Научная тема: «ТРАДИЦИИ АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА В ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИСКАНИЯХ РУССКОЙ ПРОЗЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ - НАЧАЛА ХХI ВВ.»
Специальность: 10.01.01
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Прозаическое наследие А. Платонова было «востребовано» отечественной художественной культурой в эпоху быстрой смены социальных, нравственных и эстетических ориентиров и может рассматриваться как предмет историко-литературной контекстуализации и типологизации.
  2. А. Платонов выработал художественно-философские установки в творческом диалоге с предшественниками и современниками. Образная система, художественные решения, сделанные Платоновым в области прозы, обнаруживают возможности их сопоставления в тех или иных аспектах с художественными произведениями отдельных авторов, являются одной из историко-литературных универсалий, важных для целого ряда писателей более позднего времени. Выявленные схождения формируют поля и векторы мощного платоновского влияния на важнейшие направления развития прозы второй половины XX - начала ХХI веков.
  3. Включение произведений А. Платонова, как и произведений М. Шолохова, А. Солженицына, А. Твардовского, В. Некрасова, Е. Носова, В. Белова, В. Шукшина, Ю. Казакова, Ю. Трифонова, В. Распутина, Л. Бородина, Б. Екимова, В. Маканина, В. Токаревой и др. писателей ХХ века, в «вертикальный контекст» художественного универсума с использованием «онтологического» подхода, определяет «лицо» русской литературы XX - начала ХХI вв., позволяет из частных наблюдений выйти на новый концептуальный уровень осмысления плодотворности гуманистической тенденции в русской литературе как ее этической и философской направленности, определяет «всеобщность» этого свойства.
  4. Творчество Ю. Казакова и А. Платонова объединяют схожие установки на философское осмысление жизни, доминантные идеи общности людей и цельности мира, типологически близки важнейшие концепты писателей. Созданный Казаковым художественный мир проникнут платоновскими мотивами «тревоги бедных деревень», «житейской нужды». Историко-генетическое рассмотрение прозы Платонова и Казакова позволяет говорить о диалоге творческих сознаний в постановке и разрешении проблемы дома, семьи, человеческой сущности. В лирической прозе Казакова важна символика образа-понятия «музыка», являющегося устойчивой опорой в художественно-философской системе Платонова. Ситуация общения с музыкой в творчестве писателей является средством характеристики поэтически настроенных героев, вносит в произведения писателей романтическое начало.
  5. Глубокий интерес к потаенным сторонам народной жизни, народный взгляд на мир и на человека, предметно-изобразительное начало, использование традиций сказа, притчи, сближают творчество А. Платонова и В. Белова. Эпическая полнота и достоверность изображения в прозе Белова соединяются с психологически убедительным исследованием внутренней жизни человека. В сохранении семьи, народного лада В. Белов, как и А. Платонов, как и В. Распутин, В. Шукшин, Л. Бородин видит истоки жизнестойкости народа, в семье его герои будут черпать силы, помогающие жить в гармонии с природой, «согласно сердцу». Образный афористический язык передает особенности национального характера, отторжение всего, что разрушает крестьянский лад.
  6. «Вдумывание в жизнь», стремление разгадать ее тайну, неприятие насаждаемых стандартов - характерная черта «чудиков» В. Шукшина и «чудаков» А. Платонова. Сходной является оценка полярных сторон русского характера, двуединства человеческой души, в поисках истины обнаруживающей свою сокровенность. Писатели испытывают героев определяющим нравственным законом - отношением к детям, к старикам, к моральной категории памяти, земле, и, наконец, к смерти и бессмертию. В ряде рассказов Шукшина более жестко, чем у Платонова, акцентируется трагически мучительное осознание смерти героем. Осознав непреложность смерти, герой Шукшина решает этическую задачу - как прожить жизнь на земле; у героев Платонова неоднозначное отношение к «интересу смерти», несущее, в основном, онтологическую направленность. В прозе обоих писателей наблюдается соединение эпической по масштабу мысли с жанровой формой рассказа.
