Научная тема: «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ВОЕНИЗИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ПРОБЛЕМЫ НОРМЫ И ОТКЛОНЕНИЯ»
Специальность: 22.00.04
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Военизированная организация как институт социализации обладает следующими базовыми характеристиками:- Консерватизм. Военизированная организация устойчива к изменениям в том смысле, что для обеспечения своих функций не нуждается в них. Этим порождается особый консерватизм норм и статусно-ролевой структуры такой организации. Данное качество есть обязательное условие ее деятельности, в процессе которой военизированная организация по своему назначению преодолевает любой новый для нее институциональный порядок и не должна адаптироваться к нему. - Несамостоятельность. Военизированная организация всегда существует как часть более общей организационной системы, определяющей ее задачи. Из этого следует, что для военизированной организации выстраиваемый ею институциональный порядок не вытекает из ее деятельности и является внешне поставленной задачей.- Формализм. Военизированная организация обладает предельно формализованной статусно-ролевой структурой. Наряду с этим формализованы и границы самоорганизации участников. Отклонения путем организации иных форм деятельности исключаются. Степень формализации социальных взаимодействий в военизированной организации тотальна и затрагивает все сферы жизнедеятельности.- Императивность. Правовые нормы в военизированной организации выступают в качестве единственно возможной линии деятельности, которая должна быть точно реализована в социальных практиках членов военизированной организации.
  2. Императивность норм военизированной организации связана с их содержанием. В условиях военизированной организации они фиксируют эталоны поведения. Такие нормы в военной среде выстраивают идеальный тип деятельности, которая и на практике максимально приближается к идеальному типу. Императивность норм военизированных организаций устанавливает ограниченный набор знаний, которые личность должна освоить в процессе социализации. Императивные эталоны регулируют и строго предписывают модели поведения личности в других сферах ее жизнедеятельности. Содержательная ограниченность социализационного процесса на формальном уровне обусловливает цикличность в освоении одного и того же набора императивных эталонов военной среды на каждом этапе социализации. Такие циклы формально закреплены и выстроены в профессиональную социализацию, где каждому циклу отведено точное время. Как правило, переход от одного цикла к другому связан с приобретением личностью нового социального статуса в военизированной организации.
  3. Социализационная норма является в военизированных организациях императивным социальным регулятором передачи социального опыта новым поколениям, т. е. 1) не допускается - как организационный принцип - отклонение от нее, 2) участнику военизированной организации невозможно воспроизвести социальную практику другого рода в любой из сфер, на которые распространяются правомочия такой организации. Содержание социализационных норм четко определено и закреплено в положениях, инструкциях, кодексах, уставах. Таким способом оно предписано как обязательное, ориентированное на институциональные требования.
  4. Формирование тезауруса личности в военизированной организации осуществляется поэтапно. Первый этап связан с попытками лиц, пришедших (призванных на службу и т.д.) в военизированную организацию (новичков), вписаться, прежде всего, в пространственно-временные границы (территория службы, распорядок дня и т.д.). Регулирование службы и всей жизнедеятельности новичков на этом этапе отличается особой жесткостью, обеспечивая слом идентичности и смещение ранее сложившегося тезаурусного ядра из центра к периферии тезауруса. Второй этап формирования тезауруса своим содержанием имеет обеспечение автономного режима соблюдения членом военизированной организации институционально установленных норм поведения. Степень сопротивления наличным условиям жизнедеятельности на данном этапе наименьшая. Ощутив неизбежность санкций военизированной организации, участник исполняет институциональные нормы без их интериоризации. У него в этот период социализации наблюдается тезаурусный вакуум, т. е. еще не закрепились необходимые тезаурусные конструкции, а действие прошлых средств ориентации приостановлено в силу их неадекватности новым условиям. Третий этап формирования тезауруса своим содержанием имеет институциональное маневрирование. Опыт социального взаимодействия в условиях военизированной организации наполняет военные социальные практики адекватными смыслами и значениями. Из первоначально воспринимаемых как бессмысленные они становятся доминантными конструкциями в тезаурусе участника военизированной организации. Вместе с тем, жесткий социальный контроль, создавая для индивида условия, где нормативная линия деятельности является единственно возможной, предусматривает в качестве приемлемых для сообщества девиантные социальные практики обхода установленных норм. Фактически здесь проявляются латентные функции военизированных организаций в отношении личности.
  5. Реализация социализационных задач в военизированной организации осуществляется в условиях противоречия между жизненным опытом, накопленным личностью в гражданской жизни, и формирующимся опытом жизнедеятельности в военизированной организации. Этот межролевой конфликт, возникающий на индивидуальном уровне, своим следствием имеет конфликт институционального уровня, который затем ретранслируется на индивидуальный уровень новым поколениям участников. В силу этого противоречия в ходе социализации личности в условиях военизированной организации формируется тезаурус, который совмещает в своем содержании конструкции, набор которых разнообразен и противоречив: они состоят как из норм, освоенных личностью в процессе первичной социализации, так и из правил, необходимых для функционирования в военизированной среде. Несмотря на намерение военизированной организации принудить личность к освоению всех без исключения императивных эталонов поведения, степень освоения правил такого рода различна. Вместе с тем длительное функционирование личности в условиях военизированной организации позволяет индивиду сделать опривыченными, само собой разумеющимися некоторые эталоны поведения, которые не вписываются в его тезаурус в качестве своих. Жесткие социализационные условия военизированной организации в результате не приводят к полной интериоризации индивидом императивных эталонов поведения, такое освоение характерно лишь для некоторой части правил, которые в определенной степени совпадают с интериоризированными личностью в процессе первичной социализации социальными нормами. Остальные императивные эталоны поведения военной среды принимаются как актуальные в данном социальном пространстве, однако для ценностной системы личности они могут оставаться неприемлемыми, хотя в дальнейшем эти чужие в ценностном отношении социальные практики могут интериоризироваться личностью.
  6. Военизированная организация, детально регламентируя жизнедеятельность участников, проектирует те социальные отклонения, которые возникают в процессе социализации личности, и закрепляет их в институциональных формах деятельности. Данные институциональные формы девиации есть мера допустимого в процессе социализации отклонения личности от социальных норм. Такое отклонение не ставит под угрозу существование принятого порядка в военизированной организации в целом либо его существенной части. Это есть институционально определенная возможность противодействия социализационному напору военизированной организации на личность. В формах институциональной девиации личность, с одной стороны, может сопротивляться принятому в сообществе порядку, с другой - воспроизведение институциональной девиации на начальном этапе социализации личности приводит в дальнейшем к освоению тех практик, которые ранее в тезаурусе индивида фиксировались как «чужие», враждебные. С точки зрения военизированной организации данные социальные практики, составляющие содержание институциональных девиаций, не являются отклонениями. Это допустимая форма деятельности при определенных условиях. Она существует как нормативный ответ на те причины социальных отклонений, которые возникают в условиях военизированной организации. С точки зрения личности, в особенности на начальных этапах социализации, практики институциональной девиации являются отклонением.
Список опубликованных работ
Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях по перечню ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

