Научная тема: «АРАБСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ: ЭВОЛЮЦИЯ И ВЛИЯНИЕ НА ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»
Специальность: 10.01.10
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Предпринятый автором анализ отечественной и европейской научной литературы и публицистики позволяет утверждать, что рост численности мусульманского населения Западной Европы, которое формировалось в течение длительного времени как результат колониальной политики западных держав, пытавшихся когда-то решить свои внутренние проблемы с помощью иммигрантов, научно квалифицировать исламизацией не корректно.
  2. Арабская публицистика начала формироваться еще в доисламские времена, а не в начале XIX в., как это принято в арабистике. В течение долгого времени (вплоть до начала XIX в.) арабская публицистика была неотъемлемой частью средневековой литературы и развивалась в ее русле; публицистические взгляды средневековых поэтов, писателей и ученых можно было обнаружить во многих произведениях. Своеобразием арабской литературы в целом (и особенно раннесредневековой) является ее ярко выраженная политическая направленность, поскольку литература на арабском Востоке всегда выполняла и продолжает выполнять особую социальную функцию культурной консолидации в контексте этноконфессиональных отношений.
  3. Первые эмигрантские периодические издания XIX в., печатавшиеся только на арабском языке, были главным образом адресованы ближневосточной аудитории и преследовали цель стимулировать общественное сознание, направить массы на борьбу с метрополиями (Европа для издателей-эмигрантов была лишь убежищем от домашней цензуры и гнева местных правителей). Часть эмигрантских периодических изданий первой половины ХХ в. выходила не только на арабском, но и на западноевропейских языках и предназначалась для жителей арабского Востока и Западной Европы - как арабов, так и коренных европейцев, которым арабская пресса пыталась в доступной форме разъяснить, что происходит на арабском Востоке и какие цели преследует колониальная политика Запада. Современная журнально-газетная публицистика западноевропейских арабских авторов является полностью двуязычной и адресована жителям Западной Европы и тем, кто проживает на арабском Востоке, что свидетельствует о ее бинарной культурной интегрированности.
  4. Системный анализ современной арабской публицистики в Западной Европе показал, что концепции евроислама, содержащиеся в работах Тарика Рамадана и Бассама Тиби, являются искусственными и нежизнеспособными, так как новую религию невозможно представить мусульманам в виде некоего перечня установок и требований, которым они должны беспрекословно следовать. Поскольку концепции евроислама встречают в основном неодобрение как со стороны рядовых мусульман Европы и арабского Востока, так и со стороны ученых-исламоведов, можно сделать вывод о том, что в основном творчество Т. Рамадана и Б. Тиби не оказывает положительного воздействия на этноконфессиональные отношения.
  5. В организационной деятельности редакций арабских эмигрантских периодических изданий особенно ярко реализуется панарабизм - идея арабского единства, объединяющая представителей разных арабских стран (при этом вместе с арабами работают курды, персы и турки). Вместе с тем авторский состав всех редакций мультиконфессионален, состоит из мусульман, христиан, иудеев и друзов - представителей разных стран и континентов. Конфессиональные и национальные различия сотрудников газет и журналов совсем не препятствуют слаженной и качественной работе. Очень важно, что в содержательном отношении журнально-газетная арабская публицистика не придерживается в качестве руководящей идеи панисламизма, при том что большинство журналистов - мусульмане, а большинство владельцев периодических изданий - выходцы из Саудовской Аравии. Системный анализ содержания западноевропейской арабской журнально-газетной публицистики показал, что она положительно влияет на этноконфессиональные отношения.
  6. Современная западноевропейская арабская журнально-газетная публицистика является проводником демократических идей в регионе арабского Востока, что является продолжением традиции XIX в., поскольку авторы статей, публикуемых на страницах западноевропейской арабской прессы, имеют значительно бо́льшую свободу высказывания, чем их коллеги, работающие в арабских странах, потому что арабская пресса, издающаяся за рубежом, не подвергается цензуре, как на Ближнем Востоке.
  7. Перспективным примером поиска взаимопонимания между представителями разных конфессий являются межарабские электронные газеты, журналы и порталы, появившиеся в результате развития новых информационно-коммуникационных технологий и глобализации информационного пространства. В настоящее время роль электронных арабских СМИ существенно возросла, и именно они в ближайшее время станут одним из важнейших факторов социокультурного развития западноевропейских стран и арабского Востока. Характерной чертой всех арабских СМИ (печатных и электронных) является их стремление создать у арабов адекватные представления о западной культуре.
  8. Все арабские публицисты стараются обрести приемлемые способы для примирения интересов коренных европейцев и европейских мусульман, найти общие точки, способные послужить основой для формирования западноевропейской мультикультурной общности. Следует признать, что, хотя в каждой изученной автором публикации есть рациональные зерна, на сегодняшний день ни один из политиков, публицистов и ученых не готов предложить конкретную систему мероприятий, которая ликвидировала бы проблемы конфликтности этноконфессиональных отношений в Западной Европе.
  9. Предпринятый научный прогноз позволяет сделать вывод о том, что книжная арабская публицистика Западной Европы станет частью западноевропейской, так как будет издаваться только на западноевропейских языках, в то время как журнально-газетная арабская публицистика останется двуязычной (с аналоговой версией на западноевропейском языке). В перспективе в Западной Европе будет усиливаться роль журнально-газетной арабской публицистики. Более оперативная и более доступная (по сравнению с книжной) журнально-газетная публицистика уже сейчас является одним из важнейших регуляторов этноконфессиональных отношений. Основным центром западноевропейской арабской публицистики по-прежнему будет Великобритания, где сконцентрирована вся современная эмигрантская арабская пресса. И это не случайно: англо-саксонская правовая система, либерально-демократический режим и государственная политика в отношении иммигрантов-мусульман создали относительно благоприятные условия для активного функционирования здесь арабских СМИ, в том числе и электронных.
Список опубликованных работ
Монография

1.Садыхова А. А. Проблемы этноконфессиональных отношений в западноевропейской арабской публицистике. — СПб., 2009. — 12,5 п. л.

