Научная тема: «ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЭЗИИ И ПРОЗЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА»
Специальность: 10.01.01
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Представленная в работе целостная парадигма значений поэзии и прозы, сложившаяся в русской эстетической и литературно-критической практике XVIII - первой трети XIX веков, рассматривается как многоуровневая система. Основу этой системы составляет понимание поэзии и прозы как двух типов художественного мышления, двух типов речевой организации и разнообразных жанрово-стилевых форм их проявления.
  2. Процессы взаимодействия поэзии и прозы в творчестве Жуковского рассматриваются как характерное явление романтического миромоделирования. Метатекстовая интеграция поэзии и прозы в «Вестнике Европы» (1808-1810), различные типы интертекстуальных связей в сборнике «Баллады и повести» (1831) отражают разные этапы творческой эволюции поэта от лирики к эпосу, раскрывают новые грани в его эстетике жизнетворчества и эстетике «невыразимого», передают особенности авторской литературной и биографической мифологии, имеющей выраженные апокалипсические («наполеоновский» и «александровский» мифы) и сотериологические черты (миф о поэте).
  3. Художественные тропы в романтической литературе воспроизводят основные принципы текстопорождения. Разные типы взаимодействия поэзии и прозы оформляются по принципу метафоры (межтекстовая интереференция, межтекстовый параллелизм), метонимии (гипертекстовые и паратекстовые связи), синекдохи (претекстовые и метатекстовые отношения).
  4. Явление межтекстовой интерференции свидетельствует о значимости первичных текстов («Наталья, боярская дочь» Карамзина, «Марьина роща» Жуковского) и об их способности продуцировать вторичные тексты («Наталья, боярская дочь», «Марьина роща» Мещевского), включая стихотворные переложения прозы, различные переделки, пародии.
  5. Своеобразие романа Пушкина «Евгений Онегин» видится в одновременном использовании поэтических и прозаических способов моделирования художественной реальности. Эстетика стиха, звучащего слова преображается искусством сюжетного повествования о жизни героев и метатекстовыми включениями, предисловиями и примечаниями, раскрывающими процесс работы автора над произведением и объединяющими «роман героев», «роман автора» и философию жизнетворчества в нем.
  6. «Повести Белкина» Пушкина как особый тип прозиметрического текста хранят в себе эстетическую «память» о стихе, об основных жанрах и формах поэтического художественного мышления и раскрывают под новым углом зрения особенности их «двойного» авторства и процесс циклообразования, своеобразие их сюжетной, жанровой и нарративной поэтики. Восполнимость поэзии прозой и прозы поэзией в прозиметрических текстах позволяет осмыслить мирообраз повестей Пушкина через сопряжение философии судьбы с философией «поприща» героев, через актуализацию глубинного смысла самой жизни, изначальной причастности героев к ней и их открытостью по отношению к изменяющемуся миру, к суверенному «я» в себе и другом.
  7. Авторская модель взаимодействия поэзии и прозы в творчестве Лермонтова органично связана с поэтикой «неточного» стиля его ранней лирики и формирующейся эстетики «невыразимого», с особенностями прозиметрической структуры эпистолярия поэта, с преобладанием песенных и поэмных нарративов, с «песенным» изображением истории в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова» (1840).
  8. Поэтическая «составляющая» в романе Лермонтова «Герой нашего времени» формируется через повествовательный принцип «смены картин», автопсихологизм и автолейтмотивность, через ассимиляцию романом лирических (песня, пейзажная лирика) и лиро-эпических жанров (баллада, дума, поэма), использование исповедально-дневниковых нарративов. Особенности взаимодействия поэтической и прозаической картин мира в прозе поэта раскрываются через обращение к образу «героя времени», совмещение внешней и внутренней точек зрения в его описании, типологическое соответствие форм выражения авторского сознания в поэтическом сборнике «Стихотворения М. Лермонтова» (лирический герой, лирическое «я», лирический повествователь, герой ролевой лирики) многоликости образа Печорина и системе рассказчиков, использование поэтической (метафорической) и прозаической (метонимической) композиции.
  9. Поэтическое и прозаическое начало в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголя рассматриваются в качестве ведущих принципов повествования. Категории поэтического и прозаического в «Миргороде» и петербургских повестях становятся определяющими принципами мировидения автора, раскрывающими утраченное тождество между героем и миром и получающими воплощение через подчеркнутое несоответствие поэтического способа мышления писателя и прозаического способа организации словесного материала.
  10. Диалог поэзии и прозы в поэме Гоголя «Мертвые души» осмысляется через явление поэтической центрации. Эстетически оно связано с избыточной вненаходимостью автора по отношению к герою, что приводит к активизации авторского присутствия в тексте, повышении его ответственности за судьбу героя, а также раскрывает особенности мифологической, сюжетной, нарративной и жанровой поэтики этого произведения.
Список опубликованных работ
1.Поплавская И. А. Типы взаимодействия поэзии и прозы в русской литературе первой трети XIX века / И. А. Поплавская. – Томск : Изд-во Том. ун-та, 2010. – 380 с.

