Научная тема: «КОНСТАНТЫ ФОЛЬКЛОРНОГО СОЗНАНИЯ В УСТНОЙ НАРОДНОЙ ПРОЗЕ УРАЛА (XX – XXI ВВ.)»
Специальность: 10.01.09
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Полноценный анализ художественного содержания произведений фольклора предполагает учет отраженных в нем коллективных представлений, знаний и оценок реальной действительности, в связи чем необходимо введение в фольклористический оборот научной категории «фольклорное сознание». Под фольклорным сознанием предлагается понимать идеальный объект как совокупность (систему) представлений, образов, идей, получающих свою репрезентацию в произведениях фольклора. Фольклорное сознание выступает качественно особой духовной системой, которая живет относительно самостоятельной жизнью и которую невозможно анализировать изолированно от других явлений бытия носителей фольклора.
  2. Фольклорное сознание представляет собой многослойную, многоуровневую структуру. В нем отчетливо выделяются мифологический и исторический уровни, которые не изолированы друг от друга, а находятся в отношениях комплементарности, напряженного взаимодействия и взаимовлияния. Синтез этих двух уровней сознания создает у носителя фольклора стереоскопичность видения мира. Именно благодаря сложному переплетению исторического и мифологического возникает феномен народной истории: история в народном понимании предстает как совокупность имен и событий, образующих неоднородное, структурированное историческое пространство. Каждый элемент этого пространства выступает центром смыслового притяжения, объектом познания и эмоционально-эстетического переживания. Помимо мифологического и исторического уровней, в фольклорном сознании разных исторических эпох могут быть представлены и другие уровни, сформированные под влиянием иных типов сознания: религиозного, научного и практического (обыденного) сознания. Указанные разновидности сознания присутствуют внутри фольклорного фрагментарно и редуцированно, что подтверждает их репрезентация в прозаических текстах.
  3. Фольклорное сознание получает свое реальное воплощение в фольклоре, поэтому его реконструкция осуществляется через анализ и осмысление фольклорных текстов. Фольклорное сознание представляет собой обобщение, «укрупнение» и упорядочение тех концептов, которые реализованы в фольклорных текстах. Поскольку фольклор является специфической художественно-образной сферой человеческой деятельности, особой формой художественного освоения действительности, фольклорное сознание имеет образную природу. Вокруг образов, составляющих основное содержание фольклорного сознания, группируются мотивы, стереотипы, представления. Фольклорный образ не только отражает, но и обобщает действительность и является результатом ее идеализации.
  4. Взгляд на фольклор через категорию фольклорного сознания позволяет увидеть его системообразующие основания в пределах отдельных национальных разновидностей. В русском фольклоре эти основания предстают в виде пяти констант: двух онтологических - пространство и время - и трех аксиологических: соборность, софийность, справедливость. Онтологические константы служат для структурирования мира, концептуализации и категоризации его составляющих, выполняя важнейшую для существования человека ориентирующую функцию. Аксиологические константы отвечают потребности «очеловечивания» мира, наделения его смыслами. Фольклорное сознание как часть коллективного народного опыта выполняет интегративную функцию, сохраняя и транслируя последующим поколениям заключенное в образах и мотивах духовное знание, ценностные ориентиры, критерии поведения, способствуя формированию этнического самосознания, обеспечивая устойчивость существования социума и человека как его части.
  5. Проведенный анализ онтологических и аксиологических констант фольклорного сознания дает представление о значимости данных категорий для художественного осмысления действительности в фольклоре. Сложность и многомерность их организации в фольклорных жанрах порождена многообразием форм обобщения, присущих фольклорному сознанию. Из аксиологических констант русского фольклора наиболее древней оказывается константа соборности. Под соборностью понимается чувство единения, общности, которое испытывают все члены некоего социума, независимо от существующих между ними различий по полу, возрасту, социальному статусу и т.д. В русском фольклорном сознании соборность предстает не только как чувство, состояние души, но и как процесс, действие, требующее от человека духовного труда. В уральском фольклоре данная константа специфически выражена в мотиве «заложенной головы», который отражает взгляд на жизнь отдельного человека с позиций общинного сознания (добровольная жертва человеком своей жизни ради общего блага признается значимой и социально одобряемой). Идея соборности реализована также в фольклорных повествованиях о монашеских общинах, где единство людей как идеал жизни помогает им не только преодолеть обстоятельства, но и защитить себя от внешних посягательств, и в ряде уральских легенд, объединенных локальным переживанием своей общности.
  6. Категория софийности представляет собой сложный комплекс трех взаимосвязанных сущностей: Любовь, Красота и Добро. Эти сущности взаимосвязаны и взаимообусловлены, их единство соответствует народному пониманию Мудрости. Выделенность такой ценностной доминанты, как Красота, соотносится с созерцательным типом мышления носителей русской культуры. Все составляющие константы софийности выражают типичное для русского человека представление о нормальном бытии, соответствующем принятому людьми порядку. В фольклорных произведениях данные смыслы неразрывны, обусловливают друг друга, что подчеркивается цельностью образов, которые их воплощают.
