- Цели и задачи взаимодействия общества и армии отражают основополагающие интересы граждан в сфере обеспечения военной безопасности и социально-политической стабильности, создания благоприятной среды для развития личности, общества и государства. Взаимодействие общества и армии включает всякую взаимообусловленную и взаимосвязанную деятельность данных социальных субъектов или каких-либо их частей, отдельных элементов, содержание которой вызывает любые взаимные изменения. Оно охватывает все многообразие способов и форм взаимовлияния общества и армии, в процессе которого происходит взаимопроникновение военной и гражданской сфер. Механизм взаимодействия общества и армии представляет собой целостность взаимосвязанных элементов: субъектного, ценностно-мировоззренческого, регулятивного и деятельностного.
- Взаимодействуя друг с другом, общество и армия содействуют формированию типичных парадигм такого взаимодействия, становлению новых связей и отношений. Особое место среди процессов взаимодействия общества и армии на этапе социальных трансформаций принадлежит процессам институционализации, связанным с формированием и становлением новых институтов - частных по отношению к армии как социальному институту (институт военной службы по контракту, институт профессиональных сержантов, институт военной полиции и др.) или образующихся на «стыке» взаимодействия общества и армии (институт альтернативной гражданской службы, военно-религиозный институт и др.).
- Формирование нового типа взаимодействия общества и армии непосредственно связано с процессами, происходящими в общественном сознании, которые демонстрируют существенную ценностную переориентацию. Различия в характере базовых ценностей военных и гражданских людей, понятые в общем контексте их не однородного внутригруппового положения, отнюдь не столь велики, чтобы их можно было противопоставлять друг другу. Речь сегодня должна идти не о противопоставлении ценностей гражданских людей и военных, а о том, что в их сознании происходят сходные процессы, которые, однако, развиваются разными темпами. Это сходство проявляется особенно ясно, если смотреть на сдвиги в их сознании не под углом противопоставления двух разных типов ценностных ориентаций, а с точки зрения поиска адекватных тенденций.
- Ключевую роль в развитии взаимодействия общества и армии играет доверие. Нынешняя модель доверия общества к армии в значительной степени базируется на традиционалистских и идеализированных представлениях, основывающихся на укоренившемся в общественном сознании признании ответственной функции армии по обеспечению безопасности государства, ее роли в обществе, а также на прошлых заслугах, которым противостоят негативные оценки текущего положения дел в Вооруженных силах. Упрочившееся за годы радикальных преобразований недовольство широких слоев армейскими проблемами сосуществуют с возросшими ожиданиями позитивных перемен. Усиление в последние годы значимости тех ориентиров в общественном сознании, которые обеспечивают приверженность патриотическим традициям, выступает основой для роста положительных настроений по отношению к армии.
- Доверие между обществом и армией определяется не только особенностями взаимодействия на институциональном уровне, но и повседневными практиками взаимодействия между военными и гражданскими людьми, широтой и глубиной горизонтальных связей, важной особенностью которых является стихийно складывающаяся система социального сотрудничества и взаимопомощи. Доминирующее положение среди них занимают сети, основанные на устойчивых, длительных и гарантированных родственно-дружеских связях, через которые семьи военных получают допуск к дополнительным ресурсам (материальным, образовательным, культурным и т.д.). Эти сети являются органичным элементом специфической модели выживания семей военных, но они же выступают и одним из источников формирования материального неравенства среди них.
- В российских Вооруженных силах происходят существенные перемены, сопровождающиеся трансформацией военного профессионализма. Ее ведущей тенденцией является изменение структуры ценностей военной службы офицеров, которое характеризуется снижением значимости ряда ценностей военно-корпоративного и военно-профессионального характера, традиционно занимающих доминирующее положение в ценностной иерархии офицеров, и повышением значимости военной службы как источника существования семьи офицера, получения специфических льгот и преимуществ.
- Взаимодействие общества и армии неразрывно связано с процессами социальной адаптации, которые включают адаптацию граждан, пополняющих армию, к условиям военной службы, и адаптацию лиц, уволенных с военной службы к условиям гражданской жизни. Наибольшей сложностью отличаются процессы социальной адаптации бывших офицеров к гражданской среде, что обусловлено тесной связью офицеров с армией, возрастными особенностями, проблемами социально-бытового, материального, семейного и иного характера, неготовностью гражданской среды к приему бывших военных. Главными проблемами для увольняющихся военных являются проблемы трудоустройства, психологической неготовности к изменению привычного образа жизни и жилищная проблема. Крайне болезненно протекают также процессы адаптации призывников к условиям военной службы.
