- Библию как важнейший компонент европейского и мирового литературного канона и как прецедентный феномен отличает культурный универсализм, что находит выражение на языковом уровне, в текстообразовании, интертекстуальных параллелях, общности эксплицируемых концептов, так или иначе связанных с Библией. Библейская прецедентность - это динамический конструкт, реализующийся в бесконечном множестве вариантов, пронизывающий различные дискурсы, оказывающий влияние на всю мировую культуру. При наложении когнитивной матрицы библейского текста на тексты, продуцированные в художественном дискурсе разных авторов, у библейского текста как прецедентного феномена выявляются отчетливые признаки кросскультурной универсалии.
- Жизненная сфера существования человека библейской эпохи, обозначенная нами как мир Библии, имела свою структуру и совокупность составляющих ее ингредиентов, свои территориальные, природные, социальные, культурно-исторические и этнографические начала. Всё, что окружало человека, определённым образом влияло на его духовный облик. Это, в свою очередь, оказывало влияние на создаваемый им труд - Священное Писание, или Библию, в тексте которой номинанты реалий предметного мира участвовали в формировании прецедентных ситуаций; на этой основе происходила их концептуализация. Наиболее существенные из этих начал представлены в виде классификационно-тематических разделов как объединений слов, основывающихся не «на лексико-семантических связях, а на классификации самих предметов и явлений» (Ф.П.Филин).
- Способы концептуализации компонентов тематических групп, вовлеченных в прецедентное поле библейского текста, служащих именами концептов и участвующих в формировании прецедентных ситуаций, могут быть подвергнуты мультиаспектной типологии. Номинантам натурфактов и номинантам артефактов (ментифактов, социофактов и др.) свойственна амбивалентность их онтологического статуса, поскольку наименования предметного и природного мира неизбежно приобретают «духовные» смысловые кванты, сакрализуются, пополняют общеязыковую концептосферу. В типологии концептов библейского истока выделяются две группы: а) общеязыковые концепты, в формировании которых библейский текст сыграл значительную роль; б) собственно библейские концепты, смысловая структура которых сформировалась и продолжает развиваться на основе прецедентных ситуаций Библии, которые обогатили когнитивное пространство носителей многих языков. Со структурно-семантической точки зрения номинанты концептов библейского истока могут быть однокомпонентными (чаще всего это собственные имена) и многокомпонентными (фразеологизмы). Третий вид номинантов - предикативные единицы (высказывания, цитаты, паремии).
- Прецедентные ситуации генерируются двумя основными типами библейских сюжетов. Ситуации, где воплощаются мотивы, связанные с семейными или любовными отношениями, часто становятся основой для прозаических произведений, выполняют текстообразующую и сюжетообразующую функцию; особенно продуктивны они в порождении смыслов любовной лирики, поскольку их матрицы содержат концепты-репрезентанты ‘семья´, ‘любовь´, ‘женственность´, ‘ревность´, ‘измена´ и т.п. Важное условие для реализации прецедентного потенциала ситуаций этого типа - наличие в библейском нарративе женских образов. Второй тип ситуаций - тексты, повествующие о знаковых событиях Ветхозаветной истории, о проявлении Божественного промысла, о борьбе человека со страстями, о его «разговорах с Богом». Прецедентный потенциал этих ситуаций находит смысловые рефлексии в лирике философского характера, а номинанты их ключевых концептов прочно вошли в лексико-фразеологическую систему и в пословичный фонд.
- Библейский прецедентный феномен представляет уникальное образование, способное к бесконечному динамическому варьированию, и может быть определен как динамический конструкт. Это связано в первую очередь со смысловой деформацией концептов Ветхозаветного истока при их дискурсивном перемещении, что подтверждается при сравнении когнитивных матриц Библии и художественных текстов, для которых текст библии выступает как прецедентный. Используя методику наложения когнитивной сетки (матрицы) библейского текста на тексты художественной литературы, мы можем наблюдать неполное, частичное совпадение основных когнитивных линий, их искажения, привнесения. При значительных искажениях и привнесениях в структуре когнитивной матрицы библейского текста по сравнению с текстами художественных произведений, написанных на разных языках, наблюдается как сохранение концептуальной связи с исходным (библейским) текстом, так и универсальный межъязыковой характер ключевых концептов и когнитивных линий.
- Социопсихические образования ‘свет´ и ‘тьма´ относятся к числу приоритетных концептов русского и других народов. Значимость этих концептов для религиозной картины мира в том, что они выступают в Библии как символы фундаментальных религиозных ипостасей. Формирование смысловой структуры этих ментальных образований в европейских языках происходило под мощным влиянием Библии. Тексты русской литературы содержат немало фактов, свидетельствующих об аксиологической функции концептов ‘свет´ и ‘тьма´, что находит подтверждение не только в беллетристике, но и в литературе non fiction. Как проявление аксиологического релятивизма, свойственного общественному сознанию различных эпох, может наблюдаться их «нейтрализация».
