- Словообразовательный концепт - ментальная основа морфологического цельнооформленного и раздельнонаправленного деривата, гештальт как результат словообразовательной концептуализации, сложной семасио-ономасиологической процедуры, проводимой с учетом лингвокреативной интенции автора.
- Словообразование, доминирующее в немецкоязычной КМ, принимает активное участие в категоризации мира; его основная, специфическая, функция - субкатегоризация, дальнейшее членение категорий, выделенных на основе кластера универсальных признаков, вплоть до требующейся степени детализации.
- Мир может быть рассмотрен на материале словообразования немецкого языка с когнитивных позиций как цепочечная частеречная система, единая прототипическая мегакатегория, организованная по принципу убывания показателя временной стабильности. Ее соседствующие члены имеют черты фамильного сходства, совпадая по одним признакам и различаясь по другим, что обеспечивает благодаря гибкости и пластичности словообразования немецкого языка, субкатегоризующего мир, плавные переходы не только от одной части речи к другой, но и внутри каждой части речи. Такой подход позволяет представить три главные части речи как одно гармоничное целое, детально отражающее многообразие форм бытия.
- Когнитивный подход плодотворен при исследовании высокоэкономичной словообразовательной полисемии. Прямое значение форманта, употребленного в составе прототипического глагола действия или - чаще - движения поступательно развивается далее по принципу фамильного сходства соседствующих членов цепочки значений форманта в составе других глаголов.
1.Когнитивные аспекты словообразования (на материале немецкого языка). – М.: Ин-т языкознания РАН, 2005 – 248 с. (15,5 п.л.).
2.Морфологическая и семантическая деривация в когнитивном аспекте (на ма-териале немецкого языка). – Смоленск: Универсум, 2006. – 304 с. (19 п.л.).
3.Когнитивные аспекты словообразования (на материале немецкого языка). 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Ин-т языкознания РАН, 2007. – 244 с. (15,25 п.л.).
Публикации в ведущих научных рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК:
1.Словообразование сегодня: когнитивный подход (на материале немецкого языка) // Научная мысль Кавказа СКНЦ ВШ. Приложение № 11 (79), 2005. – Ростов – С. 136-148 (1,375 п.л.).
2.Субкатегоризация мира посредством словообразования // Научная мысль Кавказа СКНИ ВШ № 7, 2005. – Ростов – С.139-150 (0,875 п.л.).
3.Полисемия словообразовательного форманта: когнитивный аспект // Вопро-сы филологии № 6. – М.: Институт иностранных языков; Институт языкознания РАН, 2006. – С.113-119 (0,75 п.л.).
4.К вопросу о полисемии на морфемном уровне // Вопросы когнитивной лингвистики. – Тамбов, № 3 / 2008. – С. 106-113 (0,875 п.л.)
5.Когнитивная система представления мира (на материале словообразования немецкого языка) // Вопросы когнитивной лингвистики. – Тамбов, №1 / 2009. – С. 62-69 (0,875 п.л.)
6.Словообразование немецкого языка в когнитивном рассмотрении // Вестник ВятГУ. – Вятка, №4(2)/2008. – С.59-64 (0,375 п.л.).
7.Особенности словообразовательной концептуализации (на материале словообразования немецкого языка) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». №2 (36). – Волгоград, 2009. – С. 93-97 (0,5 п.л.).
8.Человеческий фактор в когнитивном словообразовании // Вестник универси-тета Российской академии образования. – М., 2009.– С.47-50 (0,5 п.л.).
Научные статьи в сборниках:
1.Однокорневые топикальные цепочки как средство тематической когерентности текста (на материале публицистических статей Й.Р. Бехера) // Взаимодействие грамматики и лексики на уровне предложения и текста: Сб. науч. тр. Вып. 191. – М.: Изд-во МГПИИЯ им. М. Тореза, 1982. – С. 201-215. (0,875 п.л.).
2.К вопросу о роли словообразовательных структур в организации микротекста (на материале немецкого языка). // Морфемика и словообразование. Межвузовский сборник. Вып. 2. – Л.: Изд-во ЛГУ им. А.А. Жданова, 1983. – С. 203-210. (0.5 п.л.).