- Эволюция системы комплектования Вооруженных сил военнослужащими объективно отражает динамику развития взаимодействия общества и армии и подвержена влиянию экономических, политических, социальных, правовых и иных факторов. Выбранные направления реформирования системы комплектования (переход к смешанной системе комплектования армии сержантским и рядовым составом, расширение возможностей для поступления женщин на военную службу, введение института альтернативной гражданской службы, сокращение срока военной службы по призыву и др.), соответствуют актуальным запросам общества. Однако при их реализации возникает немало сложных проблем, поскольку позиции государства и общества не во всем совпадают, а принимаемые планы и программы страдают формализмом, поверхностностью и не направлены на кардинальное изменение условий военной службы и жизни военнослужащих и их семей.
- Специфика контрактной службы как канала социальной мобильности заключается в том, что военная и гражданская сферы профессиональной деятельности выступают одновременно и потребителями, и поставщиками людских ресурсов. В настоящее время этот канал функционирует не эффективно: большинство социальных перемещений носят для индивидов вынужденный характер, обусловленный последствиями экономического кризиса, а нередко и откровенно принудительный; перемены позиций в одном измерении социальной структуры не сопровождаются адекватными изменениями позиций в другом; такие социальные перемещения отличаются чрезвычайно высокой интенсивностью и неустойчивостью, а усиленная мобильность способствует дестабилизации обстановки и в армии, и обществе; поскольку противоположные потоки мобильности «из общества в армию» и «из армии в общество» в конечном счете, уравновешиваются, они не приводят к каким-либо заметным структурным изменениям в обществе.
- Взаимодействие общества и армии в общественно-политической сфере характеризуется свертыванием демократических процессов и повышением удельного веса формальных механизмов и практик. Это выражается, с одной стороны, в ограничении общественно-политического участия военнослужащих, прекращении деятельности демократических институтов армейской общественности, с другой стороны, в усилении закрытости армии от общества, возросшем стремлении военного руководства к завоеванию доминирующего положения в отношениях с независимыми общественными объединениями, создании структур гражданской общественности в армии, контролируемых военными. Важным фактором развития взаимодействия общества и армии является общественное мнение по военным вопросам. Однако в нынешнем российском обществе в силу слабости демократических традиций, отсутствия полноценного гражданского общества и закрытости армии, общественное мнение не способно эффективно выполнять свои функции.
1. Смирнов А.И. Россия: на пути к профессиональной армии (опыт, проблемы, перспективы). М.: Институт социологии РАН, Центр общечело-веческих ценностей, 1998. 17 п.л.
2. Смирнов А.И. Женщины на военной службе: новые возможности и социальные права. М.: Институт социологии РАН, Центр общечеловеческих ценностей, 2000. 9 п.л.
3. Смирнов А.И. Право на альтернативную гражданскую службу: возможности и проблемы реализации. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2004. 8 п.л.
4. Козырева П.М., Смирнов А.И. Лабиринты развития демократии в России. М.: Институт социологии РАН, Центр общечеловеческих ценностей, 2007. 12,4 п.л. (личный вклад автора — 6,2 п.л.).
5. Смирнов А.И. Взаимодействие общества и армии как социального института в современной России. М.: Институт социологии РАН, 2010. 16 п.л.
Статьи в ведущих научных журналах, включенных в перечень ВАК
6. Смирнов А.И. Отношение молодежи к контрактной службе // Социологические исследования. 1993. № 12. 0,9 п.л.
7. Смирнов А.И. Комплектование Вооруженных сил и организация прохождения военной службы // Обозреватель-Observer. Специальный выпуск: Россия сегодня: реальный шанс. 1994. 2,5 п.л.
8. Смирнов А.И. Отношение военнослужащих к новой системе комплектования // Обозреватель-Observer. Специальный выпуск: Российская Федерация: безопасность и военное сотрудничество. 1995. 2,2 п.л.
9. Смирнов А.И., Колединов А.И. Становление военной службы по контракту в Российской Армии // Социологические исследования. 1998. № 4. 1 п.л. (личный вклад автора — 0,7 п.л.).
10. Денисовский Г.М., Смирнов А.И. Новые тенденции в адаптации се-мей бывших офицеров к гражданской жизни // Социологические исследования. 1999. № 8. 1 п.л. (личный вклад автора — 0,5 п.л.).
11. Смирнов А.И. Женщины-военнослужащие: права и проблемы // Человек. 2000. № 3. 1,1 п.л.
12. Смирнов А.И. Женщины на военной службе // Государственная служба. 2000. № 2 (8). 0,9 п.л.
13. Смирнов А.И. Женщины на службе в Российской Армии // Социологические исследования. 2000. № 11. 1 п.л.
14. Козырева П.М., Смирнов А.И. Проблемы укрепления доверия к су-дебной власти в современной России // Власть. 2008. № 8. 0,6 п.л. (личный вклад автора — 0,3 п.л.).
15. Смирнов А.И. Факторы формирования доверия к Российской армии // Социологические исследования. 2009. № 12. 0,9 п.л.
