Научная тема: «ПРОСОДИЯ КАК ФАКТОР СТИЛЕОБРАЗОВАНИЯ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ФОНЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОЙ СЦЕНИЧЕСКОЙ И СПОНТАННОЙ РЕЧИ)»
Специальность: 10.02.04
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Порождение монолога в сценической и спонтанной речи определяется различиями в ситуациях общения, различной мотивацией и протекает по различным моделям порождения.
  2. Композиция сценических и спонтанных монологов имеет трехчастное строение и в каждом монологе принимает один из трех видов: положение - изложение - обобщение; причина - следствие - вывод; рамочная композиция. Каждая композиционная схема определяет местоположение тематико-смыслового центра в монологе.
  3. Действенный анализ языковых средств может быть достигнут только на уровне текста, который структурно представляет собой одну или несколько диктем, объединенных между собой единством замысла и иерархией подтем. Диктема является основной текстовой единицей, обладающей всеми признаками текста, и основной единицей в иерархии единиц языка по теории М.Я. Блоха (фонема - морфема - лексема - денотема - пропозема - диктема). Дистантные связи между диктемами и их интеграция в единый текст осуществляются посредством ключевых (тематических) слов, просодическими способами выделения которых являются тональные изменения, повышение громкости и замедление темпа речи.
  4. Сценические и спонтанные монологи, независимо от тематики и вида композиции, содержат тематико-смысловые центры как участки монологического текста, являющиеся концентрированным выражением главной мысли и тематического содержания монолога и несущие основную смысловую нагрузку, и экспрессивно выделенные участки, которые конституируются из лексем и фразем, предназначенных для передачи интеллектуальной и модально-эмоциональной информации и воздействия на адресата. В просодическом оформлении тематико-смысловых центров и экспрессивно выделенных участков используются тональные, динамические и временные параметры, однако в различном соотношении, что позволяет создавать пик одного или другого.
  5. Сценический монолог как речь персонажей спектакля или фильма обладает следующими особенностями: разговорность, выразительность и действенность. Спонтанный монолог как разговорная речь в этой форме имеет следующие особенности: естественность, аффективность (эмоциональная окрашенность), бытовой характер тематики. На просодическом уровне эти особенности проявляются различной комбинаторикой просодических средств, что создает определенную стилистическую специфику монологов.
  6. Диктема является основной просодической единицей строя звучащего монологического текста. Ее интонационная стилизация создается под воздействием экстралингвистических факторов. К фонетическим средствам ее стилизации относятся делимитация, акцентуация ключевых (тематических) слов, тематико-смысловых центров и экспрессивно выделенных участков. К текстовым факторам стилизации диктемы относятся: тематика и композиция, местоположение диктемы в начале, в середине или в конце монолога, которые позволяют формировать различные интонационные модели.
  7. Индивидуальный стиль говорящего в сценической и спонтанной речи является важнейшим фактором стилизации диктемы и монолога в целом, что проявляется в особенностях делимитации, акцентуации, способах оформления тематико-смысловых центров и экспрессивно выделенных участков, особенностях композиции.
Список опубликованных работ
Монография и учебно-методические пособия:

1.Великая Е.В. Просодия в стилевой дифференциации языка. – М.: «Прометей» МПГУ, 2009. - 256 с. (16 п.л.)

2.Великая Е.В. Спонтанная и сценическая монологическая речь: особенности порождения, просодического оформления, реализации воздействия на адресата (методические указания по спецкурсу по фоностилистике). – М.: МГУПС (МИИТ), 1997. – 33 с. (2 п.л.)

3.Великая Е.В. Фонетический практикум по английскому языку для неспециальных факультетов университетов и педвузов (со спецификой «Экономика и бизнес»). – М.: МПГУ, 2009. – 51 с. (3, 2 п.л.)

Научные статьи и тезисы докладов:

4.Великая Е.В. О диктемном членении некоторых видов монологического текста//Вестник Российского университета дружбы народов. - № 5. - Вопросы образования: языки и специальность. – М.: Изд-во РУДН, 2007. – С. 5-9. (0,4 п.л.)

5.Великая Е.В. О фоностилистических особенностях сценической речи//Вестник Московского университета. - № 1. - Лингвистика и межкультурная коммуникация. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – С. 43-55. (0,8 п.л.)

6.Великая Е.В. О некоторых категориальных признаках сценического монологического текста//Вестник Российского университета дружбы народов. - № 2. - Вопросы образования: язык и специальность. – М.: Изд-во РУДН, 2008. – С. 20-27. (0,6 п.л.)

7.Великая Е.В. О некоторых просодических средствах стилизации диктемы в сценическом монологе//Вестник МГОУ. Серия «Лингвистика». - № 3. – М.: Изд-во МГОУ, 2008. – С. 23-31. (0,9 п.л.)

8.Великая Е.В. О некоторых просодических средствах стилизации диктемы в спонтанном монологе//Вестник МГОУ. Серия «Лингвистика». - № 4. – М.: Изд-во МГОУ, 2008. – С. 34-42. (0,9 п.л.)

