- Показателем степени интегрированности врача в профессиональную среду является формирование инварианта профессионально значимых качеств, сгруппированных в следующие блоки: а) характеристики соматического здоровья, б) индивидуально-типологические свойства и в) социальные аттитюды. Их соотношение определяет возможность интериоризации профессиональной роли в конкретном виде врачебной деятельности (терапия, хирургия, педиатрия, организация здравоохранения и т.д.).
- Социальные параметры профессиональной компетенции врача являются не только результатами профессиональной социализации, они в значительной степени детерминированы личностными качествами, которые можно классифицировать по критерию профессиональной значимости: 1-й модуль - мыслительные свойства; 2-й - аттенционные свойства; 3-й - коммуникативные и мнемические свойства; 4-й - волевые и нравственно-эмпатические свойства; 5-й модуль - эмоциональные и креативные свойства.
- Для социономического типа профессий необходимо ввести понятие «профессиональная пригодность» с целью повышения эффективности оказания социальных услуг и гармоничной социализации индивида в условиях профессиональной группы. Врачебные специальности, сопряженные с высоким уровнем напряженности труда и/или необходимостью формирования обязательных мануальных навыков, требуют формализации абсолютной профессиональной пригодности с определением четких критериев профессионального отбора, предусматривающих оценку соматических показателей. Исследование состояния соматического статуса в динамике обучения в вузе подтверждает сложность его коррекции, приводящей к несоответствию по данному критерию у 30% юношей и 50% девушек модельной группы хирургов.
- Несоответствие уровня нервно-эмоциональной и физической напряженности врачебной деятельности институциональным статусно-профессиональным оценочным параметрам приводит к девиациям в профессиональной роли врача, эксплицированным в виде профессиональных деформаций двух групп: общепрофессиональные (авторитарность, коммуникативный комплекс, профессиональная индифферентность, профессиональный догматизм, социальное лицемерие) и специальные (доминантность и консерватизм - для врачей терапевтического профиля, ролевой экспансионизм - для врачей-руководителей).
- Осложняют реализацию лидерских ролей в медицине и приводят к напряжению социологического взаимодействия на уровне медицинского коллектива такие факторы риска неэффективного руководства, как низкий уровень коммуникативного контроля, доминирование негативных эмоций, низкий уровень эмпатийности, эгоцентрические установки (15-25% руководителей)
- Влияние профессионального стресса обуславливает формирование механизмов, которые снижают эффективность социальной интеракции в рамках медико-социальной системы и обуславливают девиации в профессиональной роли врачей. Об этом свидетельствует атипичная М-образная форма полученного графического профиля распространенности и выраженности среди врачей синдрома профессионального выгорания, с наиболее выраженными симптомами «неадекватного избирательного реагирования» и «редукции профессиональных обязанностей».
- Социальные детерминанты девиаций в профессиональной роли врача формируются на додипломной стадии профессионализации, они имеют психологические маркеры, отличающиеся в разных врачебных специальностях: для врачей хирургического профиля - низкие показатели реактивной тревожности, эмоциональная лабильность и субневротические расстройства (отмеченные соответственно у 26-34% и 47-50%); для врачей терапевтического профиля - эмоциональная лабильность (выявленная в 70% случаев), высокие показатели личностной тревожности (в 45-50%), значительная распространенность субклинических и клинических форм невротических состояний (соответственно в 75 и 23%), высоких индексов враждебности (в 50 %).
- В методическую базу социальной диагностики статусно-профессионального потенциала врача необходимо интегрировать методы личностно-ориентированной оценки профессионально значимых качеств, в том числе, разработанные в западной социологии медицины, но с учетом отечественной ментальности и национальных традиций медицинского образования.
- Специфичность стадий профессиогенеза и поливариативность медицинских специальностей обуславливают необходимость создания непрерывного социологического сопровождения врачебной деятельности, основными задачами которого являются: рациональный выбор профессионального поля, в том числе профиля врачебной деятельности; своевременная социальная диагностика профессиональных деформаций и разработка персонифицированной программы перепрофилирования; оценка профессионально-личностного потенциала врача при проведении аттестации специалистов; обучение навыкам самодиагностики, развитие профессиональной рефлексии и укрепление корпоративных императивов профессии.
- Внедрение системы социологического мониторинга профессиональной деятельности врача в условиях правого общества требует соблюдения нормативных требований и этических стандартов, обеспечивающих ее гуманистическую направленность. Разработка этих стандартов является составной частью предлагаемой автором методики социальной диагностики.
