- Социальное состояние общества накладывается на социальное положение молодежи, включающее в себя важнейшие этапы в процессе жизненного самоопределения - получение образования, начало трудовой деятельности, вступление в сексуальные отношения, создание семьи. Молодежь является дебютантом в данных сферах жизнедеятельности. Переход от первичной к вторичной социализации задает импульс самоопределению и завершается жизненным самоопределением молодежи/присвоением социальной субъектности. Понимание становится одним из важнейших содержательных компонентов самой ситуации взросления. Современное общество характеризуется многовекторностью развития молодежи: сетью выборов и наличием барьеров. Расширение пространства выборов предполагает интенсификацию рисков при преодолении барьеров. Обстоятельства неизвестности провоцируют молодежь на мобильность, на ситуативность выбора.
- Концепция жизненного самоопределения молодежи на основе тезаурусного подхода включает следующие положения:
- Это процесс целенаправленной самоорганизации жизнедеятельности через осознание жизненных смыслов, ценностей, целей и выработку стратегий и тактик. Элементами структуры процесса самоопределения молодежи являются: жизненные смыслы, ценностные ориентации, личностные планы, цели (ценностно-смысловые основания) и поведенческие практики;
- Механизмами жизненного самоопределения юношей и девушек являются идентификации (идентификационные матрицы), социальное конструирование и проектирование реальности;
- Принципом упорядочивания многообразия ценностно-смысловых оснований жизненного самоопределения молодежи и обеспечения ориентационными траекториями является триада «свое - чужое - чуждое», что соответствует: «ценность - не-ценность - антиценность»; «актуальные практики - неактуальные практики - неприемлемые практики»; «ближайшее социальное окружение - отдаленное социальное окружение - дальнее социальное окружение»;
- Наряду с основной иерархией жизненного самоопределения и поведенческих практик молодежи актуализируется сетевой строй ценностно-смысловых оснований, что соответствует типичному/традиционному и нестандартному/инновационному.
- Динамика жизненного самоопределения молодежи связана с его характером как целенаправленного, стандартно-нормативного, долгосрочного процесса по направлению к легитимации стихийности, вариативности, разносрочности, рискованности процесса жизненного самоопределения. Молодежь как социальный субъект изменяющихся общественных отношений в процессе жизненного самоопределения сталкивается с противоречием между инерционными тенденциями формирования сознания и мировоззрения, являющимися следствием традиционных форм его социализации и расширяющимся многообразием возможностей социального выбора в новых условиях.
- Жизненное самоопределение молодежи в трудовой сфере осуществляется в ситуации нестабильности социально-экономических отношений, что предполагает повышение роли субъективного начала в выборе стратегий вхождения на рынок труда. При исследовании у молодежи жизненных ценностей и активистской стратегии на рынке труда выявлено, что по мере удаления от административного центра и выхода индивида за рамки возрастной группы 17-22 года эти установки уменьшаются независимо от уровня образования. Девушки (если смотреть по гендерному принципу) и городская молодежь (в зависимости от поселенческого фактора) активнее всего стремятся в сферу высшего образования. Выпускники городских средних школ более едины в стремлении продолжить образование в вузах, сельские выпускники более дифференцированы по таким типам учебных заведений как ССУЗ, ВУЗ, ПУ.
- Социальные практики российской молодой семьи характеризуются сочетанием патриархальных представлений и эгалитарных норм. Эгалитарные семейные взаимодействия более активно поддерживают городские молодые женщины, тогда как среди ориентированных на традиционную модель семейных отношений большинство составляют молодые мужчины. Цели супружества все больше становятся ориентированными на создание условий для всестороннего развития личности супругов, полноценного воспитания детей, эмоционального, духовного, сексуального удовлетворения, т. е. прежде всего - личностная самореализация. Семейно-брачным отношениям (примерно 30% молодежи) предшествует сожительство, которое наиболее распространено в молодом возрасте (до 20 лет) и сельских поселениях. Репродуктивное поведение характеризуется: популярностью европейского типа брака, особенностью которого является относительно позднее вступление в брак (после 24 лет) и значительная доля лиц, никогда не состоявших в браке; увеличением доли внебрачных рождений: по возрастному фактору - у женщин моложе 20 лет, по поселенческому - у молодых женщин, проживающих в сельских поселениях; снижением суммарного коэффициента рождаемости.
