- Концепция модернизации педагогического образования призвана вскрыть комплекс социальных условий, процессов и технологий, при которых оно может способствовать оптимальному воспроизводству допрофессионального образования и профессиональной общности педагогов.
- Концепция модернизации должна базироваться на анализе теории и практики модернизационных процессов в сфере образования в целом, отечественном и зарубежном опыте, учете специфики федеральной, региональной и муниципальной систем образования, показывать функциональные особенности и перспективы развития института педагогического образования.
- Модернизация образования - это система его глубоких преобразований, направленных на замену либо частичное обновление сложившихся ранее направлений и механизмов развития образования иными, соответствующими требованиям современного этапа общественных изменений в стране и в мире.
- Модернизация педагогического образования включает в себя стратегию, тактику и практику внедрения социальных технологий, позволяющих усилить эффективность педагогического образования.
- Концепция модернизации педагогического образования может быть заложена в основу управленческих решений только в случае междисциплинарного подхода к исследованию её процессов.
- Принятая в диссертации методология трехуровнего анализа модернизации педагогического образования - европейского, российского (федерального), российского (регионального) в социальном, социально-психологическом, организационно-управленческом срезах позволяет глубже определить специфику и проблемы модернизации этого образовательного института в России.
- Модернизация педагогического образования предполагает её осуществление в виде двух моделей: академической и профильно-отраслевой.
- Социологический подход к модернизации педагогического образования приводит к обоснованию особой подотрасли социологического знания (в рамках социологии образования) - социологии педагогического образования.
2.Засыпкин В.П. Модернизация педагогического образования в условиях изменения требований к профессии преподавателя // Социология образования. – 2010. - №6. – С.39-49.
3.Засыпкин В.П. Социальный стереотипный образ современного учителя // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2007. – Том X. - №2 (39). – С.165-177.
4.Засыпкин В.П. Власть - наука - образование: взаимодействие или противодействие? // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2009. - №2(21). – С.84-85.
5.Засыпкин В.П. Педагогическое образование как объект государственного управления: недостатки законодательного регулирования // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2007. - №3 (14).– С.17-19.
6.Засыпкин В.П. Педагогическое образование России: от кризисных состояний к положительной динамике // Научные проблемы гуманитарных исследований / Научно-теоретический журнал. – Пятигорск, 2008. – №6 (13). – С.97-108.
7.Засыпкин В.П. Проблемы государственного управления педагогическим образованием в истории общественной мысли// Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика.– 2008. - №4(19). – С. 17-20. (в соавторстве с Н.В. Коноплиной)
8.Засыпкин В.П. Модели государственного управления образованием: анализ зарубежного опыта // Научные проблемы гуманитарных исследований / Научно-теоретический журнал. – Пятигорск, 2008. – №10 (17). – С.82-91.
9.Засыпкин В.П. Региональная система педагогического образования: характеристика структуры и состояния // Научные проблемы гуманитарных исследований / Научно-теоретический журнал. – Пятигорск, 2008. – №9 (16). – С.109-115.
10.Засыпкин В.П. Научно-исследовательская деятельность кафедры педагогического вуза: качество, управление, оценка // Университетское управление: практика и анализ. – 2006. - №1. – С.49-57.
11.Засыпкин В.П. Научная и образовательная деятельность педагогического вуза в сфере проблем экологизации образования // Проблемы региональной экологии. - 2006. – №3. – С.110-114.
Монографии
12.Засыпкин В.П. Модернизация педагогического образования в зеркале социологии: Монография. – Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2010. – 272 с.
13.Засыпкин В.П. Педагогическое образование как объект социологического исследования: Монография. – Сургут, 2007. – 180 с.
Статьи, материалы, тезисы докладов в других изданиях
14.Засыпкин В.П. Региональная система педагогического образования: социальные императивы и инновационные модели // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. – 2007. - №5(9). – С.11-17.
15.Засыпкин В.П. Межкультурное взаимодействие в образовательной сфере глазами лингвиста // Педагогика. – 2007. - №3. – С.35-41.
16.Засыпкин В.П. Социальный стереотипный образ современного учителя // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. - 2007. - №9(42). – С.78-90.
17.Засыпкин В.П. Глобальный антиглобализм в образовании: миф или реальность? // Социологический диагноз культуры Российского общества второй половины XIX – начала XX вв.: Материалы всероссийской научной конференции / Под ред. В.В. Козловского. – СПб: Интерсоцис, 2008. – С.343-348.