1.Доника А.Д. Медико-социологический анализ формирования профессионально значимых качеств у студентов медицинского вуза. - Волгоград: Изд-во ПринТерра-Дизайн, 2005. – 6,3 п.л.
2.Доника А.Д. Профессиональный онтогенез: медико-социологические и психолого-этические проблемы врачебной деятельности. – Москва: Изд-во «Академия естествознания», 2009. – 12,5 п.л.
Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией:
3.Доника А.Д., Медведева Л.М. Оценка элементов социально-психологической направленности личности врача в условиях современного общества // Социология медицины. – 2006. - № 2(9). - 0,4 п.л.
4.Доника А.Д. Оценка коммуникативных свойств врачей с профессиональных позиций // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета (серия: Гуманитарные науки). – 2006. - № 8(22). – 0,4 п.л.
5.Доника А.Д. Психоэмоциональное состояние студентов в условиях крупного промышленного города Нижнего Поволожья // Экология человека. – 2006. – № 12. - 0,4 п.л.
6.Доника Д.Д., Доника А.Д. Особенности формирования профессиональной позиции на этапе додипломного образования // Бизнес. Образование. Право: Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2007. – № 3. - 0,4 п.л.
7.Доника А.Д., Сливина Л.П. Эколого-гигиенические аспекты профессиональной реализации // Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии. – 2007. – № 1(2). - 0,4 п.л.
8.Доника Д.Д., Доника А.Д. Современные проблемы профессиональных компетенций // Бизнес. Образование. Право: Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2008. – № 5. - 0,4 п.л.
9.Доника А.Д. Оценка устойчивости врачей к профессиональному стрессу // Вестник Российской военно-медицинской академии. – 2008. – № 4 (24). - 0,4 п.л.
10.Соловьев В.М., Доника А.Д. Психологические детерминанты профессиональной успешности врачей // Вестник Российской военно-медицинской академии. – 2008. – № 4 (24). - 0,3 п.л.
11.Доника Д.Д. Доника А.Д.Современные тенденции профессионального развития // Бизнес. Образование. Право: Вестник Волгоградского института бизнеса. Серия: Образование. – 2008. – № 6. - 0,3 п.л.
12.Доника Д.Д. Доника А.Д. Компетентностный подход как инструмент реализации правовой базы профессионального образования // Бизнес. Образование. Право: Вестник Волгоградского института бизнеса. Серия: Право. – 2008. – № 7. - 0,2 п.л.
13.Доника А.Д. Психологическая готовность специалистов многопрофильного лечебного учреждения // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2009. – № 1(25). - 0,3 п.л.
14.Доника А.Д., Соловьев В.М. Социально-психологические детерминанты эффективного руководства медицинским коллективом // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2009. – № 1(25). - 0,3 п.л.
15.Доника А.Д., Еремина М.В., Марченко А.А. Диагностика риск-рефлексии в экстремальных условиях // Фундаментальные исследования. – 2009. –№ 9. - 0,2 п.л.
16.Доника А.Д., Сергеева Н.В. Лидерство в медицинской профессии: проблемы социолого-психологического анализа // Социология медицины. – 2010. - № 1(16). - 0,4 п.л.
Публикации в научных журналах и изданиях, в т.ч. материалах международных и всероссийских конференций:
17.Доника А.Д. Психоэмоциональный статус студентов-медиков. – Волгоград: Изд-во ПринТерра-Дизайн, 2003. – 1,3 п.л.
18.Доника А.Д. Экспертная оценка профессионально значимых качеств врачей хирургического и терапевтического профиля. - Изд-во ПринТерра-Дизайн, 2004. – 1,1 п.л.
19.Доника А.Д. Нравственно-психологические аспекты профессиональной подготовки студентов-медиков // Организация работы с молодежью в транзитивном обществе: проблемы и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции - Воронеж, 2004. - 0,4 п.л.
20.Доника А.Д. Медико-психологические аспекты семейных конфликтов // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы научно-практической интернет-конференции (2004).
URL: http: // www.niisv.ru / liderskonf.htm - 0,7 п.л.
21.Доника А.Д. Субъективная оценка личной безопасности (социологическое исследование студентов медицинского вуза) // Актуальные проблемы обеспечения личной и имущественной безопасности на муниципальном уровне. – Волгоград: НОУ ВПО ВИБ. - 2005. – 0,3 п.л.