  7. Типологические связи прозы Ю. Трифонова и А. Платонова обнаруживаются в подходе к герою. Для его верной трактовки должны быть учтены положения пассионарной теории этногенеза Л.Н. Гумилева, идеи бессмертия и воскрешения, рассматриваемые в «Философии общего дела» Н. Федорова. Платоновская установка на философское осмысление бытия, поиск ответов на «главные» вопросы: памяти, человеческого предназначения, связи человека с родом, семьей, с человечеством - найдут дальнейшую разработку в исследовании нравственного мира людей в «московских» повестях Трифонова. Трифоновская концепция человека, призванного укреплять духовные связи между людьми совпадает с платоновской: «свет жизни» (Платонов), «нить, проходящая сквозь поколения» (Трифонов). Обнаруживается существенное различие в приемах психологического анализа у писателей. Платонов чаще прибегает к описанию внутреннего состояния героя, передавая его переживания через символическую пластику. Трифонов же обращается непосредственно к внутреннему монологу для передачи всех нюансов внутренней жизни.
  8. В описании самосознания героев В. Распутин, как и А. Платонов, прибегает к приемам метафизического опыта, полагаясь на сверхчувственные возможности личности. Система изобразительно-выразительных средств языка, введение в текст онирического пространства позволяют художникам не только вписать своих героев в жестокие условия действительности, но и сделать полем решения нравственно-философских проблем величественную картину мироздания. Традиционные платоновские мотивы «идеи жизни», «философии существования» творчески развиваются Распутиным в сходной системе мотивов «порядка внутри себя», определяют сюжетную основу произведений. С ними контрастирует мотив «постороннего прохожего», доминирующий в создании образов «врагов жизни». Проблему «отсутствия хозяина», «превращения городов и весей в свалку» писатели рассматривают с морально-этической точки зрения, предъявляя «спрос» к самому человеку. Образ ребенка символизирует жизнь, будущее, Россию, на которую посягают «архаровцы», «нелюди», «горлохваты», «идущие напролом». Сходными являются концепты писателей, фиксирующие ментальные сгустки культуры.
  9. Творческий диалог Л. Бородина с А. Платоновым проходит на фоне художественных достижений Ф.М. Достоевского, у которого писатели наследуют интерес к сложности и противоречивости человеческой натуры. Сближает писателей антиутопическая стратегия, стремление спасти сознание человека от поклонения ложным идеалам, интонационная сфера прозы, система тональностей, выраженная как процесс эстетического освоения мира. У писателей преобладает ориентация на архаический миф, на такие архетипические константы, как дом, дорога, вода, мать, ребенок, хлеб, земля, смерть, которые переплетены с библейскими мифами. Перекличка многих мотивов и стоящих за ними смыслов в прозе Бородина, как и в прозе Платонова, связана с образом дома. Дом в художественном сознании писателей - неустранимое бытийное начало, непререкаемая ценность, пространство, в котором осуществляется связь поколений, дом, как источник, питает высшие сферы жизни, любовь к Родине.
  10. Роман В. Березина «Свидетель» в соотнесении с повестью А. Платонова «Сокровенный человек», его статья «Счастье и страдание» о романе «Счастливая Москва» свидетельствуют об осознанном освоении современным писателем творческого наследия классика. В. Березин следует Платонову в главном: в отстаивании ценности человеческой жизни, говорит о ее хрупкости. Основные мотивы романа В. Березина соотносятся с ключевыми понятиями платоновской художественной методологии.
  11. Рассказ В. Шпакова «Железный Ренессанс» являет собой своеобразный опыт стилизации, травестирующий такие произведения Платонова, как «Котлован» и «Усомнившийся Макар». В рассказе «Железный Ренессанс», как и в «Котловане», происходит сопряжение социального сюжета с библейским мифом - строительство Вавилонской башни в «Котловане» и воскрешение умерших в «Железном Ренессансе», и - демифологизация мифов - «общепролетарский дом» в повести А. Платонова и новая мифология («стальная конница») в рассказе В. Шпакова.
  12. Принцип включения «платоновского» слова в текст романа В.Г. Сорокина «Голубое сало», в главе «Платонов-3. Предписание» определяется его пародийным использованием и имеет эпатажный характер. В. Сорокин обращается к ставшим привычными для постмодернизма, выдвинувшего концепцию деконструкции, приемам разрушения стиля. Стилизация ориентирована на ломку этики и эстетики гениального писателя. В. Сорокин демонстрирует антиплатоновскую линию, не столько пародируя, сколько демонтируя, переделывая повесть «Сокровенный человек» по типу римейка. Такая попытка развенчания оборачивается парадоксом, подтверждая звездный статус прозы А. Платонова. Функционирование художественных «конструктов» Платонова в снижено-деструктивном контексте современного постмодернизма свидетельствует об огромной роли наследия писателя в современном социокультурном пространстве.
Список опубликованных работ
I. Публикации в периодических научных изданиях, рекомендованных ВАК:

