Научная тема: «ОТ РУССКОЙ КОМИЧЕСКОЙ ОПЕРЫ К «РАННЕМУ» ВОДЕВИЛЮ: ГЕНЕЗИС, ПОЭТИКА, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЖАНРОВ (СЕРЕДИНА XVIII В. – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XIX В.)»
Специальность: 10.01.01
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Жанр русской комической оперы имел глубокие национальные корни. Уже к началу XVIII в., т.е. до появления в России иностранных комических опер, здесь на богатом фундаменте обрядовости, приемах народного театра, устойчивых циклах лирических, шуточно-сатирических, рекрутских песен были созданы надежные предпосылки для формирования жанра русской комической оперы. К жанрообразующим моментам, оформившимся еще в ранней русской драматургии (с XVII в.) и ставшими основой жанра комической оперы, относятся: традиция составлять либретто, практика использования кантов и песен как необходимого художественного компонента пьесы, свободное обращение с текстом и музыкой, возможность иных подтекстовок и перенесение кантов и песен из одной пьесы в другую, введение монолога-самохарактеристики персонажа, построение действия на основе сюжетов, связанных с мошенничеством, обманом, игрой на доверии, адюльтером, противопоставление умного слуги глупому помещику, включение в действие интермедийных фарсовых потасовок и комических ситуаций, связанных с непониманием собеседников, становление образов шута или ловкого слуги-Гаера, приказного, цыгана, крестьянина, торговца, стилизация речи персонажей, использование народных пословиц и поговорок, панегирический характер финалов пьес.
  2. Жанр русской комической оперы включает в себя шесть различных жанровых моделей: «межсословная сельская драма», «частно-семейная идиллия», «комедия с песнями», «бытовая хроника», «помпезная сказка с балетом», «опера с пародийными элементами». Смена жанровых моделей русской комической оперы основана на «сцеплении звеньев» и не укладывается в простую линеарную хронологию опер 1770-1780-1790-х гг.
  3. Жанр русской комической оперы был для Екатерины II не «безделкой», а хорошо продуманным масштабным проектом. Пробудив вкус к искусству, тщательно поддерживая его, настойчиво распространяя правила хорошего тона, законодательно закрепляя свои театральные просветительские инициативы, придирчиво подбирая штат настоящих подвижников своих идей и четко определяя их должностные обязанности, императрица и ее подчиненные смогли структурировать нарождающийся творческий процесс. Позволив ставить комические оперы в усадьбах, Екатерина II тем самым расширила не только сферу бытования жанра, но и определила заметную и зависящую от этого жанровую «пестроту» - придворные, городские, домашние спектакли были радикально не похожи друг на друга, рождая индивидуальные жанровые модели. Поддерживая новую систему обучения изящным искусствам (в том числе музыке) в обеих столицах, настойчиво распространяя эту прогрессивную идею не только в духовных или военных, но и в мещанских учебных заведениях, Екатерина II способствовала рождению российской интеллигенции, ставшей и исполнителями, и зрителями, и создателями жанра русской комической оперы. Подготовив из выпускников закрытых учебных заведений исполнительский фундамент для профессионального театра, дающего представления не для узкого придворного круга, а для самого широкого круга зрителей, императрица, укрепив творческие кадры и финансируя постановки русских опер, попыталась контролировать их идеологическую наполняемость, что привело к жанровой трансформации - к водевилю. В 1780-е гг. Екатерина II намеренно прекратила приток и финансирование иностранных оперных трупп, давая отечественной культуре окрепнуть, не создавая «молодому» жанру русской комической оперы излишней иностранной конкуренции. Все говорит о том, что деятельность Екатерины II в этой сфере носила настойчивый, последовательный характер, и ее роль в формировании утверждении в России жанра русской комической оперы была во многом определяющей.
  4. Общими знаменателями для русской комической оперы и «раннего» водевиля являются промежуточная форма оперы-водевиля, жанровая подвижность, единые авторы, приемы, персонажи, сюжеты, темы, параллельное существование сентиментальной и предромантической художественных концепций.
  5. Жанр оперы-водевиля нашел яркое отражение в творчестве А.И. Писарева. Его эстетические и стилистические поиски показательны для своего времени - в них проявилось предромантическое мироощущение. Писарев, специализируясь на водевиле, обновил жанр, расширив круг его тем и образов, значительно пополнил комедийный репертуар русской сцены и,давая обильный материал актеру, способствовал становлению русской актерской школы. Обратившись к водевилю, Писарев выбрал для себя индивидуальную, оптимально подходящую жанровую модель, позволяющую и развлекать (основное действие), иобличать (куплеты).
Список опубликованных работ
I.Научная монография:

1. Немировская И.Д. Творчество А.И. Писарева и историко-литературный процесс первой трети XIX века: Монография. – Самара: ПГСГА, 2008. – 188 с. (12 п.л.).

II.Учебное пособие:

2. Немировская И.Д. Жанр русской комической оперы последней трети XVIII века: Генезис. Поэтика. Эволюция: Учебное пособие. – Самара: СГПУ: Инсома-пресс, 2007. – 97 с. (6, 1 п.л.).

III.Научные статьи, опубликованные в журналах ВАК РФ:

3. Немировская И.Д. В.А. Левшин и традиции русского музыкального театра // Филологические науки.– 1998. – С. 12–19. (0, 5 п.л.).

4. Немировская И.Д. Письмо А.И. Писарева к А.Н. Верстовскому (вст. ст, публ. и прим. И.Д. Немировской // Русская литература. – 2009. – № 9. – С. 120–124. (0, 4 п. л.).

5. Немировская И.Д. Поэтика русской комической оперы XVIII века // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. – Казань: КГУ, 2008. – Т. 150. – С. 38–48. (0, 8 п.л.).

6. Немировская И.Д. Усадебная культура России XVIII века: Находки из семейного архива дворян Соловцовых (с. «Подлесное» Сызранского уезда, Симбирской губернии) // Известия СНЦ РАН – Самара: СНЦ РАН, 2005. – № 2 – С. 30–34. (0, 5 п.л.).

7. Немировская И.Д. Водевилист А.И. Писарев и его литературно-музыкальное окружение // Известия СНЦ РАН – Самара: СНЦ РАН, 2006. – № 2 – С. 63–69. (0, 5 п.л.).

8. Немировская И.Д. Литературные дуэли А.И. Писарева // Известия СНЦ РАН – Самара: СНЦ РАН, 2008. – № 1. – С. 267–275. (0, 7 п.л.).

9. Немировская И.Д. А.И. Писарев в тезаурусе русской культуры первой трети XIX века // Известия СНЦ РАН – Самара: СНЦ РАН, 2008. – №. 2. – С. 275–279. (0, 4 п.л.).

10. Немировская И.Д. Жанровые модели русской комической оперы: «межсосоловная сельская драма» и «частно-семейная идиллия» // Известия СНЦ РАН – Самара: СНЦ РАН, 2010. – №. 1. – 0,8 п.л.

IV. Научные статьи и материалы конференций:

11. Немировская И.Д. Жанр русской комической оперы XVIII века // Содержание образования и становление ноосферы. Культурология в системе образования. Летняя сессия Академии педагогических и социальных наук. – М.; Самара: СГПУ, 1998. – С. 370–377. (0, 5 п.л.).

12. Немировская И.Д. Неопубликованные оперы Н.А. Львова, написанные им для домашнего театра // Проблемы изучения русской литературы XVIII века: Междунар науч.-практ. конф. – СПб. – Самара: СГПУ, 2003. – С. 152–163. (0, 8 п.л.).

13. Немировская И.Д. Образовательная и культурная политика просвещенной монархини Екатерины II и ее роль в формировании и рождении жанра комической оперы в России // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. – СПб.; Самара: СГПУ, 2007. –

С. 151–161.(0, 7 п.л.).

14. Немировская И.Д. Жанр русской комической оперы в контексте русской культуры последней трети XVIII века // Культура и текст: Междунар. науч. конф. – Вып. 1. – Ч. 2. – Барнаул: БГПУ, 1997. – С. 3–4. (0, 25 п.л.).

