Научная тема: «ПОЭТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС РУССКОГО ПОСТМОДЕРНИЗМА»
Специальность: 10.01.01
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Современный литературный процесс в России носит ярко выраженный полисистемный характер, что является следствием смены культурной парадигмы от тоталитарной модели к поливариантности постмодернизма, что неминуемо отражается и на поэтическом искусстве, переживающем ныне один из самых специфических и, без преувеличения, сложных периодов.
  2. Изменение общественного статуса литературы, аннулирование диктата идеологической критики, демократизация условий функционирования художественного дискурса в конце ХХ столетия создают уникальные предпосылки обновления всего современного литературного процесса.
  3. Гетероморфные тенденции в истории русской поэзии предопределяют постоянный процесс обновления арсенала поэтических средств, что отражается на их качественном составе и основных механизмах текстопорождения.
  4. Генезис поэтического дискурса русского постмодернизма неразрывно связан с жизнью русского общества и реализуется практически на всем пространстве русской словесности - от элитарного до уровня массовой литературы.
  5. Русский поэтический дискурс конца ХХ столетия во многом складывается на основе культуры предшествующих эпох, образуя по отношению к ним бинарные оппозиции - традиция/новаторство, классика/современность. Восприняв эстетические и философские идеи своего западного прототипа, русский постмодернизм развивает специфические именно для русского поэтического сознания формы деконструкции художественного дискурса. Особенное место в этом процессе занимает модернистская парадигма начала ХХ века, интериоризируемая постмодернистской литературой в широком контексте мировой художественной культуры.
  6. Эпоха постмодернизма, как особая культурная ситуация, характеризуется существенной корректировкой поэтических стратегий на уровне метрики, ритмики, рифменно-строфических отношений и даже графики, что обусловлено влиянием западной философии и культуры, отсутствием цензуры, упрощением редакционного и издательского механизмов, внедрением в художественную область массового сознания, изменением функционирования поэтической продукции за счет компьютерных технологий и т.д. Все это и обеспечивает системные изменения русского поэтического дискурса в рамках новой постмодернистской эстетики.
  7. Классическая модель поэтического текста подвергается существенной трансформации как за счет экспериментов представителей постмодернистских литературных течений конца ХХ века (концептуализм, метареализм, мелоимажинизм, куртуазный маньеризм и т.д.), так и в результате игнорирования массовым сознанием основных законов классического русского стихосложения, что приводит к усложнению процессов взаимодействия традиции и новаторства на современном этапе развития русской литературы.
  8. Формирование поэтического дискурса эпохи постмодернизма характеризуется перестройкой всей системы русского стиха: активизируется арсенал тонических форм, трансформируются силлабо-тонические стереотипы, существенно ослабевает роль рифмы в рамках постмодернистской стратегии ее дискредитации, расширяется строфический арсенал форм, изменяются графические константы.
  9. Расширяя культурное пространство постмодернистской эстетики, многие современные поэты обращаются к различным традициям русской и мировой литературы, придавая своим стилизациям и реконструкциям разные уровни интертекстуальной преференции: от прямой цитаты и реминисценций до центона, палимпсеста и пастиша.
  10. Русский поэтический концептуализм предложил свою версию поэтического текста, выходящую за пределы собственно художественного в область стиховых трансформаций и семантических инверсий. С одной стороны, коллаж, палимпсест, центон - все эти формы интертекстуального взаимодействия обуславливают некоторую традиционность репертуара метроритмических, рифменных и строфических форм раннего творчества Д.Пригова, Т.Кибирова и других авторов, с другой - комбинаторные и игровые приемы, маргинальные формы стиха реализуют собой феномен концептуалистского эпатажа, во многом сходного с футуристическими экспериментами в области языковой деструкции.
  11. Метареализм, как течение, противостоящее концептуалистской стратегии девальвации поэтического языка и в целом культуры, моделирует свой дискурс на основе переосмысления метафорических и метонимических механизмов. Художественный арсенал А.Парщикова, И.Жданова и А.Еременко свидетельствует о почти полном отрицании традиций, но при этом их поэтическая интенция зачастую проецируется на наиболее выразительных приемах Серебряного века и реализуется в неоднозначной системе экспериментов по расширению художественного пространства.
  12. Поэтический дискурс мелоимажинизма оказывается полностью подчиненным ностальгическим попыткам реконструкции «утраченной линии развития русской поэзии Серебряного века» и реставрации способов преодоления линейности языка и мышления. В своем стремлении заменить метрическую основу поэтического текста «мелодическим строем», мелоимажинисты иногда типологически смыкаются с концептуализмом и минимализмом, что в целом характерно для принципиальной незамкнутости постмодернистского поэтического дискурса.
  13. Выходя на уровень транстекстуализации, куртуазный маньеризм культивирует изысканные и, с формальной точки зрения, усложненные поэтические структуры с элементами комбинаторной поэтики. Углубляя полистилистическую основу поэтического дискурса, новые маньеристы полностью диверсифицируют образно-тематический строй русской поэзии за счет сленга и обсценной лексики, педалированного эротизма и натурализма.
  14. Особое место в формировании современного поэтического дискурса занимают маргинальные формы с выдвижением нестиховых факторов, значение которых актуализируется в постмодернистских концепциях поэтического текста (визуализированные формы стиха, амебейные структуры, заумь и т.д.), что является показателем системной перестройки русского поэтического сознания.
Список опубликованных работ
1)Современный русский стих: актуальные аспекты стихосложения. – Орел, 2002. – 142 с. 9,0 п.л.