22.Доника А.Д. Исследование восприятия риска профессионального несоответствия студентами медицинского ВУЗа // Экологические обусловленные ущербы здоровью: методология, значение и перспективы оценки: Материалы Пленума Научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды РАМН и Минздравсоцразвития РФ – Москва, 2005 – 0,4 п.л.
23.Доника А.Д., Сливина Л.П. Медико-социальное значение исследования репродуктивного здоровья (на модели студенток медицинского ВУЗа) // Экологические обусловленные ущербы здоровью: методология, значение и перспективы оценки: Материалы Пленума Научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды РАМН и Минздравсоцразвития РФ – Москва, 2005 – 0,3 п.л.
24.Доника А.Д. Особенности социально-профессиональной адаптации студентов медицинского вуза // Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека: Материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции (г.Волгоград, 3-5 октября 2005). – Волгоград: Волгоградское книжное издательство, 2005 . – 0,4 п.л.
25.Доника А.Д., Сливина Л.П. Прогнозирование профессиональной пригодности студентов-медиков к выбранному профилю врачебной деятельности // Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека: Материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции (г.Волгоград, 3-5 октября 2005). – Волгоград: Волгоградское книжное издательство, 2005 . – 0,3 п.л.
26.Доника А.Д. Медико-психологические проблемы «пограничных семей» // Психология и семья: Материалы международной научно-практической интернет-конференции (15 декабря -25 февраля 2005 г.).
URL: http: // www.psy – family@narod.ru. - 0,7 п.л.
27.Доника А.Д. Показатели социальной фрустрированности как предикторы социальной активности молодежи (на модели студентов-медиков) // Методологические и организационные проблемы обеспечения личной и имущественной безопасности населения на муниципальном уровне: Материалы межрегиональной научно-методологической конференции (г.Волгоград, февраль). – Волгоград, 2005 – 0,2 п.л.
28.Доника А.Д., Ильин В.Я. Использование методики экспресс-оценки уровня соматического здоровья на кафедре военной и экстремальной медицины // Состояние здоровья населения Волгоградской области и современные медицинские технологии его коррекции: Материалы научно-практической конференции. – Волгоград, 2005. – 0,2 п.л.
29.Доника А.Д., Сливина Л.П. Оценка степени соответствия профессионально значимых качеств студентов-медиков профилю первичной специализации // Состояние здоровья населения Волгоградской области и современные медицинские технологии его коррекции: Материалы научно-практической конференции. – Волгоград, 2005. – 0,2 п.л.
30. Доника Д.Д., Доника А.Д. Социально-психологические аспекты свободы выбора профессии молодежью в гражданском обществе // Молодежь и формирование гражданского общества в России: Материалы первой Общероссийской научно-практической конференции (г.Волгоград, 6-7 октября 2005 г). – Волгоград. – Изд-во: Панорама. - 2005. – 0,4 п.л.
31.Сливина Л.П., Доника А.Д. Репродуктивное здоровье девушек-студенток в условиях крупного промышленного города // Поволжский экологический вестник (Российская экологическая академия. Волгоградское отделение). – 2005. – Вып.11. – 0,4 п.л.
32.Сливина Л.П., Доника А.Д. Психологический анализ профессиональной направленности студентов-медиков // Бюллетень Волгоградского научного центра РАМН и администрации Волгоградской области. – 2005. - № 3-4. – 0,4 п.л.
33.Доника Д.Д., Доника А.Д. Социально-профессиональная адаптация студентов-медиков в контексте современной коммуникативной ситуации // Коммуникативные технологии в образовании, бизнесе, политике и праве XXI века: человек и его дискурс – 2: Сборник научных трудов. – Волгоград. - Изд-во: Прин Терра» - 2006 – 0,4 п.л.
34.Доника А.Д., Сливина Л.П. Некоторые характеристики образа жизни студентов-медиков // Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Москва, 15-17 мая 2006). - Москва, 2006 – 0,3 п.л.
35.Доника Д.Д., Доника А.Д. Коммуникативные особенности личности как характеристики профессиональной позиции // Бизнес. Образование. Право: Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2006. – № 1. - 0,5 п.л.
36.Доника А.Д. Репродуктивное здоровье девушек в условиях крупного промышленного города Нижнего Поволожья // Санитарный врач. – 2006. - № 6. – 0,3 п.л.
37.Доника А.Д., Соловьев В.М. Психологическое сопровождение врачебной деятельности как необходимое условие повышения качества медицинского обеспечения // Актуальные вопросы клинической, военно-морской медицины, особенности медицинского обеспечения в условиях Севера. Материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию военно-морского госпиталя Северного флота, 15 сентября 2006). – Североморск, 2006. – 0,3 п.л.