  7. Одна из поздних, но не менее значимых констант русского фольклора - константа справедливости. Справедливость предполагает сопоставление того, как есть в реальности, с тем, как должно быть - с точки зрения народного сознания. Сама необходимость обращения к понятию «справедливость» связана с отсутствием гармонии между реальным и желаемым. Константа справедливости широко представлена в уральской несказочной прозе в образазх образах «народных заступников» - Ермака, Пугачева, Салавата Юлаева и «царя-избавителя» - Петра I. Через изображение этих персонажей раскрывается народный идеал исторической личности, проявляются социальные и этические воззрения людей.
  8. Динамика фольклорного сознания наиболее отчетливо проявляется в эволюции фольклорных жанров, в их формальных и содержательных трансформациях, взаимопереходах и взаимодействиях. В контексте фольклорного сознания под жанром понимается тип внутренней организации произведений, неразрывно связанный с воплощением и передачей в них художественного содержания, за которым стоят коллективные представления носителей фольклора о реальности, ее интерпретации и оценки под определенным углом зрения. Развитие жанра корректируется и направляется в соответствии с меняющимися коллективными потребностями людей. Судьба жанров русской народной исторической прозы тесно связана с эволюцией фольклорного сознания. Постепенное движение фольклорного сознания от мифа к истории изменило основную функцию преданий: акцент перемещается с истории общества на историю человека. Современный несказочный фольклор все активнее фокусирует внимание на личном, индивидуальном, внутрисемейном. Отсюда нарастающая популярность таких жанровых форм, как семейные предания и мемораты. Актуализация легендарных образов и мотивов служит целям духовной идентификации человека, отвечает его стремлению осмыслить свое место в мире. В быличке зафиксирована история чувств, ощущений, переживаний, сопровождающих человека в его повседневной, обыденной жизни.
  9. Уральский фольклорный материал дает основание судить о наличии, по крайней мере, трех локальных традиций, соответствующих выделению трех социокультурных зон: 1) горнозаводского Урала, 2) зоны казачьих поселений и 3) переходной зоны, представленной по преимуществу крестьянским населением, в том числе смешанным по этническому составу, испытавшим влияние городской культуры и образа жизни. Каждая из этих локальных традиций имеет свои особенности в жанрово-поэтическом отношении. На характер прозаического фольклора Урала, помимо особенностей местного быта, природы, исторической жизни, оказал влияние разнородный в социальном, территориальном и этническом отношении состав населения. Взаимодействие различных устно-поэтических традиций расширило круг фольклорных мотивов, образов и сюжетов. Приемы повествования, заимствованные рассказчиками друг у друга, подверглись обобщению.
  10. Наряду с актуальным процессом демифологизации в современном фольклоре наблюдается не меньшая значимость процесса ремифологизации. Активность мифологического уровня сознания запускает в действие компенсаторные психологические механизмы, позволяющие снять напряжение, возникшее у современного человека под давлением жизненных проблем. Кроме того, с помощью мифологических мотивов и образов восполняются ограниченные возможности рационального осмысления реальной действительности. Типологический аспект проблемы ремифологизации сознания позволяет утверждать, что этот процесс обусловлен эсхатологическими переживаниями человека на рубеже веков.
  11. В сохранении значимости фольклорного сознания значительна роль средств массовой информации. Освещая те или иные события, авторы современных публикаций неосознанно возбуждают воображение и творческую фантазию носителей фольклора, а иногда и прямо «эксплуатируют» дремлющие архетипы сознания своих читателей. Выделенные в работе пять основных циклов, в рамках которых традиционно реализуются мифо-фольклорные мотивы, показывают, что в центре внимания каждого цикла находятся «пограничные» темы, волнующие современного человека: жизнь - смерть, счастье - несчастье, здоровье - болезнь. В уральских региональных СМИ для удовлетворения тяги людей к необъяснимому характерно обращение к местным достопримечательностям: Аркаиму, Невьянской башне, Таганаю и другим. Отсутствие научных данных объяснительной силы о каждом из этих локусов дает основу для возникновения «слухов и толков», а фольклорное сознание определяет место этих слухов в художественной системе.
  12. Анализ новейших текстов несказочной прозы позволяет судить об активном процессе фольклоризации событий и героев текущей истории, в том числе имеющих узколокальный характер. Подобные рассказы часто принимают форму мемората или фабулата в рамках жанра былички. Сохраняя «старые» сюжеты и мотивы, рассказчики вводят в них новые имена, насыщают художественное пространство современными реалиями и обстоятельствами жизни. Продуктивными для современного Урала сюжетами фольклорной несказочной прозы являются повествовования о кыштымском Алешеньке, чебаркульском «новом святом» Славике и чудиновской Дуняше. Анализ процесса фольклоризации этих образов позволил выявить механизмы зарождения, развития и распространения «слухов и толков» в условиях недостаточной информации о событиях, изначальной их странности и необычности.
Список опубликованных работ
Монография

