Научная тема: «ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ КОММУНИКАНТОВ В СИТУАЦИЯХ ПОВСЕДНЕВНОГО ОБЩЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА)»
Специальность: 10.02.04
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Дискурс повседневной коммуникации представляет собой процесс порождения речевого произведения с учетом прагматических, психологических, социальных факторов взаимодействия людей. Ситуации повседневного общения образуют более сложно структурированное пространство, нежели традиционное представление его как сферы разговорной, неофициальной коммуникации. Речевое поведение в ситуациях повседневного общения проявляется как в обиходно-бытовой, так и в офи-циально-институциональной коммуникации.
  2. Речевое поведение - это вербальная форма организации взаимодействия участников коммуникации. Оно регулируется как осознанными, так и неосознанными, скрытыми интенциями, имеющими неречевое происхождение. В интеракции адресант ставит своей целью как информирование адресата, так и оказание на него определенного воздействия. В лингвопрагматическом плане воздействие одного участника коммуникации на другого мотивируется неязыковыми факторами и преследует цель либо изменить, либо сохранить характер существующих межличностных отношений.
  3. Парадигму речевого поведения составляет лингвопрагматическая триада вежливости, фамильярности и агрессивности. Для асимметричной интеракции, а также в условиях разного социально-иерархи-ческого статуса характерно вежливое речевое поведение. Речевое взаимодействие на фоне равноправных отношений реализуется посредством фамильярного речевого поведения. Речевые поступки коммуниканта, нацеленные на причинение вреда своему собеседнику, образуют агрессивное речевое поведение.
  4. Модус речевого поведения представляет собой концептуальное образование в совокупности пресуппозиций, определяющих способ взаимодействия коммуникантов на фоне складывающихся дискурсивных условий. Модус речевого поведения является вербальной реализацией типических ситуаций коммуникативного взаимодействия людей. Выделяются модусы вежливого, фамильярного и агрессивного речевого поведения.
  5. К базовым составляющим модуса речевого поведения относятся:-мотивация, которая задает определенный вариант речевого поведения;-интенция, которая определяет тип поведения, связанного с соблюдением или нарушением адресантом имиджа адресата;-эмоции, которые специфицируют коннотативно-эффективные состояния коммуникантов;-социально-иерархические отношения, ограничивающие или неограничивающие речевые действия коммуникантов и обозначаемые нами как уплотненный и разреженный дискурсы;-индивидуальные особенности коммуникантов, которые связаны с типом личности собеседников и оказывают воздействие на ход коммуникации.
  6. Эпистемические языковые средства являются модальными модификаторами речевого поведения и представляют собой одно из наиболее эффективных средств маркирования определенного модуса речевого поведения или перехода из одного модуса в другой. Они могут сигнализировать либо об усилении, либо об ослаблении воздействующего эффекта говорящего, а также о намерении адресанта пойти на сближение с адресатом или на дистанцирование от него. Для выражения эпистемической модальности не существует специальных языковых средств. Попадая в парадигму взаимодействия коммуникантов, многие единицы языка способны производить переакцентуализацию значений для маркирования речевого поведения в определенном модусе. Наиболее частотными языковыми средствами, выступающими в роли модальных модификаторов в немецком языке, являются модальные наречия, частицы, модальные глаголы, конъюнктив, безличные конструкции, вводные предложения, средства выражения персональности и обращенности, метакоммуникативные средства, средства преувеличения а также различные паралингвистические средства: паузы, перебивания, мена коммуникативных ролей, темп речи, громкость голоса и др.
  7. Типы речевого поведения базируются на одном из следующих комплексов интенций адресанта, направленных:- на поддержание имеющегося характера отношений с адресатом;- дистанцирование от адресата;-усиление дистанцирования от адресата, обусловленное ходом протекания коммуникации;- сближение с адресатом;- усиление сближения с адресатом, обусловленное ходом протекания коммуникации.
  8. Различие типов речевого взаимодействия базируется на интенциях партнеров еще до начала интеракции. Характер хода интеракции в большей степени обусловливается начальной интенцией того собеседника, который открывает диалог или на невербальном уровне своими действиями дает понять адресату, что на этот раз возможны отклонения от устоявшейся нормы их речевого взаимодействия. Тип речевого поведения говорящего определяет соответствующий тип речевого реагирования слушающего.
  9. Выделяемые нами типы речевого поведения в ситуациях повседневного общения основываются на речевых стратегиях, которые подразделяются на две группы в зависимости от ролей участников коммуникации - адресанта или адресата. Адресант, являющийся инициатором речевого взаимодействия, использует стратегии сближения, дистанцирования или сохранения имеющегося характера отношений. Адресат прибегает к стратегиям принятия, игнорирования/пропуска интенций или противодействия интенциям адресанта. Соотношение интенций и стратегий адресанта и адресата позволяет определить 30 моделей речевого взаимодействия коммуникантов в модусах вежливого, фамильярного и агрессивного речевого поведения.
Список опубликованных работ
Монографии и учебные пособия:

1. Глушак В.М. Дискурсивная парадигма речевого поведения. Мо-нография. – Сургут: Изд-во СурГУ, 2006. – 167 с.

2. Глушак В.М. Речевое поведение коммуникантов в ситуациях по-вседневного общения. Монография. – Новосибирск: ЦРНС, 2009. – 165 с.

3. Глушак В.М. Речевое поведение: модальные модификаторы (учебно-методическое пособие). – Сургут: Изд-во СурГУ, 2009. – 72 с.

Статьи в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК Минобрнауки РФ:

4. Глушак В.М. Роль эмоций в структуре речеповеденческих моду-сов // Вестник Воронежского университета. Серия: Лингвистика и меж-культурная коммуникация. – 2006. – № 2. – С. 50–57 .

5. Глушак В.М. Модусы речевого поведения в немецком языке // Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика. – 2007. – № 1. – С. 10–18.

6. Глушак В.М. Языковое моделирование образцов речевого пове-дения // Вестник ТГУ. Серия: Гуманитарные науки. – 2007. – № 7 (51). – С. 35–42.

7. Глушак В.М. Парадигма речевого поведения немцев // Знание. Понимание. Умение. – 2007. – № 3.– С. 183–189.

8. Глушак В.М. Уплотненный vs. разряженный дискурс в парадиг-ме речевого поведения // Вестник МГЛУ. Грамматика в когнитивно-дис-курсивном аспекте. Серия: Лингвистика. – 2008. – Вып. 554. – С. 107–114.

9. Глушак В.М. Реализация речевой стратегии поддержания имею-щегося характера отношений коммуникантов // Вестник ТГУ. Серия: Гу-манитарные науки. – 2009. – № 1. – С. 60–66.

10. Глушак В.М. Имидженарушающее поведение в высокоэмоцио-нальной интеракции // Вестник МГЛУ. Язык в мире дискурсов. Человек и концептосферы. Вербализация в дискурсе. Серия: Языкознание.– 2009. – Вып. 560. – С. 78–87.

11. Глушак В.М. Эпистемическая функция частиц в организации речевого поведения // Вестник Поморского университета. Серия: Гумани-тарные и социальные науки. – 2009. – № 3. – С. 32–37.

12. Глушак В.М. Стратегии речевого поведения, направленные на сближение с партнером по коммуникации // Вестник ПГЛУ. – 2009. – № 2. – С. 69–73.

13. Глушак В.М. Функционирование парантетических конструк- ций в речевом поведении (на материале немецкого языка) // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2009. – № 4 (Том 1). – С. 78–89.

Статьи в прочих изданиях:

14. Глушак В.М. Агрессивные функции перебивания в молодежном дискурсе // Языковое общение и его единицы в лингвистических и линг-водидактических исследованиях: межвузовский сборник статей. – Сур-гут: Изд-во СурГУ, 2003. – С. 18–22.

15. Глушак В.М. Междометия и наречия в агрессивной коммуника-ции // Актуальные вопросы обучения иностранным языкам: опыт, страте-гии, перспективы: сборник докладов межвузовской научно-практической конференции. – Сургут: РИО СурГПИ, 2003. – С. 176–182.

16. Глушак В.М. Коммуникативно-прагматическая характеристика проклятий // Сборник научных трудов СурГУ. Вып. 15. Гуманитарные науки. Ч. III. Психология. Педагогика. Лингвистика. – Сургут: Изд-во СурГУ. – 2003. – С. 180–189.