2.Поплавская И. А. Эволюция жанра послания в творчестве В. А. Жуковского // Художественное творчество и литературный процесс : сб. ст. – Томск , 1983. – Вып. 5. – С. 105 – 114.

3.Поплавская И. А. Жанр послания на страницах журнала «Вестник Европы» (1802 – 1815) // Проблемы литературных жанров : материалы IV науч. межвуз. конф. Томск, 28 сен.-1 окт. 1982 г. – Томск, 1983. – С. 174 – 176.

4.Поплавская И. А. Формирование теории жанра послания в русской эстетике и критике // Проблемы метода и жанра : сб. ст. – Томск, 1983. – Вып. 13. – С. 104 – 119.

5.Поплавская И. А. Послание в творчестве поэтов пушкинского круга // Проблемы литературных жанров : материалы V науч. межвуз. конф. Томск, 15-18 окт. 1985 г. – Томск , 1987. – С. 45 – 47.

6.Поплавская И. А. В. А. Жуковский и Сибирь / И. А. Поплавская, А. С. Янушкевич // Четвертые Алексеевские чтения : материалы науч. межвуз. конф., посвященные памяти акад. М. П. Алексеева и 70-летию Иркут. гос. ун-та. Иркутск, 3-5 окт. 1988 г. – Иркутск, 1988. – С. 19 – 20.

7.Поплавская И. А. Жанр послания в поэзии Баратынского // Проблемы взаимодействия метода, стиля и жанра в литературе : тез. докл. зональной науч. конф. Свердловск, 15-18 марта 1989 г. : в 2 ч. – Свердловск, 1989. – Ч. 1. – С.18 – 20.

8.Поплавская И. А. Жанр послания в творчестве любомудров (к проблеме поэтики романтизма) // Проблемы литературных жанров : материалы VI науч. межвуз. конф. Томск, 7-9 дек. 1988 г. – Томск , 1990. – С. 54 – 55.

9.Поплавская И. А. Эволюция литературной критики в журнале «Вестник Европы» (1802-1830) // Проблемы литературных жанров : материалы VII науч. межвуз. конф. Томск, 4-7 мая 1992 г. – Томск, 1992. – С. 10 – 11.

10.Поплавская И. А. Лицеисты пушкинского выпуска в Томске : (К проблеме формирования сибирской культуры в первой половине XIX века) (статья первая) // От Карамзина до Чехова : к 45-летию научно-педагог. деятельности Ф. З. Кануновой : сб. ст. – Томск, 1992. – С. 117 – 134.

11.Поплавская И. А. Лицеисты пушкинского выпуска в Томске (статья вторая) // Русские писатели в Томске. – Томск, 1996. – С. 30 – 38.