- В современном российском обществе средствами масс-медиа формируется потребительская активность как символический маркер гендерной компетентности, что выражается в трансформации общего канона маскулинности, сопровождающейся изменением мужского телесного канона, ориентацией значительной части мужчин на необходимость моделирования собственного внешнего облика посредством внешней атрибутики. Процесс мультипликации характерен для основных составляющих бинарного образца, т. е. наблюдается множественность маскулинностей и фемининностей, связанных между собой многообразием гендерных контрактов. Приверженность инновационному конструкту демонстрирует преимущественно городская часть молодого поколения. Либерализация сексуальных отношений проявляется более интенсивно среди девушек/женщин, что характеризуется снижением возраста начала сексуальной жизни (эмоционально-коммуникативные мотивы), легитимацией сексуальных меньшинств, нормализацией добрачных связей, активизацией в интимных отношениях с партнером, усилением значимости сексуальной сферы.
- Социальная дифференциация жизненного самоопределения молодежи в российском регионе определяется факторами возраста, пола и поселения. Преимущественная ориентация молодежи регионального социума на частную жизнь подтверждается ценностной структурой сознания молодежи. Доминантная ценность - материальный достаток сочетается с такими наиболее значимыми ценностями, как интересная работа (дело по душе), семья и дружба. Значительная часть молодежи идентифицирует себя как «поколение надежд» и, как следствие, характеризуется «социально-комфортным» самочувствием. Бóльшую адаптивность к изменениям, сопутствующим трансформации общества, проявляют юноши и девушки, опирающиеся на личные качества и способности. Молодежь посредством образования планируют завоевать определенный социально-экономический статус.
- Ожидания, чувства, потребности и ценности разных возрастных групп, зависят от тех ресурсов, которыми молодой человек может обладать в том или ином возрасте. Для младшей группы на передний план выходят проблемы образования, отношений с друзьями, секса. В трудовой деятельности ориентируются на государственные структуры и статусную мотивацию. Семья воспринимается, прежде всего, как равный супружеский союз, характеризующийся заботой, любовью и психологической поддержкой близкого человека. Молодежный возраст 14-17 лет определяется как «время надежд», что подтверждается молодежью регионального социума в большем позитивном настрое. Представления о будущем более размыто и неопределенно, поэтому выбор жизненной стратегии во многом зависит от материального благополучия родителей и их жизненного сценария. Молодые люди старшей группы, вступившие во взрослые социальные отношения, имеющие образование, опыт работы, в качестве главных ценностей, кроме материального достатка, выделяют семейное благополучие. Кроме того, открытие собственного бизнеса, трудоустройство по специальности в государственных структурах (материально-содержательная мотивация) в качестве альтернативы решения экономических проблем в первую очередь отмечают молодые люди именно этой возрастной категории. С возрастом возрастает толерантность к различным сексуальным практикам и снижаются положительные оценки семейных взаимоотношений. Старшая молодежь более склонна к «дискомфортно-агрессивному» социальному самочувствию.
- Специфика предпочтений молодых мужчин и молодых женщин формируется путем конструирования и проектирования социальной реальности, исходя из гендерной идентификации и полоролевой социализации в процессе жизненного самоопределения. Основной ценностью становится высокооплачиваемая, престижная, интересная работа. Для юношей/мужчин характерны: мобильность, активная жизненная позиция, преобладающее значение высокой зарплаты и быстрого трудоустройства, поддержки друзей, традиционный культурный идеал гендерных отношений в семье, гедонистические и престижно-потребительские ориентации, ранние и не узаконенные сексуальные отношения. Жизненное самоопределение девушек/женщин базируется на традиционных представлениях достижения успеха через получение высшего образования, работу в государственных структурах по специальности, поддержании эгалитарного типа семьи и функции материнства, толерантном отношении к гомосексуальности. Девушки/женщины вторгаются в сферу деловой активности быстрее и охотнее, чем молодые люди/мужчины в область домашнего хозяйства. Социальное самочувствие женской части молодежи российского региона характеризуется динамикой оптимистической оценки.