9.Великая Е.В. О некоторых категориальных признаках спонтанного монологического текста//Преподаватель. XXI век. - № 3. – М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2008. – С. 107-113. (0,6 п.л.)

10.Великая Е.В. О фоностилистических особенностях спонтанной речи//Вестник Московского университета. - № 6. - Филология. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – С. 130-137. (0,7 п.л.)

11.Великая Е.В. О некоторых аспектах порождения и реализации сценического и спонтанного монолога. Рукопись деп. в ИНИОН РАН № 46422 от 10.04.92//Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Языкознание. № 9-10, 1992. – 19 с. (1,2 п.л.)

12.Великая Е.В. Психологические и психофизические основы порождения сценического и спонтанного монологов//Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков. Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. – М., 1993. – 2 с. (0,1 п.л.)

13.Великая Е.В. Некоторые аспекты сходства и различия сценического и спонтанного монологов. Рукопись деп. в ИНИОН РАН № 48851 от 18.01.94//Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Языкознание. № 3, 1994. – 8 с. (0,5 п.л.)

14.Великая Е.В. Об особенностях смысловой структуры монолога в сценической и спонтанной речи и реализации в нем функции воздействия. Рукопись деп. в ИНИОН РАН № 53230 от 22.01.98//БУ ИНИОН РАН. Депонированные работы. № 7, 1998. Языкознание. – 13 с. (0,8 п.л.)

15.Великая Е.В. О некоторых законах и условиях построения монологического текста в сценической и спонтанной речи. Рукопись деп. в ИНИОН РАН № 53231 от 22.01.98//БУ ИНИОН РАН. Депонированные работы. № 7, 1998. Языкознание. – 13 с. (0,8 п.л.)

16.Великая Е.В. Монологический текст в системе коммуникации и массовой коммуникации//Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики. Сб. научн. тр. Вып. 4. – М.: “Прометей” МПГУ, 2005. – С. 23-28. (0,4 п.л.)

17.Великая Е.В. Некоторые особенности построения художественного монологического текста//Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики. Сб. научн. тр. Вып. 4. – М.: “Прометей” МПГУ, 2005. – С. 28-32. (0,3 п.л.)

18.Великая Е.В. О демократизации языка средств массовой коммуникации//Современные проблемы преподавания иностранных языков в школе и вузе. Материалы научно-практ. семинара. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2006. – С. 46-50. (0,3 п.л.)

19.Великая Е.В. О некоторых тенденциях в развитии современной английской устной речи//Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики. Сб. научн. тр. Вып. 5. – М.: «Прометей» МПГУ, 2006. – С. 20-24. (0,2 п.л.)

20.Великая Е.В. О норме и ненорме в современной английской речи//Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики. Сб. научн. тр. Вып. 5. – М.: «Прометей» МПГУ, 2006. – С. 25-27. (0,3 п.л.)

21.Великая Е.В. О месте устной речи в системе национального языка//Проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. Сб. научн. тр. Вып. 8. – СПб: СПГУЭФ, 2007. – С. 144-147. (0,2 п.л.)

22.Великая Е.В. О некоторых особенностях художественного и нехудожественного текста//Современные аспекты преподавания иностранных языков в школе и вузе. Материалы научно-практ. конф. – М.: Изд-во ООО «Ритм», 2007. – С. 25-28. (0,3 п.л.)

23.Великая Е.В. Психология восприятия текста и его интерпретация. Прагматическая составляющая коммуникативной ситуации// Современные аспекты преподавания иностранных языков в школе и вузе. Материалы научно-практ. конф. – М.: Изд-во ООО «Ритм», 2007. – С. 29-32. (0,3 п.л.)

24.Великая Е.В. О некоторых категориях текста//Инновационные проекты в языковом образовании. – М.: Центр по изучению взаимодействия культур ФИЯР, 2007. – С. 242-246. (0,3 п.л.)

25.Великая Е.В. О стилях языка и речи. Функциональные стили и фонетические стили//Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики. Сб. научн. тр. Вып. 6. – М.: «Прометей» МПГУ, 2007. – С. 41-45. (0,4 п.л.)

26.Великая Е.В. Дискурс как процесс вербализации текста в контексте. Особенности контекста в художественном произведении и повседневной речи//Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики. Сб. научн. тр. Вып. 6. – М.: «Прометей» МПГУ, 2007. – С. 46-51. (0,4 п.л.)

27.Великая Е.В. Pronunciation errors: is it possible to combat them?//Homo Loquens: актуальные вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков. – СПб: Изд-во «НИВА», 2009. - С. 124-131. (0,4 п.л.)

28.Великая Е.В. О современном взгляде на речевое воздействие//Язык, культура, речевое общение. Матер. междунар. конф., посв. 85-летию М.Я. Блоха. – М.: «Прометей» МПГУ, 2009. – С. 118-122. (0,3 п.л.)