12.Поплавская И. А. Эстетика эпических жанров в русской философской критике 1820-х годов // Проблемы литературных жанров : материалы VIII науч. межвуз. конф. Томск, 17-19 окт. 1995 г. : в 2 ч. – Томск, 1996. – Ч. 1. – С. 64 – 66.

13.Поплавская И. А. Лицеисты пушкинского выпуска и Сибирь // Американские исследования в Сибири : материалы междунар. науч. конф. «Американский и сибирский фронтир : (фактор границы в американской и сибирской истории)» Томск, 4-6 окт. 1996 г. – Томск, 1997. – Вып. 2. – С. 208 – 219.

14.Поплавская И. А. Лицейское творчество А. С. Пушкина в аспекте мифопоэтики // Проблемы литературных жанров : материалы IX науч. конф., посвященной 120-летию со дня основания Том. гос. ун-та. Томск, 8-10 дек. 1998 г. : в 2 ч. – Томск, 1999. – Ч. 1. – С. 145 – 149.

15.Поплавская И. А. Первая монография о журнале Московского университета «Вестник Европы» / И. А. Поплавская, А. С. Янушкевич // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филол. – 1999. – № 6. – С. 128 – 130.

16.Поплавская И. А. Мотив покоя в раннем творчестве В. А. Жуковского // Вестн. Том. гос. ун-та. Сер. истор., филол., культуролог., психол. – 1999. – № 268. – С. 34 – 37.

17.Поплавская И. А. Мотив смерти-возрождения в творчестве В. А. Жуковского 1800-1820-х годов // Православие и Россия : канун третьего тысячелетия : материалы Духовно-исторических чтений. – Томск, 2000. – С.83 – 85.

18.Поплавская И. А. Американский сюжет в критике А. С. Пушкина // Американские исследования в Сибири : материалы Всерос. науч. конф. «Американский и сибирский фронтир». Томск, 6-8 февр. 2001 г. – Томск, 2001. – Вып. 5. – С. 194 – 199.

19.Поплавская И. А. О типологии хронотопа : (баллады В. А. Жуковского и «Повести Белкина» А. С. Пушкина) // Проблемы литературных жанров : материалы X междунар. науч. конф. Томск, 15-17 окт. 2001 г. : в 2 ч. – Томск , 2002. – Ч. 1. – С. 78- 82.

20.Поплавская И. А. Сюжет преображения в повести А. С. Пушкина «Метель» // Русская повесть как форма времени : сб. ст. – Томск, 2002. – С. 66 – 74.

21.Поплавская И. А. Сюжетная поэтика сибирских писем И. И. Пущина // Сибирский текст в русской культуре : к 400-летию Томска и 125-летию первого университета Сибири : сб. ст. – Томск, 2002. – С. 31 -37.

22.Поплавская И. А. Царскосельский лицей: две модели культурного строительства // Вестн. Том. гос. ун-та. Сер. философ., культурол., филол. – 2003. – № 277. – С. 99 – 102.

23.Поплавская И. А. Семантика огня в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» // Теоретические и прикладные аспекты филологии : сб. науч. тр., посвященных 10-летию каф. Русского языка и литературы Ин–та языковой коммуникации Том. политехн. ун–та. – Томск, 2004. – С. 269 – 272.

24.Поплавская И. А. Переводы В. А. Жуковского из Жанлис : к проблеме идентичности массовой литературы // Европейские исследования в Сибири : материалы Всерос. науч. конф. «Мир и общество в ситуации фронтира : проблемы идентичности». Томск, 14-16 апр. 2003 г. – Томск, 2004. – Вып. 4. – С. 64 – 72.

25.Поплавская И. А. М. Бахтин о соотношении поэзии и прозы в словесном художественном творчестве // Феномен русской классики: сб. ст. – Томск, 2004. – С. 33 – 39.