1.Голованов, И.А. Константы фольклорного сознания в устной народной прозе Урала (XX – XXI вв.) [Текст] : монография / И.А. Голованов. – Челябинск : Энциклопедия, 2009. – 251 с.

Статьи в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК Министерства образования и науки РФ

2.Голованов, И.А. Динамика сказочной традиции на Урале [Текст] / И.А. Голованов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Сер. 3. Филология. – 2005. – № 3. – С. 189–197.

3.Голованов, И.А. Проблема жанровой дифференциации несказочной прозы: коммуникативный аспект [Текст] / И.А. Голованов // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Вып. 27. – 2008. – № 36 (137). – С. 26–33.

4.Голованов, И.А. Фольклорное сознание как особый тип художественного освоения действительности [Текст] / И.А. Голованов // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Вып. 33. – 2009. – № 22 (160). – С. 43–48.

5.Голованов, И.А. Структура и константы фольклорного сознания [Текст] / И.А. Голованов // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. – 2009. – Вып. 6 (74). – С. 267–274.

6.Голованов, И.А. Категория пространства в преданиях Южного Урала [Текст] / И.А. Голованов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – № 6. – С. 217–223.

7.Голованов, И.А. Специфика пространственной организации жанра былички [Текст] / И.А. Голованов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – № 8. – С. 139–146.

8.Голованов, И.А. Категория времени в преданиях и легендах Южного Урала [Текст] / И.А. Голованов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2009. – Т. 1 (4). – С.156–167.

9.Голованов, И.А. «Справедливость» как концепт-универсалия в региональном словаре духовной культуры [Текст] / И.А. Голованов // Проблемы истории, филологии, культуры. Научный журнал РАН. – Вып. 2 (24). – М.; Магнитогорск; Новосибирск, 2009. – С. 159–163.

Статьи и тезисы в иных изданиях

10.Голованов, И.А. Проблема художественного образа-персонажа в мифах (на материале несказочной прозы Урала) [Текст] / И.А. Голованов // Проблема характера в литературе : сб. докл. зональной науч. конф. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ин-та, 1990. – С. 19-20.

11.Голованов, И.А. Идейно-художественные функции мифологических мотивов и образов в несказочной прозе Урала [Текст] / И.А. Голованов // Материалы конференции по итогам научно-исследовательских работ преподавателей, сотрудников и аспирантов. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 1995. – С. 133–134.

12.Голованов, И.А. Межэтнические связи в несказочной прозе народов Урала [Текст] / И.А. Голованов // Россия и Восток : тез. докл. III Междунар. науч. конф. – Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 1995. – С. 37–40.

13.Голованов, И.А. Мифологический мотив как способ реализации функций царя/вождя, «народного заступника» в уральских преданиях и легендах [Текст] / И.А. Голованов // Место и значение фольклора и фольклоризма в национальных культурах: история и современность : тез. науч. конф., посв. 70-летию проф. А.И. Лазарева. – Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 1998. – С. 113–116.