Другие научные статьи
16. Развитие общественно-политической активности офицерских кадров в процессе демократизации Вооруженных Сил // Сборник научных статей. М.: ВПА, 1992. 1 п.л.
17. Смирнов А.И. Я выбираю службу в армии (или несколько слов о военно-профессиональной ориентации молодежи за рубежом) // Информационно-методический сборник Центра ВСППИ. 1992. № 3. 0,8 п.л.
18. Смирнов А.И., Погорелый Ю.А. Об отношении военнослужащих к реализации принципа комплектования Вооруженных сил на контрактной основе // Информационно-методический сборник Центра ВСППИ. 1993. № 1. 0,7 п.л. (личный вклад автора — 0,4 п.л.)
19. Смирнов А.И., Андреев Г.П. Кто пойдет в «профи?» // Армия. 1993. № 1. 0,4 п.л. (личный вклад автора — 0,2 п.л).
20. Смирнов А. И., Фролов В. А. Система рекламы службы по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации // Информационно-методический сборник Центра ВСППИ. 1993. № 2. С. 1 п.л. (личный вклад автора — 0,7 п.л.).
21. Смирнов А.И., Погорелый Ю.А. Отношение военнослужащих к реализации принципа военного строительства на контрактной основе // Информационно-методический сборник Центра ВСППИ. 1993. № 3. 1,1 п.л. (личный вклад автора — 0,8 п.л.).
22. Смирнов А.И. Рекомендации командирам частей (кораблей), долж-ностным лицам военных комиссариатов по организации комплектования частей военнослужащими в добровольном порядке — по контракту // Информационно-методический сборник Центра ВСППИ. 1993. № 4. 0,9 п.л.
23. Смирнов А.И. Я выбираю службу в армии, или несколько слов о военно-профессиональной ориентации молодежи за рубежом // Военный вестник. 1993. № 11. 0,4 п.л.
24. Маслов А.В., Окко А.И., Смирнов А.И., Фролов А.В. Реклама военной службы. М.: Центр ВСППИ, Агентство «Военинформ МО РФ», 1994. 4,6 п.л. (личный вклад автора — 1,8 п.л.).
25. Смирнов А.И. Реклама военной службы за рубежом // Информационно-методический сборник Центра ВСППИ. 1994. № 1. 1,2 п.л.
26. Смирнов А.И. Социальный портрет военнослужащих, поступивших на военную службу по контракту // Информационно-методический сборник Центра ВСППИ. 1994. № 2. 1,3 п.л.
27. Смирнов А.И. Не довести бы идею до абсурда. Контрактная служба: трудности роста // Армия. 1994. № 2. 0,5 п.л.
28. Смирнов А.И. Кто он «профи», или о чем говорят цифры // Ориен-тир. 1994. № 3. 0,4 п.л.
29. Гречихин Д.Э., Григорьев А.Б., Смирнов А.И., Фролов В.А. Социальная защита военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, и членов их семей. М.: Издательский центр «АНКИЛ-ВОИН», 1995. 5,2 п.л. (личный вклад автора — 1,5 п.л.).
30. Смирнов А.И. Трагедия? Реформа? // Офицеры. 1997. № 1. 0,3 п.л.
31. Смирнов А.И. Покупайте товар «Военная служба» или как постав-лена реклама вооруженных сил за рубежом // Ориентир. 1997. № 6. 0,5 п.л.
32. Смирнов А.И., Колединов А.И. Профессионализация: «за» и «про-тив»: Из опыта военного строительства зарубежных стран // Армейский сборник. 1997. № 7. 0,8 п.л. (личный вклад автора — 0,5 п.л.).
33. Смирнов А.И., Колединов А.И. Будущее — за профессионалами // Воин содружества. 1998. № 4. 0,4 п.л.
34. Смирнов А.И. Проблемы перехода к комплектованию Российских Вооруженных Сил военнослужащими по контракту // Социология в России XIX–XX веков. Выпуск 4. Военная социология. Тексты / Под ред. В.И. Доб-ренькова. М.: Международный институт бизнеса и управления, 2002. 1,8 п.л.
35. Смирнов А.И. Стажевые характеристики // Пенсионная реформа в России: результаты мониторинга социально-экономического положения и населения и зарубежный опыт. М.: Институт социологии РАН, 2007. 1,5 п.л.
36. Смирнов А.И. Проблемы адаптации к измененным условиям труда и занятости // Динамика социально-экономического положения населения современной России и проблемы адаптации к измененным условиям труда и занятости (по материалам «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения 1992—2008 гг.»). М.: Институт социологии РАН, 2009. 2,2 п.л.
37. Смирнов А.И. О повышении роли военного образования в развитии профессионализма офицерских кадров // Образование и общество: Материалы Всероссийской социологической конференции. М.: Институт социологии РАН, 2009. 0,6 п.л.