготовка будущего учителя в системе непрерывного педагогического образования : мат-лы междунар. науч.-практ. конф., Липецк, 7-9 апр. 2004 г. — Липецк : Липецкий гос. пед. ун-т, 2004. — Ч. 1. — С. 66—70 (0,4 п.л.).
41. Вахтель, Л.В. Основы специального курса «Психология исполнительской интер-претации музыкального сочинения» [Текст] / Л.В. Вахтель // Проектирование профессио-нальной подготовки учителей творческих специальностей в условиях модернизации педаго-гического образования : мат-лы межвуз. науч.-прак. конф., Воронеж, 15-16 апр. 2004 г. — Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2004. — С. 28—32 (0,4 п.л.).
42. Вахтель, Л.В. Воспитание психологической культуры музыканта [Текст] / Л.В. Вахтель // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специали-ста : мат-лы Пятой межрегион. науч.-практ. конф., Воронеж, 7-8 апр. 2005 г. — Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2005. — С. 168—171 (0,3 п.л.).
43. Вахтель, Л.В. Индивидуальный музыкально-исполнительский стиль как выраже-ние модального и маргинального [Текст] / Л.В. Вахтель // Композитор и фольклор: взаимо-действие предустановленных и импровизационных факторов музыкального формообразова-ния : мат-лы Всеросс. науч.-прак. конф., Воронеж, 19-22 окт. 2005 г. — Воронеж : Воронеж. гос. академия искусств, 2005. — С. 202—204 (0,4 п.л.).
44. Вахтель, Л.В. Психологическое измерение творчества / Л.В. Вахтель [Текст] // Вестник научной сессии факультета философии и психологии Воронежского гос. ун-та. Вып. 7 / отв. ред. И.И. Борисов. — Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2005. — С. 83—87 (0,5 п.л.).
45. Вахтель, Л.В. Средства исполнительской интерпретации музыкального сочине-ния [Текст] / Л.В. Вахтель // Известия Воронежского гос. пед. ун-та «Музыка». Вып. 356 / под ред. В.Э. Девуцкого. — Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2005. — С. 41—48 (0,5 п.л.).
46. Вахтель, Л.В. Творческая активность студента как фактор формирования педаго-гического стиля [Текст] / Л.В. Вахтель // Педагогическая практика в системе подготовки преподавателя в классическом университете : мат-лы городского науч.-прак. семинара, Во-ронеж, 16 дек. 2005 г. — Воронеж, Воронеж. гос. ун-т, 2005. — С. 38—40 (0,2 п.л.).
47. Вахтель, Л.В. Использование средств музыки для формирования адекватной са-мооценки детей младшего школьного возраста / Л.В. Вахтель [Текст] // Вестник научной сессии факультета философии и психологии Воронежского гос. ун-та. Вып. 9 / отв. ред. И.И. Борисов. — Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2007. — С. 92—99 (0,5 п.л.).
48. Вахтель, Л.В. Психологическое исследование образов, возникающих при воспри-ятии музыки композиторов различных национальных школ [Текст] / Л.В. Вахтель // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки : сб. научн. тр. Вып. 27. / под ред. А.С. Петелина, Н.Н. Лихолёт. — Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2007. — С. 67—75 (0,6 п.л.).
49. Вахтель, Л.В. Этнокультурные универсалии образовательной среды вуза [Текст] / Л.В. Вахтель // Философские и психолого-педагогические проблемы развития образователь-ной среды в современных условиях : мат-лы междунар. науч.-прак. конф., Воронеж, 25 апр. 2008 г. — Воронеж, Воронеж. гос. ун-т, 2008. — С. 87—91 (0,3 п.л.).
50. Вахтель, Л.В. Этнокультурный стиль музыкально-исполнительской деятельности студента как интегративная категория [Текст] / Н.И. Вьюнова, Л.В. Вахтель // Проблемы и перспективы развития художественного профессионального педагогического образования : мат-лы всеросс. науч.-прак. конф., Самара, 30 сент. 2008 г. — Самара, Самар. гос. пед. ун-т, 2008. — Часть 1. — С. 12—16 (авторских 0,3 п.л.).
51. Вахтель, Л.В. По следам отчужденного «Я» [Текст] / Л.В. Вахтель // Филологиче-ские записки. — 2008. — Вып. 27. — С. 280—285 (0,5 п.л.).
52.Вахтель, Л.В. Теоретические направления музыкально-исполнительской деятель-ности студентов [Текст] / Л.В. Вахтель, Н.И. Вьюнова // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении : сб. научн. ст. Вып. 2. / под ред. И.Ф. Бережной, Ю.А. Гончаровой. — Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2009. — С. 228—239 (0,5 п.л.).
Учебно-методические пособия и программы
53.Вахтель, Л.В. Психология творчества [Текст] / Л.В. Вахтель // Программы учеб-ных дисциплин по специальности 020400 (030301) Психология. Дисциплины специ-ализаций. — Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2005. — С. 197—209 (0,8 п.л.).
54. Вахтель, Л.В. Специальная практика в вузе : учебно-методическое посо-бие [Текст] / Л.В. Вахтель. — Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2005. — 60 с (3,5 п.л.).
55. Вахтель, Л.В. Исполнительская интерпретация музыкального сочинения : учебно-методическое пособие [Текст] / Л.В. Вахтель. — Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2005. — 22 с (1,4 п.л.).
56. Вахтель, Л.В. Психология творчества : учебно-методическое пособие [Текст] / Л.В. Вахтель. — Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2006. — 32 с (2,0 п.л.).
57. Вахтель, Л.В. История художественной культуры : учебно-методическое посо-бие [Текст] / Л.В. Вахтель. — Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2007. — 58 с (3,5 п.л.).