18.Засыпкин В.П. Лебедь, рак и щука, или Проблемы делового взаимодействия между властью, образованием и наукой // III Всероссийский социологический конгресс (20-24 октября 2008 года). – М.: ИС РАН; РОС, 2008. [Электронный ресурс. Диск]. ISBN 978-5-89697-157-3
19.Засыпкин В.П. Передовая преобразований // Экономика и образование сегодня. – 2007. - №12. – С.103-105. (в соавторстве с Н.В. Коноплиной)
20.Засыпкин В.П. Непрерывность образования как стратегия образовательной политики РФ в сфере подготовки педагогических кадров // Академический вестник: Научно-аналитический журнал. – Тюмень: ТГАМЭУП, 2009. - №3 (9). – С.41-45.
21.Засыпкин В.П. Деятельность научно-исследовательских лабораторий вуза // Вестник Ученого совета: Сборник материалов Ученого совета Сургутского государственного педагогического института (Серия: «Управление педагогическими системами: теория и практика»). – Сургут: РИО СурГПИ, 2005. – С.24-31.
22.Засыпкин В.П. Из опыта работы по оценке качества научно-исследовательской деятельности кафедры педагогического вуза // Проблемы качества, безопасности и диагностики в условиях информационного общества: Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. В.Г.Домрачева, С.А.Увайсова; Отв. За вып. А.В.Долматов. – М.: МИЭП, 2005. – С.248-252.
23.Засыпкин В.П. Новые требования к профессии учителя: инновационный поиск // Наука и инновации XXI века: Материалы VII Открытой окружной конференции молодых ученых и специалистов 23-24 ноября 2006 года. – Сургут: Изд-во СурГУ, 2007. – С.6-8.
24.Засыпкин В.П. О реализации приоритетного национального проекта «Образование» в ХМАО-Югре // Вестник Ученого совета: Сборник материалов ученого совета Сургутского государственного педагогического университета (Серия: «Управление педагогическими системами: теория и практика»). – Сургут: РИО СурГПУ, 2006. – Вып. 9. – С.30-37.
25.Засыпкин В.П. Образовательная политика и языковое образование в контексте проблем современного общества // Проблемы профессиональной подготовки учителя иностранных языков: Сборник научных статей. – Сургут: РИО СурГПУ, 2006. – С.14-24.
26.Засыпкин В.П. Качество реализации профессиональных образовательных программ на ОЗО по специальностям «Управление персоналом» и «Социальная педагогика» // Вестник Ученого совета: Сборник материалов Ученого совета Сургутского государственного педагогического института (Серия: «Управление педагогическими системами: теория и практика»). – Сургут: РИО СурГПИ, 2005. – С.10-18.
27.Засыпкин В.П. Педагогическое образование в «Болонском измерении»: опыт европейских стран и российская реальность // Социальная безопасность как основа интеграции российского высшего образования в мировое образовательное пространство: Материалы международной конференции. – Тюмень: Вектор Бук, 2007. – С.106-112.
28.Засыпкин В.П. Педагогическое образование в контексте тенденций развития мирового сообщества // Вестник ТюмГНГУ. Серия: Региональные социальные процессы. – 2006. - №1. – С.99-102.
29.Засыпкин В.П. Педагогическое образование за рубежом: опыт Франции и Испании // Окружная научно-практическая конференция «VI Знаменские чтения». Сборник тезисов. – Сургут: РИО СурГПУ, 2007. – С.5.
30.Засыпкин В.П. Проблемы и перспективы развития профессионального образования в нефтегазовом регионе // Вестник ТюмГНГУ. Серия: Региональные социальные процессы. – 2005. - №6. – С.86-95.
31.Засыпкин В.П. Система итогового контроля в педагогическом вузе как инструмент управления качеством подготовки специалиста // Психолого-педагогические исследования в системе образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 7 ч. Ч.5 / Акад. повыш. квалиф. И проф. Перепод. Раб. Обр.; Южно-Уральск. Гос. Ун-т; Челяб. Гос. Пед. Ун-т; Челяб. Ин-т доп. Проф.- пед. Образ.; Отв. Ред. Д.Ф.Ильясов. – Москва – Челябинск: Изд-во «Образование», 2005. – 273 с. – С.168-171.
32.Засыпкин В.П. Социальная динамика и организационная специфика университетского образования во Франции (на примере лингвистических специальностей) // Актуальные вопросы обучения иностранным языкам: опыт, стратегии, перспективы: Материалы VI Межвузовской научно-практической конференции. – Сургут, 2007. – С.51-52.
33.Засыпкин В.П. Социальные представления о современном учителе // Актуальные вопросы обучения иностранным языкам в школе и в вузе: опыт, стратегии, перспективы. Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции 18 марта 2006 года. – Сургут: РИО СурГПУ, 2006. – С.53-57.
