Научная тема: «ПРОАКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ СНИЖЕНИЯ БЕДНОСТИ В РОССИИ: ПАРТИСИПАТОРНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ»
Специальность: 22.00.08
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Проблема снижения бедности в своем развитии прошла длительный путь от отрицания общественной необходимости ее решения и закрепления вины бедности за самими бедными до создания специализированных инфраструктур и информационно-аналитических и партисипаторных технологий ее снижения. Прослеживается отчетливая взаимосвязь между концепциями и методами снижения бедности и текущим социальным контекстом и социальным капиталом, накопленным обществом. В рамках проектирования стратегии по снижению бедности разработана комплексная система критериев бедности на основе оценки трех базовых параметров: абсолютной бедности (контролируемой через минимальные стандарты); относи- тельной бедности (учитывающей средний экономический тренд); субъективного критерия (связывающего измеряемую величину качества жизни с удовлетворенностью ею). Интегральный показатель может устанавливаться в форме временного и количественного интервалов, в увязке с которыми планируется и осуществляется работа служб социальной защиты населения с различными категориями клиентов. В то же время система социальной поддержки не должна игнорировать семьи, имеющие до- ходы выше прожиточного минимума, но ощущающие себя бедными и исключенны ми.
  2. В современном российском общественном мнении формируется поддержка и понимание необходимости социально-экономического механизма управления, направленного на снижение бедности и включающего в себя государство, третий сек- тор, социально ответственный бизнес и личное участие представителей самих малоимущих групп. Около трети населения регионов поддерживают предлагаемый интегральный механизм; 15% сами готовы участвовать в качестве членов в деятельности общественных организаций, борющихся с бедностью. Тем не менее, преобладающим общественным настроем является запрос на доминирующее участие государства в этом процессе, что сохраняет на текущем этапе общественного раз- вития ведущую роль государственных органов в механизме снижения бедности как координатора общественных инициатив и усилий.
  3. Информационный поток освещения проблем бедности в российских СМИ состоит из ситуативных сюжетных линий, количество которых варьируется от 10 до 20 в зависимости от конъюнктуры. Тем не менее, ими образуются три устойчиво воспроизводимых направления подачи материалов: социально-гуманитарное, экономическое и политико-управленческое. Социально-гуманитарное направление объединяет описание состояния социальной сферы с этическими мотивами бедно- сти и социологической рефлексией по поводу социального расслоения общества. Экономический ракурс реализуется в широких рамках от обсуждения бедности в контексте мирового кризиса до анализа проблем сельского хозяйства и бюджетов домохозяйств. Политико-управленческий подход ориентирован на обсуждение внутренней и внешней политики России, связанной с вопросами снижения бедности. Доминирующий в СМИ ракурс освещения бедности не способствует мобилиза- ции социальной активности и интеграции общества для ее снижения. Акцент и акту- альность проблемы сдвинуты за пределы страны, образ ее бедного населения замещается образом бедного населения других стран, на передний план выдвигаются вопросы абсолютной, а не относительной бедности. Бедность подается как социально «чужое» явление, контрастирующее с общим положением внутри страны.
  4. Многомерный анализ восприятия населением социальной ответственности бизнеса позволяет говорить о двух основных осях: 1) направленности социальной деятельности (внутрь / вовне); 2) используемых формах (традиционных / инновационных). В представлениях населения о социальной эффективности пока доминируют формально-нормативные критерии. Основными характеристиками социально от- ветственной компании, по мнению большинства населения, являются высокие заработные платы работников, предлагаемый социальный пакет и исполнение всех за- 16 конов. Общественный запрос на участие предприятий в решении проблемы бедно- сти как таковой пока не сформирован.
  5. Анализ мировой практики деятельности некоммерческих организаций позволяет выявить следующие основных факторы их вовлечения в снижение бедности: исторически сложившиеся практики, создание организаций для борьбы с бедностью; государственная политика, стимулирующая волонтерскую активность населения; деятельность региональных органов власти по привлечению НКО к решению проблем снижения бедности; структура грантовой поддержки и финансирования от- дельных направлений деятельности НКО, направленных на снижение комплексной бедности; активность местных сообществ и групп взаимопомощи. Согласно результатам экспертного анализа, участие некоммерческих организаций в снижении бедности, широко распространенное в международной практике, не является преобладающим направлением в работе российских НКО. Собственные ресурсы российских НКО недостаточны для эффективной социальной деятельности, в том числе и для решения проблем снижения комплексной бедности. Тем не менее, проведенное исследование позволяет говорить о положительной динамике потенциала российских НКО в отношении их роли и участия в снижении бедности: руководители общественных организаций демонстрируют понимание необходимо- сти данной работы и готовность в ней участвовать; более трети российских НКО имеют опыт работы с социально малозащищенными группами; органами власти регионов практикуется вовлечение НКО в решение задач по снижению бедности через привлечение к участию в оказании социальных услуг; медленно, но формируется волонтерская среда - группа населения, готовая принимать участие в этой работе.