1.Серафимова, В.Д. Слово в художественном мире В. Распутина: статья // Русская речь. 2002. №6. С. 24-30. ( 0,4 п.л.)

2. Серафимова, В.Д. Метафорический язык произведений В. Маканина: статья // Русская речь. 2002. №2. С. 34-42. (0,4 п.л. )

3. Серафимова, В.Д. Поэтика повести Л. Бородина «Ловушка для Адама»: статья // Русская речь. 2005. № 5. С. 33-44. ( 0,7 п.л. ).

4. Серафимова, В.Д. Библейские мотивы и образы в творчестве М. Волошина, А. Платонова, Б. Пильняка: статья // Русская речь. 2006. №3. С.14-22. (0,5 п.л).

5. Серафимова, В.Д. Авторская идея в прозе В. Распутина и изобразительно-выразительные средства языка: статья // Русская словесность.– М., 2009. №1. С. 37-42. ( 0,4 п.л.)

6. Серафимова, В.Д. Проблемы нравственности и гуманизма в «женской прозе» (на материале отдельных произведений В. Токаревой): статья // Русский язык за рубежом. – М., 2009. №1. С. 101-105. ( 0,3 п.л )

7. Серафимова, В.Д. В поисках констант бытия. «Лаз», «Предтеча», «Отставший» В.Маканина, «Новые Робинзоны (Хроника конца ХХ века)» Л. Петрушевской: статья // Вестник МГОУ. Сер.«Русская филология».М.: Изд. МГОУ, 2009. №3. С. 158-164. ( 0,4 п.л.)

8. Серафимова, В.Д. «Сиротства человек не терпит…» Тема семьи, детства в прозе Андрея Платонова: статья // Русская речь. 2009. №2. С. 29-32 (0,3 п.л.)

9. Серафимова, В.Д. Исторические, фольклорные источники повести Л. Бородина «Царица смуты». Поэтика. Доминантные идеи: статья // Вестник МГОУ: Сер. «Русская филология». М.: Изд. МГОУ, 2009. №2. С.151-160 (0,56 п.л. )

10. Серафимова, В.Д. Пьесы А.П. Платонова в соотнесении с его прозой и в историко-литературном контексте (Н. Эрдман – «Самоубийца», К. Тренев – «Опыт», Л. Леонов – «Уход Хама» и др.): статья // Вестник МГОУ: Сер. «Русская филология». М.: Изд. МГОУ, 2010. №3. С. 141-148. (0,45 п.л.)

11. Серафимова, В.Д. «В самых адских котлах перебывал». Военная проза В. Некрасова: статья // Русская словесность, 2010. №3. С.33- 37 (0, 25 п.л. )

II. Монографии

12. Серафимова, В.Д. А. Платонов и философско-эстетические искания русской литературы 2-й половины ХХ века (В. Шукшин, В. Распутин, Л. Бородин): монография. М.: Прометей, 2006. 388 с. (24, 25 п.л.)

