Научная тема: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ДЖЕКА ЛОНДОНА: ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА – ЦИВИЛИЗАЦИЯ»
Специальность: 10.01.03
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Эволюция творчества Дж. Лондона представляет собой целостный, динамичный процесс, свидетельствующий об изменении идейно-эстетических взглядов писателя, развивающихся в русле основных тенденций литературы США рубежа XIX-XX веков. Это находит отражение в сложном синтезе реалистических, романтических и натуралистических составляющих в его произведениях; в обращении к точному факту наряду с признанием важной роли творческого воображения; в развитии традиционных для американской литературы жанровых форм (рассказ); в стремлении к созданию смешанных, синтетических жанровых моделей романа; в разработке как традиционных для национальной литературы тем («человек и природа», «человек и город», «путешествие», «фронтир», «американская мечта»), так и в открытии новых («цивилизация и культура», «перспективы развития цивилизации и место человеке в этом процессе»).
  2. Проблема «человек - природа - цивилизация» является центральной в творчестве Дж. Лондона и прослеживается на протяжении всего творческого пути (1900-1916 гг.) в произведениях различных жанров. Взгляд на творчество писателя в свете данной проблемы позволяет выявить особенности его художественного мира, существенно уточняя место Дж. Лондона в литературном процессе рубежа XIX-XX веков.
  3. Взгляды писателя на данную проблему сформировались вследствие интереса к широкому кругу вопросов социально-политического и философского характера. Формирование его эстетической программы во многом обусловлено интересом к творчеству Г. Мелвилла, Э. По, Дж. Р. Киплинга, Дж. Конрада, Р.Л. Стивенсона. Философско-эстетические теории, художественный опыт писателей, предшественников и современников, подвергались критическому, творческому осмыслению, свидетельствующему о том, что Лондон не был апологетом ни одного философского учения и сформировал собственную «философию жизни», «философию творчества». Это позволяет говорить о двух важных составляющих, которые определили специфику его художественного мира: отображение правды жизни, верность факту; и воображение, творческая фантазия. Синтез двух начал в его творчестве - документального и художественного - характерны для литературы США в целом.
  4. В своем творчестве Дж. Лондон, не являвшийся приверженцем какой-то одной научной школы, выразил в художественной форме представления об общих тенденциях развития цивилизации, представил человека как объект и субъект цивилизационного процесса. В произведениях различных жанров (очерках, эссе, книгах путешествий, книгах автобиографического характера, рассказах, романах, пьесах) представлено многоаспектное понимание Лондоном сути цивилизации: 1) цивилизация как совокупность способов бытия и способов деятельности определенной группы людей, выражающейся в материальной, интеллектуальной, моральной жизни, политической и социальной организации; 2) цивилизация как совокупность идей и политических институтов, определенных условиями материальной и культурной жизни, общественными отношениями; 3) цивилизация как особый уровень развития общества, для которого характерно наличие развитой технологии, хозяйственной специализации, централизация управления экономикой и др.
  5. Размышления о путях развития цивилизации в творчестве писателя связаны с представлениями об эволюции человечества, путях прогресса, оцениваемых с позиций социального оптимизма. Важным для Лондона было представление о прогрессивном развитии общества в контексте идеи преемственности, понимаемой им как «историческая эстафета» - смена в ходе цивилизационного развития инстинктов разумом и чувством - и как преемственность духовных основ жизни («память отцов» и т.д.).
  6. Дж. Лондон во многом опередил свое время, развив в своем творчестве идеи о возможных путях развития цивилизации, актуализировав вопрос о дегуманизации современной цивилизации, предвосхитив научные открытия культурологов середины и конца ХХ в. (терроризм, «механистичность» жизни как угроза современной цивилизации; важность нравственной составляющей цивилизации в связи с появлением новых цивилизационных формаций).
  7. Гуманизм Дж. Лондона обусловлен тем, что в центре его художественного мира стоит Человек, являющийся, в его понимании, связующим звеном между миром природы и цивилизации. Писатель сумел увидеть и художественно воплотить в своих произведениях типичные черты современного ему человека, сформированные эпохой. Герой Лондона, с одной стороны, предстает как воплощение социально-исторических и культурно-исторических тенденций его времени, с другой - как носитель вневременных качеств.
  8. Идеалом Дж. Лондона является такая общественная формация, в которой гармоничное существование человека обеспечено приоритетом духовных ценностей. В его понимании, цивилизация должна служить культуре; человек должен соединить в себе природное начало (здоровый инстинкт), интеллектуальное развитие (способность на основе науки, культурных ценностей идти к самоопределению в системе общественных и личных отношений) и нравственное, духовное начало, выражающееся как в сфере проявления здоровых эмоций, так и в способности реализовать свое индивидуальное (а не индивидуалистическое) начало.
  9. Проблема «человек - природа - цивилизация» в художественном мире Дж. Лондона получает адекватное осмысление благодаря богатому арсеналу поэтических средств, как-то: сплав анализа и синтеза в раскрытии идеи произведения; особая система образов, идееобразующих и структурообразующих мотивов; особенности хронотопа; функции автора, повествователя, героя в произведении; роль аллегорий, символов, метафор; обращение к мифологическим образам (почерпнутым из Библии, из индейской мифологии, из сложившихся в ходе формирования США мифов); создание философского подтекста, особенно характерного для позднего творчества и т.д.
Список опубликованных работ
Монография:

1.Лунина И.Е. Художественный мир Джека Лондона. – М.: Изд-во МГОУ, 2009. /21 п.л./

Учебно-методические пособия:

2.Лунина И.Е. Поздний этап творчества Джека Лондона: Учебное пособие по спецкурсу. – М.: Изд-во МПУ, 1996. /4 п.л./

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ:

3.Лунина И.Е. Цивилизация и человек в романе Дж. Лондона «Алая чума» // Вестник Московского государственного областного университета / Серия «Русская филология». – М.: Изд-во МГОУ, 2006. – № 1. – С.113-118. /0,5 п.л./

4.Лунина И.Е. Проблема «цивилизация и человек» в книге очерков Дж. Лондона «Люди бездны» // Вестник Московского государственного областного университета / Серия «Русская филология». – М.: Изд-во МГОУ, 2006. – № 2. – С.228-233. /0,5 п.л./

5.Лунина И.Е. Семантика художественного пространства в романе Дж. Лондона «Морской волк» // Вестник Московского государственного областного университета / Серия «Русская филология». – М.: Изд-во МГОУ, 2006. – № 3. – С. 18-22. / 0,5 п.л./

6.Лунина И.Е. Образ промышленной цивилизации в творчестве Дж. Лондона // Вестник Московского государственного областного университета / Серия «Русская филология». – М.: Изд-во МГОУ, 2007. – № 2. – С.181-187. /0,5 п.л./

7.Лунина И.Е. Особенности поэтики книги Дж. Лондона «Дорога» // Вестник Московского государственного областного университета / Серия «Русская филология». – М.: Изд-во МГОУ, 2008. – №.2. – С.100-106. /0,5 п.л./

8.Лунина И.Е. Проблема «человек и цивилизация» в автобиографической книге Дж. Лондона «Джон Ячменное Зерно» // Вестник Тамбовского университета / Серия «Гуманитарные науки».– Тамбов: Изд-во Тамб. ГУ, 2008. – Вып.4 (60). – С.280-285. /0,6 п.л./

9.Лунина И.Е. «Северные рассказы» Дж. Лондона в контексте осмысления проблемы межрасовых отношений // Вестник Московского государственного областного университета / Серия «Русская филология». – М.: Изд-во МГОУ, 2008.– С.134-140. – №.4 /0,5 п.л./

Статьи, опубликованные в сборниках научных трудов

10.Лунина И.Е. Идеологические аспекты поздних романов Д. Лондона // Зарубежная литература XIX-XX веков и идейно-эстетическая борьба: Межвуз. сб. науч. тр. – М.: Изд-во МОПИ, 1986. – С.57-62. /0,5 п.л./

11.Лунина И.Е. Некоторые аспекты позднего мировоззрения Дж. Лондона и роман «Маленькая хозяйка Большого дома» // Писатель и общество. Американская и английская литература XIX-XX веков: Межвуз.сб.науч. тр. – М.: Изд-во МОПИ, 1987. – С.122-128. /0,5 п.л./

12.Лунина И.Е. Ф.М. Кроуфорд и его место в американской литературе рубежа XIX-XX веков // Эксперимент и традиция в зарубежной литературе XIX-XX веков: Межвуз. сб. науч. тр. – М.: Изд-во МПУ, 1992. – С.67-77. / 0,5 п.л./

