Научная тема: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И УЧЕНИКА В ПРОЦЕССЕ ЕГО ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ»
Специальность: 19.00.07
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Содержание понятий «взаимодействия ученика и образовательной среды» и «образовательная среда» раскрыты с учетом характеристик активности, целенаправленности, динамичности, структурности процессов взаимодействий школьника и образовательной среды (взаимодействия ученика и образовательной среды - это одновременные или последовательные во времени и совмещенные в пространстве проявления инициативной или ответной активности школьника и образовательной среды (или ее составляющих) в процессе реализации субъектами образования целей обучения, воспитания, развития и психологической адаптации, имеющие сложную структуру и динамично изменяющиеся в зависимости от этапов обучения, внешних и внутренних по отношению к школьнику факторов; под образовательной средой понимается система педагогических, психологических и организационных условий и воздействий, обеспечивающих когнитивное, эмоциональное, коммуникативное и, в целом, личностное развитие школьника на основе его природных и возрастных особенностей и с учетом целей общества).
  2. Психологическая концепция взаимодействий ученика и образовательной среды, включающая теоретико-методологические основы исследования, цель (выявление условий и факторов эффективных и оптимальных взаимодействий образовательной среды и ученика, способствующих их школьной психологической адаптации); описание уровней, составляющих элементов и субструктур взаимодействий школьника и образовательной среды (на психофизиологическом уровне организации личности в субструктуру взаимодействий школьника и образовательной среды входят такие элементы, как подвижность его нервной системы, эмоциональные процессы и состояния; на психологическом уровне - интеллект учащегося в соотношении с предоставлением средой возможностей его реализации, учебная мотивация школьника в соотношении целями и программами обучения, представления ученика о среде, процессе взаимодействия и о себе в соотношении с условиями обучения; на социально-психологическом уровне - общительность школьника в соотношении с социально-психологическим статусом в первичной группе класса, самосознание в соотношении с особенностями личности и деятельности педагогов); описание системных признаков (эффективность взаимодействий, оптимальное соотношение требований среды и возможностей ученика, способствующее его школьной психологической адаптации) и системообразующих факторов (цели развития, воспитания, обучения и школьной психологической адаптации).
  3. Концепция взаимодействий образовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации включает в себя положение о структурно-функциональной организации взаимодействий учащегося и образовательной среды, подтверждающееся описанием развития и динамики процесса (интеллектуальная функция учащихся на протяжении всего школьного обучения развивается неравномерно, находясь несколько раз во 2, 7 и 10 классах на пике относительно возрастных возможностей и замедляя темпы своего развития в 5 и 9 классах; эмоциональное развитие наиболее затруднительно при переходе учащихся из среднего звена школы в старшие классы; социально-психологические процессы наиболее проблематично протекают в 5-6 классах; в общем виде динамика психологической структуры взаимодействий школьника и образовательной среды характеризуется увеличением интеграции отдельных психологических процессов в среднем в 6 и 8 классах и увеличением их дифференциации к концу 1 и 9 классов).
  4. В организации функционирования структуры взаимодействий ученика и образовательной среды участвуют эмоциональные механизмы (в общем виде представляют собой совокупность эмоциональных процессов, сигнализирующих об эффективности или неэффективности взаимодействий учащихся со средой, заставляющих школьника изменять содержание и динамику своих взаимодействий со средой), когнитивные механизмы (заключающиеся в отборе школьником и закреплении в себя в памяти эффективных способов взаимодействий со средой, мысленном моделировании ими вариантов будущих взаимодействий со средой с антиципацией результатов, в постепенном переходе от развернутости данных действий во времени к их «свернутой», неосознаваемой форме, интеллектуализации всех видов взаимодействий, проявляющейся в быстром достижении эффективного результата без проб и ошибок), мотивационные (заключающиеся в стремлении к овладению каким-либо предметом или избегании каких-либо действий), социально-психологические механизмы (представляющие собой последовательные или одновременные процессы согласованных или манипулятивных взаимовлияний в межличностных взаимодействиях) и общеструктурные механизмы (основными являются образование внутрисистемных связей преимущественно с одним или несколькими элементами структуры и постепенное нарастание силы влияния данных элементов на функционирование всей системы взаимодействий).
