- Порождение монолога в сценической и спонтанной речи определяется различиями в ситуациях общения, различной мотивацией и протекает по различным моделям порождения.
- Композиция сценических и спонтанных монологов имеет трехчастное строение и в каждом монологе принимает один из трех видов: положение - изложение - обобщение; причина - следствие - вывод; рамочная композиция. Каждая композиционная схема определяет местоположение тематико-смыслового центра в монологе.
- Действенный анализ языковых средств может быть достигнут только на уровне текста, который структурно представляет собой одну или несколько диктем, объединенных между собой единством замысла и иерархией подтем. Диктема является основной текстовой единицей, обладающей всеми признаками текста, и основной единицей в иерархии единиц языка по теории М.Я. Блоха (фонема - морфема - лексема - денотема - пропозема - диктема). Дистантные связи между диктемами и их интеграция в единый текст осуществляются посредством ключевых (тематических) слов, просодическими способами выделения которых являются тональные изменения, повышение громкости и замедление темпа речи.
- Сценические и спонтанные монологи, независимо от тематики и вида композиции, содержат тематико-смысловые центры как участки монологического текста, являющиеся концентрированным выражением главной мысли и тематического содержания монолога и несущие основную смысловую нагрузку, и экспрессивно выделенные участки, которые конституируются из лексем и фразем, предназначенных для передачи интеллектуальной и модально-эмоциональной информации и воздействия на адресата. В просодическом оформлении тематико-смысловых центров и экспрессивно выделенных участков используются тональные, динамические и временные параметры, однако в различном соотношении, что позволяет создавать пик одного или другого.
- Сценический монолог как речь персонажей спектакля или фильма обладает следующими особенностями: разговорность, выразительность и действенность. Спонтанный монолог как разговорная речь в этой форме имеет следующие особенности: естественность, аффективность (эмоциональная окрашенность), бытовой характер тематики. На просодическом уровне эти особенности проявляются различной комбинаторикой просодических средств, что создает определенную стилистическую специфику монологов.
- Диктема является основной просодической единицей строя звучащего монологического текста. Ее интонационная стилизация создается под воздействием экстралингвистических факторов. К фонетическим средствам ее стилизации относятся делимитация, акцентуация ключевых (тематических) слов, тематико-смысловых центров и экспрессивно выделенных участков. К текстовым факторам стилизации диктемы относятся: тематика и композиция, местоположение диктемы в начале, в середине или в конце монолога, которые позволяют формировать различные интонационные модели.
- Индивидуальный стиль говорящего в сценической и спонтанной речи является важнейшим фактором стилизации диктемы и монолога в целом, что проявляется в особенностях делимитации, акцентуации, способах оформления тематико-смысловых центров и экспрессивно выделенных участков, особенностях композиции.
1.Великая Е.В. Просодия в стилевой дифференциации языка. – М.: «Прометей» МПГУ, 2009. - 256 с. (16 п.л.)
2.Великая Е.В. Спонтанная и сценическая монологическая речь: особенности порождения, просодического оформления, реализации воздействия на адресата (методические указания по спецкурсу по фоностилистике). – М.: МГУПС (МИИТ), 1997. – 33 с. (2 п.л.)
3.Великая Е.В. Фонетический практикум по английскому языку для неспециальных факультетов университетов и педвузов (со спецификой «Экономика и бизнес»). – М.: МПГУ, 2009. – 51 с. (3, 2 п.л.)
Научные статьи и тезисы докладов:
4.Великая Е.В. О диктемном членении некоторых видов монологического текста//Вестник Российского университета дружбы народов. - № 5. - Вопросы образования: языки и специальность. – М.: Изд-во РУДН, 2007. – С. 5-9. (0,4 п.л.)
5.Великая Е.В. О фоностилистических особенностях сценической речи//Вестник Московского университета. - № 1. - Лингвистика и межкультурная коммуникация. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – С. 43-55. (0,8 п.л.)
6.Великая Е.В. О некоторых категориальных признаках сценического монологического текста//Вестник Российского университета дружбы народов. - № 2. - Вопросы образования: язык и специальность. – М.: Изд-во РУДН, 2008. – С. 20-27. (0,6 п.л.)
7.Великая Е.В. О некоторых просодических средствах стилизации диктемы в сценическом монологе//Вестник МГОУ. Серия «Лингвистика». - № 3. – М.: Изд-во МГОУ, 2008. – С. 23-31. (0,9 п.л.)
8.Великая Е.В. О некоторых просодических средствах стилизации диктемы в спонтанном монологе//Вестник МГОУ. Серия «Лингвистика». - № 4. – М.: Изд-во МГОУ, 2008. – С. 34-42. (0,9 п.л.)
