Научная тема: «ГЕТЕРОХРОНИЗМ РАЗВИТИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»
Специальность: 19.00.02
Год: 2010
Отрасль науки: Биологические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:

1. Закономерностями возрастного развития у детей с сенсорными нарушениями являются:

– Отклонения развития психофизиологических функций детей 4–10 лет с сенсорными нарушениями от «вектора возрастного развития»: снижение уровня физического развития у детей 5–7 лет с нарушениями зрительного анализатора и у детей 7–9 лет с нарушениями слухового, повышение показателей точности движений у девочек 6–8 лет с нарушением слуха и девочек 7–10 лет с нарушениями зрения; тактильной чувствительности – у детей 4–5 и 8–10 лет с нарушением зрения. Степень выраженности этих отклонений достоверно выше у детей с нарушениями слухового анализатора.

– Оптимальное для конкретного возраста психофизическое состояние детей с сенсорными нарушениями обеспечивается повышением «цены» адаптации (высокие показатели индекса напряжения по Р.М. Баевскому, личностной тревожности и увеличение медленноволновой активности на электроэнцефалограммах), по сравнению со здоровыми сверстниками.

– Гетерохронный характер адаптационно-компенсаторных изменений психофизиологических функций имеет различия при нарушениях зрительного и слухового анализаторов. При нарушениях зрительного анализатора наибольшую адаптационную нагрузку, судя по выраженным изменениям функциональных показателей, испытывают центральная нервная система, тактильный анализатор, регуляторные системы сердечного ритма и психоэмоциональная сфера. При нарушениях слухового анализатора наибольшее напряжение адаптации отмечается у двигательного анализатора и механизмов регуляции сердечного ритма.

2. Критическими периодами в психофизическом развитии детей с нарушением зрительной афферентации является возраст 5–7 лет, при нарушениях слуховой афферентации 7–8 лет, для которых характерно повышение напряжения функциональных систем, проявляющееся в
повышении ЧСС, индекса тревожности, индекса напряжения, снижение координации движений или чувства времени.

3. Судя по снижению степени напряжения центральных механизмов регуляции сердца, индекса тревожности, повышению координации движений, по сравнению к предыдущим возрастным периодам, наиболее благоприятное психофункциональное состояние отмечается у детей 9–10 лет с нарушением зрительного анализатора. У детей с нарушением слухового анализатора таким периодом является возраст 5–6 лет, при котором наблюдается снижение функциональной активности механизмов регуляции сердечного ритма, показателей артериального давления, снижение утомляемости и повышение тактильной чувствительности.

4. Теоретическая модель гетерохронных изменений психофизиологических функций при нарушениях сенсорных систем у детей 4–10 лет включает схему структуры повозрастных отклонений от вектора возрастного развития центральной нервной системы, показателей регуляции сердечного ритма, тактильного и двигательного анализаторов и физического развития. Использование модели позволяет рекомендовать средства психофизической коррекции направленные на предупреждение перенапряжения функциональных систем, несущих основную «адаптационную нагрузку».

5. Использование средств психофизического оздоровления и коррекции, в сочетании с релаксацией на ранних возрастных этапах у детей с нарушениями зрительного и слухового анализаторов, приводит к снижению функционального напряжения центральной нервной системы при сохранении адаптационных возможностей организма.

Список опубликованных работ
Статьи в журналах рекомендуемых ВАК РФ

1. Кокорева, Е.Г. Возрастные особенности регуляции сердечного ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением зрения / Е.Г. Кокорева // Вестник Южно-Уральского государственного университета: Образование, здравоохранение, физкультура и спорт. – № 5 (б). – 2003. – С. 99–102.

2. Кокорева, Е.Г. Особенности психофизиологических функций при нарушениях зрения у детей / Е.Г. Кокорева, Г.И. Максутова, Т.В. Попова // Becтник Южно-Уральского государственного университета: Oбpaзовaниe, здpaвooxpaнeниe, физическая кyльтypa. – Bып. 5, Т.1. – № 4(44). – 2005. – С. 236–242.

3. Кокорева, Е.Г. Психофизические механизмы компенсации центральной нервной и системы кровообращения у детей с нарушениями слуха / Е.Г. Кокорева // Becтник Южно-Уральского государственного университета: Oбpaзовaниe, здpaвooxpaнeниe, физичecкaя кyльтypa. – Bып. 5, Т.1. – № 4(44). – 2005. – С. 331–334.

4. Кокорева, Е.Г. Особенности характера адаптационных реакций сердца на различные физические нагрузки у детей 4–7 лет с нарушениями зрительной функции / Е.Г. Кокорева // Вестник Уральского государственного технического университета – УПИ. – Вып. 5, Т. 2. – №16 (68). – 2005. – С. 248–251.