1.Агранат Д. Л. Военизированные организации и гражданское общество: институциональные проблемы взаимодействия // Социология образования. — 2008. — №4. — С. 66–72. (0,4 п.л.).

2.Агранат Д. Л. Личность и военизированные организации // Знание. Понимание. Умение. — 2008. — №2. — С. 153–157. (0,4 п.л.).

3.Агранат Д. Л., Степанов Н. А. Институциональные противоречия гражданского общества и военизированных организаций // Личность. Культура. Общество. — 2008. — Т. 10. — Вып. 3-4. — С. 394–399. (0,4/0,3 п.л.).

4.Агранат Д. Л., Степанов Н. А. Тезаурусный анализ процесса социализации личности в условиях военной организации // Личность. Культура. Общество. — 2008. — Т. 10. — Вып. 3–4. — С. 267–275. (0,6/0,4 п.л.).

5.Агранат Д. Л. Особенности социализации студентов-юристов в условиях военного вуза // Знание. Понимание. Умение. — 2008. — №3. — С. 92–97. (0,4 п.л.).

6.Агранат Д. Л., Ткаченко А. В. Нормативная и реальная правовая социализация студентов — будущих юристов // Знание. Понимание. Умение. — 2008. — №4. — С. 212–217. (0,4/0,2 п.л.).

