- А.П.Чехов, выстраивая основания своей художественной системы, сделал значительный шаг вперед в философии времени, осознав гносеологические последствия «дурной бесконечности». На этом основании выстраивается комический эффект многих ранних рассказов. Противостоящая потенциальной бесконечности - актуальная бесконечность, как философское основание поэтики Чехова, в структуре художественного мира ярче всего проявлялась на ритмико-композиционном уровне. Гармоничность и поэтичность чеховского повествования во многом определяются чувством «правильного» построения композиции и «вертикальным», поэтическим временем, организующим её. Философия времени А.П.Чехова, в полной мере воспринятая и развитая символистом А.Белым, заложила фундамент возникновения в русской литературе нового неканонического жанрового образования - «поэтической прозы».
- «Вишневый сад» - это особый тип драмы, где время между событиями составляет не только основу пьесы, ее интригу, коллизию, но и тему, а также определяет композицию. Создавая новую гармонию быта и бытия, Чеховзадал и новый поэтический синтез времени в драме. Архитектоника чеховского «Вишневого сада» определяется новым для ХХ века жанровым способом «завершения»[1] драмы, преобладанием «вертикального» (поэтического) времени над временем развертывания событий.
- Ранние прозаические опыты Белого, находясь в промежуточном положении между прозой и поэзией, были ориентированы, прежде всего, на поэтический (музыкальный) или пространственно одномерный, временной способ существования. Первичной для Белогобыла запись художественных идей, запечатлевающая целостность переживания, ритм развертывания единого образа-символа. Далее этот образ-символ, уже имеющий свой лирический сюжет, начинал ветвиться, тематические мотивы и их разработка распределялись между стихотворным и прозаическим материалом последующих произведений.
- Четвертая симфония А.Белого «Кубок метелей» может быть названа «поэтической прозой» в чистом виде. Мельчайшей единицей анализа в Четвертой симфонии не может быть отдельный образ-символ. Для каждого мотива, составляющего тему, характерно свое микросюжетное развитие. Словесная ткань произведения организуется не «вследствие чего-либо», как в прозе, а «за чем-либо», как в музыке и поэзии. При всей важности для композиции симфонии контрапунктической техники, развитие и трансформация основных ее тем подчиняется не столько правилам комбинаторики, сколько поэтическому развитию исходных динамических комплексов образов-символов. Для повествовательной системы Четвертой симфонии характерно, что образ персонажа подчиняется не собственному развитию, не сюжетному развитию произведения, а микросюжету главки, как выражению той или иной темы.
- Композиционная последовательность мюнхенских глав второй части симфонии[2] («б» - «с» - «а») - это ключ к изучению композиции Четвертой симфонии. Тема «а» содержит комплекс мотивов, связанных с воскресением, полнотой времен, созреванием их, тема «b» связана с «преходящим» «образом мира сего» и комплексом связанных с ним мотивов стремительного бега и исчезновения солнца, тени, скользящей по ниве; ветра, несущего «ризы всех вещей». Наиболее общее выражение темы «с» - это комплекс мотивов разлуки, гибели, угасшего светила и надежды, утешения. «Эти три темы II части - а, b, c, - вступая в соприкосновение с темами I части, и образуют, так сказать, ткань всей "Симфонии"».
- Композиция второй части Четвертой симфонии А.Белого «Сквозные лики» может быть представлена следующей схемой: «Мраморный гений» - тема «b» («триумфатор мгновений»); «Зацветающий ветр» - тема «а» («пора и мне любить») - «b» («день большого ветра») - тема «с» («цветень угасла»); «Воздушный набег» - тема «с» (гибель, ландо) + (разворот: «с чем приехал, с тем и уехал») (сюжет); «Молитва о хлебе» -тема «b» («слепцы не прозреют») (лики); «Верхом на воздухе»- тема «с» (гибель, во власти триумфатора) (сюжет); «Пена колосистая» - тема«b» («слепцы не прозреют») (лики); «Вечный покой» (сон о воскресении) + тема «с» (разлука); «Золотая осень» - тема «с» (разлука) + (разворот: «прошлое вернется»); «В монастыре» (сон о воскресении) + янтари = теме «а». Сюжетные главы рифмуются с внесюжетными по принципу перекрестной рифмовки, при этом в «сюжетных главах», там, где основным мотивом выступает тема «с» (гибель), в сильной позиции находится тема «b» (ветер, стремительно летящее время), что в первую очередь выражено в названиях: «Воздушный набег» и «Верхом на воздухе». Внесюжетные главы связаны символикой воскресенья и «сквозных ликов».
