Научная тема: ««МАЛАЯ ПРОЗА» АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА (КОНТЕКСТЫ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КОНСТАНТЫ)»
Специальность: 10.01.01
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Платоновский мир представляет собой целостность, а писатель имел единый нравственно-творческий подход ко всем сферам своей жизнедеятельности и решал единые задачи как в литературе, так и в инженерной сфере. Жизнетворчество определяет его индивидуальность и дает ключ к пониманию его позиции.
  2. Малая и незавершенная проза Платонова есть генеративное ядро, источник идей, приемов, образов, запускающий механизмы актуализации, идентификации, конституирования смысла крупных произведений и творчества в целом. В отличие от традиционного читательского восприятия эстетической целостности текста, для автора понимание такового как поля художественной и внехудожественной деятельности было единым.
  3. Ряд неоконченных набросков писателя можно расценить художественно самодостаточными и исчерпанными с точки зрения актуальной для того времени проблематики; они оказываются структурно-содержательно соизмеримыми с завершенными произведениями.
  4. C самого раннего этапа творчества Платонова выявляется типология основных устойчивых сюжетных схем и героев. Образы героев отмечены разной степенью активности, это свойство у него не социально, а экзистенционально детерминировано и не является оценочным. Герои изначально и на протяжении всего творчества не делятся на положительных и отрицательных.
  5. Выявленная типология присутствует уже на структурном уровне чернового наброска (а иногда уже и на этапе заглавия) и может считаться системообразующим фактором, позволяющим установить критерий изоморфности на разных художественных уровнях. Рукописное наследие Платонова изобилует фрагментами, сюжетно и образно изоморфными завершенным произведениям. Так же его короткие жанровые формы изоморфны крупным.
  6. Сюжеты и образы Платонова проницаемы для внетекстовой реальности, на разных художественных уровнях содержат следы «нормативного идеологического фона» времени и собственной биографии. Писатель апеллировал к классическому наследию, определенным кодам и концептам эпохи, подвергая их эстетическому исследованию, и, в зависимости от выполняемой ими функции, превращал их либо в смыслообразующие центры текста, либо в травестийные комические детали. В то же время, как на уровне художественного языка, так и на уровне художественного обобщения обозначается известный принцип амбивалентности - любой изображенный факт, любой характер, любое действие не имеют аксиологической окончательности и могут быть расценены двояко.
  7. Особенности существования творческой личности в тоталитарную эпоху диктовали специфические формы выживания и способы «не оставаться перед эпохой безответными». Опыт сотрудничества писателей с властью давал зачастую более объемное отражение современной жизни, чем откровенные диссидентские протесты. Творчество Платонова и Зощенко - это сложное соотношение искреннего служения своему государству и невозможности переступить через внутренние этические принципы.
  8. Заглавие для Платонова - особый микротекст, способный нести в себе самостоятельный идейно-образный замысел. Поскольку заглавие, как рамочный компонент, является наиболее близким к прямому самовыражению художника, контекстный фактор в формировании заглавия дает важные характеристики писательской позиции и представление о направлениях авторского замысла; кроме того, позволяет продемонстрировать плодотворность контекстного анализа на уровне поэтики.
  9. Эволюция героя Платонова выстраивается в соответствии с историческими изменениями, с одной стороны, с другой - коррелирует с собственно стилевыми метаморфозами. Ее линия может быть обозначена следующим образом: от подвижника-преобразователя (неповторимая платоновская манера повествования) к «возрожденческому» человеку эпохи «Счастливой Москвы», стремящемуся к реализации разного рода небывалых новаторских замыслов (насыщение текста лексическими знаками эпохи 1930-х годов); затем - возвращение к служению «ближнему» (обретение «аполлонийского» стиля, лишенного «странностей» и излишеств).
Список опубликованных работ

1.Монография: Малая проза А. Платонова и М. Зощенко в историческом и литературном контексте (1930 – 1940 гг.). СПб.: Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2007. 124 с. (7,75 п.л.). ISBN 979-5-8290-0720-1

2.Учебное пособие: Принципы контекстного анализа произведения (на материале отрывка А. Платонова «Македонский офицер») // Программы курсов по выбору и дисциплин регионального компонента. Сборник учебных программ. СПб.: Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2007. 136 с. С. 89 – 94.

