Научная тема: «СОЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ»
Специальность: 22.00.08
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Методология социологического исследования социального механизма формирования ценностно-мотивационной структуры личности руководителя органов государственной военной службы, используемая для его изучения как социального феномена в управленческой деятельности, представляет собой систему принципов, общих подходов и методов.
  2. Социологическая концепция системного анализа социального механизма формирования личности руководителя органов государственной военной службы в системе социально-управленческого знания требует постоянное изучение: а) системы и процессов формирования профессионально-ценностных и мотивационных установок личности руководителя органов государственной военной службы; б) ценностей и мотивов руководителей, занятых военно-управленческой деятельностью; в) системы ценностно-мотивационных отношений между офицерами при выполнении ими управленческих функций; г) критериев эффективной («успешности») деятельности руководящих военных кадров по созданию оптимальных условий формирования личности.
  3. Авторская модель социологического исследования ценностно-мотивационной структуры личности руководителя органов государственной военной службы, включает в себя концептуальную и исследовательскую модели с их общими и частными количественно-качественными, профессиональными, мотивационно-ценностными, организационно-технологическими показателями; проект развития институционально-организационных механизмов формирования и реализации системы ценностей и мотивов руководителя государственной военной службы.
  4. Методика социологического исследования ценностей и мотивов личности руководителя органов государственной военной службы в системе кадровой подготовки, содержит взаимосвязанные и адаптированные к исследовательской модели методы, способы, технологии и процедуры, используемые в особой области военно-социологического знания. Специфика данных методов связана с проблемами формирования ценностей и мотивов у субъектов в системе кадровой подготовки; процедурой их применения (изучение частных кадровых характеристик или массовое обследование, использование технологий для получения одномоментных характеристик или пролонгированных динамических параметров и т.д.); особенностями инструментария (анализ личных кадровых документов, отзывов на выпускников ввузов, наблюдение, опрос, интервьюирование офицерских кадров, мониторинг профессиональной мотивации военнослужащих, экспертный опрос и др.); спецификой критериев оценки правильности применения эмпирических методов и достоверности полученных результатов путем их соотнесения с объективными показателями вертикальной профессиональной мобильности и боеспособности военных кадров.
  5. Структура и специфика факторов, определяющих формирование ценностно-мотивационной структуры личности руководителя органов государственной военной службы в системе кадровой подготовки. Оптимизационная модель функционирования ценностей и мотивов применительно к личности руководителя органов государственной военной службы в современных условиях представляет собой противоречивое, но целостное единство четырех взаимосвязанных подсистем: а) управление формированием и функционированием ценностей и мотивов офицерских кадров; б) воспитание руководителей органов государственной военной службы; в) профессиональная подготовка офицерских кадров; г) морально-психологическое обеспечение профессиональной деятельности руководителя органов государственной военной службы. Модель функционирования ценностей и мотивов личности руководителя органов государственной военной службы проявляется на общесоциальном, военно-специальном и личностном уровнях.
  6. Приоритетные направления оптимизации функционирования социального механизма формирования ценностей и мотивов личности руководителя органов государственной военной службы в современных условиях составляют три группы: а) направления, определяющие характер усилий общества и государства по изменению функциональности сфер общественной жизни, влияющих на формирование и функционирование ценностно-мотивационных приоритетов личности руководителя органов государственной военной службы; б) направления, определяющие содержание деятельности субъектов всех государственных и военных уровней по управлению формированием и функционированием ценностно-мотивационных ориентаций в российском обществе в целом, в армии как социальном институте, в частности; в) направления, определяющие функционирование ценностей и мотивов руководителя органов государственной военной службы непосредственно в системе кадровой подготовки.
Список опубликованных работ
I. Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях,рекомендованные Перечнем ВАК РФ:

1.Талынёв В.Е. Проблемы подготовки кадров в вузах ФСБ России пограничного профиля / В.Е. Талынёв // Право и образование. - 2006. - № 2. - С. 192-197.

2.Талынёв В.Е. Правовые приоритеты и социологические аспекты кадрового обеспечения пограничной службы ФСБ России / В.Е. Талынёв // Право и образование. - 2006. - № 3. - С. 81-88.

3.Талынёв В.Е. Вузы пограничной направленности: мотивация курсантов и педагогов / В.Е. Талынёв // Социологические исследования. -2006. - № 6. -С. 107-111.

4.Талынёв В.Е. Социальные механизмы обеспечения мотивированности курсантов к учебной деятельности / В.Е. Талынёв // Социология образования. - 2007. - № 4. - С. 13-21.

5.Талынёв В.Е. Социальный механизм формирования престижа службы в Вооруженных Силах России / В.Е. Талынёв, Т.А. Бондаренко // Социология образования. - 2007. - № 5. - С. 88-91.

6.Талынёв В.Е. Организационно-правовые механизмы формирования личности будущего офицера / В.Е. Талынёв // Право и образование. -2007. - № 7. - С. 77-84.

7.Талынёв В.Е. Ценности и профессиональная мотивация руководителей органов государственной военной службы: социологический анализ / В.Е. Талынёв, Н.М. Байков // Вестник Тихоокеанского государственного ун-та. - 2008. - № 3 (10). - С. 127-136.

8.Талынёв В.Е. Подготовка военных педагогов: аксиологические аспекты / В.Е. Талынёв // Социология образования. - 2009. - № 1. - С. 97-104.