34.Засыпкин В.П. Социальный аспект управления качеством образования в педагогическом вузе // Психолого-педагогические исследования в системе образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 7 ч. Ч.4 / Акад. повыш. квалиф. И проф. Перепод. Раб. Обр.; Южно-Уральск. Гос. Ун-т; Челяб. Гос. Пед. Ун-т; Челяб. Ин-т доп. Проф.- пед. Образ.; Отв. Ред. Д.Ф.Ильясов. – Москва – Челябинск: Изд-во «Образование», 2005. – 289 с. – С.253-256.
35.Засыпкин В.П. Социальный портрет учителя иностранного языка (на материале социологического опроса учителей г. Сургута) // Окружная научно-практическая конференция «VI Знаменские чтения». Сборник тезисов. – Сургут: РИО СурГПУ, 2007. – С.13.
36.Засыпкин В.П. Социологический анализ ценностного отношения россиян к системе педагогического образования // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: Международная научная конференция. – Тольятти, 2007. – С.149-156.
37.Засыпкин В.П. Тенденции и перспективы развития профессионального образования (социологический подход) // Наука и инновации XXI века: Материалы VI Открытой окружной конференции молодых ученых и специалистов 24-25 ноября 2005 года / Сургут. гос. ун-т. – Сургут, 2006. – С.343-345.
38.Засыпкин В.П. Толерантность как атрибут стереотипного образа учителя // Проблемы толерантности в полиэтническом регионе: исторический опыт и задачи современности: Материалы научно-практической конференции. – Ханты-Мансийск, Сургут, 2005. – С.243-245.
39.Засыпкин В.П. Управление организацией научно-исследовательских работ в педагогическом вузе: поиск модели // Образование как фактор межкультурного диалога: глобальные и региональные аспекты: Сборник научных трудов / Отв. Ред. Л.В. Дашевская. – Тюмень: Печатник, 2007. – С.42-45.
40.Засыпкин В.П. Языковое образование в условиях глобализации // Классический университет в Российском образовательном пространстве (к 90-летию Пермского государственного университета): Материалы международной научно-методической конференции (Пермь, Пермь ун-т, 11-14 октября 2006 г.) / Пермь ун-т. – Пермь, 2006. – С.170-171.
41.Засыпкин В.П. Педагогическое общение как институциональный дискурс // Естественный и виртуальный дискурс: когнитивный, категориальный и семиолингвистический аспекты: Материалы международной научной конференции 16-17 октября 2009 г. – Тюмень: Вектор Бук, 2009. – С.70-73. (в соавторстве с О.В. Власовой)
42.Засыпкин В.П. О средствах комплексной диагностики качества подготовки специалистов в педагогическом вузе // Проблемы качества, безопасности и диагностики в условиях информационного общества: Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. В.Г.Домрачева, С.А.Увайсова; Отв. за вып. А.В.Долматов. – М.: МИЭП, 2005. – С.245-248. (в соавторстве с О.А. Засыпкиной)
43.Засыпкин В.П.Качество образования как социокультурная ценность // Тезисы окружной научно-практической конференции «Качество образования: единство обучения, воспитания и развития». – Нижневартовск: НГПИ, 2005. – С.101-104.
44.Засыпкин В.П. Сравнительное изучение образовательных систем России и европейских стран как проблема качества межкультурной коммуникации // Проблемы мониторинга качества образования в высшей школе: Сборник статей / Отв. редактор д.и.н., профессор И.Г.Глушков. – Сургут: РИО СурГПУ, 2005. – С.43-58. (в соавторстве с Л.Ю. Столбовой)
45.Засыпкин В.П. Тест как эффективная форма контроля и его качество // Проблемы качества научных исследований в СурГПИ: поиски и решения: Сборник тезисов докладов девятой отчетной научной конференции преподавателей, аспирантов и соискателей института 29 января 2005 года: в 2 ч. – Сургут: РИО СурГПИ, 2005. – Ч.2. – С.28-29.
46.Засыпкин В.П. Стандартизованная процедура оценки качества НИР кафедры // Проблемы мониторинга качества образования в высшей школе: Сборник статей / Отв. редактор д.и.н., профессор И.Г.Глушков. – Сургут: РИО СурГПУ, 2005. – С.129-139.
47.Засыпкин В.П. Стандартизованная процедура оценки качества обучающей деятельности преподавателя вуза (из опыта работы кафедры) // Качество образования: теория и практика. Материалы Всероссийской научно-исследовательской конференции (10-11 декабря 2004 г.). Ч.1. – Томск: Изд-во НТЛ, 2004. – С.27-29.