- Ключевыми для выделения основной темы первой части являются слова автора из предисловия: «первую группу составляют темы Iчасти; все они, отличаюсь друг от друга построением фраз, имеют, однако, внутреннее родство». Такому требованию может удовлетворить только тема «А»: «единый вставал лик». В главе первой «Метель» эта тема сопровождается темами вознесения, движения вверх (образы лилии; бриллиантов, брошенных под ноги, как модификация мотива жертвенного костра) и зова «А» (призыва, «знакомой тайны», «неизвестной родины»). В экспозиции первой части появляется также вторая тема, не имеющая собственной экспозиции, это тема «В» - столкновение, сначала просто прохожих на улице, затем с присоединением мотива «b» всех предметов реального мира, предстающих лишь тенями диких метелей: «Мелькали прохожие, конки, пролетки, как тени столкнувшихся диких метелей». Таким образом, в экспозиции первой части присутствуют мотивы второй части «b» (бег, времени, тени, полет), мотив «с» (смерть, гибель), самостоятельный мотив «А» (единый лик), который разлагается на мотивы «А» (вознесение), «А» (призыв). Кроме того, как самостоятельная появляется тема «В» (столкновение). Вертикальный контрапункт в результате дает «А» = «с» (тождество смерти). Преображение земной любви в неземную, преодоление законов земного тяготения - одна из вечных тем поэзии. Архитектоника «Четвертой симфонии» создает особую музыкально-поэтическую структуру, оплотняющую ткань времени, облегчающую переход видимого в невидимое и обратно.
- Область вертикального контрапункта романа Б.Пастернака «Доктор Живаго» удерживается ритмом вспышек света и погружения во тьму: горящая свеча-свет из окна Лары-начало творчества Юрия Живаго; стук ветра в дверь-ночь, когда первое расставание с Ларой, казавшееся безвозвратным, повернуло течение всей жизни Ю.Живаго, направило его к любви. Вспышка света: прощание с жизнью и Ларой -смерть Юрия Живаго. Эта ритмическая структура многократно воспроизводится в романе, удерживает его целостность и телеологичность.
- Романное время в «Докторе Живаго» уничтожается временем поэтического цикла и одного стихотворения, сжимаясь до поэтического мига - озарения - фрактальной поэтической структуры, способной вновь развернуться не только во время-пространство художественного целого романа, но и представляющей собой структуру перехода из линейного (исторического) психологически и сюжетно детерминированного времени-пространства к вертикальному времени свободного человеческого выбора. Этот переход на философском и математическом языке П.Флоренскийобозначал термином «актуальная бесконечность». Этот «поэтический» способ решения апории времени определяет как стилевые и жанровые доминанты «поэтической прозы», так и философско-антропологический смысл работы человека по преодолению времени в понимании русского символизма первой половины ХХ века.
1.Шалыгина О.В. Проблема композиции поэтической прозы (А.П.Чехов – А. Белый – Б.Л.Пастернак). – М.: Образование-3000, 2008. - 243 с. - ISBN 978-5-904128-01-2. (10,4 п.л.)
2.Шалыгина О.В. Поэтика. Композиция. Время. – М.: Образование-3000, 2010.- 325 с. ISBN 978-5-904128-05-0. (15 п.л.)
Издания, рекомендованных ВАК для публикации основных результатов докторских диссертаций:
3.Шалыгина О.В. «Гамлет» в структуре ритмической композиции романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Известия Самарского научного центра РАН. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных наук».— 2006. — №1. — С. 81—86. ISSN 1990-5378 (0,5 п.л.).
4.Шалыгина О.В. Онтологизация временного потока в ритмической композиции «Вишневого сада» А. П. Чехова // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Выпуск 17. — 2007. — №22(100). — С. 152—163. ISSN 1994-2796 (0,5 п.л.).
5.Шалыгина О.В. Египетский текст «Петербурга» Андрея Белого // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология, востоковедение, журналистика. — 2007. — №4 (Ч. II) Декабрь. — С. 77—81. ISSN 1813-1921 (0,5 п.л.).
6.Шалыгина О.В. Композиционные и архитектонические формы в эстетике М.М.Бахтина в оценке критики // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина. Серия Филология.- Спб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина.- 2009. - №2(26). - С. 65-70. ISSN 1818-6653 (0,4 п.л.)
7.Шалыгина О.В. Телеологическая теория композиции и русский формализм // Обсерватория культуры. - 2009. - № 3. - С.121-125. ISSN 2072-3156 (0,5 п.л.)
8.Шалыгина О.В. Антропологический смысл художественного ритма // Знание. Понимание. Умение.- М.: Моск. гум. ун-т. – 2009.- №3.- С. 167-172. ISSN 1998-9873 (0,5 п.л.).
