- Концепция формирования готовности к профессиональной деятельности основана на альтернативной сложившейся парадигме профессиональной подготовки психолога идее, заключающейся в субъектно-деятельностной профессионализации будущего психолога образования через его раннее погружение и субъектную вовлеченность в систему и условия профильного и профессионального образования по выбранному направлению.
- Этапы, механизмы и условия формирования готовности определяются содержанием профессиональной деятельности, структурой, компонентами и новообразованиями готовности, задачами дотрудового периода профессионализации, совокупность которых реализована в психолого-педагогической модели системно-непрерывного формирования готовности будущего психолога образования.
- Формирование готовности к профессиональной деятельности заключается в поэтапном развитии ее последовательных новообразований в виде готовности к выбору профессии психолога и готовности к учебно-профессиональной деятельности по овладению ею на довузовском этапе профессионализации, готовности к выполнению профессиональной деятельности психолога образования - на вузовском этапе профессионализации.
- Базовый механизм формирования готовности к профессиональной деятельности состоит в гетерохронном развитии ее компонентов: мотивационный и ориентационный компоненты готовности закладываются на этапе профессионального самоопределения; операциональный компонент развивается на этапе профессионального обучения; личностный компонент подвергается развитию исходя из особенностей избранной деятельности, на протяжении обоих этапов профессионализации.
- Парциальными механизмами формирования готовности на довузовском этапе выступают конгруэнтность образа профессии, образа себя и образа своего профессионального будущего, рефлексия представлений об учебно-профессиональной деятельности в вузе и освоение учебно-познавательных действий, необходимых для продуктивной учебно-профессиональной деятельности.
- Парциальными механизмами формирования готовности на вузовском этапе являются самопроектирование индивидуальной траектории профессионального развития, а так же трансформация знаний и умений студента в профессиональные компетенции на основе экстериоризации.
- Поэтапное формирование последовательных новообразований готовности обеспечивается соблюдением условий и использованием способов, соответствующих выделенным механизмам, которые учтены в совокупности разработанных психолого-педагогических технологий реализации концептуальной модели на довузовском и вузовском этапах: образовательная, развивающая, психодиагностическая, аттестационная.
1.Лежнина, Л.В. Системно-деятельностный подход к организации профессио-нального психолого-педагогического образования / Л.В. Лежнина // Высшее образование сегодня. - 2007. - №9. – С. 33-35. (0.3 п.л.)
2.Лежнина, Л.В. Модель формирования готовности психологов образования к деятельности / Л.В. Лежнина // Гуманизация образования. – 2009. - №1. – С. 44-49. (0.4 п.л.)
3.Лежнина, Л.В. Индивидуальный образовательный маршрут как инновация в профессиональной подготовке педагогов-психологов / Л.В. Лежнина // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2009. - №2. – С. 53-56. (0.4 п.л.)
4.Лежнина, Л.В. Становление практической психологии образования: кроскультурный анализ / Л.В. Лежнина // Психологическая наука и образование. – 2008. - №1. – С. 31-37 (0.5 п.л.)
5.Лежнина, Л.В. Кейс-метод в обучении педагогов-психологов: научно-мето-дический аспект / Л.В. Лежнина // Наука и школа. – 2008. - №5. – С. 68-70. (0.6 п.л.)
6.Лежнина, Л.В. Дополнительное (профотборочное) испытание абитуриентов факультета педагогики и психологии / Л.В. Лежнина // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2007. - №5. – С. 3-8. (0.6 п.л.)
7.Лежнина, Л.В. Психология в профильной социально-гуманитарной подготовке учащихся / Л.В. Лежнина // Профильная школа. – 2009. - №1. – С. 58-63. (0.6 п.л.)
8.Лежнина, Л.В. Подготовка старшеклассников к учебно-профессиональной деятельности в вузе / Л.В. Лежнина // Воспитание школьников. – 2009. - №3. – С. 50-55; №4. – С. 64-66. (0.7 п.л.)
II. Монографии
9.Лежнина, Л.В. Формирование готовности будущего педагога-психолога к профессиональной деятельности: монография / Л.В. Лежнина. – М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2009. – 240 с. (15 п.л.)
10.Лежнина, Л.В. Практический психолог образования: модель деятельности и специалиста: монография / Л.В. Лежнина. – Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2007. – 160 с. (9 п.л.)