- Поселенческий фактор формирования жизненных приоритетов молодежи определяет специфику жизненного самоопределения молодежи в зависимости от вида поселения (село - город). Для молодежи сельских поселений более свойственно стремление к восходящей социальной мобильности. Они готовы поступиться семейными ценностями ради заработка «больших» денег и высокого профессионального статуса, престижного положения в обществе. В трудовой сфере сельская молодежь на фоне материально-статусной мотивации планирует трудоустройство по специальности в государственных структурах. В аспектах брачности и семейных отношений юноши и девушки сельских поселений более подвержены влиянию ближайшего окружения, стереотипам, материальной заинтересованности брачного партнера, стремлению иметь детей, либеральному восприятию разделения труда в браке. Времяпрепровождение сельской молодежи опосредовано стереотипами приватной сферы и характеризуется распространенностью рекреационных форм проведения досуга. Молодежь городских поселений характеризуется менее оптимистической оценкой происходящего. Привлекательными в процессе жизненного самоопределения для городской молодежи являются: материально-содержательная мотивация при работе по специальности в государственных или коммерческих структурах, психологическое и душевное равновесие в семейных отношениях, развлекательные формы проведения досуга, сексуальная сторона взаимоотношений.
- Социологические данные о ценностных основаниях жизненного самоопределения молодежи российского региона констатируют постепенное распространение эгалитарных установок, которые проявляются через осознание возможностей равноправных отношений во всех сферах жизнедеятельности, через положительную оценку инноваций в гендерных отношениях и возникновение новых форм взаимодействий. Приверженность инновационному конструкту (в условиях российского региона - Приволжского федерального округа) демонстрирует преимущественно образованная часть городских молодых женщин.
1.Скутнева, С. В. Гендерное измерение жизненного самоопределения молодежи : монография [Текст] / С. В. Скутнева. – Тольятти : Изд-во ТГУС, 2007. – 131 с. (8,25 п.л.).
2.Скутнева, С. В. Молодежь Тольятти: анализ опыта социологического исследования : монография [Текст] / Л. А. Рузова, О. В. Кораблева, Е. В. Головина, С. В. Скутнева. – Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2009. – 108 с. (6,75/1,7 п.л.).
3.Скутнева, С. В. Гендерное измерение жизненного самоопределения молодежи : монография. 2-е изд., исправленное и дополненное [Текст] / С. В. Скутнева. – М. : Издательство РГСУ, 2009. – 136 с. (8,5 п.л.).
4.Явон, С. В. Молодежь в динамике гендерного пространства в условиях трансформации современного российского общества : монография [Текст] / С. В. Явон. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К˚», 2010. – 332 с. (21 п.л.).
5.Явон, С. В. Жизненное самоопределение молодежи : монография [Текст] / С. В. Явон – М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012. – 170 с. (10,75 п.л.).
Статьи по Списку ВАК Министерства образования и науки РФ:
6.Скутнева, С. В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи [Текст] / С. В. Скутнева // Социологические исследования. – 2003. – № 11. – С. 73-78. (0,5 п.л.).
7.Скутнева, С. В. Стратегии жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере [Текст] / С. В. Скутнева // Социологические исследования. – 2006. – № 10. – С. 88-94. (0,5 п.л.).
8.Скутнева, С. В. Социологический анализ молодежного рынка труда [Текст] / С. В. Скутнева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук (ВАК). Специальный выпуск «Наука – промышленности и сервису», Выпуск 3. Т. 2. – Самара: Изд-во СамНЦ РАН, 2006. – С. 12-18. (0,8 п.л.).