14.Голованов, И.А. Мифологическая семантика образа волка в уральских записях сказок о животных [Текст] / И.А. Голованов // Дергачевские чтения. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1998. – С. 203–206.

15.Голованов, И.А. Демифологизация традиционной волшебной сказки (на материале уральских записей ХХ века) [Текст] / И.А. Голованов // Фольклорный текст – 98 : сб. докл. науч. конф. к 70-летию со дня рождения И.В. Зырянова. – Пермь : Изд-во ПРИПИТ, 1998. – С. 3–7.

16.Голованов, И.А. Образ черта в современных записях бытовой сказки на Урале [Текст] / И.А. Голованов // Сборник материалов региональной научно-практической конференции. – Курган : Изд-во Курганск. ун-та, 1999. – С. 75–78.

17.Голованов, И.А. Специфика изучения сказок о животных в филологическом классе: историко-культурный аспект [Текст] / И.А. Голованов // Филологический класс: наука – вуз – школа : материалы V зональной науч.-практ. конф. – Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1999. – С. 51–54.

18.Голованов, И.А. Мифологические мотивы и образы социально-бытовой сказки [Текст] / И.А. Голованов // Филологические и лингвистические аспекты анализа текста : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Ч. 3. – Стерлитамак : Изд-во Стерлитамак. гос. пед. ин-та, 1999. – С. 19–24.

19.Голованов, И.А. О современном бытовании сказочного фольклора на Урале [Текст] / И.А. Голованов // Современное состояние фольклора Урала и Сибири : тез. докл. межвузов. науч. конф. преподавателей и студентов. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 1999. – С. 13–16.

20.Голованов, И.А. Сказочная традиция на современном Урале [Текст] / И.А. Голованов // Филология на рубеже тысячелетий : материалы междунар. научн. конф. Вып. 3. – Ростов-на-Дону : Донской издательский дом, 2000. – С. 114–116.

21.Голованов, И.А. Топонимические предания как эстетическое явление [Текст] / И.А. Голованов // Лингвистический и эстетический аспекты анализа текста : материалы межвузов. науч. конф. – Соликамск : Изд-во Соликамск. гос. пед. ин-та, 2000. – С. 76–78.

22.Голованов, И.А. Мотив изгнания в уральских записях волшебных сказок [Текст] / И.А. Голованов // Динамика фольклорной традиции на современном Урале : материалы межвузов. науч. конф.. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2000. – С. 19–22.

23.Голованов, И.А. Процесс ремифологизации художественного сознания на рубеже веков [Текст] / И.А. Голованов // На рубеже эпох: специфика художественного сознания : сб. материалов межвузов. науч. конф. Т. 2. – Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. ун-та, 2001. – С. 120–123.

24.Голованов, И.А. Жанровые особенности легенд (на материале уральских записей ХХ века) [Текст] / И.А. Голованов // Первые Лазаревские чтения : тез. региональной науч.-практ. конф. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. – С. 22–25.

25.Голованов, И.А. Легендарная проза Урала: мифологический аспект [Текст] / И.А. Голованов // Лингвистический и эстетический аспекты анализа текста : сб. ст. Всерос. с междунар. участием науч. конф. – Соликамск : Изд-во Соликамск. гос. пед. ин-та, 2002. – С. 260–263.

26.Голованов, И.А. Мифологическое моделирование образов «народного заступника» и царя в несказочной прозе Урала [Текст] / И.А. Голованов // Русское литературоведение в новом тысячелетии : материалы I Междунар. науч. конф. – М. : Альфа, 2002. – С. 39-48.

27.Голованов, И.А. Топонимические предания Урала как источник изучения национальной картины мира [Текст] / И.А. Голованов // Язык и литература как формы проявления национального менталитета : сб. материалов научно-практ. конф., посв. 10-летию восточного отделения ЧелГУ. – Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 2003. – С. 27–34.

28.Голованов, И.А. Исторические персонажи в несказочной прозе Урала [Текст] / И.А. Голованов // Салават Юлаев – руководитель Крестьянской войны 1773-1775 гг. на Южном Урале : материалы науч.-практ. конф., посв. 250-летию со дня рождения С. Юлаева. – Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 2004. – С. 10–19.