П. Монография:

9.Талынёв В.Е. Технологии формирования престижа сотрудников и офицеров пограничных органов ФСБ РФ / В.Е. Талынёв, Т.А. Бондаренко. Хабаровск, ХПИ ФСБ России, 2005. - 154 с.

III. Публикации в иных изданиях:

10.Талынёв В.Е. Мотивационные основы обучения курсантов высших военно-учебных заведений / В.Е. Талынёв // Пограничная политика: практика и особенности её реализации в Дальневосточном регионе: Материалы второй региональной научно-практической конференции. - Хабаровск: Хабаровский военный институт ФПС РФ, 1999. - С. 122-127.

11.Талынёв В.Е. Опыт внедрения новых форм подготовки военных профессионалов. Некоторые проблемы внедрения рейтинговой интенсивной технологии модульного обучения в институте / В.Е. Талынёв // Военно-педагогический сборник. «Ориентир». М.: Академия ФПС России, 1999. Вып. № 1. - С. 37-46.

12.Талынёв В.Е. Проблемы обеспечения мотивационных основ обучения в Хабаровском пограничном институте ФПС РФ, повышения профессионализма офицера-пограничника / В.Е. Талынёв // Военно-педагогический сборник. «Ориентир». М.: Академия ФПС России, 1999. Вып. № 1. - С. 94-102.

13.Талынёв В.Е. О некоторых проблемах мотивации обучения в учебных заведениях России / В.Е. Талынёв // Стратегии социального взаимодействия: Межвузовский сборник статей аспирантов и соискателей. - Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2002. - С. 66-70.

14.Талынёв В.Е. О некоторых проблемах формирования профессионально-значимых качеств педагога / В.Е. Талынёв // Социальные процессы в региональном измерении: Сборник научных статей аспирантов и соискателей. - Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2004. - С. 28-36.

15.Талынёв В.Е. Особенности формирования мотивированности курсантов к учебе в пограничном вузе и предстоящей службе / В.Е. Талынёв // Профессиональные компетенции и качество высшего образования: грани проблемы: сборник докладов Международной научно-практической конференции. - Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. - Ч. 2. - С. 145-150.

16.Талынёв В.Е. Социальный механизм и процесс формирования личности в условиях Дальневосточного Федерального округа /В.Е. Талынёв // Дальневосточный форпост. - Хабаровск: ХПИ ФСБ России, 2006. - № 1. - С. 10-15.

17.Талынёв В.Е. Социально-экономический механизм сопровождения процесса формирования личности курсанта / В.Е. Талынёв // Вестник Уфимского юридического института МВД России. Уфа: УЮИ МВД России, 2007. -№ 3. - С. 12-15.

18.Талынёв В.Е. Социально-экономический механизм сопровождения процесса формирования личности будущего руководителя государственной военной службы / В.Е. Талынёв // Второй Дальневосточный международный экономический форум. В 9-ти т. Проблемы и перспективы социального развития Востока России: материалы круглого стола. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2007. Т. 3. - С. 198-207.

19.Талынёв В.Е. Социальный механизм формирования мотивации личности курсанта / В.Е. Талынёв // Социальные практики и институциональные изменения: сборник научных статей аспирантов и соискателей. - Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2007. - С. 42-49.

20.Талынёв В.Е. Социальный механизм формирования ценностно-мотивационной структуры личности будущего руководителя органов государственной военной службы в условиях образовательного процесса /В.Е. Талынёв // Право и образование. - 2008. - № 12. - С. 62-71.

21. Талынёв В.Е. Болонский процесс и подготовка руководителей органов государственной военной службы / В.Е. Талынёв // Право и образование. - 2009. - № 1. - С. 51-58.

22. Талынёв В.Е. Семья руководителя органов государственной военной службы: социально-экономический механизм формирования / В.Е. Талынёв // Отечественная социология: обретение будущего через прошлое: материалы IV Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения». - Хабаровск: ДВАГС, 2008. - С. 273-275.

23. Талынёв В.Е. Обеспечение пограничной безопасности в ДФО - один из факторов безопасности России / В.Е. Талынёв // Тихоокеанская Россия в истории российской и восточноазиатских цивилизаций. (Пятые Крушанов-ские чтения, 2006 г.): В 2-х т. - Владивосток: Дальнаука, 2008. Т.1. - С. 469-474.

24.Талынёв В.Е. Социальный механизм формирования ценностно-мотивационной структуры личности будущего руководителя органов государственной военной службы в условиях образовательного процесса /В.Е. Талынёв // Современное образование: инновации, экономика, право. - 2008. -№ 4. - С. 20-29.

25.Талынёв В.Е. Формирование престижа службы в Вооруженных Силах: социальный механизм / В.Е. Талынёв // Социально-экономическое пространство региона: общество, политика, культура: сборник научных трудов. -Хабаровск: Рапид, 2005. - С. 106-113.

26.Талынёв В.Е. Социальный механизм формирования личности офицера-пограничника / В.Е. Талынёв // Социальная реальность в региональном измерении: сб. науч. тр. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2009. - С. 19-26.

27.Талынёв В.Е. Социальный механизм формирования личности будущего руководителя органов государственной военной службы / В.Е. Талынёв // Дальневосточный форпост. - Хабаровск: ХПИ ФСБ России, 2009. - № 2. - С. 11-16.