- Необходимость нового инструментария для исследования романа конца ХХ века продиктована новыми культурными и историко-эстетическими обстоятельствами. Сама практика деконструкции (Ж.Деррида), делающей относительными границы между философией и литературой, оправдывает экстраполяцию философско-культурологического инструментария на литературное поле постмодернизма. С использованием нового понятийного аппарата исследуется художественный текст и художественная коммуникация в новой культурной парадигме, а на конкретном материале немецкоязычного романа 1980-2000 гг. показывается взаимодействие различных культурных парадигм и моделей реальности в художественном тексте.
- Активная информационная среда, новая парадигма означивания («революция знака») приводят к необратимым изменениям во всей парадигме художественного творчества. Разрушение прежней парадигмы художественного текста сопровождается процессом деидеологизации официальной литературной критики, что радикально изменяет сам характер художественной коммуникации (автор-текст-читатель), рождает качественно новую художественную продукцию, диктует необходимость появления нового типа художника (фигура «нового архивиста») и разворачивает к фигуре «нового рассказчика».
- В постмодернистском формате культуры возникают новые отношения между низовыми и элитарными пластами культуры. Активный и плодотворный диалог между ними рождает новые романные формы («культурный каталог», детективный «роман-матрешка», роман-пародия, постмодернистские версии романа о художнике, трансгрессивный роман).
- Процесс созидания и разрушения мифов в культуре второй половины ХХ века не только существенным образом непрерывен, но и все очевиднее определяет художественные миры современных романистов и облик новейшей словесности в целом. Основные пути демифологизации демонстрируют новые мифоборцы: а) «апокалиптические» критики с их установкой на «подрыв» тривиальных мифов в самых дерзких, непристойных контекстах; б) «интегрированные» критики, реализующие программу разрушения мифологических образований в «мягких формах» с позиций выстроенного ими иронического дискурса.
- В романе конца ХХ века проговаривается новый тип личности - активного потребителя мифов (архивист, вуайерист, номад, коллекционер). Введение этих фигур в художественное пространство позволяет современному романисту смоделировать культурную ситуацию размытости культурных границ и неконтролируемого разрастания неподлинных форм существования (симулякров), пародийно обыграть решение творческой задачи современным художником в ситуации невозможности «сотворения истины бытия».
- Стратегия ремифологизации в западноевропейской культуре последней трети ХХ века рассматривается как возвращение к целостным моделям мира. Эта художественная стратегия во многом определяет эстетику словесности конца ХХ века, возвращая ее, с одной стороны, к традициям классического «линейного повествования», а с другой - выводя в дискурс «необычайного».
- Процесс ремифологизации сигнализирует о том, что в рамках постмодернистской парадигмы обозначены контуры новой идеологии созидания, особым образом «воскресающей» человека. Носителем новой идеологии созидания в литературном пространстве становится «новый рассказчик», художественная задача которого сводится к построению обновленного бытия человека, воссозданию «целостного человека».
- Художественная практика «нового рассказчика» - моделирование аутентичной реальности - знаменует рождение новой литературы, постепенно ликвидирующей неизбывность человека как социального существа, но, главным образом, многократно обостряющая его неизбывность в качестве существа индивидуального, содержащего в себе духовное начало. Через обращение к моделям целостности (архетипам и архетипичным сюжетам) «новый рассказчик» выводит человека из ситуации семиотического коллапса в духовно-экзистенциальный план, где собственно и происходит порождение символов и смыслов бытия.
- В новых художественных проектах «новых рассказчиков» - трансгрессивном романе - проблематизируются границы культурных моделей, для которых характерна вненаходимость по отношению к конкретным ценностным ориентациям (целям, смыслу, морали, знаниям). В их романах решение проблемы самоидентификации и самореализации выводится в план необычайного, «невозможного опыта». В современном романе о художнике доказывается осуществимость проекта самореализации человека, но на апофатическом уровне, в особых, трансгрессивных переходах.