13. Серафимова, В.Д. «Серебряный век» русской поэзии: монография. – Тирасполь: Приднестровский гос. ун-т, 1997. – 76 с.; (5,5 п.л)

III . Учебники, учебные пособия:

14. Серафимова, В.Д. Русская литература (1-я половина ХХ века) / учебник-хрестоматия для старшеклассников М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 528 с. (33 п.л.)

15. Серафимова, В.Д. Русская литература ХХ в. (вторая половина): учеб. матер.: 10-11 классы: в 2 ч. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. (Переиздано учебное пособие в 2003. Ч. 1. 288 с. (17, 46 п.л.); Ч. 2.335 с. (20, 37 п.л.)

16. Серафимова, В.Д. Литература с основами литературоведения. Русская литература ХХ века: учеб. пособие для студентов факультетлв дефектологии педагогических вузов / А.А. Диарова , Е.В.Иванова, В.Д.Серафимова ; под ред. В.Д. Серафимовой. М.: Прометей, 2004. 284 с. (17, 75 п.л. ). Авт. вклад В.Д. Серафимовой – 6,5 п.л. Гриф УМО

17. Серафимова, В.Д. История русской литературы. ХХ век: В 2 ч.: учебник для студентов вузов / В.В. Агеносов {и др.}; под ред. В.В. Агеносова. М.: Дрофа. 2007. Ч.2. (34 п.л). Гриф Минобра. Авт. вклад В.Д. Серафимовой 2 п.л. СС. 448- 466.

18. Серафимова, В.Д. Литература с основами литературоведения. Русская литература ХХ века: учеб. пособие / А.А. Диарова, Е.В. Иванова, В.Д. Серафимова; под ред. В.Д. Серафимовой. М.: Изд. центр «Академия», 2007.– 304. (19,0 п.л.). Гриф УМО. Авт. вклад В.Д. Серафимовой – 6, 8 п. л.

19. Серафимова, В.Д. Русская литература первой половины ХХ века: учеб. минимум для абитуриентов. М.: Высш. шк., 2008. 431 с. (26,46 п.л.)

20. Серафимова, В.Д. Русская литература второй половины ХХ века: учебный минимум для абитуриентов. М.: Высш. шк, 2008. 639 с. (39,20 п. л.)

4. Учебно-методические пособия, программы, биографические словари:

21. Серафимова, В.Д. Андрей Платонов – журналист, литературный критик, прозаик, драматург: программа, материалы спецкурса. М.: МПГУ, 2007. – 75 с. (4 п. л. ).

22. Серафимова, В.Д. «Самоистребительная диалектика души». Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго»: пособие для студентов-филологов по материалам научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Б.Л. Пастернака, проведенной Домом советской науки и культуры в Чехословакии, в Праге; Институтом русского языка им. Пушкина 20 янв. 1990г. Алма-Ата: КазПТИ, 1991. 81 с. (В соавторстве). Авт. вклад В.Д. Серафимовой – 2,7 п.л.

23. Серафимова, В.Д. Художественный мир Андрея Платонова: учебно-методическое пособие для студентов-филологов. Тирасполь: ПГКУ, 1995. 95с. (6 п.л.).

24. Серафимова, В.Д. Практические материалы для подготовки к сочинениям, выпускным и вступительным экзаменам. Русские писатели ХХ и ХХ1 веков. М.: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, 2008. 478 с. (25,2 п.л.).

25. Серафимова, В.Д. Примерная программа дисциплины «История отечественной литературы» / А.А. Диарова, В.Д. Серафимова, Л.А. Трубина. М.: «Прометей» МПГУ, 2004. 16 с.(1 п.л. ). Гриф Минобра. Авт. вклад В.Д. Серафимовой 0,33 п.л.

