Научная тема: «НАРОДНАЯ ПОЭЗИЯ В СИСТЕМЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОСЕТИН»
Специальность: 10.01.09
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Песенный фольклор осетин - сложное многожанровое родовое образование. Он является философско-нравственным феноменом социокультурного сознания этноса, аккумулирующим особенности его мировоззрения и мировидения;
  2. жанровая классификация песенного фольклора основывается на теоретическом осмыслении механизма развития каждого жанрового образования в его исторической обусловленности, динамике и взаимосвязи художественных структур;
  3. песенный фольклор бытует в единой этнокультурной традиции осетин в сочетании с другими фольклорными жанрами;
  4. календарно-обрядовая поэзия функционировала в синкретическом единстве с обычаями, обрядами и развивалась вместе с ними. Она генетически связана с осетинской мифологией, с реальной жизнью этноса, его представлениями, обычаями, бытом. Основная цель обрядовых действий и поэзии - испросить от языческих покровителей богатый урожай, приплод скота, изобилие и благополучие во всем;
  5. свадебная поэзия представляет собой исключительно сложную систему, в которой нашли отражение различные этапы истории брака и семьи. Свадебная поэзия осетин, как и у других народов, синкретически связана со свадебной обрядностью, ориентированной на создание благополучной, счастливой и многодетной семьи;
  6. причитания - это поэтико-драматические произведения эпического склада со свойственными им чертами, символикой, клишированностью образов, поэтических приемов выражения человеческих чувств и переживаний, вызванных смертью человека. В причитаниях отражены рудименты древних верований, культов, обычаев. По сравнению с другими поэтически­ми жанрами фольклора им в большей степени характерна импровизация, ибо в каждом плаче содержатся мотивы, единственные для этого случая;
  7. трудовая поэзия зародилась в глубокой древности. Она сопровождала выполнение различных видов трудовой деятельности и служила главным образом для организации ритма, способствующего выполнению синхронных движений, наполняла тяжелый труд эстетическим содержанием;
  8. историко-героические песни - это эпические, лиро-эпические, а нередко и лирические произведения, отразившие конкретные исторические факты из жизни народа, а также деятельность отдельных реальных личностей. В них значительно глубже, чем в других поэтических жанрах фольклора, раскрывается психология, переживания и мотивы действий и поступков персонажей. Являясь «нравственным сводом» этноса, историко-героические песни рассматриваются в свете современной аксиологии, т.е. с точки зрения их ценностно-эстетической природы, что постигается через выявление многоуровневой информационной направленности песенных текстов;
  9. народная лирическая поэзия богата жанровыми разновидностями. В ней внутреннее состояние лирического героя раскрывается путем непосредственного выражения его чувств, мыслей, впечатлений, настроений. В центре лирической поэзии находятся мотивы переживания, радости, страдания, любви. Развиваясь длительное время, осетинская народная лирическая песня выработала свою форму, образную систему, свою композицию, дающую возможность выражать то или иное эмоциональное состояние лирического героя;
  10. песенный фольклор, зародившийся в глубокой древности, претерпел существенную эволюцию, создал за длительный период своего функционирования стадиальную и разноуровневую систему художественно-эстетического мышления этноса.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Бекоев В.И. Песенный фольклор в системе традиционной культуры осетин. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2009. - 370 с.

2.Бекоев В.И. Хетæгкаты Къоста астæуыккаг скъолайы. Владикавказ, 1999.-167 с.

Учебно-методические пособия

3.Бекоев В.И. Изучение фольклорных произведений на уроках литературы в осетинской школе. Орджоникидзе: Ир, 1982. — 86 с.

4.Бекоев В.И. Брытъиаты Ебыздыкъойы цард æмæ сфæлдыстад астæуккаг скъолайы. Владикавказ, 1995. - 114 с.

Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, утвержденных ВАК Минобрнауки РФ

5.Бекоев В.И. Христианизированное божество Уастырджи в образной системе мифологической поэзии осетин//Известия Российского гос.пед. университета имени А.И. Герцена. № 9(47). СПб., 2007. - С. 67-72.

6.Бекоев В.И. О жанровой природе историко-героических песен осетин//Культурная жизнь Юга России. № 4(29). Краснодар, 2009. - С.99-102.

7.Бекоев В.И. Похоронные обряды и причитания осетин//Вестник Пятигорского гос. лингвистического университета. № 4. Пятигорск, 2008. -С.238-245.

8.Бекоев В.И. Отражение истории средневековой Алании в песне «Задалеская нана»//Культурная жизнь Юга России. № 1(30). Краснодар, 2009. - С. 83-86.

9.Бекоев В.И. Изображение божества Уацилла в мифологической поэзии осетин// Вестник Пятигорского гос.лингвистического университета. № 1. Пятигорск, 2009. - С. 212-216.

10.Бекоев В.И. Поэзия осетинских свадебных обрядов//Вестник Пятигорского гос. лингвистического университета. № 2. Пятигорск, 2009. —С. 284-291.

11.Бекоев В.И. Осетинские историко-героические песни с абреческой тематикой// Гуманитарные исследования. № 2(30). Астрахань, 2009. -С. 155-161.

Статьи в других российских научных изданиях

12.Бекоев В.И. О некоторых особенностях народной лирики осетин// История и философия культуры: актуальные проблемы. Сборник научных трудов. Владикавказ, 2004. -С. 71-85.

13.Бекоев В.И. Трудовые песни осетин//История и философия культуры: актуальные проблемы. Владикавказ, 2005. - С. 39-60.

14.Бекоев В.И. К вопросу изучения фольклорных произведений на уроках литературы в осетинской школе//Преподавание родных языков и литератур в национальной школе. М., 1974. - С. 109-120.

15.Бекоев В.И. Уырыссаг фысджыты уацмыста фольклорон мотивы ахуыр каныны сайраг мадзалта//Мах дуг. 1974. № 4. - С. 90-101.

16.Бекоев В.И. Проблемы системного изучения произведений фольклора в трудах выдающихся педагогов//Системность в учебно-воспитательном процессе. Орджоникидзе, 1983.-С. 131-145.

17.Бекоев В.И. Поэзия народной мудрости//Ногдзау. 1985. № 4. -С. 73-80.

18.Бекоев В.И. Брытъиаты Ебыздыхъойы драмæ «Амыран»-ы фольклорон бындур// Брытъиаты Елбыздыхъо царды. Владикавказ, 1998. - С. 181-191.

19.Бекоев В.И. Пастушеские песни осетин//История и философия культуры: актуальные проблемы. Владикавказ, 2006. - С. 166-184.