  6. Вовлечение малоимущего населения в социальное партнерство, направленное на снижение бедности, более эффективно при учете неоднородности этой совокупности и существующих групповых установок на выход из бедности. Типология стратегий преодоления жизненных трудностей, воспроизводимых на протяжении последнего десятилетия, базируется на двух осях: инструментальной, характеризую- щей ориентации малоимущих от требований государственной поддержки до стремления самостоятельно найти выход из состояния бедности, и ресурсной, характеризующей социальные группы в отношении уровня наличных ресурсов (здоровья, образования, связей, способностей к усвоению новых навыков, возрасту). Данная типология закладывает основу трансформации системы социальной помощи в на- правлении адресности и контрактности.
  7. Проактивная модель снижения бедности в качестве центрального элемента рассматривает социально-экономическое межсекторное партнерство и межотраслевое взаимодействие, организуемое вокруг процесса конструирования самими бедными их новой социальной реальности и сопряжения этой реальности с существующими социально-экономическими контекстами. В ее рамках граждане, семьи, находящиеся в трудных жизненных ситуациях, общественные структуры, представляющие их интересы, при поддержке и во взаимодействии со специалистами и экспертами формулируют потребности бедных и малоимущих в социальных услугах, контактируют с государственными органами, НКО, бизнес-организациями с целью получения социальной помощи и социальной поддержки. Предусматривается также возможность прямого участия заинтересованных социальных групп в отношениях с государством по преодолению бедности.
  8. Проактивная стратегия снижения бедности, формируемая на основе институциональной парадигмы, наиболее эффективно реализуется на базе партисипаторного механизма, характерного вовлечением бедных в качестве равноправных ак- торов этого процесса. В рамках институционального анализа выделяются два системообразующих элемента функционирования данного механизма: законодательная среда и социальные сети. Нормативно-правовая база одновременно выступает как основной движущий фактор и как основной ограничитель институционального развития на уровне отдельных социальных практик и локальных порядков. Социальные сети, с одной стороны, обеспечивают координацию элементов социально- экономического механизма, с другой стороны, представляют особый вид ресурсов преодоления бедности через усвоение образцов успешного поведения, циркулирующих в рамках сетевых сообществ и транслируемых сетевыми механизмами, и информации, необходимой для максимального использования их потенциала. Не- обходимо взаимосвязанное, скоординированное во времени решение задачи снижения бедности и формирования освобождающего общество от рисков бедности пар- тисипаторного механизма как части системы национального законодательства и системы управления на государственном и местном уровне, встраивание его в национальный культурно-этический контекст, формирование особого вида организационной культуры управления социальными процессами, отличающейся прямым деятельным участием заинтересованных граждан, семей, домохозяйств.
  9. Бедность плотно вписана в социальное управление и социальную политику государства, рассмотрение и поиск решений проблемы ее снижения замыкается преимущественно на государстве при вторичном участии бизнеса и общества, заинтересованных социальных групп и самих бедных. Федеральная идеологическая основа предлагаемого российского национального проекта снижения бедности обеспечивает единообразие трактовки субъектами федерации национальных стратегических инициатив и социальной политики государства, единства стандартов предоставления социальных услуг и качества жизни и базовых подходов к их реализации и, тем самым, максимизацию отдачи ресурсов, направляемых на цели социального развития. Национальный проект как инструмент воздействия на социально-экономический процесс не только обеспечивает ресурсную базу для снижения бедности, но и выравнивает социальные ожидания и стандартизует социальное предложение, создавая единую, свободную от регионального субъективизма метрику для мониторинга, оценки и обеспечения качества и эффективности взаимодействия государства и заинтересованных сторон в направлении снижения бедности. В целях обеспечения реализации стратегических инициатив проведена детализация в форме формирования специализированной социально - управленческой инфраструктуры метаинструментария национального проекта на уровне исполнительных механизмов и процедур, соподчиняющих и соорганизующих существующие механизмы, возможности и усилия заинтересованных сторон, фактических и потенциальных участников процесса снижения бедности
Список опубликованных работ
Монографии

