Научная тема: «ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВЕТСКОЙ И ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»
Специальность: 22.00.04
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Изменение института образования необходимо исследовать, как социальный процесс, содержание которого на каждом этапе - это результат предыдущего этапа и детерминанта последующего. При этом особую роль играет анализ социально-исторического контекста. Следовательно, при социологическом исследовании института отечественного образования необходимо обращаться к истории развития российского общества, его цивилизационным, национально-культурным, структурно-институциональным и социально-групповым особенностям.
  2. Комплексное исследование механизма изменения института отечественного образования объективно возможно через изучение взаимообусловленных процессов структурной детерминации и морфогенетической детерминации, результата их взаимодействия. Структурная детерминация представляется как специфика и процессы структурных изменений Российского общества и отечественного образования и их влияние на воспроизводство образовательных практик. Морфогенетическая детерминация включает основания активности и особенностей поведения людей, их возможности в изменении структурно-институциональных аспектов общества и в изменении института образования.
  3. В структурных изменениях института отечественного образования преобладает воспроизводство вертикальных связей, пирамидальность строения. В концептуальных изменениях - приоритетность субъект-объектной модели организации образовательной деятельности, доминирование принципа авторитета и господство коллективизма в воспитании и обучении, значимость воспитательной компоненты в обучении.
  4. Изменения отечественного образования цикличны. В работе рассмотрены два типа цикличных изменений: 1) заимствование зарубежных образовательных образцов и практик, их освоение или отторжение; 2) попеременное чередование усиления роли государства, регламентации и контроля и его последующего ослабления, структурного размывания, расшатывания.
  5. В изменении института отечественного образования особое значение имеют представители политической, государственной власти, их взгляды, интересы и действия. Инструментальный подход к образованию, имевший место в представлениях власть предержащих, и их активные действия по переустройству отечественного образования в советский период вылились в строительство единой, стабильной системы образования, решающей задачи советского государства. Исключение представителями власти образования из своих политических и экономических интересов, невмешательство в происходящее в образовании, реализация западноориентированных идей через заимствование зарубежных образовательных образцов и практик стали причинами дестабилизации института образования в 1990-е годы. Начиная с 2000-х годов, с изменением отношения власти к роли образования в развитии страны, ее безопасности и престижа на международной арене в образовании стали наблюдаться стабилизационные процессы.
  6. Эффективность советской системы образования была детерминирована особенностями процессов и факторов, определявших: усиление возможностей в изменениях представителей власти, рассматривавших образование как элемент становления формировавшейся государственно-политической системы; максимальное соответствие формирующейся системы образования структурно-институциональным и культурно-национальным особенностям российского общества, а также особенностям индустриального общества, развивавшегося в мировом социальном пространстве.
  7. Причины проявления кризисных явлений в отечественном образовании конца ХХ - начала ХХI вв. кроются в особенностях периода изменения: 1) структурное расшатывание государственной организации системы образования и невмешательство представителей власти (при их значимости) в происходящее в образовании в конце ХХ века; 2) активное зарубежное заимствование образовательных образцов и практик при отсутствии соответствующих структурно-организаци­онных, нормативно-правовых, финансовых условий.
  8. Современная система образования в России утратила показатели эффективности советского периода: территориальную целостность, сбалансированное развитие сети учебных заведений по уровням и направлениям подготовки, качество подготовки и систему мотивации учащихся и т.д. Система характеризуется противоречивостью и несбалансированностью в развитии. В ней присутствуют элементы советской системы образования: централизованный характер системы управления, преобладание иерархизированной, линейно-функциональной организационной структуры образовательных учреждений, поточно-групповая организация учебного процесса и т.д. Восстанавливаются утраченные элементы: высокий уровень государственной регламентации и контроля, государственное регулирование развития сети образовательных учреждений, организация воспитательного процесса в образовательных учреждениях и т.д. И привносятся зарубежные образовательные образцы и практики.
  9. Заимствование зарубежных образовательных образцов и практик в образовании современной России является естественным в социально-историческом контексте и существенным в изменении отечественного института образования; оно происходит посредством сложившейся для отечественной специфики технологии искусственного перенесения. Это делает процесс длительным и болезненным, так как заимствованные образовательные практики и образцы отличаются от отечественных, и их перенесение - это соединение двух различающихся образовательных моделей, являющихся результатом структурной и морфогенетической детерминации определенного общества.
  10. При проектировании современной системы образования и разработке стратегии развития образования необходим целостный подход к институту отечественного образования, его трансформации в контексте изменения российского общества в целом, с учетом: специфики институциональных и социально-групповых аспектов; ментальных характеристик и характеристик, относимых к понятию национального характера участников социальных изменений российского общества - людей, что определяет модели их поведения во взаимодействии между собой и возможность их воздействия на структурные изменения общества в целом и института образования в частности. Необходимо учитывать цикличность в изменении института отечественного образования и интегративную роль ключевого фактора изменений в образовании - власти.
  11. Государственная власть и государство являются определяющим фактором изменений отечественного образования. В силу этого при дальнейшем развитии многообразия форм общественного участия государство должно усилить функции, определяющие его роль как ведущего и заинтересованного участника, несущего ответственность за осуществляемые изменения.
Список опубликованных работ
I. Монографии