38.Доника А.Д., Доника В.Ф. Профессиональная ориентация – необходимое условие повышения качества подготовки специалистов // Управление качеством подготовки специалистов: Материалы научно-практической конференции. Ч.I. (г. Волгоград, 26 января 2006 г.). – Волгоград. – Изд-во: «Колледж». – 0,2 п.л.
39.Доника А.Д. Определение психологической готовности врачей к оказанию помощи пострадавшим с комбинированной и сочетанной травмой // Современные подходы к диагностике, лечению и реабилитации пострадавших с сочетанными повреждениями: Материалы международной конференции (г.Москва, 25-26 мая 2006 г.). – Москва, Объединенная редакция МВД России. - 0,3 п.л.
40.Доника А.Д. Промоторное действие антропогенной нагрузки на уровень невротизации студенческой популяции // Медицина катастроф: опыт и перспективы развития. Сборник материалов международной научно-практической конференции, май 2006 г., г. Архангельск. – Архангельск. – Изд-во Северного государственного медицинского университета. - 2006. – 0,3 п.л.
41.Доника Д.Д., Доника А.Д. Психологические факторы успешности профессионального становления // Молодежь и формирование гражданского общества в России: Материалы второй Всероссийской научно-практической конференции, 5-6 октября, г. Волгоград. – Волгоград. – Изд-во: ПринТерра, 2006. – 0,4 п.л.
42.Доника А.Д. Диагностика психологической готовности врачей в условиях чрезвычайной ситуации // Приоритетный национальный проект «Здоровье» на территории Волгоградской области – реализация, перспективы: Материалы научно-практической конференции, 17 февраля 2007 г. , г. Волгоград. – Волгоград, Изд-во «Здоровье и экология». – 2007. – 0,3 п.л.
43.Ильин В.Я., Доника А.Д., Анализ профессионально значимых показателей соматического здоровья студентов-медиков // Приоритетный национальный проект «Здоровье» на территории Волгоградской области – реализация, перспективы: Материалы научно-практической конференции, 17 февраля 2007г., Волгоград. – Волгоград, Изд-во «Здоровье и экология». – 2007. – 0,3 п.л.
44.Доника А.Д., Доника А.Д. Проблемы высшей школы в контексте интеграции в мировое образовательное пространство// Коммуникативные технологии в образовании, бизнесе, политике и праве: Материалы международной научно-практической конференции, Волгоград, 17-19 мая 2007. – Волгоград: Прин Терра - 2007. – 0,2 п.л.
45.Доника А.Д. Социально-гигиенические аспекты оценки соматического здоровья молодежи // Санитарный врач. – 2007. - № 3. – 0,3 п.л.
46.Доника А.Д. Психологическая оценка риска социально-профессиональной дезадаптации студентов-медиков // Актуальные проблемы медицинской науки и образования: Материалы межрегиональной научной конференции (Пенза, 24-25 мая 2007). – Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета. – 2007. – 0,3 п.л.
47.Доника А.Д., Доника А.Д. Синдром профессионального выгорания – маркер проблем профессиональной коммуникации // Коммуникативные технологии в образовании, бизнесе, политике и праве XXI века: Человек и его дискурс – 3. Материалы международной научно-практической конференции (Волгоград, 17-19 мая 2007.) – Волгоград: Прин Терра - 2007. – 0,3 п.л.
48.Доника А.Д. Исследование уровня невротизации молодежи с целью донозологической диагностики эндоэкологического статуса // Проблемы диагностики и коррекции эндоэкологического статуса в современных условиях: Материалы третьей Международной научной конференции (Санкт-Петербург, 29-30 ноября 2007). – Санкт-Петербург. - 2007 – 0,3 п.л.
49.Доника А.Д. Использование показателей соматического здоровья студентов-медиков для прогнозирования их профессиональной пригодности // Медицинское обеспечение сил флота в условиях Кольского Заполярья: Материалы IV научно-практической конференции, ЗАТО Видяево, 3 мая 2006 г) - Санкт-Петербург: ФГУП НИИ промышленной и морской медицины, - 2006. – 0,2 п.л.
50.Доника А.Д. Исследование синдрома профессионального выгорания у врачей разного профиля специализации // Современные проблемы медицинского обеспечения обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: Материалы научно-практической конференции (Смоленск, 20 дек.2007). - Смоленск: изд-во Смоленской государственной медицинской академии. - 2007. – 0,3 п.л.