1.Кучумова Г.В. Немецкоязычный роман 1980-2000 гг.: курс на демифологизацию [Текст] / Г.В.Кучумова. – Самара: Самарская гуманит. акад., 2009. – 152 с. – 9,56 п.л.
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК РФ
2.Кучумова Г.В. Романы «новых архивистов» 1990-х: проблема «культурных каталогов» [Текст] / Г.В.Кучумова // Известия Самарского научного центра РАН. Серия «Педагогика и психология», «Филология и искусствоведение». – Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2008. – № 2. – С. 252-260. – 0,5 п.л.
3.Кучумова Г.В. Немецкоязычный роман 1980-2000 гг.: стратегии коллекционирования [Текст] / Г.В.Кучумова // Известия Самарского научного центра РАН. – Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2009. – Том 11. № 4 (30). – С. 216-225. – 0,8 п.л.
4.Кучумова Г.В. Немецкоязычный роман 1980-1995-х: новые формулы вуайеризма [Текст] / Г.В.Кучумова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Филология и искусствоведение. – Киров, 2009. – № 1 (2). – С. 162-165. – 0,3 п.л.
5.Кучумова Г.В. Немецкоязычный роман 1980-2000 гг.: новые формулы тоталитаризма [Текст] / Г.В.Кучумова // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009. – № 3 (69). – С.115-121. – 0,5 п.л.
6.Кучумова Г.В. Код русской литературы в книге Инго Шульце «33 мгновенья счастья» [Текст] / Г.В.Кучумова // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2009. – № 1. – С. 229-231. – 0,4 п.л.
7.Кучумова Г.В. «Подрывная» стратегия разрушения мифов в романах Э.Елинек [Текст] / Г.В.Кучумова // Известия Самарского научного центра РАН. – Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2009. – Том 11, № 4 (30) (2). – С. 497-503. – 0,5 п.л.
8.Кучумова Г.В. Немецкоязычный роман 1980-2000-х: фигура коллекционера [Текст] / Г.В.Кучумова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Филология и искусствоведение. – Киров, 2009. – № 2 (2). – С. 183-187. – 0,4 п.л.
9.Кучумова Г.В. Программа дешифровки мифов в немецкой молодежной литературе 1990-х [Текст] / Г.В.Кучумова // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009. – № 5 (71). – С.68-78. – 0,8 п.л.
10.Кучумова Г.В. Немецкоязычный роман 1980-2000 гг.: описание урбанистического пространства в формулах номадизма [Текст] / Г.В.Кучумова // Известия Самарского научного центра РАН. – Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2009. – Том 11, № 4 (30) (4). – С. 1020-1026. – 0,5 п.л.
11.Кучумова Г.В. Немецкоязычный романный дискурс 1980-2000 гг: стратегия коллекционирования (перверсивная модель коллекции в романе Э.Елинек «Похоть») [Текст] / Г.В.Кучумова // Филология и человек. – Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2009. – № 4. – С. 18-27. – 0,8 п.л.
12.Кучумова Г.В. Немецкоязычный роман 1980-2000 гг.: проблема обживаемости современного мира «без границ» [Текст] / Г.В.Кучумова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Филология и искусствоведение. – Киров, 2009. – № 4 (2). – С.166-170. – 0,4 п.л.
13.Кучумова Г.В. Немецкоязычный роман 1980-2000 гг.: новые формулы ускорения [Текст] / Г.В.Кучумова // Известия Самарского научного центра РАН.– Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2010. – Том 12, № 3. – С.180-186. – 0,5 п.л.
Статьи, опубликованные в других научных изданиях
14.Кучумова Г.В. Тектоника художественных образов в романе Стена Надольного “Die Entdeckung der Langsamkeit” [Текст] / Г.В.Кучумова // Аспекты становления и функционирования западногерманских языков. Межд.межвуз. сб.науч. статей /Под ред. С.И. Дубинина. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2003. – С. 268-276. – 0,5 п.л.