26. Серафимова, В.Д. Примерная программа дисциплины «Литература с основами литературоведения» / В.М. Родионова, В.Д. Серафимова, Л.А. Трубина. М., 2004.31 с. (2 п.л.) Гриф Минобра. Авт. вклад В.Д. Серафимовой – 0,7 п.л.

27. Серафимова, В.Д. Примерная программа дисциплины «Литература с основами литературоведения» / В.М. Родионова, В.Д. Серафимова, Л.А. Трубина. М., 2004.31с. (2 п.л.) Авт. вклад Серафимовой 0,7 п.л.

28. Серафимова, В.Д. Русские писатели, ХХ век: биогр. слов.: А-Я / состав. И.О. Шайтанов. М.: Просвещение, 2009.623 с.; (45,46 п.л. ). Авт. вклад В.Д. Серафимовой 0,25 п.л.– С.290-292; 318-320.

V. Статьи в научных сборниках, энциклопедиях

29. Серафимова, В.Д. Концепция детства в творчестве А. Платонова // Литература в гуманитарных школах и классах: сб. науч. тр. / отв. ред. Э.И. Иванова. М., НИИ худож. воспитания. 1992. С. 115-133. (1,17 п.л. )

30. Серафимова, В.Д. Рассказы Андрея Платонова о детях // Словесник Молдовы: учеб.-метод. журнал Министерства народного образования Молдовы. – Кишинев, 1992. №4. – С. 44-47.( 0,20 п.л. )

31. Серафимова, В.Д. Образ музыки в романе Андрея Платонова «Счастливая Москва» // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества / ред.-сост. Н.В. Корниенко. М.:ИМЛИ, «Наследие». 1999. Вып.3. С. 273 – 276. (0,20 п.л. )

32. Серафимова, В.Д. А. Платонов, Е. Замятин: Нравственность и разум // Третьи платоновские чтения: тез. докл. междунар. науч. конф. / отв.ред. Е.Г. Мущенко. Т.А. Никонова. 24-26 сентября 1999 г. Воронеж, Воронежский государственный ун-т, 1999. С. 45-49. (0,25 п.л.)

33. Серафимова, В.Д. Современная русская литература в поисках смысла бытия: материалы юбилейной конференции профессорско-преподавательского состава, посвященной 70-летию Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко. Тирасполь: ПГУ. 2000. 295 с. Авт. вклад В.Д. Серафимовой 0,43 п.л. С. 47-54

34. Серафимова, В.Д. Художественный опыт Андрея Платонова в прозе Валентина Распутина // Вестник Приднестровского университета. Сер. Гуманитарные науки. Тирасполь: ПГУ.2001.С. 84-94. (0,63 п.л.)

35. Серафимова, В.Д. Натурфилософские идеи в творчестве А. Платонова, В. Хлебникова, Н. Заболоцкого // Проблемы эволюции русской литературы ХХ века. Пятые Шешуковские чтения: материалы межвуз. науч конф. М.: МПГУ, 2001. Вып. 7.С.183-191. (0,5п.л.)

36. Серафимова, В.Д. А. Платонов. В. Шукшин. Диалог творческих сознаний // Проблемы эволюции русской литературы ХХ века: материалы межвуз. науч. конф. / под ред. Л.А. Трубиной. М., 2002. Вып. 7. С. 125-135. (0,63 п.л. )

37. Серафимова, В.Д. Ребенок в художественном мире А. Платонова и В.Распутина // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества / ред.-сост. Н.В. Корниенко. М.: ИМЛИ РАН, 2003. Вып.5.С. 291-296. (0,45 п.л.)