17. Глушак В.М. Особенности ругательств в немецком молодеж-ном дискурсе // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматиче-ском и культурологическом аспектах: материалы II Международной научной конференции, Челябинск, 5–12.2003 г. – Челябинск: ЧГУ, 2003. – С. 221–223.

18. Глушак В.М. Realisierung der Diskursreferenten und Nicht-Diskursreferenten durch Adjektive // Изучение дискурса как когнитивно-прагматического феномена: межвузовский сборник научных статей. – Сургут: Изд-во СурГУ, 2004. – С. 23–32.

19. Глушак В.М. Роль междометий и частиц в выражении негатив-ных эмоций // Когнитивно-семантические исследования предложения и текста: межвузовский сборник научных трудов. – Пятигорск: ПГЛУ, 2004. – С. 27–33.

20. Глушак В.М. Речеповеденческий аспект проклятий в немецкой лингвокультурной общности // Известия УрГПУ. Лингвистика. Выпуск 16. – Екатеринбург: УрГПУ, 2005. – С. 139–144.

21. Глушак В.М., Гацко Е.А. Реализация форм комического в раз-личных речеповеденческих модусах // Когнитивно-коммуникативные категории: содержание и формы реализации: межвузовский сборник научных статей. – Сургут: Изд-во СурГУ, 2006. – С. 27–33.

22. Глушак В.М. Фактор экстраверсии / интроверсии в речевом поведении // Наука и инновации XXI века: материалы VII Окружной кон-ференции молодых ученых. Т. 2. – Сургут: Изд-во СурГУ, 2007. – С. 209–211.

23. Глушак В.М. Коммуникативные типы межличностного взаимо-действия // Сравнительно-историческое и типологическое изучение язы-ков и культур: сб. материалов международной научной конференции «XXV-е Дульзоновские чтения». – Томск: ТГПИ, Изд-во «Ветер», 2008. – С. 30–31.

24. Глушак В.М. Хеджинг как одно из составляющих эпистемиче-ской модальности // Язык и коммуникация в контексте культуры: матери-алы международной научно-практической конференции. – Рязань: РГУ, 2008. – С. 16–18.

25. Глушак В.М. Дискурсивная компетенция в вербальной агрес- сии // Материалы международной научно-практической конференции «Го-сударственная языковая политика: региональное развитие и сфера применения». – Павлодар: Изд-во Инновационного евразийского универ-ситета, 2008. – С. 47–50.

26. Глушак В.М. Индивидуальные особенности личности в речевом поведении // Языковые и лингводидактические аспекты различных сфер коммуникации: межвузовский сборник научных статей. – Сургут: Изд-во СурГУ, 2008. – С. 20–27.

27. Глушак В.М. Вставні конструкції як один із засобів маркування епістемічної модальності в мовній поведінці // Науковий вісник Чернівецького університету. Серія: Германська філологія. – Чернівці: ЧНУ, 2009. – С. 83–87.

28. Глушак В.М. Роль модальных глаголов в уверенном и неуве-ренном речевом поведении // Иностранные языки и литература в между-народном образовательном пространстве. – Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. – С. 182–185.

29. Глушак В.М. Коммуникативные модели дистанцирования гово-рящего со слушающим // Культура как текст: сборник научных статей. Выпуск IX-М. – Смоленск: ИЯ РАН, СГУ, 2009. – С. 306–311.

30. Глушак В.М. Конъюнктив и безличные конструкции как мо-дальные модификаторы речевого поведения // Система ценностей совре-менного общества: сборник мат-лов VI Всероссийской научно-практиче-ской конференции. – Новосибирск: ЦРНС, 2009. – С. 67–72.

31. Глушак В.М. Речевая стратегия игнорирования интенций адре-санта // Дискурс и коммуникация: лингвокультурологические и лингводи-дактические аспекты. – Сургут: Изд-во СурГУ, 2009. – С. 31–39.

32. Глушак В.М. Коммуникативные стратегии смены модуса рече-вого поведения // Активные процессы в различных типах дискурсов: функционирование единиц языка, социолекты, современные речевые жанры: материалы международной конференции 19-21.06.2009 г. – Москва-Ярославль: Ремдер, 2009. – С. 110–117.