- субъектами языковой политики являются, помимо государства (главного субъекта) и таджикской интеллектуальной элиты, представители многочисленных диаспор Таджикистана, приоритетной задачей которых является сохранение собственных языков и языковых прав;
- в содержании языковой политики современного Таджикистана и её направлениях отразилась экзогенность языковой ситуации Таджикистана, создаваемой многообразием языков различного статуса и коммуникативно-демографической силы;
- языковая лояльность и языковое поведение граждан формируются в результате непосредственного воздействия тех процессов, которые регулируются языковой политикой как части внутренней политики государства;
- возрождение национальной культуры и духовности, а также устойчивое развитие таджикского общества позволяют рассматривать государственный язык как главный компонент осуществляющейся в стране языковой политики, обязанной обеспечить достаточно оперативное и эффективное решение злободневных задач по сознательному регулированию и укреплению позиций государственного языка.
- каждый язык может получать квалификацию как язык диаспоры в зависимости от нескольких параметров: территории государства, гражданами которого являются носители языка, привязанности к конкретному географическому пространству данной территории, численности носителей языка по отношению к остальному населению страны и т.п.
1. Языки диаспор в Таджикистане: Монография. -Куляб:Сада, 2000.- 124 с.
2. Национально-языковая характеристика современного Таджикистана:
Монография. -Душанбе, 2010. -304 с.
Публикации в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК РФ
3. К вопросу о языковой ситуации в Таджикистане //Вестник
Российского университета дружбы народов. Научный журнал. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. - М.: РУДН, 2009. №1.
-С. 21-28.
4. Языковая ситуация: витальность таджикского языка //Гуманитарные исследования: Журнал фундаментальных и прикладных исследований.
-Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. № 3 (31).
-С. 57-62.
5. Языковая ситуация в Таджикистане: оценка эффективности языкового планирования //Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - Пятигорск: Издательство ПГЛУ, 2009. № 3. - С.250-253.
6. Языки диаспор и иммигрантские языки Таджикистана: к характеристике полисубъективности языковой политики //Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета.
- Пятигорск: Издательство ПГЛУ, 2009. № 4. - С. 240-243.
7. Модели анализа языкового планирования //Гуманитарные исследования. Журнал фундаментальных и прикладных исследований.
-Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. № 1 (33).
- С. 195-201.
8. Проблемы языкового образования в условиях современного Таджикистана //Вестник Таджикского национального университета. Специальный выпуск, посвященный Году образования и технических знаний в Таджикистане. - Душанбе: Сино, 2010. -С. 58-65.
9. Аспекты языкового регулирования //Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия: Филология и востоковедение. - Душанбе: Дониш, 2010. № 1. - С.3-5.
10. Языковая ситуация и современная этническая проблема // Вопросы
психологии и педагогики. - Курган-Тюбе: КТГУ, 2010. № 3. - С. 81-90.
11. Проблемы языковой ситуации и поиск идентичности в зарубежных
исследованиях //Вестник МГЛУ. -М.: МГЛУ, 2010. № 4. - С.23-28.
12. Функционирование русского языка в СНГ //Русский язык за рубежом.
- М., 2010. № 3. - С. 63-69.
13. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация //Вестник
Таджикского национального университета. -Душанбе: Сино, 2010.
- № 5 (61). - С.34-42.
Статьи в сборниках научных трудов и журналах
14. Русский язык в системе образования стран СНГ // Русский язык и
литература в государствах средней Азии. - Душанбе: РТСУ, 2005. - С 26-30.
15. Особенности современных исследований языковой ситуации в Средней Азии (на примере Таджикистана) // Состояние и перспективы методики преподавания русского языка и литературы. Сборник статей.
- М.: РУДН, 2008. - С. 471-475.
16. Функционирование языка в обществе // Известия Таджикского отделения Международной академии наук высшей школы. - Душанбе: ТОМАНВШ, 2008. - № 2 (02). - С. 50-56.
17. Актуальные вопросы исследования языковой ситуации // Вестник педагогического университета. - Душанбе: Контраст, 2009. № 2 . - С. 60-63.
Статьи по теме диссертации, опубликованные в материалах научных конференций
18. Этническая идентичность и выбор языка обучения // Материалы
научной конференции преподавателей Технологического университета Таджикистана. - Душанбе: ТУТ, 2004. - С. 64-68.
19. Система формирования языковой компетентности – важный фактор инновационного развития Таджикистана // Материалы международной конференции «Пространственная интеграция вузов СНГ – корпоративный подход» (г. Москва, сентябрь 2007 г.). - М.: МГЛУ, 2007. - С.47-50.
20. Русский язык и русско-таджикские языковые и литературные связи // Материалы международной конференции «Основные направления разработки моделей межкультурных компетенций для языков СНГ»
(г. Суздаль, ноябрь 2007 г.). - М.: МГЛУ, 2007. - С. 66-68.
21. Актуальные вопросы функционирования языков в Таджикистане (на примере русского языка) // Материалы 3-й международной конференции «Языковая политика и миграция: проблемы, реализация, перспективы»
(г. Тюмень, июль 2010 г.). - Тюмень: ТГУ, 2010. -0,5 п.л.
22. К вопросу о витальности русского языка и его статусном регулировании в суверенном Таджикистане // Материалы Всероссийской конференции «Модель сетевого обучения» (г. Москва, 1-2 июля 2010 г.). - М.: РУДН, 2010. - 0,5 п.л.