38. Серафимова, В.Д. Роман «Чевенгур» А. Платонова и повести Л.Бородина // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества / отв. ред. Н.В.Корниенко; сост. Н.В. Корниенко и Е.А. Роженцева. М.: ИМЛИ РАН, 2005. Вып.6. С.131-136. (0,30 п.л. )

39. Серафимова, В.Д. Поэтика прозы В. Маканина // Проблемы эволюции русской литературы ХХ века: сборник научных статей, посвященных С.И. Шешукову / сост. и отв. ред. Л.А. Трубина. М.: Изд. МПГУ, 2003. Вып.8. С.169-183. (1,3 п.л.)

40. Серафимова, В.Д. Этика любви и ответственности в прозе А. Платонова и А. де Сент-Экзюпери в исследовании темы детства // Мировая словесность для детей и юношества / науч. ред. И.Г. Минералова. М., 2003. Вып. 8. С.246-253. (0,43 п.л. )

41. Серафимова, В.Д. Поэтика прозы Л. Бородина. Проблемы человеческого сознания // Русская литература ХХ века. Типологические аспекты изучения: сборник научных статей, посвященных 90-летию профессора С.И. Шешукова / отв. ред. Л.А. Трубина. М., 2004. Вып. 9. С.472- 483. (0,68 п.л. )

42. Серафимова, В.Д. Михаил Шолохов // Универсальная энциклопедия школьника. Гуманитарные науки // Гл. ред. и сост. А.П. Горкин.– М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005. С. 373. (0, 06 п.л. ).

43. Серафимова, В.Д. Библейские мотивы и образы в русской литературе 20-х-30-х годов ХХ века // Третьи Пасхальные чтения. Гуманитарные науки и православная культура: материалы 3-й науч.-метод. конф., состоявшейся в МПГУ 4-5 мая 2005 г. / науч. ред. И.Г.Минералова. М., 2005. С. 197- 205. ( 0,5 п.л.).

44. Серафимова, В.Д. Белов В.И. // Литература и язык: энциклопедия / гл. ред. и автор проекта А.П. Горкин; науч. ред: П.А. Николаев, М.В. Строганов. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. 584 с. Авт. вклад В.Д. Серафимовой.С. 53 - 54. (0, 12 п.л. )

45. Серафимова, В.Д. Абрамов Ф.А. // Литература и язык: энциклопедия. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.С.8. (0,06 п.л. ).

46. Серафимова, В.Д. Бородин Л.И. // Литература и язык: энциклопедия. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.С. 69,70. (0, 12 п.л. )

47. Серафимова, В.Д. Платонов А.П. // Литература и язык: энциклопедия. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. С. 367 - 368. (0, 12 п.л. ).

48. Серафимова, В.Д. Распутин В.Г. // Литература и язык: энциклопедия. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. С. 394- 395. (0, 12 п.л. )

49. Серафимова, В.Д. Носов Е.И. //Литература и язык: энциклопедия. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.С. 329. (0, 06 п.л.)

50. Серафимова, В.Д. Кондратьев В.Л. //Литература и язык: энциклопедия. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. С. 240- 241. (0, 12 п.л.)

51. Серафимова, В.Д. Екимов Б.П. //Литература и язык: энциклопедия. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.С. 329. (0, 06 п.л.)

52. Серафимова, В.Д. Маканин В.С. //Литература и язык: энциклопедия. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. С. 282. (0, 06 п. л.)

53. Серафимова, В.Д. Казакевич Э.Г. //Литература и язык: энциклопедия. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. С. 217. (0,06 п.л.).

54. Серафимова, В.Д. Эренбург И.Г. //Литература и язык: энциклопедия. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. (Современная иллюстрированная энциклопедия). – С. 560- 561. (0, 12 п.л.)

55. Серафимова, В.Д. Некрасов В.П.//Литература и язык: энциклопедия. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. С. 323. (0,12 п.л. )

56. Серафимова, В.Д. Быков В.В. // Литература и язык: энциклопедия. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. С. 80. (0, 06 п.л.)

57. Серафимова, В.Д. Бакланов Г.Я. // Литература и язык: энциклопедия. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. С. 44. (0, 06 п.л.)