2)Техника стиха и техника в стихе. Поэзия русского постмодернизма. – Орел, 2008. - 164 с. 8,5 п.л.

Публикации в изданиях по списку, утвержденному ВАК РФ:

3)Русский сонет и новая поэтическая традиция // Вестник Воронежского государственного университета. - 2008. - №2. – С.42-48. 0,6 п.л.

4)Система русского стиха в исторической перспективе // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 3(15). - С.82-85. 0,7 п.л.

5)Альтернативная линия развития русского стиха // Вестник Воронежского государственного университета. - 2009. - №3. – С.46-50. 0,5 п.л.

6)Концептуалистский почерк Тимура Кибирова // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2010. - №1. – С.128-132. 0,6 п.л.

7)Стратегия поэтического текста Людмилы Вагуриной // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2010. - №1. – С.133-136. 0,4 п.л.

8)Постмодернистская модель стиха в русской поэзии ХХ века // Вестник Брянского государственного университета: История. Литературоведение. Право. Философия. Языкознание. – 2010. - №2. - С.75-79. 0,5 п.л.

9)Центонное письмо как один из принципов постмодернистской стратегии поэтического текста // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2010. - №3. – С.181-185. 0,5 п.л.

10)Мелоимажистская версия поэтического текста // Известия Саратовского государственного университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. - 2010. - Т.10. - Вып. 3. – С.35-39. 0,8 п.л.

11)Метареалистический стиль Алексея Паршикова // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2010. - №3. – С.186-191. 0,5 п.л.

12)Поэтический дискурс русского постмодернизма // Вестник Южно-уральского государственного университета. 21(197): серия Лингвистика. – 2010. – Вып. 11. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ. - С.9-14. 0,5 п.л.

Публикации в других изданиях

13)Принципы анализа поэтического текста - 1 // Гуманитарные проблемы глазами молодых: Мат-лы конф. молодых ученых Орловского государственного педагогического университета. – Орел, 1994. – Вып.1. – С.52-63. 0,8 п.л.

14)Принципы анализа поэтического текста - 2 // Гуманитарные проблемы глазами молодых: Мат-лы конф. молодых ученых Орловского государственного педагогического университета. – Орел, 1994. – Вып.2. – С.52-62. 0,8 п.л.

15)Творчество В.С. Высоцкого и проблема песенного стиха // Высоцковедение и высоцковидение: сб. науч. ст. - Орел, 1994. - С. 56–66. 0,8 п.л.

16)«Энциклопедия советской жизни» Тимура Кибирова // Текст: грани и границы: Сб. науч. ст. – Орел, 1995. – С.122-130. 0,6 п.л.

17)Принципы анализа поэтического текста - 3 // Гуманитарные проблемы глазами молодых: Мат-лы конф. молодых ученых Орловского государственного педагогического университета. – Орел, 1995. – Вып.3. – С.52-62. 0,8 п.л.

18)Плагиат, подражание, заимствование, реминисценция, стилизация или парафраз? (опыт теоретической практики) // Классика и современный литературный процесс: Тез. докл. Всероссийской конф. (23-26 мая 1995 г.). - Орск, 1995. - С.46-47. 0,1 п.л.

19)От окололитературного факта к литературной эволюции // Гуманитарные проблемы глазами молодых: Мат-лы конф. молодых ученых Орловского государственного педагогического университета. - Орел, 1996. – Вып.4. - С.56-59. 0,4 п.л.

20)Орловская непрофессиональная поэзия 90-х гг. ХХ века // Научный альманах Орловского государственного университета: Сер.: Гуманитарные науки. – Орел, 1998. – Вып.2. Филологические науки. Педагогика. Психология. Музыкознание. Искусствоведение. - С.60-64. 0,3 п.л.

21)Пушкинский 4-стопный ямб в современном переосмыслении // Текст: варианты интерпретации: Мат-лы межвуз. научн.-практ. конф. – Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. - С.61-68. 0,5 п..л.

22)Проблема минимального объема в современной российской поэзии // К 70-летию Тульского государственного университета: Роль языка и литературы в мировом сообществе: Межд. сб. научных трудов: общие проблемы образования, языкознание, литературоведение, методика. – Тула, 2000. – С.109-115. 0,4 п.л.

23)Структурные особенности стиха русской рок-поэзии в контексте современной русской песенной лирики // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – Тверь, 2000. – С.93-98. 0,4 п.л.

24)Ритмика современного четырехстопного ямба // Полифилология: Сб. ст. / Отв. ред. В.П. Изотов. – Орел, 2000. – С.24-28. 0,3 п.л.