9.Скутнева, С. В. Правовая социализация в семейной сфере: гендерные аспекты [Текст] / С. В. Скутнева // Социально-гуманитарные знания. – 2009. – № 2. – С. 167-173. (0,4 п.л.).
10.Скутнева, С. В. Раннее материнство [Текст] / С. В. Скутнева // Социологические исследования. – 2009. – № 7. – С. 114-118. (0,3 п.л.).
11.Явон, С. В. Современная молодежь на рынке труда: гендерные аспекты проблемы [Текст] / С. В. Явон // Сервис plus. – 2010. – № 2. – С. 29-34. (0,5 п.л.).
12.Явон, С. В. Ценностные аспекты жизнедеятельности современной молодежи [Текст] / С. В. Явон // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 3. – С. 154-165. (0,6 п.л.).
13.Явон, С. В. О жизненных ориентациях молодежи Поволжья [Текст] / С. В. Явон // Социологические исследования. – 2010. – № 6. – С. 101-105. (0,4 п.л.).
14.Явон, С. В. Гендерное пространство семейной сферы современной молодежи [Текст] / С. В. Явон // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. – 2010. – № 3. – С. 75-80. (0,5 п.л.).
15.Явон, С. В. Ценностные ориентации молодежи среднего Поволжья [Текст] / С. В. Явон // Социологические исследования. – 2012. – № 5. – С. 89-95. (0,5 п.л.).
16.Явон, С. В. Поселенческая специфика жизненных целей и социального самочувствия молодежи [Текст] / С. В. Явон // Вестник университета (ГУУ). – 2012. – № 16. – С. 282-287. (0,4 п.л.).
17.Явон, С. В. Семейные ценности городской и сельской молодежи [Текст] / С. В. Явон // Вестник Самарского муниципального института управления. – 2012. – № 4(23). – С. 171-175. (0,2 п.л.).
18.Явон, С. В. Жизненное самоопределение российской молодежи [Текст] / С. В. Явон // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – № 4. – С. 174-178. (0,3 п.л.).
19.Явон, С. В. Социальная дифференциация жизненного самоопределения молодежи в российском регионе [Текст] / С. В. Явон // Вестник университета (ГУУ). – 2012. – № 18. – С. 280-288. (0,7 п.л.).
20.Явон, С. В. Жизненные цели и социальное самочувствие региональной молодежи: внутривозрастная специфика [Текст] / С. В. Явон // Знание. Понимание. Умение. – 2013. – № 1. – С. 120-127. (0,4 п.л.).
21.Явон, С. В. Поселенческий фактор формирования жизненных приоритетов молодежи [Текст] / С. В. Явон // Социологические исследования. – 2013. – № 8. – С. 71-80. (0,5 п.л.).
Статьи и тезисы в научных журналах и сборниках:
22.Скутнева, С. В. Социальные структуры и технологии помощи молодежи Текст / С. В. Скутнева // Проблемы гуманизации вузовского образования». Сб. научных трудов ПТИС. Вып. 8. – Тольятти : Издательство ПТИС, 2000. – С. 26-31. (0,6 п.л.).
23.Скутнева, С. В. О социологическом подходе к анализу групп с нетрадиционной сексуальной ориентацией Текст / С. В. Скутнева // Новые технологии в промышленности, экономик и социально-культурной сфере: Научно-практическая конференция: Тезисы докладов / ПТИС (К 20-летию ПТИС). – М. : МГУС, 2001. – С. 78-79. (0,1 п.л.).
24.Скутнева, С. В. Мужчина и женщина в семье Текст / С. В. Скутнева // Проблемы гуманизации вузовского образования. Сб. научных трудов ПТИС. Вып. 11. – Тольятти : ПТИС, 2002. – С. 30-35. (0,3 п.л.).