7.Агранат Д. Л. Особенности социализации личности в условиях военизированной организации, вытекающие из институционального конфликта // Знание. Понимание. Умение. — 2009. — №1. — С. 75–81. (0,4 п.л.).

8.Агранат Д. Л. Этапы социализации личности в военизированной организации // Знание. Понимание. Умение. — 2009. — №2. — С. 116–120. (0,3 п.л.).

9.Агранат Д. Л., Лобанов М. А. Сущность содержание социализации молодых сотрудников органов внутренних дел // Знание. Понимание. Умение. — 2009. — №3. — С. 99 — 105. (0,4/0,2 п.л.).

10. Агранат Д. Л. Институциональная девиация в военизированных организациях // Знание. Понимание. Умение. — 2009. — №4. — С. 75–80. (0,4 п.л.).

Монографии по теме диссертации:

11. Агранат Д. Л., Луков В. А. Молодые милиционеры: Проблемы адаптации к новой социальной роли. –– М.: Социум, 2002. — 143 с. (9,0 /4,0 п.л.).

12. Агранат Д. Л., Луков В. А., Надточий Ю. Е. Социальные наркопрактики. Институционализация социальных наркопрактик в современной России. — М.: Социум, 2003. — 111 с. (8,0 /3,0 п.л.).

13. Луков В. А., Агранат Д. Л. Курсанты: Плац. Быт. Секс: Социологическое и социально-психологическое исследование. — М.: Флинта: Наука. 2005. — 271 с. (17,0/8,0 п.л).

14. Агранат Д. Л., Васильева Н. В., Гневашева В. А., Ковалева А. И., Луков В. А., Селиверстова Н.А Трудовая социализация подростков: По материалам социологического исследования. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005. — 63 с. (4,0/0,5 п.л).

15. Агранат Д. Л.Социализация участников военизированных организаций в условиях становления гражданского общества. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. — 102 с. (6,5 п.л.).

16. Агранат Д. Л., Ткаченко А. В. Правовая социализация молодежи. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008. — 102 с. (6,5/3,5 п.л.).

17. Агранат Д. Л. Социализация личности в военизированных организациях. –– М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009. — 167 с. (10,5 п.л.).

Статьи:

18. Агранат Д. Л., Надточий Ю. Е. Институционализация наркопрактик в российском обществе // Дискурс: Социол. студия. Вып. 2. –– М.: Московская гуманитарно-социальная академия. 2002. — С. 154–171. (1,2/0,6 п.л.).

19. Агранат Д. Л., Лихачев М. В.Адаптация женщин к условиям тотального института МВД (на примере курсантов училища МВД) // Дискурс: Социол. студия. Вып. 2. –– М.: Московская гуманитарно-социальная академия. 2002. — С. 30–35. (0,4/0,2 п.л.).

20. Агранат Д. Л. Модель социальной адаптации молодого милиционера/ Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы» Т. 1. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та. 2003. — С. 124 ( 0,1 п.л.).

21. Агранат Д. Л. Риск как маркетинговая стратегия военного вуза /Высшее образование для XXI века: Научная конференция, Москва, МосГУ, 22-24 апреля 2004 г. Доклады и материалы. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2004. — С. 3 — 7. (0,3 п.л.).

22. Агранат Д. Л. Тотальные институты //Знание. Понимание. Умение. — 2004. №1. — С. 144–145. (0,2 п.л.).

23. Агранат Д. Л., Ткаченко А. В. Правовая социализация студентов юридических факультетов вузов: институциональный аспект// Социализация: проблемы исследования. Материалы «круглого стола» Института гуманитарных исследований и кафедры социологии МосГУ. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005. — С. 19–29. (0,7/0,4 п.л.).

24. Агранат Д. Л. Милиция как институт безопасности российского общества: социальная адаптация молодых сотрудников // Безопасность Евразии. — 2006. — №4. — С. 160–166 (0,4 п.л.).

25. Агранат Д. Л. Социальная адаптация молодых сотрудников ОВД к условиям профессиональной деятельности в гражданском обществе /Высшее образование для XXI века. Третья международная научная конференция, МосГУ, 18-20 октября 2006 г.: Доклады и материалы. Вып. 11. — М.: Изд- во Моск. гуманит. ун-та, 2006. — С. 20 — 28 (0,6 п.л.).