1. Орлова, Н. М. Неопалимая купина как концепт библейского истока // Вестник Тамбовского университета. Сер. гуманитарные науки. – Тамбов, 2007. – Вып. 11 (55). – С. 133-137
2. Орлова, Н. М. Универсальный характер библейского прецедентного текста: Книга Руфь // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2008. – № 2. – С. 84-91
3. Орлова, Н. М. Тематический словарь «Мир Библии» и прецедентные тексты русской литературы // Русский язык в школе. – 2008. – № 7. – С.74-77.
4. Орлова, Н. М. Прецедентные феномены библейского истока в русской филологической традиции // Вестник Тамбовского университета. Сер. гуманитарные науки. – Тамбов, 2008. – Вып. 5 (61). – С. 196-199.
5. Орлова, Н. М. Динамический характер библейской прецедентности // Известия Саратовского университета. Сер. «Социология. Политология». – 2009. – Вып.1. – С.46-53.
6. Орлова, Н. М. Прецедентный потенциал библейской ситуации // Ученые записки КГУ. Гуманитарные науки. – Казань, 2009.– Т. 151. – Кн. 6. – С. 254-263.
7. Орлова, Н. М. Прецедентная ситуация библейского истока в поэзии О.Чухонцева // Гуманитарные исследования. – 2009. – № 3. – Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2009. – С. 166-170.
8. Орлова, Н. М. Универсализм и смысловая динамика концептов библейского истока // Славянский альманах 2009. – М.: Индрик, 2010. – С. 369-379.
Монографии
9. Орлова, Н. М. Библейский текст как прецедентный феномен – Саратов: СГСЭУ, 2008. – 352 с.
10. Орлова, Н. М., Страхов, В. И. Текст. Общение: Труды психологической лаборатории. – Саратов: ИЦ «Наука», 2008. – 368 с.
Статьи и материалы конференций
11. Орлова, Н. М. Черепанов, М. В. О формировании концептов «свет» и «тьма» // Предложение и слово: межвуз. сб. научн. тр. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. – С. 551-563 (См. обзоры: Филологические науки. – 2003. – № 1. – С.117; Slavia Orientalis. – T.LII. – Nr 4. – 2003. – Str. 624).
12. Орлова, Н. М., Черепанов, М. В. Смысловая структура концептов «свет» и «тьма» и ее языковое выражение // Известия Саратовского университета. – 2003. – Т. 3. – Вып. 2. – С. 116-125.
13. Орлова, Н. М. Концепты «свет» и «тьма» в языковой картине мира // Вопросы лингвистики и лингводидактики. – Познань: Ун-т Адама Мицкевича, 2003. – С. 79-86.
14. Орлова, Н. М. Образы света и тьмы в словаре Срезневского: анализ поэтического текста на уроке // Материалы XIII Страховских чтений. – Саратов: СГУ, 2004. – С. 261-268.
15. Орлова, Н. М. «Свет» и «тьма» как фактор концептуализации социальной действительности // Русский язык: исторические судьбы и современность: II Межд. конгресс исследователей русского языка. 18-21 марта 2004 г. – М.: МГУ, 2004. – С. 134-135.
16. Орлова, Н. М. Языковое выражение смысловой структуры концепта «заблуждение» // Предложение и Слово. – Саратов, 2006. – C. 380-385. (см. обзор: Филологические науки. – 2006 – №2. – С.123) .
17. Орлова, Н. М. Текстообразующая роль прецедентных феноменов Библейского истока // III Международные Бодуэновские чтения: труды и материалы. – Казань, 2006. – С. 105-107.
18. Орлова, Н. М. Текстообразующая функция библейского концепта // Материалы XV Страховских чтений. – Саратов, 2006. – С. 332-348.
19. Орлова, Н. М. Прецедентность библейского текста (на материале Книги пророка Ионы) // Педагогические технологии в вузе и школе. – Вып. 4. – Саратов: Научная книга, 2006 – С. 412-426.
20. Орлова, Н. М., Новгородов, Е. Н. Перевод Библии на монгольские и якутский языки: материалы к курсу «Основы православной культуры» // Педагогические технологии в вузе и школе. – Вып. 4. – Саратов: Научная книга, 2006 – С. 408-412.
21. Орлова, Н. М. «Где горит без пламени Содом»: библейский текст как прецедентный феномен // Русский язык: исторические судьбы и современность: III Межд. конгресс исследователей русского языка. – М.: МАКС Пресс, 2007. – С. 402-403 (См. обзор: Филологические науки. – 2007. – № 5. – С. 121).
22. Орлова, Н. М. Книга Пророка Ионы как прецедентный текст // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. – С. 775-779.