25.Скутнева, С. В. Влияние неформальных молодежных организаций на политическую обстановку в государстве Текст / С. В. Скутнева, Н. С. Карпова // Проблемы гуманизации вузовского образования: Сб. научных трудов Поволжского технологического института сервиса. Вып. 12. – Тольятти : ПТИС МГУС, 2002. – С. 66-74. (0,4/0,2 п.л.).
26.Скутнева, С. В. Гендерные аспекты жизненных приоритетов молодежи Текст / С. В. Скутнева // Третья городская научно-практическая конференция «Наука – сервису города»: Тезисы. – Тольятти : ТГИС, 2002. – С. 35-37. (0,1 п.л.).
27.Скутнева, С. В. Гендерная дисфория Текст / С. В. Скутнева // Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы. Вып. 4. / Сб. статей под ред. проф. П.Я. Циткилова. – Новочеркасск, Ростов н/Д : Пегас, 2002. – С. 31-36. (0,4 п.л.).
28.Скутнева, С. В. Гендерные аспекты представлений молодежи в семейной сфере Текст / С. В. Скутнева // Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы. Вып. 5. / Сб. статей под ред. проф. П.Я. Циткилова. – Новочеркасск, Ростов н/Д, 2003. – С. 75-78. (0,3 п.л.).
29.Скутнева, С. В. Символическое изображение разделения полов Текст / С. В. Скутнева // Проблемы гуманизации вузовского образования: Сб. научных трудов ТГИС. Вып. 14. – Тольятти : ТГИС, 2003. – С. 112-122. (0,8 п.л.).
30.Скутнева, С. В. Социальное самочувствие и жизненные планы молодежи (гендерные аспекты) Текст / С. В. Скутнева // Социальная работа – профессия нового тысячелетия. Материалы Региональной научной конференции молодых ученых и студентов. – Нальчик : Каб.-Балк. ун.-т, 2003. – С. 47-53. (0,4 п.л.).
31.Скутнева, С. В. Социологический анализ гендерных аспектов жизненного самоопределения молодежи Текст / С. В. Скутнева // Проблемы гуманизации вузовского образования: межвузовский сборник научных трудов / Тольяттинская гос. академия сервиса. – Тольятти : Изд-во ТГАС, 2005. – С. 186-194. (0,5 п.л.).
32.Скутнева, С. В. Гендерные отношения в семейной и сексуальной сферах Текст / С. В. Скутнева // Журнал «Сервис рlus». – 2005. – № 4 (11). – С. 34-39. (0,5 п.л.).
33.Скутнева, С. В. Гендерная терминология Текст / С. В. Скутнева // Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в области сервиса: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции / Тольяттинский гос. ун-т сервиса. Ч. II. – Тольятти : Изд-во ТГУС, 2006. – С. 151-161. (0,7 п.л.).
34.Скутнева, С. В. Социологический анализ феномена помощи в студенческой среде Текст / С. В. Скутнева // Система управления качеством подготовки специалистов для сферы сервиса: проблемы, опыт, перспективы развития: сборник тезисов докладов научно-методического семинара / Тольяттинский гос. ун-т сервиса. – Тольятти : Изд-во ТГУС, 2006. – С. 51-61. (0,6 п.л.).
35.Скутнева, С. В. Особенности социальной работы с неполными семьями Текст / С. В. Скутнева // Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в области сервиса: сборник статей первой международной научно-практической конференции. Ч. II / Тольяттинский гос. ун-т сервиса. – Тольятти : Изд-во ТГУС, 2007. – С. 276-279. (0,3 п.л.).
36.Скутнева, С. В. Одиночество в студенческой среде как психолого-педагогическая проблема Текст / С. В. Скутнева // Наука – промышленности и сервису: сборник статей второй международной научно-практической конференции. Ч. II / Тольяттинский гос. ун-т сервиса. – Тольятти : Изд-во ТГУС, 2008. – С. 247-251. (0,3 п.л.).