13.Лунина И.Е. К вопросу о теме Италии и Востока в творчестве Ф.М. Кроуфорда // Традиции и новаторство в литературах стран Западной Европы и США: Межвуз. сб. науч. тр. – М.: Изд-во МПУ, 1994. – С.69-76. /0,5 п.л./

14.Лунина И.Е. Особенности проблематики и художественного метода в романе Ф.М. Кроуфорда «Мистер Исаакс» // Идейно-художественное многообразие зарубежных литератур нового и новейшего времени: Межвуз. сб. науч. тр. – М.: Изд-во МПУ, 1995. /0,6 п.л./

15.Лунина И.Е. Особенности поэтики в романе Ф.М. Кроуфорда «Зороастр» // Проблемы зарубежной литературы XIX-XX веков. Межвуз. сб. науч. тр. / депон. – М.: ИНИОН РАН. – 26.06.1996 г. – № 51664. – /0,5 п.л./

16.Лунина И.Е. Книга путевых очерков Марка Твена «Простаки за границей»: проблема автора и героя // Проблемы зарубежной литературы XIX-XX веков: Межвуз. сб. науч. тр. – М.: Изд-во МПУ, 1998. – Ч.2. – С.72-87. /0,5 п.л./

17.Лунина И.Е. Романтизм и реализм в «военных новеллах» Амброза Бирса // Проблемы зарубежной литературы XIX-XX веков: Межвуз. сб. науч. тр. / депон. – М.: ИНИОН РАН. –18.06 1998 г. – № 53665. – С.98-107. /0,6 п.л./

18.Лунина И.Е. Европа в восприятии М. Твена и Ф.М. Кроуфорда (реалистический и романтический подходы) // Российская американистика в поисках новых подходов: Материалы V научной конференции ассоциации изучения США. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – С.59-68. /0,5 п.л./

19. Лунина И.Е. Традиции Э. По в творчестве А. Бирса // Проблемы истории литературы: Межвуз. сб. науч. тр. – М.: Изд-во МГОПУ, 1999. – Вып.8. – С.56-69. /0,8 п.л. /

20. Лунина И.Е. Романтическая традиция в литературе США рубежа XIX-XX вв. в свете литературной полемики // Идейно-художественное многообразие зарубежных литератур нового и новейшего времени: межвуз. сб. науч. тр. – М.: Изд-во МПУ, 1999. – Ч. З. – С.74-84. /0,6 п.л./

21. Лунина И.Е. Проблема «человек-цивилизация» в позднем творчестве Д. Лондона. // Проблемы истории литературы: Межвуз. сб. науч. тр. – М.: Изд-во МГОПУ, 2000. – Вып. 12. – С.51-59. /0,5 п.л./

22. Лунина И.Е. Роль фантастики в новеллах Г. Джеймса // Проблемы зарубежной литературы XIX-XX веков: Межвуз. сб. научных трудов / депон. – М.: ИНИОН РАН. – 8.06.2000 г. – № 55715. /0,7 п.л./

23. Лунина И.Е. Фантастика в произведениях американских писателей рубежа XIX - XX вв. (к вопросу о романтических тенденциях в литературе США) // Идейно-художественное многообразие зарубежных литератур нового и новейшего времени: Межвуз. сб. науч. тр. – М.: Изд-во МПУ, 2001. – Ч. 4. – С.19-37. /0,9 п.л./

24. Лунина И.Е. Тема «природа и человек» в позднем творчестве Д. Лондона // Проблемы зарубежной литературы XIX-XX веков: Сб. науч. тр. / депон. – М.: ИНИОН РАН. – 4.11 2002 г. – № 57548. /0,6 п.л./

25. Лунина И.Е. Собака и человек: взаимодействие образов в произведениях Дж. Лондона и русских писателей ХХ в. // Слово и образ в художественной литературе. Дружба-3: 3-й совм. рос.-чешский сб. научных. статей. – М.: Изд-во МГОУ, 2003. – С.120-128. /0,5 п.л. /

26. Лунина И.Е. Жанр приключенческого романа в литературе США рубежа XIX-XX веков // Идейно-художественное многообразие зарубежной литературы нового и новейшего времени: Межвуз. сб. науч. трудов. – М.: Изд-во МГОУ, 2004. – Ч. 5. – С.11-30 /1 п.л./