15.Кучумова Г.В. Дискурс насилия в романе Э.Елинек “Lust” [Текст] / Г.В.Кучумова // Языки и транснациональные проблемы. Материалы I Межд. научн. конф. (22-24 апреля 2004). – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2004. – Т.1 – С. 407-412. – 0,4 п.л.
16.Кучумова Г.В. Аксиология женского тела (на примере романа Э. Елинек “Lust”) [Текст] / Г.В.Кучумова // Филологический анализ текста. Сб. науч. статей. Выпуск 5. / Под ред. В.И.Габдуллиной. – Барнаул: Изд-во Барнаульского гос. пед. ун-та , 2004. – С.87-91. – 0,4 п.л.
17.Кучумова Г.В. Открытие духовной реальности в «античном» романе Стена Надольного “Die Entdeckung der Langsamkeit“ [Текст] / Г.В.Кучумова // На пути к произведению. К 60-летию Н.Т. Рымаря. Сб. статей. Отв. редактор Н.В.Барабанова. – Самара: Самар. гуманит. акад., 2005. – С. 214- 222. – 0,5 п.л.
18.Кучумова Г.В. “Homo somatikos” в современной литературе (роман Э. Елинек “Lust”) [Текст] / Г.В.Кучумова // Зарубежная литература: историко-культурные и типологические аспекты. / Под ред. В.Н.Сушковой. Материалы межд. научно-практ. конф. (18-20 октября 2004). – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005. – Часть 1. – С. 171-174. – 0,3 п.л.
19.Кучумова Г.В. Осмысление феномена времени в романе С.Надольного “Die Entdeckung der Langsamkeit” [Текст] / Г.В.Кучумова // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков. Материалы Всероссийской научной конф.(11-13 октября 2005 года). – Тольятти: ТГУ, 2005. – С. 143-148. – 0,4 п.л.
20.Кучумова Г.В. Роман С.Надольного «Die Entdeckung der Langsamkeit»: диалог с античностью [Текст] / Г.В.Кучумова // Диалог культур – культура диалога: Материалы межд. научно-практ. конф. (5-6 сентября 2005). / Отв. ред. Л.Н.Ваулина. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. – Ч.2. – С.5-11. – 0,5 п.л.
21.Кучумова Г.В. Античные мотивы в романе С.Надольного “Die Entdeckung der Langsamkeit” [Текст] / Г.В.Кучумова // Сб. науч. трудов «СТЕФАНОС». – М.: РосНОУ, 2005. –С. 197- 204. – 0,6 п.л.
22.Кучумова Г.В. Поэтика необычайного: художественный мир современного немецкого романа [Текст] / Г.В.Кучумова // Культура и текст – 2005. Сб. науч. трудов межд. конф. / Под ред. Г.П. Козубовской. – Барнаул: Изд-во Барнаульского гос. пед. ун-та, 2005. – Т. 2. – С. 128-135. – 0,6 п.л.
23.Кучумова Г.В. «Текст в тексте» как сюжетообразующий принцип в романе Кристофа Рансмайра «Последний мир» [Текст] / Г.В.Кучумова // Татищевские чтения: Актуальные проблемы науки и практики». Гуманитарные науки и образование. – Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2006. – С. 166-171. – 0,4 п.л.
24.Кучумова Г.В. Языковая природа фантастического (на примере современной немецкоязычной прозы) [Текст] / Г.В.Кучумова // Актуальные проблемы лингвистического образования: теоретический и методологический аспекты. Сб. материалов III межд. научно-практ. конф. – Самара: Самар.гуманитар. акад., 2006. – С. 161-165. – 0,4 п.л.