  5. Эффективность взаимодействий ученика и образовательной среды зависит от типа структур данных взаимодействий и степени согласованности внутриструктурных взаимосвязей каждого типа (наиболее оптимальным для общего результата взаимодействий школьника и образовательной среды и достижения его психологической адаптированности являются условия достаточного контроля и поддержки учителями и родителями развития интеллектуальной и мотивационной сфер личности учащихся и относительная свобода социально-психологического и эмоционального функционирования школьников; наиболее проблематичен для учащихся такой тип организации структуры взаимодействий школьника и образовательной среды, когда интеллект практически не включается в общую структуру взаимодействий).
  6. Динамика структуры взаимодействий ученика и образовательной среды и ее характеристик происходит нелинейно и гетерохронно в кризисные моменты школьной жизни. Структуры взаимодействий школьника и образовательной среды имеют качественное своеобразие в зависимости от этапа и условий обучения: в начальной школе и ее среднем звене ведущие функции в оптимизации взаимодействий школьника и образовательной среды осуществляет социально-психологическая субструктура, в старших классах - эмоциональная субструктура; наибольшая насыщенность внутриструктурных связей наблюдается в 5-6 классах школы, что делает адаптационный процесс учащихся затруднительным и менее успешным по сравнению с другими периодами обучения; в гимназии насыщенность внутриструктрных связей больше, чем в общеобразовательной школе, а роль когнитивной субструктуры выше, что объясняется развитием интеллекта как общей адаптационной способности.
  7. Положение о роли элементов структуры взаимодействий ученика и образовательной среды, являющихся в силу своего функционирования внутренними и внешними по отношению к школьнику факторами, и взаимосвязи внутренних (свойств нервной системы, мотивов учения, интеллекта, социально-психологических характеристик личности) и внешних факторов взаимодействий учащихся с образовательной средой (отношений и представлений учителей и родителей, внутрипоколенные взаимоотношения). Внутренние факторы обеспечивают целостность и относительную самостоятельность структуры, внешние факторы - ее открытость и возможность целенаправленного формирования и развития.
  8. Положение о роли учителя в достижении эффективности взаимодействий образовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации, заключающейся в оптимизации функций организаторов, помощников и активных наблюдателей в процессе взаимодействий школьника и образовательной среды. Данные функции обеспечиваются определенными умениями, основными из которых являются: умение концентрированной внимательности к групповой динамике, умение понимать ситуацию взаимодействия школьника со средой, умение воспринимать класс как групповой субъект текущего и перспективного взаимодействия со средой и одновременно выделять учащихся, «выпадающих» из данного взаимодействия, умение оперативного решения проблемы взаимодействия учащегося со средой, умение вызывать у учащихся позитивный и оптимистичный настрой в процессе их взаимодействия со средой. Комплекс данных умений формируется и развивается в процессе совместных с учениками действий в учебной и внеучебной деятельности в процессе достижения целей образования.
  9. Построенная на основе разработанной концепции комплексная программа развития умений педагогов в организации эффективных взаимодействий школьников и образовательной среды, формирования у родителей компетентного отношения к взаимодействиям их детей и образовательной среды и оптимизации у учащихся процесса школьной адаптации и эмоциональных, когнитивных и социально-психологических механизмов функционирования системы их взаимодействий с образовательной средой.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Григорьева, М.В. Исследование содержательных и эмоционально-оценочных характеристик образа России [Текст] / М.В. Григорьева // Образ России: культурно-исторические и социально-политические представления молодежи / Под ред. Р.М. Шамионова. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008.- 176 с.: ил. – 11 п.л.; авт. вклад 18,75%.

