- Сущность и причины коррупции в образовании могут быть объяснены через анализ поддерживающих её практик и институциональной среды. В свою очередь, адекватный анализ практик требует особой методологии, в которой помимо сетевого подхода и теории конвертации форм капитала необходимо учитывать и особенности ролевого участия агентов сети. Таким образом, неформальные практики трактуются как сетевые взаимодействия с ролевыми комбинациями, погруженные в определённый социальный контекст. При этом социальный контекст играет детерминирующую роль и определяет их содержание, структуру и специфику ролей.
- Неформальные практики складываются как естественный вид коммуникаций в профессиональном пространстве вуза и, с усилением рационального содержания составляющих их отношений, на определённом этапе могут приобрети коррупционное содержание. Укоренённость коррупции в неформальных практиках означает, что они формируют поддерживающую среду и способствуют генезису коррупции. В значительной степени, эта ситуация складывается под влиянием поддержки и одобрения большинства практик, имеющих коррупционное содержание, со стороны большинства агентов. В связи с этим, коррупция может пониматься как продолжение неформальных отношений на рыночной основе, направленных на получение благ с нарушением официальных правил их распределения.
- Тенденции развития высшего образования за последние годы привели к тому, что прежние правила и стандарты обучения перестали быть эффективными и не соответствуют новой образовательной ситуации, что приводит к формированию системы стимулов к нарушению правил. Эта система складывается под влиянием таких факторов, как массовый спрос на образование, появление студенческих стратегий, не ориентированных на обучение и формирование закрытой академической среды.
- Нарушение правил организации учебного процесса проявляется в снижении требований, произвольной адаптации учебных программ под низкий уровень обучающихся, завышении оценок и т.д. Такие отступления от правил способствуют сохранению контингента студентов и адаптации образовательных стандартов под их реальный уровень. С другой стороны, оно снижает уровень доверия к формальным институтам, размывает нормативные рамки и отрицательно влияет на прозрачность процедуры оценивания знаний.
- Пространство неформальных отношений дифференцировано по трём уровням, которые определяются степенью рационального содержания взаимодействий на каждом из них. Первый уровень характеризуется отсутствием (минимальным значением) рационального содержания и неотрефлексированной целевой установкой. Это уровень стихийно складывающихся повседневных отношений. На втором уровне формируются рациональные ожидания, которые задаются целевой установкой - отношения используются для решения проблем, связанных со служебным положением. На третьем уровне отношения специальным образом устанавливаются для получения дохода. На третьем уровне отношения носят чётко выраженный коррупционный характер, но многие практики второго уровня также имеют коррупционное содержание.
- Исследование сетевого аспекта неформальных практик позволяет провести анализ по двум параметрам, структурирующим отношения на каждом уровне - характеру связи по шкале «сильные/слабые» и их частотой по шкале «периодические/постоянные». Содержательный аспект раскрывает анализ ролей через исследование ролевых комбинаций.
- Главными признаками неформальных сетей, позволяющими идентифицировать их на предмет наличия или отсутствия коррупционного содержания, являются ролевые комбинации взаимодействующих сторон. Чем активнее субъект участвует в неформальных коммуникациях, используя их с личной целью, тем более сильной является внутренняя мотивация к тому, чтобы избежать идентичности с коррупцией. При этом исполняемые в неформальных коммуникациях роли активно маскируются другими ролями, которые выбираются из числа социально приемлемых типажей: взятка - родственной опекой, подарок - благодарностью и т.д.
- На специфику работы коррупционных сетей влияют установки и стереотипы населения по отношению к коррупции. Как показывают опросы, с одной стороны, коррупция осуждается как взяточничество, но, с другой - поддерживается в её немонетарном, «натуральном» выражении. Поэтому всё большее распространение получает такая коррупция, которая скрывает свою монетарную сущность под родственным участием, благодарностью, поддержкой и т.д. Эти виды практик в наименьшей степени связываются в массовом сознании с коррупцией и потому делают её легитимной в первую очередь для самих участников сделки.
1.Леонтьева Э.О. Образование с изнанки: опыт пилотажного исследования «теневых» отношений в вузе / Э. О. Леонтьева // Социологические исследования. – 2004. – №12. – С. 126 – 138.
2.Леонтьева Э.О. Диплом «под ключ» или неформальная практика опекунства в современных российских вузах / Э. О. Леонтьева // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2006. – Том IX. – № 4(37). – С. 142 - 159.
3.Леонтьева Э.О. Informal vs corrupt: два подхода к анализу теневых отношений в сфере образования / Э. О. Леонтьева // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2008. – Том XI. – № 2(43). – С. 110 - 121.
4.Леонтьева Э.О. Основные подходы к изучению неформальных отношений в сфере образования / Э.О. Леонтьева // Аспирантский вестник Поволжья. – 2008. – № 1- 2. – С. 39 - 42.
5.Леонтьева Э.О. Неформальные отношения в вузе как предмет социальной науки: рутина или путь к коррупции / Э.О. Леонтьева // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2009. – № 3 (10). – С. 75 - 90.
6.Леонтьева Э.О. Неформальные отношения в сфере высшего образования (из опыта международных исследований коррупции) / Э.О. Леонтьева // Высшее образование в России. – 2008. ¬– № 3. – С. 99 – 107.
7.Леонтьева Э.О. Коррупция в структуре неформального пространства вуза: вопросы теории и методологии // Э.О. Леонтьева, Т.А. Лидзарь, Е.Н. Фетисова // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2009. – № 1 (12). – С. 205 – 214.