3.Варьирующий повтор как средство тематической когерентности микротек-ста(на материале публицистических статей Й.Р. Бехера) // Взаимодействие грамматики и других аспектов языка: Сб. науч. тр. Вып. 225. – М.: Изд-во МГПИИЯ им. М. Тореза, 1983. – С.149-163. (0,875 п.л.).
4.Функционирование материально родственных субстантивных дериватов и композитов пропозитивной семантики в микротексте. Деп. ИНИОН АН СССР, 1984, №15529.– 24 с. (1,5 п.л.).
5.Субстантивные дериваты пропозитивной семантики и материально соотносимые с ними композиты в структурной организации текста // Грамматические структуры и их лексическое наполнение: Сб. науч. тр. Вып. 233. – М.: Изд-во МГПИИЯ им. М. Тореза, 1985. – С. 70-77. – 0,44 п.л.
6.Девербативы и деадъективы как средство выполнения коммуникативной функции субъекта в микротексте (на материале немецкого языка). Деп. ИНИОН АН СССР, 1987, № 28155.– 9 с.– 0,6 п.л.
7.Экспрессивный потенциал синтаксического словообразования // Экспрессивный синтаксис и анализ художественного текста: Сб. науч. тр. – Смоленск: Изд-во СГПИ, 1991. – С.24-29. (0,375 п.л.).
8.Семантическая структура субстантивных композитов пропозитивной семантики. // Разноуровневые характеристики лексических единиц: Сб. науч. тр. – Смоленск: Изд-во СГПИ, 1995. – С.15-18. (0,25 п.л.).
9.К вопросу о валентности глагола в современном немецком языке // Третьи Поливановские чтения: Сб. науч. тр. Ч. 1. Смоленск: Изд-во СГПИ, 1996. – С. 48-52. (0,3 п.л.).
10.Отглагольные субстантивные композиты как средство информационного обогащения текста // IV Кирилло-Мефодиевские чтения. Материалы межвузовской научной конференции. – Смоленск: Изд-во СГУ, 1998. – С.88-91. (0,25 п.л.).
11.Полипредикативизация высказывания как текстообразующий фактор // Российская цивилизация: истоки, сущность, трансформации. Материалы межвузовской научной конференции. – Смоленск: Изд-во СГУ, 1999. – С.52-56.(0,3 п.л.).
12.Словообразование на синтаксической основе // V Кирилло-Мефодиевские чтения. Материалы межвузовской научной конференции. – Смоленск: СГУ, 1999. – С.65-69. (0,3 п.л.).
13.Словообразовательная метафора как средство создания образности текста // Рито-рика – лингвистика: Сб. науч. статей. Смоленск: Изд-во СГПУ, 1999. – С 56-61. (0,4 п.л.).
14.Семантическая структура синтаксических дериватов (на материале современного немецкого языка) // Разноуровневые характеристики лексических единиц. Материалы межвузовской конференции. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 1999. – С. 83-88. (0,375 п.л.).
15.К вопросу о когнитологическом аспекте словообразования // Человек на рубеже тысячелетий (проблемы философского и научного познания). Материалы межвузовской научной конференции. – Смоленск: Изд-во СГУ, 2000. – С.17-21. (0,25 п.л.).
16.К вопросу о языковой экономии в организации текста // Пятые Поливановские чтения: Сборник статей. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2000. – С. 91-99. (0,6 п.л.).
17.Аранжировка пропозиционального содержания текста // Актуальные проблемы германистики. Материалы межвузовской научной конференции. Вып. 3. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2000. – С. 98-103. ( 0,4 п.л.).
18.К вопросу о когнитологическом аспекте высказывания // Актуальные проблемы современной филологии: Сборник науч. тр. – Смоленск: Изд-во СГУ, 2000. – С.23-28. (0,375 п.л.).
19.Когнитологические аспекты немецкого словообразования // Культура как текст. Материалы межвузовской научной конференции. – Смоленск: Изд-во СГУ, 2000. – С.10-17. (0,375 п.л.).
20.Лингвистические аспекты реализации когнитивных структур // Проблемы литературы, языка и перевода: Сб. науч. тр. – Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2001.– С.86-92. (0,44 п.л.).