1. Теодорович М.Л. Нижегородская область: практика региональной экономической политики Н.Новгород, ВВАГС, 1999 г. – 198 с. (11,6 п.л.)

2. Теодорович М.Л., Бедность как социальная проблема: стратегический подход. Монография. Издательство Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2009, 480 с. (30 п.л.)

Статьи, опубликованные в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

3. Теодорович, М.Л. Феномен бедности сквозь призму институциональной теории / М.Л. Теодорович // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. – Серия «Социальные нау- ки». – Н.Новгород, 2006. – С.372-383 (0,9 п.л.).

4. Теодорович М.Л. Стратегия сокращения бедности // Вестник Тамбовского Университета (Серия: Гуманитарные науки) Выпуск 2 (58), 2008. – С. 505-509 (0,5 п.л.).

5. Теодорович М.Л., Институциональная модель преодоления бедности: концепция 48 социального проекта // Вестник Чувашского университета, серия гуманитарные науки № 3, 2008, стр.480-491 (1 п.л.).

6. Теодорович М.Л., Современные тенденции развития концепций корпоративной социальной ответственности // Вестник Челябинского госуниверситета (философия, социология, культура) №32(133)2008, стр. 44-54 (1 п.л.).

7. Теодорович М.Л., Динамический подход к изучению бедности как основа регулирования социального неравенства// Ученые записки Казанского ун-та. Серия Гуманитарные науки. - 2008. Т. 150, кн. 4. - С. 252-266. (1 п.л.).

8. Теодорович М.Л., Регулирование процессов бедности: моделирование влияния роста цен на расходы домохозяйств// Вестник Самарского госуниверситета. Серия Гуманитарные науки, №7(66)2008, стр. 295-302. (1 п.л.).

9. Теодорович М.Л., Формирование общественного мнения о проблемах бедности в России: мониторинг СМИ// Вестник Волгоградского университета, Серия 7: Философия, социология и социальные технологии, Вып. 1 (9), - с. 131-138 (1 п.л.).

10. Теодорович М.Л., Разработка мониторинга бедности как основа управления, ориентированного на результат// Аспирантский вестник Поволжья (Самара) вып.1-2 (2009) .стр. 140-150 (1 п.л.).

11. Теодорович М.Л., Восприятие проблем бедности в общественном сознании// Народонаселение № 2, 2009, c 134-150 (1 п.л.).

Статьи в сборниках и тезисы конференций:

12. Теодорович, М.Л. Социальная ответственность компании / М.Л.Теодорович // 2-й международный семинар «Всеобщий менеджмент качества (TQM) и модели совер- шенства». Н.Новгород, 2003, С. 17-25 (0,2 п.л.).

13. Теодорович, М.Л. Лидерство как система. Школа лидерства / М.Л.Теодорович // 2- й международный семинар « Всеобщий менеджмент качества (TQM) и модели со- вершенства. Н.Новгород, 2003, С. 85 (0,2 п.л.).

14. Теодорович, М.Л. Лидерство в проактивной организации / М.Л.Теодорович // 2-й межгосударственный семинар «Международные стандарты ИСО 9000 и статистиче- ские методы (создание результативных и эффективных систем)». Н.Новгород, 2003, С.42-46 (0,2 п.л.).

15. Теодорович, М.Л. Корпоративное управление и развитие компании. /М.Л.Теодорович // 17-й межгосударственный семинар «Системы, методы и инстру- менты эффективного менеджмента». Н.Новгород, 2005, С. 32-34 (0,1 п.л.).

16. Теодорович, М.Л. Школа лидерства /М.Л.Теодорович // 17-й межгосударственный семинар «Системы, методы и инструменты эффективного менеджмента». Н.Новгород, 2005, С. 144-146 (0,1 п.л.).

17. Теодорович, М.Л. Борьба с бедностью: инновационные социальные практики / М.Л. Теодорович // Проблемы социальной защиты населения. – Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, г. Пенза, февраль 2006 г. – С. 55- 58 (0,1 п.л.).

18. Теодорович, М.Л. Бедность как российский габитус / М.Л. Теодорович // Сборник материалов V – ой региональной научной конференции (заочной) «Институциональ- ные проблемы современной России», г. Нижний Новгород. – Издательство НКИ, 2006 г. – С. 106 – 109. (0,2 п.л.).

19. Теодорович, М.Л. Бедность как социальная категория: анализ ключевых элемен- тов и связей / М.Л. Теодорович // Тезисы докладов и выступлений на Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России»: в 16 т. – М.: Альфа-М, 2006. – Т. 13. Социальная политика. Социология личности. Социология кино. – С. 91 – 94. (0,2 п.л.).

20. Теодорович, М.Л. Развитие системы адресной социальной помощи в РФ: проблемы подготовки специалистов / М.Л. Теодорович // Сборник материалов VI – ой 49 научно-практической конференции «Социальные науки: опыт и проблемы подготов- ки специалистов социальной работы», Екатеринбург, 11-12 апреля 2006. – Изда- тельство государственного профессионально-педагогического университета (г. Ека- теринбург), 2006. – Том I. – С. 166 – 169. (0,3 п.л.).

21. Теодорович, М.Л. Информационная поддержка граждан как элемент государст- венной стратегии преодоления бедности / М. Л. Теодорович // Сборник материалов Всероссийской научной конференции «Партнёрство в системе социальной поддерж- ки населения», Самара, Самарский госуниверситет, 26-27 января 2006 г. – С. 54 – 58. (0,3 п.л.).

22. Теодорович, М.Л. Рекомендации по внесению изменений в законодательство / М.Л. Теодорович // Проект «Адресная социальная поддержка» (DFID / IMC). –Н. Новгород, 2005. –25 с. (2 п.л.).

23. Теодорович М.Л. Комментарии к нормативно-законодательным актам Нижего- родской области / М.Л. Теодорович // Проект «Адресная социальная поддержка» (DFID / IMC). – Н. Новгород, 2005. 135 с (10 п.л.).__