27. Лунина И.Е. Роман Дж. Лондона «Бюро убийств»: проблематика, жанр // Проблемы изучения и преподавания зарубежной литературы: Матер. конфер. Восьмые Международные Виноградовские чтения. – М.: Изд-во МГПУ, 2004. – С.104-110. /0,4 п.л./

28. Лунина И.Е. Роман Дж. Лондона «Межзвёздный скиталец»: взгляд на историю // Русская литература в новом тысячелетии: Матер. 3-й междунар. конфер. – М.: Изд-во МГОПУ, 2004. – Т.2. – С.255-262. /0,5 п.л./

29. Лунина И.Е. «Письма Кэмптона и Уэйса» Дж. Лондона: взгляд на историю // Филологические исследования 2003-2004: Межвуз. сб. науч. тр. по актуальным проблемам литературоведения и языкознания. – Саранск: Изд-во МГУ им. Н.П.Огарева, 2005. – С.9-15. /0,4 п.л./

30. Лунина И.Е. Война и цивилизация в творчестве Дж. Лондона // Идейно-художественное многообразие зарубежной литературы нового и новейшего времени: Межвуз. сб. науч. тр. – М.: Изд-во МГОУ, 2005. – Ч. 6. – С. 29-41. /0,5 п.л./

31. Лунина И.Е. Дж. Лондон: «Писательская философия жизни» (К проблеме эстетических взглядов писателя) // Материалы ежегодной научно-теоретической конференции студентов, аспирантов, преподавателей: Сб. науч. тр. – М.: Изд-во МГОУ, 2005. – Вып. 1. – С.67-76. /0,5 п.л./

32. Лунина И.Е. Социал-дарвинистский аспект восприятия истории в творчестве Дж. Лондона // Художественный текст и текст в массовых коммуникациях: Матер. междунар. науч. конфер. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2006. – Ч.1.– С. 43-57. /0,4 п.л./

33. Лунина И.Е. Социал-дарвинистский аспект осмысления проблемы «цивилизация и человек» в ранних анималистических романах Джека Лондона // Идейно-художественное многообразие зарубежной литературы нового и новейшего времени: Межвуз. сб. науч. тр. – М.: Изд-во МГОУ, 2006. – Ч. 7. – С. 14-25. /0,5 п.л./

34. Лунина И.Е. Проблема «цивилизация и человек» в сборнике очерков Дж. Лондона «Революция» // Русское литературоведение на современном этапе: Матер. международной конференции. – М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006. – Т.2. – С.215-219. /0,5 п.л./

35. Лунина И.Е. Взгляд на проблему «цивилизация и человек» в «Путешествии на "Снарке"» Дж. Лондона // Феномен творческой личности в культуре: Матер. II Междунар. конфер. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – С.660-666. /0,4 п.л./

36. Лунина И.Е. Образ промышленной цивилизации в романе Д. Лондона «Железная пята» // Русское литературоведение на современном этапе: Матер. VI Международной конференции. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2007. – С. 159-164. /0,4 п.л./

37. Лунина И.Е. Историко-мифологическая основа пьеса Д. Лондона «Сеятель желудей» // Идейно-художественное многообразие зарубежной литературы нового и новейшего времени: Межвуз. сб. науч. тр. – М.: Изд-во МГОУ, 2007. – Ч. 8. – С.17-28. /0,5 п.л./

38. Лунина И.Е. К вопросу об осмыслении нравственных аспектов процесса развития цивилизации в творчестве Дж. Лондона // Идейно-художественное многообразие зарубежной литературы нового и новейшего времени: Межвуз. сб. науч. тр.– М.: Изд-во МГОУ, 2008. – Ч. 9. – С.3-17. /0,75 п.л./

39. Лунина И.Е. Человек и цивилизация в «Южных рассказах» Дж. Лондона // Феномен творческой личности в культуре: Матер. III Междунар. конфер. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – С.237-247. /0,5 п.л./

40. Лунина И.Е. Осмысление мифа об «американской мечте» в романе Дж. Лондона «Мартин Иден» // Идейно-художественное многообразие зарубежной литературы нового и новейшего времени: Межвуз. сб. науч. тр. – М.: Изд-во МГОУ, 2009. – Ч.10. – С.99-110. /0,6 п.л./