21.Язык и картина мира // Актуальные проблемы германистики. Материалы межвузов-ской научной конференции. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2001. – С.16-22. (0,375 п.л.).
22.Лингвокреативный потенциал немецкого словообразования // Актуальные проблемы современной филологии: Сб. науч. тр. Вып.2. – Смоленск: Изд-во СГУ, 2001. – С.16-21.(0,375 п.л.).
23.Фрейм – пропозиция – предикация // Актуальные проблемы германистики и романистики. Материалы межвузовской научной конференции. Вып. 5 – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2001. – С.16-21.(0,375 п.л.).
24.Когниция и языковая картина мира // Актуальные проблемы германистики и романистики. Материалы международной научной конференции. Вып. 6. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2002. – С. 24-28. (0,3 п.л.).
25.К вопросу о когнитивной парадигме значения // Актуальные проблемы германистики и романистики. Материалы международной научной конференции. Вып. 6. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2002. – С. 121-125. (0,3 п.л.).
26.К вопросу о структуре языковой картины мира // Культура как текст. Материалы межвузовской научной конференции. Вып. 2.– Смоленск, 2002. – С.31-36. (0,375 п.л.).
27.Словообразовательный концепт как структура представления знания // Поливановские чтения. Материалы научной конференции. – Смоленск, 2003. – С.26-31. (0,375 п.л.).
28.Словообразовательный аспект когниции // Культура как текст. Материалы межвузовской научной конференции. Вып. 3. – Смоленск: Изд-во СГУ, 2003. – С.109-114. (0,375 п.л.).
29.К вопросу о некоторых особенностях немецкой концептосферы // Лексикология и стилистика: современные тенденции развития: Сб. науч. тр. к 70-летию В.С. Вашунина и В.А. Портянникова. – Нижний Новгород: Изд-во НГЛУ, 2004. – С.139-147. (0,6 п.л.).
30.Некоторые особенности немецкого словообразования в когнитивном аспекте // Университетский вестник. – Смоленск: Изд-во СГУ, 2004. – С. 3-10. (0,6 п.л.).
31.Quatschfritze und Quatschmeier (Болтун и пустомеля) // Актуальные проблемы германистики и романистики. Материалы межвузовской научной конференции. Вып.8. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. – С. 71-78. (0,5 п.л.).
32.Формирование языкового значения: когнитивный подход // Культура как текст: Сборник научных статей. Вып. 4. – Смоленск: Изд-во СГУ, 2004. – С. 3-10. (0,5 п.л.).
33.Словообразовательная полисемия прототипических глаголов // Культура как текст: Сборник научных статей. Вып 5. – М.; Смоленск, 2005. – С. 246-255. (0,625 п.л.).
34.Морфологическая деривация в когнитивном аспекте (на материале немецкого языка) // Культура как текст: Сборник научных статей. Вып. 6. – М.; Смоленск, 2006. – С.6-17. (0,6 п.л.).
35.Части речи как прототипическая кластерная категория // Университетский вестник. – Смоленск: Изд-во СГУ, 2006. – С. 3 - 14. (1 п.л.).
36.Когнитивные особенности морфологической деривации // «Культура как текст»: Сборник научных статей. Вып 7. – М.; Смоленск, 2007. – С. 3-12. (0,6 п.л.).
37.Когнитивный эскиз словообразования немецкого языка // Восьмые Поливановские чтения. Материалы научной конференции. Ч.1. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007. – С. 78-82. (0,7 п.л.).
38.Словообразование в языковой картине мира / Актуальные проблемы германистики и романистики, Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007. – С. 105-112. (0,6 п.л.).
39.Субкатегоризация мира как функция словообразования // Ethnohermeneutik und kognitive Linguistik. Landau: Verlag Empirische Paedagogik, 2007. – С. 540-550. (0,7п.л.).
Субкатегоризация мира как функция словообразования // Этногерменевтика
и когнитивная лингвистика. Ландау: Эмпирическая педагогика, 2007. – С.
540-550. (0,7п.л.).
40.Особенности словообразовательной концептуализации // Актуальные проблемы современного словообразования. Выпуск 2. – Кемерово: Изд-во КемГУ, 2008. – С. 161-166. (0,7 п.л.).