1.Тюрина Ю.А. Социализация, образование и воспитание: формы взаимодействия: монография / Ю.А. Тюрина, Б.В. Смирнов. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2005. – 136 с.

2.Тюрина Ю.А. Социологический образ паранауки и оккультизма в образовании и медицине / Ю.М. Сердюков, А.П. Забияко, Р.А. Кобызов, Ю.А. Тюрина, И.В. Лазарева //Современные контексты магии, религии и паранауки (монография). – М.: Academia, 2008. – С. 164 – 235.

3.Тюрина, Ю.А. Социодинамика образовательного процесса в России: социологический анализ / Ю.А. Тюрина. – СПб.: Изд. дом С.-Петерб. ун-та, 2009. – 256 с.

II. Статьи в журналах, рекомендованных ВАК для публикаций по докторским диссертациям

1.Тюрина, Ю.А. К вопросу о теоретико-методологических основах социологии образования в России / Ю.А. Тюрина // Журнал социологии и социальной антропологии. – Т. IХ. – 2006. – № 4. – С. 117 – 129.

2.Тюрина, Ю.А. Интеграция национальных систем образования стран Северо-Восточной Азии в единое образовательное пространство мира / Ю.А. Тюрина // Известия вузов Северокавказский регион. Общественные науки. Проблемы образования. – 2006. – Спецвыпуск. – С. 87 – 89.

3.Тюрина, Ю.А. Образовательная ситуация в России в представлениях студенчества / Ю.А. Тюрина //Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2008. – № 5. – С 41 – 44.

4.Тюрина, Ю.А. Импортирование зарубежных образцов и практик в сферу образования России / Ю.А. Тюрина // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Философия. Социология. Право. – 2008. – № 14 (54), вып. 6. – С. 90 – 97.

5.Тюрина, Ю.А. Образовательная ситуация в Дальневосточном регионе в представлениях студентов / Ю.А. Тюрина // Социологические исследования. – 2008. – № 11. – С. 123 – 127.

6.Тюрина, Ю.А. Исследование отечественного образования в рамках деятельностного подхода в социологии / Ю.А. Тюрина // Социология власти. – 2009. – № 2. – С.93 – 101.

7.Тюрина, Ю.А. Социальные основания эффективности системы образования в советский период / Ю.А. Тюрина // Вестник ЧелГУ. – 2009. – № 11, вып. 11. – С. 67 – 73.

8.Тюрина, Ю.А. Индивидуализация образования: опыт организации образовательного процесса в университетах США / Ю.А. Тюрина // Гуманитарные и социально-эконо¬мические науки. – 2009. – № 3 (46). – С. 121 – 125.