58. Серафимова, В.Д. Васильев Б.Л. // Литература и язык: энциклопедия. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. С. 86. (0, 06 п.л.)

59. Серафимова, В.Д. Шолохов М.А. //Литература и язык: энциклопедия. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. (Современная иллюстрированная энциклопедия). – С. 545- 546. (0, 12 п.л. )

60. Серафимова, В.Д. Шукшин В.М. // Литература и язык: энциклопедия. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. С. 547- 548. (0, 3 п.л. )

61. Серафимова, В.Д. Петрушевская Л.С. //Литература и язык: энциклопедия. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. С. 361. (0, 12 п.л. )

62. Серафимова, В.Д. Поляков Ю.М. // Литература и язык: энциклопедия. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. С. 373. (0, 06 п.л. )

63. Серафимова, В.Д. Соколов Саша (полное имя Александр Всеволодович) //Литература и язык: энциклопедия.М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. С. 449. (0,06 п.л.)

64. Серафимова, В.Д. Пришвин М.М. //Литература и язык: энциклопедия. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. (Современная иллюстрированная энциклопедия). – С. 380 - 381. (0, 06 п.л. )

65. Серафимова, В.Д. Трифонов Ю.В. //Литература и язык: энциклопедия. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. С. 484. (0, 06 п.л. )

66. Серафимова, В.Д. Токарева В.С. //Литература и язык: энциклопедия.М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. С. 476. (0, 12 п.л. )

67. Серафимова, В.Д. Эрдман Н.Р.//Литература и язык: энциклопедия. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. С. 559 - 560 (0, 3 п.л. )

68. Серафимова, В.Д. Пелевин В.О. //Литература и язык: энциклопедия. –М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. С. 354. (0, 12 п.л.)

69. Серафимова, В.Д. Эмигрантская литература //Литература и язык: Энциклопедия. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. С. 554 - 555. (0, 3 п.л.)

70. Серафимова, В.Д. Марина Мнишек. Документальная, фольклорная, литературная основа повести Л. Бородина «Царица смуты» // Историософия в русской литературе ХХ и ХХI веков: традиции и новый взгляд: материалы Х1 Шешуковских чтений / под ред. Трубиной Л.А. М., 2007. С. 168-176. (0,5 п.л.)

71. Серафимова, В.Д. Постплатоновское пространство русской литературы: роман В. Березина «Свидетель» (к 80-летию издания повести «Сокровенный человек») // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. Филологические науки / гл. редактор Ю.Г. Круглов. М., 2008. №1. С. 34-43. (0,5 п.л. )

72. Серафимова, В.Д. Философско-эстетическая позиция А. Платонова в литературно-критических статьях и на страницах прозы в освещении темы любви. Статья // История русской литературы ХХ-ХХ1 веков в литературоведении, критике и журналистике: материалы 13-х Шешуковских чтений / под ред. Л.А. Трубиной. М.: МПГУ, 2008. С. 143-152 .(0,7 п.л. ).

73. Серафимова, В.Д. Распутин В.Г. // Русская литература: научно-популярное издание для детей. / сост.С.И. Панов. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. С. 332- 333. ( 0, 12 п.л. ).

74. Серафимова, В.Д. А. Платонов и Ю. Трифонов. Проблемы выбора и памяти // История русской литературы ХХ-ХХI вв. в литературоведении, критике и журналистике: материалы 14-х Шешуковских чтений / Под ред. Л.А. Трубиной. М., 2008. С.110-115. (0,4 п.л.).

75. Серафимова, В.Д. «Я продолжаю верить в Россию». Доминантные идеи публицистики, прозы В. Распутина // Литературы народов России в социокультурном и эстетическом контексте: материалы 14 Шешуковских чтений. 2-3 февраля 2009 г. / Под ред. Л.А. Трубиной; М.: Интеллект – Центр, 2010. С. 270-278. (0,8 п.л.).