23. Орлова, Н. М. Текстообразующая функция библейского концепта: статья вторая // Материалы XVI Страховских чтений. – Саратов, 2007. – С. 325-339.
24. Орлова, Н. М. Текстообразование мемуарного дискурса: текстообразующие концепты «свет» и «тьма» // Вопросы социальной психологии. – Вып. № 3 (8). – Саратов: ИЦ «Наука», 2007. – С. 301-310.
25. Орлова, Н. М. Ситуация «Авраам и Исаак» и ее ключевой концепт в русской филологической традиции // Русское слово, высказывание, текст: рациональное, эмоциональное, экспрессивное: межвуз. cб. научн. тр. – М.: МГОУ, 2007. – С. 208-213.
26. Орлова, Н. М. Концепты «свет» и «тьма» как фактор организации подцензурного мемуарного дискурса // Цензура как социокультурный феномен. – Саратов: «Новый ветер», 2007. – С. 230-238.
27. Орлова, Н. М. Прецедентный текст в обучении языку // Исследование художественного образа в парадигме восприятия носителями русской и монгольской культуры: доклады Междунар. научн. конф. – Улан-Батор, 2007. – С. 50-56.
28. Орлова, Н. М., Орлов, М. Ю. Библейский прецедентный текст как лингвистическая универсалия // Актуальные проблемы теории и практики обучения иностранных учащихся в российских вузах: материалы Межд. научно-практ. конф. (Тула, 10-12 октября 2007 г.) – Тула: ТГПУ им. Толстого, 2007. – С. 96-100.
29. Орлова, Н. М. Смысловая структура концепта «Рай/Эдем» и «Земной рай» Н.Г.Чернышевского // Н.Г.Чернышевский. Статьи, исследования и материалы. – Вып. 16.– Саратов: ИЦ «Наука», 2007. – С. 151-155.
30. Орлова, Н. М. Филологический комментарий библейских текстов // Язык образования и образование языка: материалы V Всероссийской научной конференции «Слово русской культуры в мире», посвященной 950-летию Остромирова Евангелия. – НовГУ им Ярослава Мудрого. – Вып.8. – Великий Новгород, 2007. – С. 76-78.
31. Орлова, Н. М. Тематические группы библейской лексики // Вопросы социальной психологии. – Вып. 4(9): сб. науч. тр. – Саратов: ИЦ «Наука», 2008. – С. 329-337.
32. Орлова, Н. М. «Лучшая в мире собирательница колосьев»: Библия и художественный текст // Предложение и слово: межвуз сб. научн. тр. – Саратов: ИЦ «Наука», 2008. – С. 231-236 (См. обзор: Актуальные вопросы русской словесности. – М., 2009. – С.471).
33. Орлова, Н. М. «Неопалимой купины пятериковые ожоги»: прецедентная значимость библейского концепта // Язык и мышление: психологические и лингвистические аспекты: материалы VIII Межд. научн. конф. – М; Ульяновск: Ин-т языкознания РАН; Ульяновск. гос. ун-т, 2008. – С. 150-151.
34.Орлова, Н. М., Орлов, М. Ю. Роль прецедентного текста в реализации текстообразующей иронии // Материалы XVII Страховских чтений. – Саратов: ИЦ «Наука», 2008. – С. 200-206.
35. Орлова, Н. М. Прецедентная ситуация ветхозаветного истока в пространстве текста // Международный конгресс по когнитивной лингвистике: сб. материалов. – Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Державина, 2008. – С. 126-128.
36. Орлова, Н. М. Роль библейского текста в освоении монголами русской художественной картины мира // Россия и Монголия: взаимосвязь языков и культуры. – Улан-Батор, 2008. – С. 84-92.
37. Орлова, Н. М. Концепты библейского истока в славянской и мировой культуре // Славянские языки и культуры в современном мире: междунар. научн. симпозиум: Труды и материалы. – М.: МАКС Пресс, 2009. – С. 281.
38. Орлова, Н. М. Принципы составления тематического словаря библейской лексики // Взаимодействие лексики и грамматики в русском языке: проблемы, итоги и перспективы: сб. мат-лов Всерос. науч. конф. – Тамбов: Изд. дом ТГУ, 2009. – С. 240-244.
39. Орлова, Н. М. Библейский сюжет как генератор прецедентности // Русский язык: исторические судьбы и современность: IV Межд. конгресс исследователей русского языка. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. – С. 133-134.
40. Орлова, Н.М. Структурно-семантические параметры номинантов библейских концептов // Вопросы социальной психологии. – Вып. 6 (11). – Саратов: ИЦ Наука, 2010. – С.123-135.
Учебное пособие
41. Орлова, Н. М., Черепанов, М. В. Книга книг: филологический комментарий библейских текстов. – Саратов: Научная книга, 2006. – 380 с.