25.Кучумова Г.В.“Wiederkehr des Erzaehlens”: Das fantastische Element im Roman der 80-90-er Jahre [Текст] / Г.В.Кучумова // Rahmen und Grenzen. Grenzenerfahrung in den Sprachen der Kunst. Bd. 3. Herausgegeben von Nikolaj Rymar; Germanistische Institutspartnerschaft – Bochum-Samara. Samara: Akademie für Geisteswissenschaften Samara, 2006. – С. 239-244. – 0,4 п.л.
26.Кучумова Г.В. Феномен фантастического в современном немецкоязычном романе: рамочные условия его существования [Текст] / Г.В.Кучумова // Рама и граница. Граница и опыт границы в художественном языке. Вып. 3. Науч. ред.. Н.Т.Рымарь; Germanistische Institutspartnerschaft Bochum-Samara. – Самара: Самар. гуманит. акад. 2006. – С. 244-251. – 0,5 п.л.
27.Кучумова Г.В. Роман К.Крахта «Faserland»: особенности художественного мышления [Текст] / Г.В.Кучумова // Актуальные проблемы прагмалингвистики в контексте межкультурной коммуникации. Материалы Всероссийской науч. конф. (7-8 декабря 2006). – Тольятти: ТГУ, 2006. – С. 360-364. – 0,4 п.л.
28.Кучумова Г.В. Роман К.Крахта «Faserland» в современном межкультурном контексте [Текст] / Г.В.Кучумова // Язык, культура, образование в современном мире. Проблемы романо-германской филологии, перевода, литературоведения и межкультурной коммуникации. Материалы межд. конф. (8–9ноября 2006). / Отв. ред. Т.Н.Романова.– Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2006. – Ч.I. – С. 206-211. – 0,4 п.л.
29.Кучумова Г.В. Современный литературный ландшафт Германии: роман К.Крахта «Faserland» [Текст] / Г.В.Кучумова // Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. Гуманитарные науки. Выпуск 6. – Барнаул: Барнаульский гос. пед. ун.т, 2006. – С. 93-98. – 0,4 п.л.
30.Кучумова Г.В. Рамочные структуры в романе К. Крахта «Faserland» [Текст] / Г.В.Кучумова // Поэтика рамы и порога: функциональные формы и границы в художественных языках. Вып. 4 / Науч. ред. Н.Т. Рымарь. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. – С. 410-418. – 0,5 п.л.
31.Кучумова Г.В. Der Rahmen und seine Funktion in Christian Krachts Roman «Faserland» [Текст] / Г.В.Кучумова // Poetik des Rahmens und der Schwelle: funktionale Formen der Grenzen in den Sprachen der Künste. Bd. 4. / Hrsg. von Nikolaj Rymar. – Samara: Universität Samara Verlag, 2006. – S. 404-410. – 0,5 п.л.
32.Кучумова Г.В. «Текст в тексте»: «Метаморфозы» Овидия и роман К. Рансмайра «Последний мир» [Текст] / Г.В.Кучумова // EXPERIMENTA LUCIFERA. Материалы IV Поволжского научно-методич. семинара по проблемам преподавания и изучения дисциплин классического цикла. – Н.Новгород: Изд. Ю.А.Николаев, 2007. – С.59-62. – 0,3 п.л.
33.Кучумова Г.В. Роман К.Крахта «Faserland» в контексте «литературы протеста» [Текст] / Г.В.Кучумова // Язык. Культура. Коммуникация. Материалы Всероссийской заочной научно-практ. конф. / Отв. ред. проф С.А. Борисова. – Ульяновск, 2007. – С. 167-170. – 0,3 п.л.
34.Кучумова Г.В. Образ России в книге И.Шульце «33 мгновенья счастья» [Текст] / Г.В.Кучумова // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизации преподавания иностранных языков: Материалы Всероссийской науч. конф. (9-11 окт. 2007). – Тольятти: ТГУ, 2007. – С.249-254. – 0,4 п.л.
35.Кучумова Г.В. Визуально-пластическое решение художественных образов в романе Стена Надольного «Открытие медлительности» [Текст] / Г.В.Кучумова // Россия и Греция: диалоги культур: Материалы I Межд. конф. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2007. – Часть II. – C. 220-228. – 0,5 п.л.