29.Голованов, И.А. Социокультурные функции народных легенд (в свете исторического опыта рубежа эпох) [Текст] / И.А. Голованов // Язык и культура: Тез. докл. междунар. науч. конф. – М. : Ин-т иностр. яз., 2005. – С. 227–228.

30.Голованов, И.А. Термин и понятие «миф» в фольклористическом дискурсе [Текст] / И.А. Голованов // Языки профессиональной коммуникации: Материалы Второй междунар. науч. конф. – Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 2005. – С. 28–35.

31.Голованов, И.А. Типология образов и мотивов в фольклорной исторической прозе Урала [Текст] / И.А. Голованов // Культура провинции : материалы междунар. науч.-практ. конф. – Курган : Изд-во Курганск. ун-та, 2005. – С. 34–39.

32.Голованов, И.А. Образы животных в русской языковой и фольклорной картинах мира [Текст] / И.А. Голованов // Проблемы филологии в синхронии и диахронии : сб. науч. ст. к юбилею д-ра филол. наук, проф. Л.А. Глинкиной. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2005. – С. 231–241.

33.Голованов, И.А. Предания и легенды Южного Урала: историко-типологический анализ [Текст] / И.А. Голованов // Третьи Лазаревские чтения: Традиционная культура сегодня: теория и практика : материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. академии культуры и искусств, 2006. – С. 39–44.

34.Голованов, И.А. Мифологическая основа концептуализации природы и мира в топонимических преданиях Южного Урала [Текст] / И.А. Голованов // Новое в когнитивной лингвистике : материалы междунар. науч. конф. «Изменяющаяся Россия: новые парадигмы и новые решения в лингвистике». – Кемерово : Изд-во Кемеровск. гос. ун-та, 2006. – С. 941–945.

35.Голованов, И.А. Топонимы как источник культурно-эстетической информации (на материале уральских топонимических преданий) [Текст] / И.А. Голованов // Номинативные единицы в семантико-грамматическом и лексикографическом аспектах : сб. ст. в честь проф. А.М. Чепасовой. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2006. – С. 320–329.

36.Голованов, И.А. Уральские топонимические предания как эстетическое явление [Текст] / И.А. Голованов // Славянская традиционная культура и современный мир : сб. науч. тр. Вып. 9. – М. : Государственный республиканский центр русского фольклора, 2006. – С. 269–275.

37.Голованов, И.А. Фольклорный текст как код [Текст] / И.А. Голованов // Житниковские чтения (VIII; 2007): Информационные системы: современная парадигма : материалы Всерос. науч. конф. – Челябинск : Энциклопедия, 2007. – С. 61–64.

38.Голованов, И.А. Типологические характеристики и особенности содержания уральских преданий и легенд [Текст] / И.А. Голованов // Литература в контексте современности : материалы междунар. науч. конф. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2007. – С. 16–20.

39.Голованов, И.А. Генеалогические предания Урала: образы и мотивы [Текст] / И.А. Голованов // Русское литературоведение на современном этапе : материалы VI Междунар. науч. конф.: в 2 т. Т. 1. – М. : МПГУ, 2007. – С. 11–15.

40.Голованов, И.А. Предание – легенда – быличка: коммуникативный принцип разграничения понятий [Текст] / И.А. Голованов // Языки профессиональной коммуникации: сб. ст. участников Третьей междунар. науч. конф.: в 2 т. – Челябинск : Энциклопедия, 2007. – Т. 1. – С. 122–128.

41.Голованов, И.А. Топонимические предания Урала как эстетическое явление [Текст] / И.А. Голованов // Первый Всероссийский конгресс фольклористов : сб. докл. Т. IV. – М. : Государственный республиканский центр русского фольклора, 2007. – С. 236–242.

42.Голованов, И.А. Фольклорный текст в коммуникативно-прагматическом аспекте [Текст] / И.А. Голованов // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах : сб. статей участников IV Междунар. науч. конф. – Челябинск : РЕКПОЛ, 2008. – С. 129–135.

43.Голованов, И.А. Этнокультурные концепты в русских исторических преданиях Южного Урала [Текст] / И.А. Голованов // Концептуальные исследования : сб. науч. тр. Вып. 10. – Кемерово: Изд-во Кемеровск. гос. ун-та, 2008. – С. 161–170.