26. Агранат Д. Л. Формирование тезаурусов в условиях военного вуза /Высшее образование для XXI века. IV Международная научная конференция. Московский гуманитарный университет 18 — 20 октября 2007 г. Доклады и материалы. Ч. 1. –– М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. — С. 86 — 91.(0,4 п.л.).

27. Агранат Д. Л. Истомин Ю. В. Современная мода молодых военнослужащих // Безопасность Евразии — 2007. — №2. — С. 267–273 (0,5/0,3 п.л.).

28. Агранат Д. Л. Этапы вторичной социализации личности в условиях военизированной организации: тезаурусный анализ // Тезаурусный анализ мировой культуры. Сб. науч. статей. Вып. 13. –– М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. — С. 21–33. (0,8 п.л.).

29. Агранат Д. Л. Особенности и этапы социальной адаптации молодого сотрудника ОВД /Образ российской молодежи в современном мире: ее самосознание и социокультурные ориентиры. Доклады и материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 6-7 декабря 2007 года. –– М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. — С. 254–265. (0,7п.л.).

30. Агранат Д. Л. Самоактуализированная личность и проблема успешности в военизированных организациях / Рабочие тетради по биоэтики. Вып.7: Философско-антропологический анализ самоорганизации неформальных структур власти в закрытых коллективах (на примере дедовщины). Ч.2: сб. науч. статей / под ред. П. Д. Тищенко. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008. — С. 5–14. (0,6 п.л.).

31. Агранат Д. Л. Делинквентый дрейф // Социология молодежи: Энциклопедический словарь. — М.: Academia, 2008. — С. 96–97. (0,1 п.л.).

32. Агранат Д. Л. Курсанты // Социология молодежи: Энциклопедический словарь. — М., 2008. — С. 209. (0,1 п.л.).

33. Агранат Д. Л. Субъектность социальная молодежи // Социология молодежи: Энциклопедический словарь. — М.: Academia, 2008. — С. 500–501. (0,1 п.л.).

34. Агранат Д. Л. Тотальные институты // Социология молодежи: Энциклопедический словарь. — М.: Academia, 2008. — С. 514–515. (0,1 п.л.).

35. Агранат Д. Л. Гражданское общество в России: проблемы становления // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 101. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009. — С. 3–12. (0,6 п.л.).

36. Агранат Д. Л. Курсантская казарма как сфера военного быта: опыт социологического анализа/ Молодежные субкультуры Москвы. — М.: Изд-во ИЭРА РАН, 2009. — 49–69 (1,3 п.л.).

37. Агранат Д. Л. Концепция развития личности Э. Фромма // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 101. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009. — С. 12–16. (0,3 п.л.).

38. Агранат Д. Л. Ткаченко А. В. Современные теории социализации // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 101. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009. — С. 53–69 (1,0/0,8 п.л.).

39. Агранат Д. Л. Социальная адаптация сотрудников милиции к условиям профессиональной деятельности в гражданском обществе // Знание. Понимание. Умение. Электронный журнал Московского гуманитарного университета. 2007. №1. Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследства. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г. Адрес статьи: URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/1/Agranat/index.php?phrase_id=130682. (0,2 п.л.)

40. Агранат Д. Л. Вторичная социализация личности в военизированной организации // Знание. Понимание. Умение. Электронный журнал Московского гуманитарного университета. 2008. №3. Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследства. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г. Адрес статьи: URL: http://www.zpu-journal.ru/e-pu/2008/3/Agranat/index.php?phrase_id=130682. (0,4 п.л.).

41. Агранат Д. Л. Истомин Ю. В. Феномен униформы (проблемы социологии моды) // Знание. Понимание. Умение. Электронный журнал Московского гуманитарного университета. 2008. №3 Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследства. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г. Адрес статьи: URL: http://www.zpu-journal.ru/e-pu/2008/3/Agranat&Istomin/index.php?phrase_id =130682. (0,5/0,3 п.л.).

42. Агранат Д. Л. Особенности и этапы социальной адаптации молодого сотрудника ОВД // Знание. Понимание. Умение. Электронный журнал Московского гуманитарного университета. 2009. №3 Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследства. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г. Адрес статьи: URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/3/Agranat/ (0,4 п.л.).