51.Доника А.Д. Негативные тенденции в формировании здоровьесберегающего поведения молодежи (на модели студентов-медиков) // Современные здоровьесберегающие технологии в обеспечении здоровья населения Волгоградской области: Материалы научно-практической конференции, посв.60-лет. ГУЗ «Волгоградский областной центр медицинской профилактики», Волгоград, январь 2008). – Волгоград: Изд-во «ПринТерра», 2008. – 0,3 п.л.
52.Ильин В.Я., Доника А.Д. Актуальность здоровьесберегающих мероприятий на этапе додипломного образования врачей // Современные здоровьесберегающие технологии в обеспечении здоровья населения Волгоградской области: Материалы научно-практической конференции, посв.60-лет. ГУЗ «Волгоградский областной центр медицинской профилактики», Волгоград, январь 2008). – Волгоград: Изд-во «ПринТерра», 2008. – 0,2 п.л.
53.Доника А.Д., Марченко А.А. К вопросу об использовании соматометрических показателей для прогнозирования успешности профессионального обучения студентов-медиков // Гуманитарное образование и медицина: Сборник научных трудов. Т.63.вып.1. – Волгоград.: Изд-во Волгоградского государственного медицинского университета. - 2006. – 0,3 п.л.
54.Ильин В.Я., Доника А.Д. Исследование состояния социальной адаптации студентов-медиков // Гуманитарное образование и медицина: Сборник научных трудов. Т.63.вып.2. – Волгоград.: Изд-во Волгоградского государственного медицинского университета. - 2007. – 0,3 п.л.
55.Доника Д.Д., Доника А.Д. Современные тенденции профессионального онтогенеза // Вестник Южно-российского университета. – 2008. – № 1 (5). - 0,3 п.л.
56.Доника Д.Д., Доника А.Д. Особенности социально-профессиональной адаптации специалиста в процессе профессионального образования // Молодежь и формирование гражданского общества в России: Материалы третьей общероссийской научно-практической конференции, Волгоград, 27-28 сент. 2007. – Волгоград: ПринтТерра. – 2007. – 0,4 п.л.
57.Доника А.Д., Доника Д.Д. Диагностика психологических детерминант профессиональной аутокомпетентности // Управление качеством профессиональной подготовки специалистов в условиях перехода на многоуровневое образование: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Ч.2). Волгоград, 22-25 сентября 2008 г. – Волгоград. - Изд-во: Перемена. – 2008. – 0,3 п.л.
58.Доника А.Д. Гендерные особенности состояния тревожности студентов-медиков в динамике обучения // Гендерное образование в России: состояние и проблемы становления: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 17 октября 2008. – Москва. – Изд-во: СГУ. – 2008. – 0,2 п.л.
59. Доника А.Д. Социальные аспекты организации квалифицированной хирургической помощи // Социальные аспекты хирургической помощи населению в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Успенские чтения, выпуск 5), Тверь, 5-6 декабря 2008 г. – Тверь. – Изд-во: «Триада». – 2008. – 0,4 п.л.
60.Доника А.Д. Оценка риск-рефлексии для диагностики донозологического статуса в экстремальных условиях // Методологические и методические проблемы изучения донозологического статуса в экстремальных условиях: Материалы четвертой международной научной конференции (Санкт-Петербург, 18-19 декабря 2008). – С-Пб, 2008 – 0,2 п.л.
61.Доника Д.Д., Доника А.Д. Диагностика рефлексии современного студенческого социума по отношению к проектируемому социальному статусу // Общество и личность: интеграция, партнерство, социальная защита: Материалы II Международной научно-практической конференции, Ставрополь: НОУ ВПО СКСИ. – 2009. – 0,2 п.л.
62.Доника А.Д. Социально-гигиенические дефекты образа жизни учащейся молодежи (на модели студентов-медиков) // Менеджмент здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве вуза: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, Москва, 30 окт. 2008. – Москва: Изд-во СГУ, 2009. – 0,2 п.л.
63.Donika A.D., Karchanin N.P. Designing of the social status in conditions of the tertiary school // European journal of natural history. – 2009. – № 4. - 0,2 п.л.
64.Доника А.Д. Социально-психологические детерминанты профессиональных компетенций // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2009. –№ 3. - 0,2 п.л.
65.Доника А.Д., Карханин Н.П. Социологический анализ интериоризации профессиональной роли врачи на додипломной стадии // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 7. - 0,3 п.л.