2.Григорьева, М.В. Школьная адаптация: механизмы и факторы в разных условиях обучения [Текст] / М.В. Григорьева. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. – 212 с.: ил. – 13,25 п.л.

3.Григорьева, М.В. Психология взаимодействий школьника и образовательной среды [Текст] / М.В. Григорьева. – Саратов: Приволжское издательство, 2009. – 175 с.: ил.. – 11 п.л.

Статьи в ведущих журналах, рекомендованных ВАК РФ

4.Григорьева, М.В. Развитие коммуникативных умений у детей в сценической деятельности [Текст] / М.В. Григорьева // Начальная школа. 2003. № 10. С. 103 – 106. – 0,25 п.л.

5.Григорьева, М.В. Интеллектуальные механизмы психологической адаптации школьников к условиям обучения [Текст] / М.В. Григорьева // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Научно-методический журнал. 2007. Том 13. Серия психологические науки «Акмеология образования» № 1. С.62 – 65. – 0,5 п.л.

6. Григорьева, М.В. К разработке концептуальной модели взаимодействия личности и среды [Текст] / М.В. Григорьева // Мир психологии. 2008. № 1 (53). С. 93-100. – 0,5 п.л.

7. Григорьева, М.В. Социальная психология в образовании: проблемы и перспективы [Текст] / М.В. Григорьева, Р.М. Шамионов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2008. Т. 8. Вып. 1. С. 110-113. – 0,5 п.л.; авт. вклад 50%.

8. Григорьева, М.В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации [Текст] / М.В. Григорьева // Начальная школа. 2009. № 1. – С. 8-9. – 0,125 п.л.

9. Григорьева, М.В. Современные технологии школьной адаптации [Текст] / М.В. Григорьева // Начальная школа плюс До и После. 2009. № 2. С. 3-6. – 0,25 п.л.

10. Григорьева, М.В. Метасистемный анализ школьной адаптации [Текст] / М.В. Григорьева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2008. Т. 8. Вып. 2. С. 76-81. – 0,75 п.л.

11. Григорьева, М.В. Психологическая репрезентация среды школьной адаптации у старшеклассников [Текст] / М.В. Григорьева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2009. Т. 9. Вып. 1. С. 66-71. – 0,75 п.л.

12. Григорьева, М.В. Субъективное благополучие как результат школьной адаптации [Текст] / М.В. Григорьева // Психологическая наука и образование. 2009. № 2. С. 41-46. – 0,375 п.л.

13. Григорьева, М.В. Влияние когнитивных стилей деятельности педагогов на адаптацию учащихся к обучению в школе [Текст] / М.В. Григорьева // Начальная школа. 2009. № 8. С. 37-40. – 0,25 п.л.

14.Григорьева, М.В. Синергетичность школьных интеракций [Текст] / М.В. Григорьева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2009. Т. 9. Вып. 2. С. 68-73. – 0,75 п.л.

15.Григорьева, М.В. Специфика структурной организации комплексных факторов школьной адаптации [Текст] / М.В. Григорьева // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 3 (9). С. 35-38. – 0,5 п.л.

16.Григорьева, М.В. Временные соотношения субъектных и личностных проявлений в адаптационном процессе [Текст] / М.В. Григорьева, Р.М. Шамионов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия: Педагогические науки. 2009. № 3. С. 127-131. – 0,5 п.л.; авт. вклад 50%.

Научные статьи, материалы конференций

17. Григорьева, М.В. Особенности эмоциональной адаптации шестилетних школьников к систематическому обучению [Текст] / М.В. Григорьева, Л.Е. Тарасова // Страхов В.И., Бондаренко Г.В. Экологическое сознание и внимание. – Саратов: Изд-во пединститута, 1996. С. 133-138. – 0,4 п.л.; авт. вклад 50%.

18. Григорьева, М.В. Влияние отношения родителей к школе и учителям на процесс адаптации их детей [Текст] / М.В. Григорьева // Проблемы социальной психологии личности: Межвуз. сб. науч. тр. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. Вып. 1. С. 204-210. – 0,4 п.л.

19. Григорьева, М.В. Комплексный подход к исследованию школьной адаптации [Текст] / М.В. Григорьева // Психология образования – 2005: Материалы межрегиональной научно-практической конференции 25-26 октября 2005 года. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2005. С. 58-66. – 0,56 п.л.