5. Попова, Т.В. Механизмы развития утомления при локальной мышечной деятельности / Т.В. Попова, Е.Г. Кокорева, Г.И. Максутова // Вестник Уральского государственного технического университета – УПИ. – Вып. 5, Т. 2. – №16 (68). – 2005. – С. 131–138.

6. Максутова Г.И. Психофизиологические особенности здоровых и слабовидящих детей дошкольного возраста / Г.И. Максутова, Е.Г. Кокорева // Becтник Южно-Уральского государственного университета: Oбpaзовaниe, здpaвooxpaнeниe, физичecкaя кyльтypa. – Bып. 7, Том 1. – № 3(58). – 2006. – С. 182–184.

7. Тыцкая В.Г. Психофизиологическое состояние школьников 7–17 лет после коррекции опорно-двигательного аппарата / В.Г. Тыцкая, Е.Г. Кокорева// Becтник Южно-Уральского государственного университета: Oбpaзовaниe, здpaвooxpaнeниe, физичecкaя кyльтypa. – Bып. 7, Том 1. – № 3(58). – 2006. – С. 244–246.

8. Кокорева, Е.Г. Особенности регуляции сердечного ритма при локальной работе у детей с сенсорными нарушениями/ Е.Г. Кокорева, А.Р. Хайруллина, С.А. Курамин // Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 8. – С. 39–41.

9. Кокорева, Е.Г. Особенности компенсаторных изменений при сенсорных нарушениях у детей / Е.Г. Кокорева, Т.В. Попова // Российская педиатрическая офтальмология. – 2007. – № 1. – С. 14–18.

10. Кокорева, Е.Г. Особенности возрастного развития регуляции сердечного ритма у детей дошкольного возраста с нарушением зрительной функции / Е.Г. Кокорева. – Физиология человека.– 2007. – № 1, Т. 33 – С. 63–69.

11. Кокорева, Е.Г. Закономерности возрастных изменений психофизиологических функций у детей с сенсорными нарушениями/ Е.Г. Кокорева. – Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – № 9. – 2010.

Другие публикации

12. Попова, Т.В. Динамика психофизиологического состояния организма в течение первых четырех лет обучения в школе / Т.В. Попова, Е.Г. Кокорева, О.Г. Коурова //Альманах «Новые исследования».– 2004. – № 1–2. – С. 316–317.

13. Кокорева, Е.Г. Особенности компенсаторных изменений при сенсорных нарушениях у детей / Е.Г. Кокорева, Т.В. Попова, Г.И. Максутова // Рос. физиол. журн. им. И.М. Сеченова. – 2004. – Т. 90, № 8. – С. 315–316.

14. Кокорева, Е.Г. Возрастные изменения сердечного ритма у детей с сенсорными нарушениями / Е.Г. Кокорева //Образование и цивилизация: Межотраслевой науч.-практ. вестник Института ноосферного образования УрО РАО. – Челябинск, 2004. – С. 213–219.

15. Кокорева, Е.Г. Возрастные особенности реакции сердца на локальные и общие нагрузки у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения / Е.Г. Кокорева, Т.В. Попова, О.Г. Коурова //Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Всероссийская науч.-практ. Конференция. – Уссурийск: УГПИ, 2005. – С. 65–68.

16. Кокорева, Е.Г. Психофизиологические механизмы компенсации центральной нервной системы у детей с нарушениями слуха / Е.Г. Кокорева // Вестник Томского государственного университета. Приложение: Материалы междунар., всероссийских, региональных научных конференций, семинаров, симпозиумов, школ, проводимых в ТГУ. – 2006. – № 21. – С. 66–68.

17. Попова, Т.В. Особенности компенсаторно-адаптационных изменений при нарушениях зрения и слуха у детей 4–6 лет / Т.В. Попова, Е.Г. Кокорева, С.А. Курамин // Вестник Томского государственного университета. Приложение: Материалы междунар., всероссийских, региональных научных конференций, семинаров, симпозиумов, школ, проводимых в ТГУ. – 2006. – № 21. – С. 121–123.

18. Попова, Т.В. Особенности системных адаптационных реакций на локальную мышечную деятельность при нарушениях сенсорной афферентации / Т.В. Попова, Е.Г. Кокорева, С.А. Курамин // Альманах «Новые исследования».– 2006. – №1 (9). – С. 111–117.

19. Кокорева, Е.Г. Особенности регуляции сердечного ритма у детей школьного возраста с нарушением слуха / Е.Г. Кокорева // Материалы IV итоговой науч.-практич. конф. молодых ученых ЧелГМА 18 мая 2006 г. – Челябинск: изд-во «Челябинская государственная медицинская академия», 2006. – С. 48–50.

20. Максутова, Г.И. Интеллектуальные и нейродинамические особенности здоровых и слабовидящих детей 5–6 лет / Г.И. Максутова, Е.Г. Кокорева // Материалы IV итоговой науч.-практич. конф. молодых ученых ЧелГМА 18 мая 2006г. – Челябинск: изд-во «Челябинская государственная медицинская академия», 2006. – С. 61–63.