III. Учебные пособия, учебно-методические работы, программы
11.Лежнина, Л.В. Психолог в образовании: Профессия. Обучение. Карьера: учебное пособие / Л.В. Лежнина. – Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2005. – 112 с. (7 п.л.)
12.Лежнина, Л.В. Психология: подготовка и защита выпускной квалифика-ционной (дипломной) работы: методические рекомендации для студентов / Л.В. Лежнина. - Йошкар-Ола: МГПИ, 2004. – 36 с. (1.7 п.л.)
13.Лежнина, Л.В. Программа государственного экзамена по специальности 050706 – педагогика и психология / Л.В. Лежнина, Н.С. Морова, Е.П. Чернова и др. – Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2007. – 24 с. (авт. вклад - 50 %).
14.Лежнина, Л.В. Современные технологии отбора на новые педагогические специальности: методическое пособие для абитуриентов / Л.В. Лежнина, Н.С. Моро-ва. - Йошкар-Ола: МГПИ, 1998. – 24 с. (1.7 п.л.) (авт. вклад - 50 %).
15.Лежнина, Л.В. Технология творческого экзамена по психолого-педагогическому мастерству: методическое пособие для абитуриентов заочного отделения / Л.В. Лежнина, Н.С. Морова. - Йошкар-Ола: МГПИ, 1999. - 19 с. (1 п.л.) (авт. вклад - 50 %).
16.Лежнина, Л.В. Технология профориентационного собеседования для абитуриентов: методическое пособие для абитуриентов заочного отделения / Л.В. Лежнина, Н.С. Морова, Н.П. Шабалина. - Йошкар-Ола: МГПИ, 2002. – 19 с. (1 п.л.) (авт. вклад - 50 %).
17.Лежнина, Л.В. Детская психология: учебно-методический комплекс по дисциплине / Л.В. Лежнина. - Йошкар-Ола: МГПИ, 2003. – 45 с. (3.4 п.л.)
18.Лежнина, Л.В. Введение в специальность детского практического психолога // Детская практическая психология: сборник учебных программ / под ред. Л.В. Леж-ниной. – Йошкар-Ола: МГПИ, 2000. – С. 5-20. (0.9 п.л.)
19.Лежнина, Л.В. Основы психологического консультирования // Детская практическая психология: сборник учебных программ / под ред. Л.В. Лежниной. – Йошкар-Ола: МГПИ, 2000. – С. 51-59. (0.5 п.л.)
20.Лежнина, Л.В. Методика психологической работы с детьми // Детская практическая психология: сборник учебных программ / под ред. Л.В. Лежниной. – Йошкар-Ола: МГПИ, 2000. – С. 70-78. (0.5 п.л.)
21.Лежнина, Л.В. Психология девиантного поведения детей и подростков // Детская практическая психология: сборник учебных программ / под ред. Л.В. Лежни-ной. – Йошкар-Ола: МГПИ, 2000. – С. 88-98. (0.6 п.л.)
IV. Статьи в журналах и сборниках научных трудов, тезисы докладов
22.Лежнина, Л.В. Готовность к профессиональной деятельности в системе профессионализации личности / Л.В. Лежнина // Известия Академии наук Респуб-лики Таджикистан. – 2008. - № 3. – С. 81-83. (0.3 п.л.)
23.Лежнина, Л.В. Специфика профессиональной деятельности психолога в современном образовании / Л.В. Лежнина // Известия Академии наук Республики Таджикистан. – 2007. - № 4. – С. 208-212. (0.4 п.л.)
24.Лежнина, Л.В. Готовность к профессиональной деятельности: структурно-системный анализ / Л.В. Лежнина // Социальная синергетика и актуальная наука: национальные проекты России как фактор ее безопасности в глобальном мире: научная экспертиза на самоорганизацию и адекватность: сб. науч. тр. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2009. - С. 240-245. (0.45 п.л.)
25.Лежнина, Л.В. Проблемы реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании психологов / Л.В. Лежнина // Современные пробле-мы высшего профессионального образования: материалы региональной научно-методической конференции: в 2 ч. – Курск: КГТУ, 2009. – Ч.1. - С.125-129. (0.3 п.л.)
26.Лежнина, Л.В. Проблема формирования готовности к профессии психолога образования / Л.В. Лежнина // Психолого-педагогические проблемы совершенство-вания системы повышения квалификации: материалы ХII научно-практической конференции. – Йошкар-Ола: МИО, 2006. - Ч. 1. – С. 44-47. (0.3 п.л.)