20. Григорьева, М.В. Типы взаимосвязей школьных адаптационных процессов и их детерминантный комплекс [Текст] / М.В. Григорьева // Проблемы социальной психологии личности: Межвуз. сб. науч. тр. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2005. Вып. 2. С. 191-198. – 0,5 п.л.

21. Григорьева, М.В. Теоретические и прикладные аспекты проблемы адаптации в психологии [Текст] / М.В. Григорьева // Проблемы социальной психологии личности: Межвуз. сб. науч. тр. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2005. Вып. 2. С. 33-39. – 0,44 п.л.

22. Григорьева, М.В. Влияние особенностей социализации на формирование образа России у молодежи [Текст] / М.В. Григорьева // Проблемы социальной психологии личности: Межвуз. сб. науч. тр. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. Вып. 4. С. 94-99. – 0,4 п.л.

23. Григорьева, М.В. Содержательные и эмоциональные характеристики образа прошлого России у молодежи [Текст] / М.В. Григорьева // Проблемы социальной психологии личности: Межвуз. сб. науч. тр. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. Вып.5. С. 114-120. – 0,44 п.л.

24. Григорьева, М.В. Формирование образа России у молодежи в разных условиях социализации [Текст] / М.В. Григорьева // Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение: Материалы IV Национальной научно-практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2007. С. 165-167. – 0,4 п.л.

25. Григорьева, М.В. Когнитивные аспекты школьной адаптации [Текст] / М.В. Григорьева // Психология XXI столетия. / Под ред. В.В. Козлова. Ярославль, МАПН, 2008. Т. 1. С. 169-171. – 0,2 п.л.

26. Григорьева, М.В. Субъектность адаптирующейся личности [Текст] / М.В. Григорьева // Личность и бытие: субъектный подход / Материалы научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения члена-корреспондента РАН А.В. Брушлинского, 15-16 октября 2008 г. / Отв. ред.: А.Л. Журавлев, В.В. Знаков, З.И. Рябикина. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 522-524. – 0,2 п.л.

27. Григорьева, М.В. Представления об адаптационных возможностях молодежи у представителей различных поколений [Текст] / М.В. Григорьева // Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2008. С. 33-41. – 0,5 п.л.

28. Григорьева, М.В. Влияние качества образовательной среды на самоопределение старшеклассников [Текст] / М.В. Григорьева // 5-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 26-27 ноября 2008) / Научный редактор М.О. Мдивани. – М.: Психологический институт РАО, 2008. С. 85-87. – 0,2 п.л.

29. Григорьева, М.В. Роль рефлексивных процессов в формировании представлений о современной молодежи в разновозрастных поколениях [Текст] / М.В. Григорьева, Л.Е. Тарасова // Проблемы социальной психологии личности: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. Вып.6. С. 95-102. – 0,5 п.л.; авт. вклад 50%.

30. Григорьева, М.В. Роль образовательной среды в процессе самоопределения старшеклассников [Текст] / М.В. Григорьева // Проблемы социальной психологии личности: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. Вып.6. С. 140-146. – 0,4 п.л.

31. Григорьева, М.В. Методологические проблемы исследования школьной адаптации [Текст] / М.В. Григорьева // Ученые записки Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2008. Т.1. № 1-2. С.19-27. - 1,125 п.л.

32. Григорьева, М.В. Метасистемы процессов взаимодействия школьника с образовательной средой в ситуациях изменения условий деятельности [Текст] / М.В. Григорьева // Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2009. Вып. 2. С. 28-36. – 1,125 п.л.

33. Григорьева, М.В. Взаимосвязь внутренних и внешних факторов школьной адаптации [Текст] / М.В. Григорьева // Ученые записки Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2009. Т. 2. № 2 (6). С. 3-8. – 0,75 п.л.

34. Григорьева, М.В. Взаимодействие как категория современной психологии [Текст] / М.В. Григорьева // Ученые записки Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2009. Т. 2. № 3-4 (7-8). С. 3-12. – 1,25 п.л.

35.Григорьева, М.В. Историческое развитие идей о взаимодействии человека и среды в психологической науке [Текст] / М.В. Григорьева // Психология человека в современном мире. Т. 5. Личность и группа в условиях социальных изменений (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 15-22. – 0,5 п.л.