9.Шалыгина О.В. Мюнхенские главы «Сквозных ликов» — ключ к изучению композиции и языка «Четвертой симфонии» А. Белого // Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. – 2010. -№1-2. С. 105-109. ISSN 2074-1154 (0,5 п.л.)
Академические труды, сборники материалов научных конференций, научно-энциклопедические и иные периодические издания:
10.Шалыгина О. В. Развитие идеи времени: от А. П. Чехова к А. Белому // Чеховский сборник - М.: Издательство Литературного ин-та им. А. М. Горького, 1999. С. 145-158. – 240 c. (Серия “Материалы литературных чтений”). ISBN 5-7060-0032-8. (0,5 п.л.)
11.Шалыгина О. В. «Культура культур» - образ будущего (на материале статей А. Белого «Кризис культуры», «Евангелие как драма», 1920) // Художественный текст и культура. III. Материалы и тезисы докладов на международной конференции 13-16 мая 1999 г.- Владимир: ВГПУ, 1999. С. 142-144. - 335 c. ISBN 5-87846-243-5 (0,2 п.л.)
12.Шалыгина О. В. Время и вечность в художественной прозе А. Белого (на материале третьей симфонии «Возврат») // Поэтический текст и текст культуры. Межд. сб. науч. трудов. - Владимир, ВГПУ, 2000, С. 141-151. ISBN 5-87846-058-0 (0,5 п.л.)
13.Шалыгина О. В. Диалог с художественным миром - диалог личностных концепций мира // Вестник Российского гуманитарного фонда. 2001. - № 3.- С. 152-156. ISSN 1562-0484 (0,4 п.л.)
14.Шалыгина О. В. Телеология художественного ритма (к постановке вопроса) // Художественный текст и культура. IY. Материалы и тезисы докладов на международной конференции 24-27 октября 2001 г.- Владимир, ВГПУ, 2001. С. 15-17. ISBN-5-87846-292-3 (0,3 п.л.)
15.Шалыгина О. В. Телеология ритма у А. П. Чехова // Молодые исследователи Чехова. 4.: Материалы международной научной конференции (Москва, 14-18 мая 2001 г.).- М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 115-125. ISBN 5-211-04459-2 (0,5 п.л.)
16.Шалыгина О. В. «Гамлет» в структуре ритмической композиции «Тетради Юрия Живаго» // Шекспировские чтения - 2002. Abstracts. Аннотации докладов международной конференции. 27-30 июня 2002 г. - Владимир, ВГПУ, 2002. С. 49-50. (0,1 п.л.)
17.Шалыгина О. В. Чехов и формирование русской «поэтической прозы» начала ХХ века // Век после Чехова: Тезисы докладов международной научной конференции (Мелихово, 25-29 июня 2004 г.) [Отв. ред. В. Б. Катаев]. – М.: МГУ, 2004. С. 238-241. - 262 c.(0,3 п.л.)
18.Шалыгина О. В. Будущее культуры и образования: простота или сложность? // Ученый совет. - 2005. - №5. - С. 64-67. ISSN: 2074-9953. (0,4 п.л.)
19.Шалыгина О. В. К проблеме изучения личностных концепций времени писателей рубежа XIX-XX века. Методологический аспект // Ученый совет. - 2005. - № 11. - С. 69-75. ISSN 2074-9953. (0,5 п.л.)
20.Шалыгина О. В. Рецензия на сборник «Молодые исследователи Чехова. 5: Материалы международной научной конференции (Москва, май 2005 г.). – М.: Изд-во МГУ, 2005. – 401с. // Чеховский вестник. - М.: МГУ.- 2006. - №18. - С. 18-23. – 149 c. ISBN 5-317-01587-1 (0,3 п.л.)
21.Шалыгина О. В. Технология on-line комментария текстов русской культуры как средство воссоздания общего научного пространства славистов Европы (тезисы) // Россия и ЕС: проблемы формирования общего пространства науки и образования: Материалы международной научной конференции, 13-14 декабря 2006 г., г. Воронеж / ред. кол.: И. Н. Зорников (отв. ред.) и др.- Воронеж: Научная книга, 2007.- Ч. 2. - С. 303-309. (0,3 п.л.)
22.Шалыгина О. В. Чеховский цикл в «Весах» (1904) и проблемы поэтики «Пепла» А. Белого // Из истории символистской журналистики: «Весы» / [отв. Ред. Д. А. Завельская, И. С. Приходько]; Научн. Совет РАН «История мировой культуры»; Ин-т мировой лит. им.А.М.Горького РАН.- М.: Наука, 2007. С. 172-186. – 208 c. ISBN 958-5-02-034396-2 (0,5 п.л.)