9.Тюрина, Ю.А. Власть как фактор социально-групповых изменений в образовании советской и постсоветской России / Ю.А. Тюрина // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2009. – № 4. – С. 156 – 162.

10.Тюрина, Ю.А. Реформирование высшей школы России: по материалам социологических опросов в Санкт-Петербурге и в Дальневосточном регионе / Ю.А. Тюрина // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке России. – 2010. – № 2. – С. 174 – 179.

II. Статьи, тезисы

1.Тюрина, Ю.А. Применительность технологий дистанционного обучения к андрогогической сфере образования / Ю.А. Тюрина, А.И. Горькавый // Технологии дистанционного обучения, информационные технологии в образовании: материалы регионального семинара-совещания (г. Комсомольск-на-Амуре, 24 – 26 ноября 1999 г.). – Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре гос. техн. ун-т, 2000. – С. 38 – 41.

2.Тюрина, Ю.А. Концепции менеджмента в современной западной социологии (возможность применения к анализу российского общества) / Ю.А. Тюрина // Социология и общество: тезисы Первого всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». Санкт-Петербург, 27 – 30 сентября 2000 г. – СПб., 2000. – С. 423.

3.Тюрина, Ю.А. Кризис образования и возможные пути его преодоления / Ю.А. Тюрина // Гуманитарные науки в контексте современных проблем. Ч. 1. Философия, культурология, история: сб. научн. трудов. – Комсомольск-на-Амуре: Ком¬сомольский-на-Амуре гос. техн. ун-т, 2001. – С. 120 – 124.

4.Тюрина, Ю.А. Условия функционирования системы образования РФ как сдерживающий фактор ее развития / Ю.А. Тюрина // Гуманитарные науки в контексте современных проблем. Ч.2. Психология, педагогика и социальные науки: сб. науч. трудов. – Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре гос. техн. ун-т, 2001. – С. 125 – 129.

5.Тюрина, Ю.А. Принципы функционирования системы образования / Ю.А. Тюрина // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке: труды II международной научной конференции творческой молодежи, 11 – 12 апреля 2001 г. – Хабаровск: Изд-во Дальневост. гос. ун-та путей сообщения, 2001. – Т.1. – С 175 – 177.

6.Тюрина, Ю.А. Сдерживающие факторы демократизации отечественной системы образования / Ю.А. Тюрина // Образование и молодежная политика в современной России: тезисы всероссийской кон¬фе¬ренции «Образование и молодежная политика в современной России». Санкт-Петербург 26 – 28 сентября 2002 года. – СПб., 2002. – С. 138 – 139.

7.Тюрина, Ю.А. Образовательный комплекс в структуре технополиса / Ю.А. Тюрина // Гуманитарные науки и современность: материалы региональной научно-практичес¬кой конференции. – Комсомольск-на-Амуре: Гос. образоват. учреждение высшего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре гос. техн. ун-т.», 2003. – 202 с.

8.Тюрина, Ю.А. Социологический аспект образовательных инновационных технологий / Ю.А. Тюрина, Б.В. Смирнов // Культура педагогического труда в ХХI веке: материалы Всерос. научн. конф. – проект №04-06-14082г РГНФ (Хабаровск, 18 – 19 нояб. 2004 г.): в 2 т. / под ред. Н.Г. Григорьевой. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2004. – Т. 2. – С. 125 – 126.

9.Тюрина Ю.А. Внутривузовская система качества подготовки специалистов: результаты социологического анализа / Ю.А. Тюрина, Б.В. Смирнов // Современные технологии в высшем профессиональном образовании: материалы межрегион. научно-метод. конф.: в 2 т. / под ред. Б.Е. Дынькина. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2004. – Т. 1. – С. 79 – 82.

10.Тюрина, Ю.А. Система воспитания в высшем учебном заведении / Ю.А. Тюрина //Культурно-экономическое сотрудничество стран Северо-Восточной Азии: материалы международного сотрудничества 18 – 19 мая 2005 г.: в 3 т. / под ред. Л.П. Лазаревой, Ю.А. Тюриной. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2005. – Т.3. – С. 58 – 60.