Статьи:

3.Научная конференция, посвященная 90-летию со дня рождения А. Платонова (Пушкинский Дом, 9-10 октября 1989 г.) [Хроника, включающая изложение доклада «Рукописное наследие А. Платонова в Пушкинском Доме»] // Русская литература. 1990. № 2. С. 258-263. *

1.А. Платонов о «первопричине деревенской дикости» // Проблемы развития русской литературы 19-20 вв.: Тезисы научн. конф. молодых ученых и специалистов 18-19 апреля 1990 года / ИРЛИ АН СССР. Л.: Наука, 1990. С. 49-50.

2. «Человек и есть сюжет» [Публикация рукописей А. Платонова, комментарии и предисловие] // Русская литература. 1993. № 3. С. 141-148.

3.Рукописное наследие Андрея Платонова в Пушкинском Доме. [Вступ. ст., подгот. текста, примеч. к повести «Македонский офицер», повести-были «Умственный хутор», рассказу «Колодезь», очеркам «Победим ли мы засуху?», циклу «Наука, техника, мастерство» (очерки «Индустриализация деревни», «Силовой газ из торфа»), «Плану романа «Зреющая звезда», «Примечаниям к рассказу «Песчаная учительница» – для раскрытия его сюжетной стороны», «Сведениям технического и съемочного порядка для постановки «Песчаной учительницы»] // Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. (Кн. 1) . СПб.: Наука, 1995. 360 с. С. 207-264.

4.Русское сознание в творчестве А. Платонова // Вестник Рос. гуманитарного научного фонда. 1996. № 4. С. 147-154.

5.«Мелкий случай из писательской жизни» (М. Зощенко и читатели») // Михаил Зощенко. Материалы к творческой биографии. Кн. 1. СПб.: Наука, 1997. 240 с. С. 221-226.

6.Неизвестный Платонов // Звезда. 1999. № 8. С. 112-117.

7. Из ранних опытов. Публикация отрывка «Земля». [Подгот. публ., примеч.] // Платонов-Град: Лит. приложение к газ. «Воронежский курьер». Воронеж. 1999. 1 сент.

8.Малая проза Платонова [Пуб. отрывков «Земля», «Ленинград», «Феодал», «Материалы к “Джан”», «Черноногая девчонка», рассказов «Теченье времени», «Московская скрипка», «Григорий Хромов/Великий человек», вступ. ст., прим.] // Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. Кн. 2. СПб.: Наука, 2000. 320 с. С. 254 – 318.

9.Рассказ «Черноногая девчонка» и его историко-литературный контекст. Статья и публикация (материалы из семейного архива и РО ИРЛИ РАН) // «Страна философов» Андрея Платонова. Вып. 4. М.: ИМЛИ РАН, 2000. 958 с. С. 805-814.

10.«Другое небо Андрея Платонова» (Теософские включения миросознания писателя) // Православная беседа. 2000. № 3. С. 37-42.

11.«Аполлоническо-дионисийское» начало в произведениях А. Платонова второй половины 30-х годов. (К вопросу об эволюции поэтики) // Осуществленная возможность: А. Платонов и ХХ век. Воронеж, 2001. 256 с. С. 140-146.

12.«Письмо написано, отправлено …» (М.Зощенко и читатели) // Михаил Зощенко. Материалы к творческой биографии. Кн. 2. СПб.: Наука, 2001. 376 с. С. 344-350.

13.«Моя родина – моя тоска на сердце» (А. Платонов) // Материк Россия (слово о русской словесности). СПб, 2002. 298 с. С. 95-115.

14.Поэтика заглавия рассказа «Черноногая девчонка» // «Страна философов» Андрея Платонова. Вып. 5. М.: ИМЛИ РАН, 2003. 984 с. С. 582- 588.

15.Духовные контексты творчества Андрея Платонова // Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. Кн. 3. СПб.: Наука, 2004. 560 с. С. 33-61.

16. [Предисловие, комментарии, публикация рукописных материалов А.Платонова из РО ИРЛИ] // Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. Кн. 3. СПб.: Наука, 2004. 560 с. С.458-460, 464-353.

17.Жанрово-стилевая динамика в русской литературе 30-х гг. // Жанры в историко-литературном процессе. Вып. 2. СПб., 2004. 210 с. С.83-90.

18.Религиозные контексты творчества А. Платонова // Роман А. Платонова «Чевенгур». Авторская позиция и контексты восприятия. Воронеж, 2004. 224 с. С. С.166-178.