27.Лежнина, Л.В. Личностный ресурс психолога в структуре готовности к профессии / Л.В. Лежнина // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: материалы международной конференции. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2006. – С. 258-260. (0.2 п.л.)
28.Лежнина, Л.В. Проблема обучения психологии как профессии / Л.В. Леж-нина, И.А. Курапова // Педагогика будущего: сборник научных трудов. – Йошкар-Ола: МарГПИ, 2004. – С. 161-163. (0.3 п.л.) (авт. вклад - 50 %).
29.Лежнина, Л.В. Новые ориентиры подготовки психологов для изменяющегося мира / Л.В. Лежнина // Профессионально-личностные качества специалиста социальной сферы как аспект социального образования: материалы международной научно-практической конференции. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Держа-вина, 2004. - С. 163-166. (0.5 п.л.)
30.Лежнина, Л.В. Проблемы модернизации профессиональной подготовки психологов в системе высшего педагогического образования / Л.В. Лежнина // Вест-ник Марийского государственного педагогического института. - 2004. - № 1.- С. 228-234. (0.6 п.л.)
31.Лежнина, Л.В. Инновационные направления формирования готовности будущих психологов образования к профессиональной деятельности / Л.В. Лежнина // Психология и современное российское образование: материалы IV всероссийского съезда психологов образования России, 8-12 декабря 2008 года. – Москва: ООО «Федерация психологов образования России», 2008. – Т.1. – С. 228-229. (0.3 п.л.)
32.Лежнина, Л.В. Актуальные проблемы и направления формирования профессиональной готовности психологов образования / Л.В. Лежнина // Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение: материалы IV национальной научно-практической конференции. – Москва: ООО «Федерация психологов образования России», 2007. – С. 32-35. (0.2 п.л.).
33.Лежнина, Л.В. Формирование психологической готовности к обучению в вузе / Л.В. Лежнина // Психолого-педагогические исследования в системе образования: материалы всероссийской научно-практической конференции. - М.-Челябинск: Изд-во «Образование», 2005. - Ч. 5. – С. 180-183. (0.2 п.л.)
34.Лежнина, Л.В. Актуальные проблемы современного профессионального образования при подготовке педагогов-психологов / Л.В. Лежнина, В.В. Полякова // Актуальные проблемы специального и профессионального образования: сборник научных трудов. – Чебоксары: Чувашский госпедуниверситет, 2007. – С. 183-185. (0.3 п.л.) (авт. вклад - 50 %).
35.Лежнина, Л.В. Проблема готовности старшеклассников к вузовскому этапу овладения профессией / Л.В. Лежнина // Инновационная сельская школа: от идеи к результату: сборник статей. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2006. – С. 35-41. (0.4 п.л.)
36.Лежнина, Л.В. Этическая проблема в преподавании психологии / Л.В. Лежнина // 10 лет в системе высшего негосударственного образования: опыт, проблемы и перспективы развития: научные труды по материалам международной юбилейной конференции. Часть 3. - М.- Йошкар-Ола, 2003. - С. 69-72. (0.3 п.л.)
37.Лежнина, Л.В. Совершенствование профессиональной подготовки психоло-гов дошкольного образования / Л.В. Лежнина // Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурном регионе. – Чебоксары: Чувашский госпедуниверситет, 2005. – Ч.1. – С. 53-57. (0.2 п.л.)
38.Лежнина, Л.В. Модель личности специалиста «педагог-психолог»: содержательный аспект / Л.В. Лежнина // Социальная синергетика и актуальная наука: Национальные проекты России как фактор ее безопасности и устойчивого развития в глобальном мире: сборник научных трудов. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2008. – C. 191-197. (0.4 п.л.)
39.Лежнина, Л.В. Современный психолог образования: индивидные, личностные и субъектно-деятельностные свойства / Л.В. Лежнина // Социально-гуманитарные науки в XXI веке: из опыта исследовательских практик: материалы четвертой межрегиональной весенней молодежной научной конференции. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2008. – C. 219-227. (0.5 п.л.)
40.Лежнина, Л.В. Организационная модель деятельности практического психолога сельского детского сада / Л.В. Лежнина // Модернизация дошкольного образования на селе / под ред. Н.С. Моровой. - М.: Владос, 2004. - С. 48-63. (1 п.л.)