41.Когнитивное словообразование сегодня: «высокая мода» или серьезная наука? // Проблемы лингвистики, перевода и межкультурной коммуникации: Сб. науч. трудов. Серия "Язык. Культура. Коммуникация". Вып.10. – Нижний Новгород: Изд-во НГЛУ, 2008. – С. 36-42. (0,5 п.л.).
42.Словообразовательная концептуализация // Культура как текст. «Культура как текст»: Сборник научных статей. Вып 8. – М.; Смоленск, 2008. – С.3-15. (0,75 п.л.).
43.Словообразовательная полисемия глаголов в когнитивном аспекте // Актуальные проблемы германистики и романистики. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2008. – С. 127-136. (0,5 п.л.).
44.Когнитивный диссонанс как переводческая проблема // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета. Вып. 4. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – Нижний Новгород: Изд-во НГЛУ, 2009. – С.72-78. (0,5 п.л.).
45.Словообразование немецкого языка в когнитивном аспекте // Культура как текст Сборник научных статей. Вып 9. – М.; Смоленск, 2009. – С.3-12. (0,625 п.л.).
46.«Язык – дом бытия» // Девятые Поливановские чтения. Сборник статей по материалам докладов и сообщений. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2009. – С. 46-50. (0,3 п.л.).
47.Лингвокреативные аспекты когнитивного словообразования // Изменяющаяся Россия и славянский мир: новое в концептуальных исследованиях. (Серия «Концептуальные исследования». Вып. 11). – Севастополь: Рибэст, 2009. – С.676-683. (0,7 п.л.).
Тезисы научных докладов
48.Словообразовательная метафора как средство создания образности текста. (на материале немецкого языка) // Риторика в свете современной лингвистики. Материалы межвузовской научной конференции.– Смоленск СГПУ, 1999.– С.17-18. (0,125 п.л.).
49.Deutsche Komposita als Uebersetzungsproblem // Fremdsprachenberufе in Russland: neue didaktische Ansaetze. Beitraege des 17. Germanistentreffens. Nishnij Nowgorod. DAAD/NGLU. 2000. – S. 14-15. (0,125 п.л.).
Немецкие сложные слова как переводческая проблема // Профессии, связан-ные с иностранными языками, в России: новое в дидактике. Тезисы докладов 17-й международной конференции, посвященной проблемам германистики. 2000. – С. 14-15.
50.Лингвокреативный аспект современной лингвистики // Проблемы литературы, языка и перевода: Сб. науч. тр. – Нижний Новгород: Изд-во НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2003. – С. 75-76. (0,125 п.л.).
51.Организация языковой картины мира (лексический, словообразовательный и грам-матический аспекты) // Германистика: состояние и перспективы развития. Тезисы докладов международной конференции, посвященной памяти профессора Ольги Ивановны Москальской. 2004. – М.: Изд-во МГЛУ, 2004. – С.113-115. (0,2 п.л.).
52.Концепт равен значению? // Лингвистика и лингвистическое образование в современном мире. Материалы Международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора В.Д. Аракина. – М.: Изд-во МПГУ, 2004.– С. 65-67. (0,2 п.л.).
53.Словообразовательный концепт как результат концептуальной интеграции // научно-практическая конференция. Материалы конференции. – Смоленск: Изд-во ВУ ВПВО РФ, 2004. – С. 9-11. (0,125 п.л.).
54.Субкатегоризация мира как специфическая функция словообразования // Международный конгресс по когнитивной лингвистике: Сборник материалов 8-10 октября 2008 года. – Тамбов, 2008. – С.403-405. (0,2 п.л.).
55.Элементарный фрейм как когнитивная модель значения // Язык и дискурс в статике и динамике: тезисы докл. Международной науч. конф. – Минск: Изд-во МГЛУ, 2008. – С. 137-138. (0,2 п.л.).
56.Агентивный концепт «Время» в немецкоязычной картине мира // Психолингвистика в XXI веке: результаты, проблемы, перспективы: тезисы докладов XVI Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. – М: Изд-во ИЯ РАН, 2009. – С. 198-199. (0,125 п.л.).