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК

2.Садыхова А. А. Евроислам: миф или реальность? // Управленческое консультирование. — 2010 — №1 – С. 90 – 98. — 0, 7 п. л.

3.Садыхова А. А. Трансформация значений терминов «исламизация» и «реисламизация» в контексте современных социально-политических процессов // Клио. Журнал для ученых. — 2010. – №1 (48). – С. 18 – 30. — 1, 25 п. л.

4.Садыхова А. А. Журнал «ат-Тасамух» как фактор укрепления культурной общности в разнообразии культур и мнений // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. — 2009. – Вып. 4. – С. 255 – 261. — 0, 5 п. л.

5.Садыхова А. А. Арабская пресса в Западной Европе: вторая половина ХХ – начало ХХI вв. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. — 2009. – Вып. 3. – С. 438 – 446. — 0, 7 п. л.

6.Садыхова А. А. Арабская пресса в Западной Европе: ХIХ в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. — 2009. – Вып. 1. Часть II. – С. 261 – 267. — 0,6 п. л.

7.Садыхова А. А. Исламизация Европы: история и современность // Личность. Культура. Общество. — 2009. – Т. ХI. Вып. 4. – № 51 – 52. – С. 438 – 445. — 0,6 п. л.

8.Садыхова А. А. Основные концепции и подходы к пониманию исламизации и реисламизации в зарубежной науке (обзор Интернет-ресурсов) // Личность. Культура. Общество. — 2009. – Т. ХI. Вып. 3. – № 50. – С. 362 – 369. — 0, 7 п. л.

9.Садыхова А. А. Становление арабской публицистики в Европе (ХIХ в.) // Личность. Культура. Общество. — 2009. – Т. ХI. Вып. 1 – № 46 – 47. – С. 402 – 408. — 0, 6 п. л.

10. Садыхова А. А. Из истории взаимовлияний западноевропейской и арабо-мусульманской культур // Личность. Культура. Общество. — 2008. – Т. Х., Вып. 5 – 6. – № 44 – 45. – С. 321 – 332. — 1,0 п. л.

11. Садыхова А. А. Тема любви в поэзии Антары // Восток (Oriens). — 1997. – №2. – С. 125 – 128. — 0, 6 п. л.

12. Садыхова А. А. В. А. Эберман и его работы о Ваддахе ал-Йемен // Восток (Oriens). — 1994. – №6. – С. 88 – 92. — 0, 4 п. л.

13. Садыхова А. А. Формирование сюжетно-композиционного канона в средневековых арабских повестях о влюбленных поэтах-бедуинах (VII – VIII вв.) // Восток (Oriens). — 1994 – №5. – С. 120 – 126. — 0, 7 п. л.

14. Sadykhova A. A Manuscript of “Tales of Some Lovers of the Past” in the Collection of the Oriental Faculty of the St.Petersburg University // Manuscripta Orientalia. International Jornal for Oriental Manuscript Research. Vol. 4. No 1. – St. Petersburg — Helsinki, 1998. – Р. 9 – 16. — 1, 25 п. л.

Статьи в научных журналах

15. Садыхова А. А. Европейский мультикультурализм: этапы взаимовлияния европейской и мусульманской культур // Клио. Журнал для ученых. — 2009. – № 1 (44). – С. 42 – 48. — 0, 75 п. л.

16. Садыхова А. А. Европейский мультикультурализм: этапы взаимовлияния европейской и мусульманской культур (окончание) // Клио. Журнал для ученых. — 2009. – № 2 (45). – С. 36 – 41. — 0, 6 п. л.

17. Садыхова А. А. Египет: феномен президентской власти // Клио. Журнал для ученых. — 2007. – № 1 (36). – С. 26 – 29. — 0, 7 п. л.

Статьи в сборниках материалов научных конференций

18. Садыхова А. А. Исламизация Европы: миф или реальность? // Культура и мир. Сборник статей по материалам международного научного форума 7 – 8 октября 2008 г. – СПб., 2009. – С. 456 – 461. — 0, 6 п. л.

19. Садыхова А. А. Европейский мультикультурализм: из истории взаимовлияний арабо-мусульманской и западноевропейской культур // Мировая политика и идейные парадигмы эпохи. Материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург, 20 марта 2008 г. – СПб., 2008. – С. 400 – 409. — 0, 75 п. л.

20. Садыхова А. А. Некоторые проблемы научного исламоведения в современной России // Ислам и политика на Северном Кавказе: история и современность. Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Карачаевск – Домбай, 21 – 23 сентября 2007 г. – Карачаевск: Изд-во КЧГУ, 2007. – С. 197 – 201. — 0, 6 п. л.

21. Садыхова А. А. Особенности института президента в странах Ближнего Востока // Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность. Материалы V международного научного форума. Т. 1. – СПб., 2007. – С. 166 – 170. — 0, 6 п. л.

22. Садыхова А. А. Принцип субсидиарности в идеологии «общеевропейского дома» // Государственная служба и общество. Сборник тезисов. – СПб, 2000. – С. 98 – 101. — 0, 5 п. л.

23. Садыхова А. А. Субсидиарность как один из основных принципов при построении «общеевропейского дома» // Материалы второй научно-практической конференции «Управление регионом: состояние и перспективы развития». – Тверь, 2000. – С. 47 – 50. — 0, 5 п. л.