11.Тюрина, Ю.А. Теоретические и практические аспекты формирования и реализации концепции социализации и, образования и воспитания высшего учебного заведения / Ю.А. Тюрина //Современные технологии железнодорожному транспорту и промышленности: труды 44-й Всероссийской научно-практ. конф. ученых транспортных вузов, инженерных работников и представителей академической науки, 25 – 26 января 2006 г. / под общ. ред. Ю.Н. Давыдова. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2006. – Т. 3. – С. 314 – 320.

12.Тюрина, Ю.А. Образовательная политика в современной России в контексте тенденций развития образования в мире / Ю.А. Тюрина // Общество, человек и власть: перспективы взаимодействия: материалы межрегион. научно-практ. конф.: в 2 т. / под ред. В.П. Дурина. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2006. – Т. 2. – С. 49 – 153.

13.Тюрина, Ю.А. К вопросу формирования единого образовательного пространства стран Северо-Восточной Азии // Ю.А. Тюрина // Культурно-экономическое сотрудничество стран Северо-Восточной Азии: материалы Второго Международного симпозиума 18 – 19 мая 2006 г.: в 2 т. /под ред. Ю.М. Сердюкова. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2006. – Т.2 – С. 163 – 167.

14.Тюрина, Ю.А. Теоретико-методические аспекты проведения социологического исследования «Влияние паранауки и оккультизма на социальные институты общества: образование и здравоохранение» / Ю.А. Тюрина // Дальний Восток: проблемы межкультурной коммуникации: материалы Регион. научно-практ. конф. /под ред. И.И. Докучаева. – Комсомольск-на-Амуре: Гос. образоват. учреждение высшего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре гос. техн. ун-т.», 2006.

15.Тюрина, Ю.А. Влияние паранауки и оккультизма на сферу образования: современное состояние процесса глазами социолога / Ю.А. Тюрина // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке России. – 2007. – № 4. – С. 15 – 20.

16.Тюрина, Ю.А. Качества современного человека в национальной образовательной политике России (по результатам социологического опроса студентов дальневосточных вузов) / Ю.А. Тюрина // Вторые Ковалевские чтения: материалы научно-практ. конференции 16 – 17 ноября 2007 г. / отв. ред. Ю.В. Асочаков. – СПб., 2007. – С 307 – 312.

17.Тюрина, Ю.А. К вопросу интеграции Дальнего Востока России в мировое образовательное пространство / Ю.А. Тюрина // Вестник СПбГУ. – 2007. - Сер. 6, вып. 3. – С. 393 – 402.

18.Тюрина, Ю.А. Демократизация образования в национальной образовательной политике России (по результатам социологического исследования на Дальнем Востоке России) / Ю.А. Тюрина // Политическая социология: теоретические и прикладные проблемы: сборник научных статей, посвященный 70-летию Заслуженного работника Высшей школы, академика РАСН, профессора В.Д. Виноградова / под общ. ред. Н.Г. Скворцова, А.О. Бороноева, С.М. Елисеева. – СПб.: Изд. дом СПбГУ, 2007. – 397 с.

19.Тюрина, Ю.А. Деятельностный подход в социологии в исследовании отечественного образования / Ю.А. Тюрина // Вестник СПбГУ. – 2008. – Сер. № 12, вып. 3. – С 295 – 306.

20.Тюрина, Ю.А. Деятельностный подход в социологии в исследовании образовательной проблематики России / Ю.А. Тюрина // Социологический диагноз культуры российского общества второй половины ХIХ – начала ХХI вв.: материалы всероссийской научн. конф. / под ред. В.В. Козловского. – СПб.: Интерсоцис, 2008. – С 87 – 90.

21.Тюрина, Ю.А. Развитие вузовской науки в России: проблемы и противоречия / Ю.А. Тюрина // Наука в обществе знания: материалы IX международной научно-практической конференции «Диалог культур – 2010». – СПб, 2010. – С 15 – 20.