25)Некоторые особенности ритмики четырехстопного ямба А.С. Пушкина в контексте эволюции русского стиха // Литературная Россия: от древности до современности. – Орел, 2001. – С.222-226. 0,3 п.л.

26)Постмодернистские тенденции в современной русской поэзии // Традиции русской классики ХХ века и современность: материалы междунар. науч. конф., 14-15 нояб. 2002 г. / ред. С.И. Кормилов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. – М., 2002. – С.317-320. 0,2 п.л.

27)Заумь Хлебникова в традиции русской поэзии // Филологические исследования: Сб. науч. тр. в честь Г.Б. Курляндской. – Орел, 2002. – С.107-111. 0,4 п.л.

28)Гносеология поуровневого анализа лирики // Филологические традиции и современное литературное образование: сб. науч. докладов. – М.: Гуманитарный педагогический институт, 2002. – С.44-46. 0,1 п.л.

29)Бонифаций – «нарушитель общественного спокойствия» // Литература ХХ-ХХI веков. Исследования. Наблюдения. Публикации. – Орел, 2002. – С.138-144. 0,4 п.л.

30)Культурная традиция и массовое поэтическое сознание // Славянский сборник. – Орел, 2002. – Вып.1. – С.315-334. 0,7 п.л.

31)Проблема изучения русского верлибра // Славянский сборник. – Орел, 2002. – Вып.2. – С.324-331. 0,5 п.л.

32)Теория и практика целостного анализа и терминологические определители – Орел, 2003. 2,5 п.л.

33)Ритмонеразличимый и акцентоаморфный стих в русской поэзии // Проблемы поэтики и стиховедения. – Алматы, 2003. – Ч.1. – С.118-124. 0,4 п.л.

34)Графические возможности стихотворного текста // Славянский сборник. – Орел, 2004. – Вып.3. – С.339-350. 0,5 п.л.

35)Поиски извечных истин в «Тени имени» // Творчество И.Ф. Каллиникова в мировом литературном процессе. – Орел, 2004. - Т.1. – С.155-157. 0,3 п.л.

36)Взгляд на российскую поэзию конца ХХ столетия // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2005. – Т.7. – Вып.1. – С.87-96. 0,6 п.л.

37)К вопросу о ритме стихотворения И.А. Бунина «Листопад» // Творческое наследие И.А. Бунина: традиции и новаторство. – Орел, 2005. – С.2001-206. 0,4 п.л.

38)Ритм 4-стопного ямба в ранних одах М.В. Ломоносова // 3 Клушинские чтения. Мат-лы межд. науч. конф. – Орел, 2006. – С.40-46. 0,4 п.л.

39)Метро-ритмические особенности поэзии С.А. Есенина // Сергей Есенин и литературный процесс: традиции, творческие связи. – Рязань, 2006. С. 185-191. 0,4 п.л.

40)К вопросу об общей теории ямбического ритма // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2006. – Т.4. Серия: Литературоведение. – Орел, 2006. – С.16-21. 0,4 п.л.

41)Ситуация в русской литературе // Русская и зарубежная литература начала ХХ века. 1900-1920. Основные течения. – Орел, 2007. – С.34-50. 1,1 п.л. (в соавторстве с Михеичевой Е.А.)

42)Футуризм в зарубежных странах (Италия) и в России // Русская и зарубежная литература начала ХХ века. 1900-1920. Основные течения. – Орел, 2007. – С.78-114. 2,2 п.л.

43)Заумная поэзия и традиции русского поэтического письма // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2007. – Т.1. – С.82-90. 0,5 п.л.

44)Бунинская концепция стиха // Бунинские чтения в Орле: Мат-лы Всероссийской науч. конф. – Орел, 2008. – С.54-58. 0,4 п..л.

45)Русский стих конца ХХ века: синхронические и диахронические аспекты изучения // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2008. – №1. – С.66-75. 0,8 п.л.

46)Стих Николая Перовского // Орловский край в русской литературе ХХ-ХХ1 веков: исследования, публикации, сообщения. – Орел: Издательство ОГУ, издательство «Вешние воды», 2009. - Вып.2. – Ч.1.- С.17-29. 0,5 п.л.

47)Этос Галины Гильгоф // Орловский край в русской литературе ХХ-ХХ1 веков: исследования, публикации, сообщения. – Орел: Издательство ОГУ, издательство «Вешние воды», 2009. - Вып.2. – Ч.1.- С.295-297. 0,3 п.л.

48)Ритм классических размеров в поэзии И.А. Бунина // И.А. Бунин и русский мир: Мат-лы Всероссийской науч. конф., посвященной 75-летию присуждения Нобелевской премии писателю. 23-25 октября 2008. – Елец, 2009. – С.205-211. 0,4 п.л.

49)Минимализм в поэзии русского постмодернизма // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2009. - №3. – С.123-128. 0,5 п.л.

50)Новая философия поэтического текста: постмодернистский дискурс // Русская литература и философия: постижение человека: Мат-лы III Всеросс. науч. конф. / Отв. ред. В.А. Сарычев, Я.В. Сарычев - Липецк, 2010. – Т.2. - С.173-183. 0,7 п.л.