26.Поплавская И. А. Романтическая эстетика и поэтика как предмет рефлексии М. М. Бахтина // Вестн. Том. гос. ун-та. Сер. философ., культурол., филол. – 2004. – № 282. – С. 190 – 193.

27.Поплавская И. А. Мифопоэтика сюжета путешествия в раннем творчестве Н. В. Гоголя : («Ганц Кюхельгартен», «Вечера на хуторе близ Диканьки») // Святоотеческие традиции в русской литературе : материалы науч.-практ. конф. : в 2 ч. – Омск, 2005. – Ч. 2. – С. 108 – 116.

28.Поплавская И. А. Соотношение поэзии и прозы в творчестве Э. По // Американские исследования в Сибири : материалы Всерос. науч. конф. выпускников программы Фулбрайта «Американские идеи в гуманитарных исследованиях ученых Сибири». Томск, 12-14 окт. 2004 г. – Томск, 2005. – Вып. 8. – С. 108 – 116.

29.Поплавская И. А. «Наталья, боярская дочь» Н. М. Карамзина и А. И. Мещевского // Карамзин и время : сб. ст. – Томск, 2006. – С. 192 – 206.

30.Поплавская И. А. Эстетика и поэтика прозиметрического текста в письмах М. Ю. Лермонтова : к постановке проблемы // Вестн. Том. гос. ун-та. – 2006. – № 84. – С. 50 – 57.

31.Поплавская И. А. Взаимодействие поэтической и прозаической художественности в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова // Русская литература в современном культурном пространстве : материалы IV Междунар. науч. конф. Томск, 2-3 ноябр. 2006 г. : в 3 ч. – Томск, 2007. – Ч. 1. – С. 52 – 59.

32.Поплавская И. А. Взаимодействие поэтического и прозаического начал в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова» (1840) // Вестн. Том. гос. ун-та : общенаучный период. журн. – 2007. – № 297. – С. 17 – 24.

33.Поплавская И. А. «Марьина роща» В. А. Жуковского и А. И. Мещевского // Жуковский и время : сб. ст. – Томск, 2007. – С. 86 – 95.

34.Поплавская И. А. Взаимодействие поэзии и прозы как способ текстопорождения в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя // Гоголь и славянский мир (русская и украинская рецепции) : сб. ст. – Томск, 2007. – Вып. 1. – С. 47 – 58.

35.Поплавская И. А. Типы взаимодействия поэзии и прозы в журнале В. А. Жуковского «Вестник Европы» // Сиб. филол. журн. – 2008. – № 3. – С. 24 – 35.

36.Поплавская И. А. Взаимодействие поэтического и прозаического начал в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Сиб. филол. журн. – 2008. – № 4. – С. 29 – 39.

37.Поплавская И. А. Взаимодействие поэтического и прозаического начал в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя // Гоголь и славянский мир (русская и украинская рецепции) : сб. ст. – Томск, 2008. – Вып. 2. _ С. 85 – 102.

38.Поплавская И. А. Поэтические принципы в повествовательной структуре «Миргорода» // Гоголеведческие студии : сб. ст. – Нежин, 2008. – Вып. 17. – С. 42 – 54.

39.Поплавская И. А. Ганнибал Абрам // Энциклопедия Томской области : в 2 т. / редкол. Г. В. Майер [и др.]. – Томск, 2008-2009. – Т. 1. – С. 140 – 141.

40.Поплавская И. А. Диалог поэзии и прозы в сборнике В. А. Жуковского «Баллады и повести» (статья первая) // Вестн. Том. гос. ун-та. Сер. филол. – 2009. – № 2 (6). – С. 59 – 77.

41.Поплавская И. А. Диалог поэзии и прозы в сборнике В. А. Жуковского «Баллады и повести» (статья вторая) // Вестн. Том. гос. ун-та. Сер. филол. – 2009. – № 3 (7). – С. 76 – 83.