21. Кокорева, Е.Г. Возрастные особенности адаптационных реакций на локальную мышечную деятельность при сенсорных нарушениях / Е.Г. Кокорева //Функциональное состояние и здоровье человека: Матер.I Всеросс. науч.-практ. конф.25–29 сентября 2006 г. – Ростов-на-Дону: изд-во ООО «ЦВВР», 2006. – С. 51–53.

22. Кокорева, Е.Г. Возрастные особенности физического развития при сенсорных нарушениях у детей 7–10 лет / Е.Г. Кокорева, Г.А. Койсина // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях: Сб. статей регион. науч.-практ. конференции / Под ред. Р.Ф. Кабирова, С.Н. Горловой. – Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ», 2008. – С. 108–112.

23. Попова, Т.В. Возрастные особенности центральных механизмов регуляции сердечного ритма при сенсорных нарушениях у детей / Т.В. Попова, Е.Г. Кокорева, О.Г. Коурова //Вариабельность сердечного ритма: Теоретич. аспекты и практич. применение: Матер.IV всеросс. симп./ Отв. Ред. Н.И. Шлык, Р.М. Баевский. – Ижевск: УдГУ, 2008. – С.252–255.

24. Попова, Т.В. Системные изменения в организме школьников с сенсорными нарушениями при воздействии коррекционно-оздоровительных программ / Т.В. попова, Е.Г. Кокорева. – Системные интеграции в здравоохранении: электронный науч.-практ. журнал. – 2008. – № 2 (2). – С. 50–54.

25. Попова, Т.В. Механизмы компенсации функций организма при сенсорных нарушениях у детей / Т.В. Попова, Е.Г. Кокорева // Механика и процессы управления. Труды XXXVIII Уральского семинара. Том 2. – Екатеринбург: УрО РАН, 2008. – С. 128–138.

26. Кокорева, Е.Г. Возрастные особенности адаптационных реакций сердца на локальную и общую физические нагрузки у детей младшего школьного возраста с сенсорными нарушениями / Е.Г. Кокорева // Физиология развития человека: междунар. конф. – Москва: РАО, 2009. – С. 69–70.

27. Кокорева, Е.Г. Компенсаторные механизмы психофизиологических функций у детей младшего школьного возраста с сенсорными нарушениями/ Е.Г. Кокорева, Р.А. Долгова // Современные проблемы теории и практики спортивной медицины и физической реабилитации: матер. Всероссийск. науч.-практич. конференции. – Набережные Челны: КанГАФКСиТ, 2009. – С. 105–107.

28. Долгова, Р.А. Оценка уровня физического развития юных спортсменов-конькобежцев группы начальной подготовки и подростков, не занимающихся спортом, 10–13 лет / Р.А. Долгова, Е.Г. Кокорева // Современные проблемы теории и практики спортивной медицины и физической реабилитации: матер. Всероссийск. науч.-практич. конференции. – Набережные Челны: КанГАФКСиТ, 2009. – С. 76–78.

29. Попова, Т.В. Психофизиологические механизмы компенсации функций у школьников с сенсорными нарушениями / Т.В. Попова, Е.Г. Кокорева // Наука ЮУрГУ: матер. 61-й науч. конф. Секции экономики, управления и предпринимательства. – Челябинск: Изд-кий центр ЮУрГУ, 2009. – Т. 2. – С. 48–51.

30. Кокорева, Е.Г. Возрастные особенности физического развития младших школьников при нарушении зрения и слуха / Е.Г. Кокорева // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: матер. Всероссийск. науч.-практич. конференции. – Челябинск: ЮУрГУ, 2009. – С. 203–204.

31. Кокорева, Е.Г. Возрастные особенности регуляции сердечного ритма у детей 7–10 лет с нарушением слуха / Е.Г. Кокорева, Е.В. Гурова, Р.А. Долгова // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: матер. Всероссийск. науч.-практич. конференции. – Челябинск: ЮУрГУ, 2009. – С. 204–206.

32. Долгова, Р.А. Взаимосвязь генетической программы роста и развития с формированием уровня нейромоторики у спортсменов-конькобежцев 13–15 лет / Р.А. Долгова, Е.Г. Кокорева // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: матер. Всероссийск. науч.-практич. конференции. – Челябинск: ЮУрГУ, 2009. – С. 174–176.

33. Гурова, Е.В. Эффективность применения специальной гимнастики у детей среднего школьного возраста с патологией зрения / Е.В. Гурова, Е.Г. Кокорева // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: матер. Всероссийск. науч.-практич. конференции. – Челябинск: ЮУрГУ, 2009. – С. 162–166.

Монографии

1. Кокорева, Е.Г. Возрастные особенности детей с сенсорными нарушениями / Е.Г. Кокорева. – Челябинск: изд-во «Абрис – Принт», 2010. – 125 с.