8.Леонтьева Э.О. Стереотипы восприятия коррупции в массовом сознании россиян / Э.О. Леонтьева // Власть и управление на Востоке России. – 2009. – № 2 (47). – С. 135 – 139.
9.Леонтьева Э.О. Повседневные коммуникации и укоренённость коррупции в неформальном пространстве вуза / Э.О. Леонтьева // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 325. – С. 43 – 48.
Монографии
10.Леонтьева Э.О. Региональный вуз в период перемен: неформальные доминанты системы / Э.О. Леонтьева. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2009. – 259 с.
11.Леонтьева Э.О. Толерантность и коммуникация: коллективная моно-графия / Е. В Зинченко, Э.О. Леонтьева, Ю.С. Осаченко, В.В. Петренко, Г.И. Петрова. – Томск: Дельтаплан, 2002. – 178 с.
Другие работы
12.Леонтьева Э.О. Социальные связи в структурах малого бизнеса / Э.О. Леонтьева // Изменение поведения экономически активного населения в условиях кризиса на примере мелких предпринимателей и самозанятых: серия «Научные доклады», №119. – М: Московский общественный научный фонд, 2000. – С. 108 – 114.
13.Леонтьева Э.О. «Теневое» пространство дальневосточного вуза: осо-бенности, структура, взаимодействия / Э.О. Леонтьева // Социально- политические процессы на Дальнем Востоке России: анализ, регулирование, прогноз: сборник материалов первой региональной научно-практической конференции. — Хабаровск: Кн. изд-во, 2004. – С. 247 – 249.
14.Леонтьева Э.О. Образование: структура теневых практик / Э.О. Леонтьева // Общество на изломе: социологические эссе/ сборник научных трудов. – Хабаровск: ХГТУ, 2004. – С. 3 – 26.
15.Леонтьева Э.О. Сетевой маркетинг как социальное явление: методологические аспекты анализа корпоративной идеологии / Э.О. Леонтьева // Социально- экономическое пространство региона: общество, политика, культура: сборник научных трудов. — Хабаровск: Рапид, 2004. – С. 23 – 38.
16.Леонтьева Э.О. Практика благодарностей в вузе: некоторые особенности решения проблем в пространстве неформальных отношений / Э.О. Леонтьева // Человек в региональном аспекте: история, политика, культура: материалы региональной научно-практической конференции. – Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2004. – С. 64 – 72.
17.Леонтьева Э.О. Высшее образование в период перемен: неформальные доминанты системы / Э.О. Леонтьева // Культурно-экономическое сотрудничество стран Северо – Восточной Азии: материалы международного симпозиума: в 3т. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2005. – Т. 3. – С. 39 – 41.
18. Леонтьева Э.О. Институт теневого репетиторства в современных российских вузах / Э.О. Леонтьева // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований в XXI веке: материалы региональной научной конференции молодых учёных Сибири в области гуманитарных и социальных наук. — Новосибирск, 2005. – С. 21 – 24.
19. Леонтьева Э.О. Стереотипы восприятия коррупции и их методологи-ческое значение для изучения теневых отношений в сфере высшего образо-вания / Э.О. Леонтьева // Культурно-экономическое сотрудничество стран Северо – Восточной Азии: материалы международного симпозиума. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2006. – Т.2 – С. 24 – 26.
20. Леонтьева Э.О. Взяточничество в современных российских вузах как вид экономической деятельности / Э.О. Леонтьева // Конференция лауреатов и стипендиатов Международного научного фонда экономических исследований академика Н.П. Федоренко: сборник материалов конференции. Москва, 1 декабря 2005 года. – М.: ЦЭМИ РАН, 2006. – С. 111 – 113.
21.Леонтьева Э.О. Коррупция в вузе как продолжение неформальных отношений на рыночной основе: виды, формы, разнообразие / Э.О. Леонтьева // Социально-политические процессы на Дальнем Востоке России: сборник начных трудов. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун – та, 2007. – Вып. 3. – С. 15 – 22.
22.Леонтьева Э.О. Дальний Восток в образовательном пространстве России: сколько стоит для дальневосточника диплом о высшем образовании? / Э.О. Леонтьева // Человек и общество в философском освещении: сб.науч.тр. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2007. – С. 58 – 62.
23. Леонтьева Э.О. Изменение сущности образования в условиях борьбы за его качество / Э.О. Леонтьева // Человек в системе социальных и культурных взаимодействий: сборник материалов международной научно-практической конференции. — Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2008. – С. 220 – 223.
24.Леонтьева Э.О. Проблема неформальных отношений в сфере высшего образования в контексте международных исследований коррупции / Э.О. Леонтьева // Дальний Восток: новые контуры социальной системы: сб. науч. тр. — Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2008. – С. 5 – 15.
25.Леонтьева Э.О. Массовый спрос на высшее образование и его влияние на формирование системы неформальных правил в российских университетах / Э.О. Леонтьева // Социально-политические процессы на Дальнем Востоке России: анализ, регулирование, прогноз: сб. науч. тр. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2009. – Вып. VI. – С. 55 – 64.
26.Леонтьева Э.О. Основные подходы к исследованию неформальных практик в социальных науках / Э.О. Леонтьева // Актуальные вопросы общественных, социально-гуманитраных наук: сборник материалов межвузовской научно-практической конференции. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2009. – С. 78 – 83.