66. Доника А.Д., Губа Т.И. Синдром профессионального выгорания как маркер этических проблем современной медицины // Биоэтика. – 2009. –№ 1(3). - 0,4 п.л.
67.Доника А.Д. Формирование профессиональной позиции в вузе медицинского профиля // Актуальные проблемы медицинской науки и образования: Сборник трудов II межрегиональной научной конференции, Пенза, 24-25 апреля 2009. – Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета, 2009. – 0,3 п.л.
68.Доника А.Д., Еремина М.В. Профессиональные аспекты ценностных ориентаций современной молодежи // Международный журнал экспериментального образования. – 2009 - № 6. - 0,2 п.л.
69.Доника А.Д., Карханин Н.П. Исследование риска профессионального несоответствия к врачебной деятельности // Успехи современного естествознания. – 2009. –№ 8. - 0,4 п.л.
70.Доника А.Д. Социально-психологические детерминанты успешности профессиональной деятельности врача // Профилактическая медицина в России: истоки и современность: Сборник материалов Всероссийской конференции с международным участием, Казань, 24-25 сент. 2009. – Казань.- Изд-во Казанского государственного медицинского университета. – 2009. – Том 1. – 0, 2 п.л.
71.Доника А.Д., Еремина М.В. Психологические особенности формирования к здоровому образу жизни у врачей разного профиля // Донозология. Проблемы здорового образа жизни.: Материалы V международной научной конференции, г. Санкт-Петербург, 17-18 дек.2009. – Санкт-Петербург. – Изд-во: Крисмас+. – 2009. – 0,2 п.л.
72.Доника А.Д. Медико-социологическая оценка репродуктивного здоровья молодежной популяции (по результатам социологического исследования студенток медицинского вуза // Демографическая политика в Волгоградской области. Перспективы развития: Материалы научно-практической конференции / Комитет по здравоохранению Администрации Волгоградской области – Волгоград: ПринТерра, - 2009. – 0,3 п.л.
73.Ильин В.Я., Доника А.Д. Социально-гигиенические аспекты оценки соматического здоровья молодежи // Демографическая политика в Волгоградской области. Перспективы развития: Материалы научно-практической конференции / Комитет по здравоохранению Администрации Волгоградской области. – Волгоград: ПринТерра, - 2009. – 0,3 п.л.
74.Доника А.Д. Проблемы социализации в контексте непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. – 2009. - № 10 . - 0,2 п.л.
75.Доника А.Д. Экспресс-диагностика личностных свойств по методике Дж.Барретта // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 11. - 0,2 п.л.
76Доника А.Д., Еремина М.В. Гендерные особенности оценки профессиональных компетенций врача // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 12. - 0,2 п.л.
77.Доника В.Ф., Доника Д.Д., Доника А.Д. Современные проблемы формирования профессиональной компетенции специалиста // Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности специалиста: Материалы научно-практической конференции 22 января 2009г. , г.Волгоград, Ч.III. – Волгоград: «Колледж». – 2009. – 0,3 п.л.
78.Доника А.Д., Доника Д.Д, Профессиональный отбор в контексте проблем профессионального образования // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 3. - 0,2 п.л.
79.Доника А.Д., Еремина М.В. Использование психодиагностических методик для оценки профессиональных компетенций врача // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований . – 2009. – № 7 - 0,2 п.л.
80.Доника А.Д. Проблемы социализации в контексте непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 10 - 0,2 п.л.
81.Доника А.Д. Особенности композиции профессиональной идентичности на этапе обучения в вузе медицинского профиля // Гуманитарное образование и медицина: сборник научных трудов. – Т. 64, вып.1-2. – Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного медицинского университета, 2009 – 0,7 п.л.
82.Доника А.Д., Чечетин Г.М., Мотивационные предикторы успешности профессионального образования // Гуманитарное образование и медицина: сборник научных трудов. – Т. 64, вып.1-2. – Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного медицинского университета, 2009 – 0,4 п.л.
83.Доника А.Д., Еремина М.В., Марченко А.А. Оценка личного профессионального потенциала врача // Международный журнал экспериментального образования . – 2010. –№ 1. - 0,2 п.л.
84.Доника А.Д., Поройский С.В. Оценка личностных компетенций врача в контексте готовности к действиям в экстремальных ситуациях. // Международный журнал экспериментального образования . – 2010.- № 1 - 0,2 п.л.
85.Доника А.Д., Доника Д.Д. Образовательная среда в контексте гуманизации профессионального образования // Международный журнал экспериментального образования . – 2010. - № 1- 0,2 п.л.