15. Немировская И.Д. Оперы Н.А. Львова // Гений вкуса – Тверь: ТГУ, 2005. – Сб. 4. – С. 211–221.(0, 8 п.л.).

16. Немировская И.Д. Новые формы придворного и домашнего музицирования в первой половине XVIII века // Ансамблевое исполнительство: традиции, современное состояние, перспективы: Науч.-практ. конф. – Краснодар: КГУКИ, 2007. – С. 60–68. (0, 6 п.л.).

17. Немировская И.Д. Массловский – как псевдоним О. Козловского: Из истории русской культуры конца XVIII – начала XIX веков // М.Н. Муравьев и его время: V республ. науч.-практ. конф. «Литературоведение и эстетика в XXI веке» 23-26 января 2008 г.– Казань: Школа, 2008. – Вып. 5. – Ч. 2. – С. 41–48. (0, 5 п.л.).

18. Немировская И.Д. Генезис жанра русской комической оперы последней трети XVIII века // Проблемы современного изучения русского и зарубежного историко-литературного процесса: XXV Зональная конф. литературоведческих кафедр и Бочкаревские чтения. – Самара: СГПУ, 1996. – С. 30–32. (0, 25 п.л.).

19. Немировская И.Д. Жанр комической оперы XVIII века // Традиции и инновации в преподавании музыкально-педагогических дисциплин. – Самара: СГПУ, 1998. – С. 12–19. (0, 5 п.л.).

20. Немировская И.Д. «Домик в Коломне» А.С. Пушкина как основа либретто оперы-буффа Т.Ф. Стравинского «Мавра» (межвидовые и стилистические отношения в литературе и искусстве XVIII-ХХ веков) // А.С. Пушкин и культура: междунар. науч. конф. – Самара: СГПУ, 1999. – С. 181–184. (0, 4 п.л.).

21. Немировская И.Д. Роль Н.А. Львова в историко-культурном процессе последней трети XVIII века // Психология искусства. Образование и культура. – Самара: СГПУ, 2002. – С. 58–63. (0, 4 п.л.).

22. Немировская И.Д. Начальный период развития искусства театра в России // Прошлое и настоящее музыкальной культуры в трудах самарских музыковедов / Гл. ред. И.Д. Немировская. – Самара: СГПУ, 2002. – С. 72–98 (2 п.л.).

23. Немировская И.Д. Опера Н.А. Львова с музыкой Е.И. Фомина «Ямщики на подставе» // Самарское музыкальное училище сквозь призму поколений: Матер. междунар. науч.-практ. конференции 25–25 ноября 2002 г.: В 2 т. – Самара: СГПУ, 2003. – Т. 1: Науч. ст. – С. 224–241. (1, 5 п.л.).

24. Немировская И.Д. «Сладкодушные утешения» (вокальная музыка русской усадьбы второй половины XVIII – начала XIX вв.) // «PERFORMANCE». – 2006. – № 4 (25). – С. 43–45. (0, 25 п.л.).

25. Немировская И.Д. Предромантические тенденции в творчестве А.И. Писарева // Предромантизм в мировой культуре: Науч.-практ. конф. 12–14 сент. 2008 г. – Самара: СГПУ, 2008. –

С. 49–52 (0, 25 п.л.).

26. Немировская И.Д. Потехи, комедии, интермедии и русская комическая опера // Вестник СГПУ. – Самара: СГПУ, 2008. – С. 117–124. (0, 5 п.л.).

27. Немировская И.Д. Сопряжение жанров русской комической оперы и «раннего» водевиля (1770–1830) // Вестник СГПУ. – Самара: СГПУ, 2008. – С. 107– 117. (0, 8 п.л.).

28. Немировская И.Д. Жанр водевиля-обозрения в творчестве А.И. Писарева // Вестник СГПУ: СГПУ, 2008. – С. 100–107. (0, 5 п.л.).

29. Немировская И.Д. Драматический альбом для любителей театра и музыки на 1826 год // Самарские филологи. К 100-летию Я.А. Ротковича, 2009 – 0, 5 п.л.

30. Комическая опера для императрицы Екатерины II: «Анюта» М.И. Попова // Вестник СГПУ: СГПУ, 2009. – 0, 5 п.л.