44.Голованов, И.А. Мифологические мотивы и образы уральских сказок о животных [Текст] / И.А. Голованов // Литературное краеведение : сб. науч. тр. Вып. 2. – Челябинск : Труд-Регион, 2008. – С. 15–21.

45.Голованов, И.А. Духовные константы русского народа в современном социокультурном пространстве [Текст] / И.А. Голованов // Русский язык и культура в формировании единого социокультурного пространства России : материалы I Конгресса РОПРЯЛ. В 2 ч. – Т. 2. – СПб. : МИРС, 2008. – С. 69–73.

46.Голованов, И.А. Идея справедливости в русских исторических преданиях [Текст] / И.А. Голованов // Слава вам, братья, славян просветители : материалы науч.-практ. конф. – Оренбург : Издательский центр ОГАУ, 2008. – С. 98–100.

47.Голованов, И.А. Константы исторического сознания в русских преданиях [Текст] / И.А. Голованов // Четвертые Лазаревские чтения: Лики традиционной культуры: история и современность : материалы междунар. науч. конф.: в 2 ч. – Ч. 1. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. академии культуры и искусств, 2008. – С. 47–55.

48.Голованов, И.А. Коммуникативный принцип разграничения жанров несказочной прозы [Текст] / И.А. Голованов // Трансформации жанров в литературе и фольклоре : сб. ст. Вып. 1. – Челябинск : Энциклопедия, 2008. – С. 10–19.

49.Голованов, И.А. «Справедливость» как константа русского национального сознания (на материале фольклорных текстов) [Текст] / И.А. Голованов // Филология: вчера, сегодня, завтра : сб. науч. тр. памяти Евгения Александровича Седельникова. – Павлодар, 2008. – С. 356–361.

50.Голованов, И.А. Коммуникативные характеристики фольклорного текста [Текст] / И.А. Голованов // Коммуникативная парадигма в гуманитарных науках : материалы XII Междунар. науч.-практ. конференции. – Ростов-н/Д. : РИНЯЗ, 2008. – С. 92–97.

51.Голованов, И.А. Проблема фольклоризации событий и героев местной истории в новейшее время [Текст] / И.А. Голованов // Литература в контексте современности : сб. материалов IV Междунар. науч.-метод. конф. – Челябинск : Энциклопедия, 2009. – С. 7–10.

52.Голованов, И.А. Мифо-фольклорный компонент современного сознания (на материале текстов СМИ) [Текст] / И.А. Голованов // Знак. Научный журнал. – 2009. – № 1 (3). – С. 32–37.

53.Голованов, И.А. Константы народного сознания в русском фольклоре Урала [Текст] / И.А. Голованов // Славянские языки и культуры: прошлое, настоящее, будущее : материалы междунар. науч. конф. – Иркутск : Изд-во ИГЛУ, 2009. – С. 62-66.

54.Голованов, И.А. Содержание понятия «фольклорное сознание» [Текст] / И.А. Голованов // Языки профессиональной коммуникации : сб. статей участников Четвертой междунар. науч. конф. – Челябинск : Энциклопедия, 2009. – С. 83–86.

55.Голованов, И.А. Фольклорное сознание как способ осмысления бытия и жанровая специфика его объективации [Текст] / И.А. Голованов // Проблемы трансформации жанра в фольклоре и литературе. Вып. 2. – Челябинск : Энциклопедия, 2009. – С. 15–29.

56.Голованов, И.А. Особенности реализации мифо-фольклорных мотивов в медиадискурсе [Текст] / И.А. Голованов // Знак. Научный журнал. – 2010. – № 1 (3). – С. 37–41.

57.Голованов, И.А. Пространство и время в несказочной прозе Урала [Текст] / И.А. Голованов // Проблемы изучения литературы и фольклора: исторические, культурологические и теоретические подходы : сб. науч. тр. / под ред. Л.И. Миночкиной. – Челябинск : Цицеро, 2010. – С. 168–183.

58.Голованов, И.А. Проблема актуализации фольклорного сознания в меморатах [Текст] / И.А. Голованов // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах : материалы V Междунар. науч. конф. – Челябинск : РЕКПОЛ, 2010. – С. 102–107.