9.Великая Е.В. О некоторых категориальных признаках спонтанного монологического текста//Преподаватель. XXI век. - № 3. – М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2008. – С. 107-113. (0,6 п.л.)
10.Великая Е.В. О фоностилистических особенностях спонтанной речи//Вестник Московского университета. - № 6. - Филология. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – С. 130-137. (0,7 п.л.)
11.Великая Е.В. О некоторых аспектах порождения и реализации сценического и спонтанного монолога. Рукопись деп. в ИНИОН РАН № 46422 от 10.04.92//Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Языкознание. № 9-10, 1992. – 19 с. (1,2 п.л.)
12.Великая Е.В. Психологические и психофизические основы порождения сценического и спонтанного монологов//Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков. Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. – М., 1993. – 2 с. (0,1 п.л.)
13.Великая Е.В. Некоторые аспекты сходства и различия сценического и спонтанного монологов. Рукопись деп. в ИНИОН РАН № 48851 от 18.01.94//Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Языкознание. № 3, 1994. – 8 с. (0,5 п.л.)
14.Великая Е.В. Об особенностях смысловой структуры монолога в сценической и спонтанной речи и реализации в нем функции воздействия. Рукопись деп. в ИНИОН РАН № 53230 от 22.01.98//БУ ИНИОН РАН. Депонированные работы. № 7, 1998. Языкознание. – 13 с. (0,8 п.л.)
15.Великая Е.В. О некоторых законах и условиях построения монологического текста в сценической и спонтанной речи. Рукопись деп. в ИНИОН РАН № 53231 от 22.01.98//БУ ИНИОН РАН. Депонированные работы. № 7, 1998. Языкознание. – 13 с. (0,8 п.л.)
16.Великая Е.В. Монологический текст в системе коммуникации и массовой коммуникации//Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики. Сб. научн. тр. Вып. 4. – М.: “Прометей” МПГУ, 2005. – С. 23-28. (0,4 п.л.)
17.Великая Е.В. Некоторые особенности построения художественного монологического текста//Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики. Сб. научн. тр. Вып. 4. – М.: “Прометей” МПГУ, 2005. – С. 28-32. (0,3 п.л.)
18.Великая Е.В. О демократизации языка средств массовой коммуникации//Современные проблемы преподавания иностранных языков в школе и вузе. Материалы научно-практ. семинара. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2006. – С. 46-50. (0,3 п.л.)
19.Великая Е.В. О некоторых тенденциях в развитии современной английской устной речи//Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики. Сб. научн. тр. Вып. 5. – М.: «Прометей» МПГУ, 2006. – С. 20-24. (0,2 п.л.)
20.Великая Е.В. О норме и ненорме в современной английской речи//Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики. Сб. научн. тр. Вып. 5. – М.: «Прометей» МПГУ, 2006. – С. 25-27. (0,3 п.л.)
21.Великая Е.В. О месте устной речи в системе национального языка//Проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. Сб. научн. тр. Вып. 8. – СПб: СПГУЭФ, 2007. – С. 144-147. (0,2 п.л.)
22.Великая Е.В. О некоторых особенностях художественного и нехудожественного текста//Современные аспекты преподавания иностранных языков в школе и вузе. Материалы научно-практ. конф. – М.: Изд-во ООО «Ритм», 2007. – С. 25-28. (0,3 п.л.)
23.Великая Е.В. Психология восприятия текста и его интерпретация. Прагматическая составляющая коммуникативной ситуации// Современные аспекты преподавания иностранных языков в школе и вузе. Материалы научно-практ. конф. – М.: Изд-во ООО «Ритм», 2007. – С. 29-32. (0,3 п.л.)
24.Великая Е.В. О некоторых категориях текста//Инновационные проекты в языковом образовании. – М.: Центр по изучению взаимодействия культур ФИЯР, 2007. – С. 242-246. (0,3 п.л.)
25.Великая Е.В. О стилях языка и речи. Функциональные стили и фонетические стили//Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики. Сб. научн. тр. Вып. 6. – М.: «Прометей» МПГУ, 2007. – С. 41-45. (0,4 п.л.)
26.Великая Е.В. Дискурс как процесс вербализации текста в контексте. Особенности контекста в художественном произведении и повседневной речи//Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики. Сб. научн. тр. Вып. 6. – М.: «Прометей» МПГУ, 2007. – С. 46-51. (0,4 п.л.)
27.Великая Е.В. Pronunciation errors: is it possible to combat them?//Homo Loquens: актуальные вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков. – СПб: Изд-во «НИВА», 2009. - С. 124-131. (0,4 п.л.)
28.Великая Е.В. О современном взгляде на речевое воздействие//Язык, культура, речевое общение. Матер. междунар. конф., посв. 85-летию М.Я. Блоха. – М.: «Прометей» МПГУ, 2009. – С. 118-122. (0,3 п.л.)