36.Кучумова Г.В. «Библиографический» код русской культуры в книге И.Шульце «33 мгновенья счастья» [Текст] / Г.В.Кучумова // Язык и культура в России: состояние и эволюционные процессы: Материалы межд. науч. конф. / Отв. ред. Н.А.Илюхина, Н.К.Данилова. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2007. – С.336-344. – 0,5 п.л.
37.Кучумова Г.В. Роман К.Рансмайра «Последний мир» и «Метаморфозы» Овидия: диалог в «большом времени» [Текст] / Г.В.Кучумова // EXPERIMENTA LUCIFERA: Материалы V Поволжского научно-методического семинара по проблемам преподавания и изучения дисциплин классического цикла. – Н.Новгород: Нижегородский гос. ун-т им. Н.И.Лобачевского, 2007. – С.46-51. – 0,4 п.л.
38.Кучумова Г.В. «Русское пространство» в книге И.Шульце «33 мгновенья счастья». [Текст] / Г.В.Кучумова // Интеграция образования, науки, культуры: Россия-Германия: Материалы межд. научно-практ. конф. (17-18 сентября 2007). – Самара: Изд-во СГПУ, 2008. – С. 180-183. – 0,3 п.л.
39.Кучумова Г.В. Немецкоязычный роман 1980-1995-х: фигура вуайериста [Текст] / Г.В.Кучумова // Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. Гуманитарные науки. Выпуск 8. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2008. – С. 81-85. – 0,4 п.л.
40.Кучумова Г.В. Стратегия архивирования в немецкоязычном романе 1990-х гг. [Текст] / Г.В.Кучумова // Х Юбилейные Кирилло-Мефодиевские чтения. Диалог культур: Россия-Запад-Восток. Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. Материалы межд. научно-практ. конф. (12-14 мая 2009). – М.-Ярославль, 2009. – С. 198-203. – 0,4 п.л.
41.Кучумова Г.В. Немецкоязычный роман 1980-1995-х гг.: формулы непристойности [Текст] / Г.В.Кучумова // XIII Царскосельские чтения: Высшая школа – инновационному развитию России. Материалы межд. научн. конф. (21-22 апреля 2009) / Под общ. ред. проф. В.Н.Скворцова. – СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2009. – Т. II. – С.74-78. – 0,4 п.л.
42.Кучумова Г.В. Фигура коллекционера в романе М. Байера «Летучие собаки» [Текст] / Г.В.Кучумова // Высшее гуманитарное образование XXI: проблемы и перспективы. Материалы четвертой межд. научно-практ. конф. – Самара: ПГСГА, 2009. – Т.2. – С. 181-185. – 0,4 п.л.
43.Кучумова Г.В. Немецкоязычный романный дискурс 1980-2000 гг.: фигура современного вуайериста [Текст] / Г.В.Кучумова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». – Самара, 2009. – № 1 (5). – С.113-121. – 0,5 п.л.
44.Кучумова Г.В. Паломничество в страны Востока: роман К.Крахта «1979» [Текст] / Г.В.Кучумова // ХI Кирилло-Мефодиевские чтения. Диалог культур: Россия-Запад-Восток. Материалы межд. научно-практ. конф. (18-19 мая 2010). – М.-Ярославль: Ремдер, 2010. – С. 262-267. – 0,4 п.л.
45.Кучумова Г.В. Немецкий роман 1990-х: поиски новых форм коммуникации [Текст] / Г.В.Кучумова // Вестник гуманитарного института Тольяттинского государственного университета. Диалог между Россией и Германией: филологические и социокультурные аспекты. Материалы межд. научно-практ. конф. (14-15 мая 2010). – Тольятти: ТГУ, 2010. – Выпуск 2 (8). – С.138-141. – 0,3 п.л.