23.Шалыгина О. В. Идея обратимости времени в гуманитарной парадигме // Какая философия науки нам нужна? Рабочие материалы научной конференции 8-9 июня 2007 г., Санкт-Петербург. - СПб: СпбГУ, 2007. С. 54-55. (0,1 п.л.)
24.Шалыгина О. В. Эвристический потенциал «мыслительных пространств» П. А. Флоренского при описании художественных миров // Рациональность и коммуникация. Тезисы VII международной научной конференции 14-16 ноября 2007 года. - СПб: СпбГУ, 2007. С. 209-211. (0,2 п.л.)
25.Шалыгина О. В. Андрей Белый. Сборник «Стихотворения» (Берлин, 1923) и его источники [Электронный ресурс]: гипертекстовая база данных / Шалыгина О. В., авт., верстка, дизайн. - Мультимедийное информационное электронное издание (19 Мб). - Москва: Садовое кольцо, cop. 2007. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) ; 13 см. ; То же [Электронный ресурс] // Андрей Белый. Сборник "Стихотворения" (Берлин, 1923) и его источники : [сайт]. – [Б.м., б.г.]. – URL: http://belyi.chekhoviana.ru/index.htm (24.05.10).
26.Шалыгина О. В. «Флотилия солнечных броненосцев» (О тематическом принципе распределения художественного материала между поэзией и прозой у Андрея Белого) // Русская литература конца XIX — XX в зеркале современной науки. В честь В. А. Келдыша. Исследования и публикации. [Сост. О. А. Лекманов, В. В. Полонский. Под общей ред. В. В. Полонского] - М.: ИМЛИ РАН, 2008. С. 180-195.- 416 c. IBSN 978-5-9208-0291-0 (0,5 п.л.)
27.Шалыгина О. В. «Проза» — «поэзия» в сборнике Андрея Белого «Золото в лазури» // Андрей Белый в изменяющемся мире: к 125-летию со дня рождения / [сост. М. Л. Спивак, Е. В. Наседкина, И. Б. Делекторская; отв. ред. М. Л. Спивак]; Науч. совет РАН «История мировой культуры»; Гос. музей А. С. Пушкина.- М.: Наука, 2008. С. 319-329. -595 с. - IBSN 978-5-02-036013-6 (0,5 п.л.)
28.Шалыгина О. В. Поэтичность ранней чеховской прозы (на примере рассказа «Налим») //Литературный календарь: книги дня / Literary Calendar: Books of the Day. - 2009. - № 4(1). - С.29-36. ISSN 2070-5891 (0,5 п.л.).
29.Шалыгина О. В. Значение категории «сложности» для современной гуманитарной культуры и образования // Совет ректоров. – 2009. - №4. - С. 61 -64. ISSN 1997-6119. (0,4 п.л.)
30.Шалыгина О.В. Проблема композиции четвертой симфонии А. Белого // Литературный календарь: книги дня / Literary Calendar: Books of the Day. - 2009. - № 5(2). - С. 26-52. ISSN 2070-5891 (0,5 п.л.)
31.Шалыгина О. В. «Ароморфоз русского рассказа» А. П. Чудакова: завершение или начало исследования? // А. П. Чехов и мировая культура: взгляд из XXI века: Тезисы докладов международной научной конференции (Москва, 29 января – 2 февраля 2010 года) / Сост. и ред. Р. Б. Ахметшин, М. О. Горячева, В. Б. Катаев (отв. ред).- М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. - С. 136-137. -160 с.- ISBN 978-5-211-05677-0 (0,2 п.л.)
32.Шалыгина О. В. Поэтика А. П. Чехова и эстетика П. Рикера: категория времени как основа диалога // Мир Чехова: пространство и время. Чеховские чтения в Ялте: вып. 15. Сборник научных трудов / Дом-музей А.П.Чехова в Ялте. - Симферополь: ДОЛЯ, 2010. С. 67-76. - 360 с. ISBN 978-966-366-324-1 (0,5 п.л.)
33.Шалыгина О. В. А. П. Чехов: на границе поэтичности // Литературный календарь: книги дня / Literary Calendar: Books of the Day. - 2010. - № 1(4). - С. 54-67. ISSN 2070-5891 (0,5 п.л.)
34.Шалыгина О.В. Философия А. П. Чехова и проблемы теории знания в русской философии начала ХХ века // Материалы международной научной конференции «Церковь, государство и общество в истории России и православных стран: религия, наука и образование» (Владимир, ВлГУ 25-26 мая).- Владимир: ВлГУ, 2010. (0,5 п.л.) (в печати)