19.Роль номинации «черный» в идейно-образной системе рассказа А. Платонова «Черноногая девчонка» // Свет и цвет в славянских языках. Melbourne, 2004. 260 с. С. 23 – 34.

20.К вопросу о традициях Серебряного века в «Чевенгуре» // «Страна философов» Андрея Платонова. Вып. 6. М.: ИМЛИ РАН, 2005. 689 с. С. 98-103.

21.Социально-психологические предпосылки жанровой эволюции в творчестве А. Платонова второй половины 1930-х гг. // Жанры в историко-литературном процессе. Вып. 3. Уч. пособие. СПб., 2005. 144с. С. 83-90.

22.Время и место действия в отрывке А. Платонова «Македонский офицер». Исторический и биографический контексты // Пушкинские чтения – 2006. Поэтика образов времени и пространства в художественном произведении. Материалы ХI Международной научной конференции. СПб, 2006, 332 с.. С. 139-142.

23.Основные типы заглавий и пути их формирования в малых жанрах А. Платонова // Вестник Томского государственного университета. № 291, июнь 2006. Томск, 2006, 392. С. 307-310.

24.Про «знатных» и «счастливых»: Лексические стратегии А. Платонова и речевая практика 1930-х годов// Русская литература в формировании современной языковой личности. Санкт-Петербург, 24-27 октября 2007 г., СПб, 2007, 560 с. С. 458-464.

25.Фрагмент как жанровая единица метатекста Андрея Платонова // Пушкинские чтения 2007, Малая проза: жанры, авторы, стили. Материалы ХП Международной научной конференции, СПб., 396 с. С. 162 – 168.

26.Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в публицистике А. Платонова 1920-1930-х годов // Материалы межрегиональной научно-практической конференции IV Кирилло-Мефодиевские чтения «Проблемы науки и практики – 2007». Луга, 2007. 150 с. С. 143-148.

27.Тенденции неоклассицизма в романе А. Платонова «Счастливая Москва» // Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. Кн. 4. СПб.: Наука, 2008. 320 с. С. 120-135.

28.Концепт «возвращенной молодости» в советской литературе // Русская литература в мировом культурном и образовательном пространстве. Санкт-Петербург, 15 – 17 октября 2008 г. // Новое в истории русской литературы. Теоретико-методологические проблемы литературоведения. Литература ХХ-ХХ1 вв. Смена аксиологической парадигмы? СПб., 2008. 428 с. С. 321-236.

29.Типология героя и конфликта в малой прозе А. Платонова 1920-1930-х годов // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Научный журнал. Сер.: Филология. СПб., 2008. № 2 (12). 176 с. С. 81-89. (В соавт. с С. А. Филипповым.)

30.Ювенильный миф в прозе А. Платонова // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Научный журнал. Сер.: Филология. СПб., 2008. № 1 (9). 184 с. С. 92-99.

31.Лексико-семантические доминанты в прозе А. Платонова 1930-х годов // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Научный журнал. Сер.: Филология. СПб, 2008. № 1 (9). 184 с. С. 109 – 118.

32. Художественная эсхатология советской литературы (А. Платонов и М. Булгаков) // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Научный журнал. Сер.: Филология. СПб., 2008. № 2 (12). С. 90-98.

33.Жизнетворчество и метатекст: случай Зощенко // Русская литература. 2008. № 2. С. 188-202.

34. Колористические номинации и способы формирования образов в отрывке А. Платонова «Черноногая девчонка» // Пушкинские чтения – 2008. Малая проза: жанры, авторы, стили. Материалы ХIII Международной научной конференции. СПб., 2008. 352 с. С. 104 – 111. (В соавт. с С.А. Филипповым.)

35.Эмоционально-смысловые доминанты в произведениях советской литературы 1940-х годов (М. Зощенко и А. Платонов) // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Научный журнал. Сер.: Филология. СПб, 2008. № 4 (16). С. 145-153 .

36.Андрей Платонов о природопользовании // Природа в художественном слове. Идеи и стиль. СПб.: Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2008. 220 с. С. 171 – 179.

37.Основные тенденции замысла незавершенной пьесы А. Платонова «Взыскание погибших» и мировой исторический контекст // Мир человека. СПб. Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2009. С. 98-114.

38.Устойчивые мотивы в пьесе А. Платонова «Добрый Тит» // Проблемы детской литературы и фольклор. Петрозаводск, 2009. 348 с. С. 65-74.