37.Скутнева, С. В. Материнство как социальная проблема: дискуссионные вопросы Текст / С. В. Скутнева // Вестник ТГУС. Сер. «Гуманитарные знания»: межвуз. сб. науч. тр. / Тольяттинский гос. ун-т сервиса. Вып. 3. – Тольятти : Изд-во ТГУС, 2008. – С. 125-132. (0,4 п.л.).
38.Скутнева, С. В. Гендерные стереотипы: прошлое и настоящее Текст / С. В. Скутнева // Наука – промышленности и сервису: сборник статей третьей Международной научно-практической конференции / Тольяттинский гос. ун-т сервиса. – Тольятти : Изд-во ТГУС, 2008. – С. 341-345. (0,3 п.л.).
39.Скутнева, С. В. Реабилитация детей с отклонением в развитии слуха в социальных учебно-воспитательных учреждениях Текст / С. В. Скутнева // Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в области сервиса: сборник статей третьей Международной научно-практической конференции / Поволжский гос. ун-т сервиса. – Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2009. – С. 151-160. (0,6 п.л.).
40.Явон, С. В. Культура здоровья как механизм формирования ценности здоровья в представлениях студенческой молодежи Текст / С. В. Явон // Наука – промышленности и сервису: сб. ст. четвертой международной научно-практической конференции. Ч. III / Поволжский гос. ун-т сервиса. – Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2010. – С. 130-136. (0,3 п.л.).
41.Явон, С. В. Проблемы формирования правовой культуры выпускника вуза Текст / С. В. Явон // Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: теория, технологии, проблемы применения: сб. тез. док. межвузовской научно-методической конференции / Поволжский гос. ун-т сервиса. – Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2010. – С. 140-152. (0,7 п.л.).
42.Явон, С. В. Концептуальная модель определения места и роли молодежи в гендерном пространстве общества Текст / С. В. Явон // Запад – Россия – Восток. Политическое, экономическое, техническое и культурное взаимодействие: сб. ст. международной научно-практической конференции. Ч. II / Поволжский гос. ун-т сервиса. – Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2010. – С. 51-62. (0,4 п.л.).
43.Явон, С. В. Динамика конструирования молодежной сексуальности Текст / С. В. Явон // Гендерная политика в Казахстане: власть и общество. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Семей : Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет, 2010. – С. 259-265. (0,3 п.л.).
44.Явон, С. В. Досуговые ориентации молодежи регионального социума Текст / С. В. Явон // Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук: Материалы VI международной заочной научно-практической конференции. – Георгиевск : Георгиевский технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», 2011. – С. 303-309. (0,3 п.л.).
45.Явон, С. В. Молодежь в системе социальных отношений и городской среды Текст / С. В. Явон // Система ценностей современного общества: Сборник материалов ХХII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск : Издательство НГТУ, 2012. – С. 271-279. (0,4 п.л.).
46.Yavon, S. V. «The working values of the youth: the gender specific» Текст / S. V. Yavon // Applied and Fundamental Studies : Proceedings of the 1st International Academic Conference. Vol. 2, October 27–28, 2012, St. Louis, USA. Publishing House «Science & Innovation Center», 2012. 213-220. (0,4 п.л.).
47.Явон, С. В. Ценность образования в молодежной среде Текст / С. В. Явон // Высшее образование для XXI века. IX Международная научная конференция. Москва, 15–17 ноября 2012 г. : Доклады и материалы. Секция 2. Социология образования / отв. ред. Н.А. Селиверстова. – М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012. – С. 94-98. (0,2 п.л.).
48.Явон, С. В. Семейные ценности городской молодежи Текст / С. В. Явон // Точки над Ё: Аналитико-теоретический журнал научной молодежи. – 2012. – № 4. – С. 61-65. (0,2 п.л.).
49.Явон, С. В. Динамика жизненного самоопределения российской молодежи Текст / С. В. Явон // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск : ООО агентство «СИБПРИНТ», 2013. – С. 129-136. (0,4 п.л.).