41.Лежнина, Л.В. Психологическое сопровождение педагогического процесса в учреждении дополнительного образования / Л.В. Лежнина, О.А. Мазанова // Теория и практика дополнительного образования: актуальные проблемы развития: сборник научных статей. – Йошкар-Ола, 1999. - С. 21-36. (0.9 п.л.) (авт. вклад - 50 %).
42.Лежнина, Л.В. Объектно-предметный анализ деятельности практического психолога образования / Л.В. Лежнина // Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты: сборник научных статей III национальной научно-практической конференции. – Москва: Федерация психологов образования России, 2006. – Ч. 1. - С. 47-49. (0.4 п.л.)
43.Лежнина, Л.В. Этапы развития практической психологии в образовании / Л.В. Лежнина // Социальная экология детства: сборник науч. статей: вып. 2 / под ред. Л.В. Лежниной. – Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2006. – С. 4-11. (0.4 п.л.)
44.Лежнина, Л.В. Проблемы устойчивого развития практической психологии образования как профессиональной деятельности / Л.В. Лежнина // Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций: материалы II международной заочной научно-практической конференции. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007. - С. 44-48. (0.3 п.л.)
45.Лежнина, Л.В. Организационно-содержательные основы вхождения в профессию педагога-психолога / Л.В. Лежнина // Психолог в детском саду. – 1999. - №4. - С.132-137. (0.5 п.л.)
46.Лежнина, Л.В. Комплексная технология разбора кейсов в подготовке психологов образования / Л.В. Лежнина // Психология образования: современное состояние и перспективы: материалы II всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. Е.Ю. Пряжниковой. - Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2008. – С. 303–306. (0.3 п.л.)
47.Лежнина, Л.В. К вопросу об образовательных технологиях в подготовке педагогов-психологов / Л.В. Лежнина // Российско-Американское сотрудничество. Образование и перспективы развития: материалы I российско-американской региональной конференции. – Йошкар-Ола, 1997. - С. 122-123. (0.2 п.л.)
48.Лежнина, Л.В. Социально-перцептивный тренинг как эффективная технология гуманитарной вузовской подготовки / Л.В. Лежнина // Гуманитарное образование полиэтнического региона: проблемы, новации и оптимальные формы: материалы регионального научного семинара. – Йошкар-Ола, 1995.- С. 31-33. (0.2 п.л.)
49.Лежнина, Л.В. Практика использования Интернет-технологий в подготовке волонтеров социальной работы / Л.В. Лежнина, А.В. Моров // Компьютер в изучении, обучении и реабилитации детей со специальными образовательными потребностями: научно-методический сборник статей.- Йошкар-Ола, 2003. - С. 37-41. (0.3 п.л.) (авт. вклад - 50 %).
50.Лежнина, Л.В. Технология кейсов в подготовке психологов образования: отечественные традиции и западные инновации / Л.В. Лежнина // Психолог образова-ния: опыт работы и проблемы подготовки: материалы международной научно-практической конференции 27-28 июня 2007 г. / под ред. Л.М. Дубового, В.В. Конс-тантинова. Том. 1. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2007. – С. 164-167. (0.2 п.л.)
51.Lezhnina, L.V. Psychological analysis of the developing identity of children in contemporary Russia / L.V. Lezhnina // Identity,Culture & Language Teaching. – USA, The University of Iowa: International Center, 2002. - Р. 29–36. (0.6 п.л.)
52.Lezhnina, L.V. The Maintenance of Children’s Mental Health as a Problem of National Security / L.V. Lezhnina // The Journal of Eurasian Research. - 2002. - #2. - P. 38–41. (0.3 п.л.)
53.Лежнина, Л.В. Детство и его социальное сопровождение в США / Л.В. Леж-нина // Глобализация и проблемы национальной безопасности России в 21 веке: сборник научных статей / под общ. ред. В.П. Шалаева. – Йошкар-Ола, 2004.- С. 145-151. (0.4 п.л.)
54.Лежнина, Л.В. Проблема психологического сопровождения развития детей / Л.В. Лежнина // Женщины: семья, общество, политика: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 1999. - С. 52-55. (0.3 п.л.)
55.Лежнина, Л.В. Актуальная и перспективная востребованность практической психологии / Л.В. Лежнина // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 17-20 ноября 2005 года. – М.: АНО УМО «Инсайт», 2005. - С. 253-254. (0.2 п.л.)