- Структура лингвокультурного концепта включает образную, ценностную, ассоциативную, понятийную, этимологическую и историческую составляющие.
- Национально-культурное своеобразие концепта духовной сущности отражается, главным образом, его ассоциативной составляющей и определяется местом, которое имя концепта занимает в языковой системе. Ассоциативная составляющая концепта формируется доминантными ассоциативными отношениями (тематическими, парадигматическими, синтагматическими), в которые вступают языковые репрезентанты концепта.
- Национальная (этническая) концептосфера подразделяется на сегменты - субконцептосферы, связанные между собой ассоциативными связями. Морально-этическая субконцептосфера является основой ценностной модели мира социума и формируется бинарной оппозицией, полюсы которой представляют собой аксиологические категории культуры морально-этического порядка - «добродетели» и «пороки», являющиеся гипонимами универсальных аксиологических категорий «Добро» и «Зло».
- Национально-культурное своеобразие морально-этической концептосферы этноса состоит в специфичности набора ее ценностных доминант, особенностей их структуры и иерархии и может быть выявлено посредством анализа фактов языковой объективации концептов.
- Концепт, с которым все ценностные доминанты субконцептосферы связаны конвергентными ассоциативными связями, является ее ядерным элементом. Дивергентные ассоциативные связи лингвокультурных концептов, входящих в состав субконцептосфер, связывают их между собой и организуют национальную концептосферу.
- Процесс развития структуры морально-этической концептосферы этноса во многом определяется ее инициальным состоянием. При смене национально-культурных ценностных стереотипов, обусловленной изменениями культурно-исторических условий жизни языкового сообщества, состав и иерархические отношения ценностных доминант концептосферы трансформируются. Ядерный элемент, организующий концептосферу, претерпевает изменения структуры, сохраняя при этом свою роль.
- По мере того как доминантные лингвокультурные концепты претерпевают диахронические изменения структуры, происходит процесс их реноминации. Имена, номинирующие концепты в предыдущий исторический период, приобретают новое значение: противоположного оценочного знака либо нейтральное в оценочном отношении. Пейоративизация и мелиорация значений лексических единиц являются наиболее типичными способами кодирования информации об изменении структуры доминантных концептов культуры на уровне семантической структуры отдельных слов.
- Социальные взаимодействия, регулируемые принятыми в культуре морально-этическими нормами, являются основой для образования внеязыковых смыслов, концептуализирующихся в ментальных структурах, которые в дальнейшем служат внеязыковым источником формирования фразеологических значений. Классифицируя наиболее частотно номинируемые фразеологическим фондом языка внеязыковые смыслы, можно сделать достоверные выводы о морально-этических концептах, составляющих основу духовной культуры нации (этноса).
1.Кононова И.В. Генезис британской национальной морально-этической концептосферы сквозь призму языка: Монография. – Уссурийск: Издательство УГПИ, 2009. – 256с. – 13 п.л.
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Российской Федерации:
2.Кононова И.В. Репрезентация морально-этической концептосферы как части общей системы ценностей англосаксонского этноса в дохристианской героической поэзии // Вестник Чувашского университета. – 2006. – №4. – С. 431-438. – 0,8 п.л.
3.Кононова И.В. О структуре и языковой репрезентации этических концептов (на материале концепта соnscience) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 10 (56). – С.68-76. – 0,8 п.л.
4.Кононова И.В Религиозные концепты в языке поэтических памятников англосаксов эпохи утверждения христианских ценностей // Религиоведение. – 2009. – №3. – С.124-130. – 0,8 п.л.
5.Кононова И.В., Руберт И.Б. Становление британской куртуазной морально-этической концептосферы в рамках рыцарской культуры XI-XIV вв. // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2009. – №1 (57). – С. 86-97. – 1,3 п.л., (авторский вклад – 1,1п.л).
6.Кононова И.В. О структуре и языковой репрезентации британского этического концепта «самообладание» // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2009. – №2 (019). – С.36-46. – 1 п.л.
7.Кононова И.В. Отражение британской морально-этической концептосферы периода развития идеологии пуританизма в текстах проповедей // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – 2009. – Выпуск 2. Часть 2. – С. 122-134. – 1,3 п.л.
8.Кононова И.В. Репрезентация британской морально-этической концептосферы периода Реформации в текстах проповедей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. –№ 12 (89) – С.201-213. – 1,2 п.л.
9.Кононова И.В. Репрезентация этических концептов в текстах сонетного цикла У. Шекспира // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – №111. – С. 138-146. – 1п.л.
Статьи в профессиональных журналах и научных сборниках:
10. Кононова И.В. К вопросу о структуре этических концептов (на материале английского языка) // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2005. – №2. – С.140-151. – 0,6 п.л.
11.Кононова И.В. К вопросу о генезисе морально-этических концептосфер в англосаксонской и русской культурах // Актуальные проблемы современной лингвистики: Межвуз. сб. научных трудов. – С.-Пб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. –С.118-132. – 0,8 п.л.
12.Кононова И.В. Проблема определения лингвокультурного концепта// Гуманитарные исследования: Альманах. Выпуск 8. – Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2006. – С.212-220. – 1,2 п.л.
13.Кононова И.В. К вопросу о генезисе морально-этических концептосфер в англосаксонской и русской культурах // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2006. – №4. – С.139-145. – 0,5 п.л.
14.Кононова И.В. Языковая репрезентация англосаксонской морально-этической концептосферы периода утверждения христианских ценностей // Studia Linguistica XVI: Сборник научных статей. – С.-Петербург: Изд-во «Борей Арт», 2007. – С.56-64. – 0,6 п.л.
15.Кононова И.В. О структуре и языковой репрезентации британского этического концепта «Modesty» // Актуальные проблемы современной лингвистики: Межвуз. сб. научн. трудов. – С.-Пб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. –С.91-99. – 0,6 п.л.
Доклады на научных конференциях и другие научные публикации:
16.Кононова И.В. К вопросу о мифопоэтической модели мира как концептуальной основе языка (на материале англ. языка) // Изучение и преподавание иностранных языков в аспекте взаимодействиях культур: Материалы международной научной конференции – Уссурийск, Изд-во УГПИ, 2004. – С. 41-47. – 0,4 п.л.
17.Кононова И.В. О проблеме выявления структуры этических концептов // Язык и культура: проблемы взаимодействия: Материалы международной научной конференции. – Самара: Изд-во СГУ, 2005. – С.84-91. – 0,5 п.л.
18.Кононова И.В. Этические концепты: структура и репрезентация (на материале английского языка) // Проблемы систематики языка и речевой деятельности: Материалы 8-го Регионального научного семинара при ИГЛУ. – Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 2005. – С.141-147. – 0,4 п.л.
19.Кононова И.В. К вопросу о структуре и языковой репрезентации этических концептов (на материале английского языка) // Материалы 8-ой Международной конференции ЛАТЕУМ (Лингвистической ассоциации преподавателей англ. языка МГУ им М.В. Ломоносова) 28-30 сентября 2005г. – М.: КДУ, 2007. – С.140-142. – 0,1 п.л.
20. Кононова И.В. Этические концепты: структура и репрезентация (на примере концепта conscience) // Изучение иностранных языков в аспекте взаимодействия культур: Материалы международной научной конференции.– Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2006. – С. 79-90. – 0,8 п.л.
21.Кононова И.В. К вопросу о структуре и языковой репрезентации концептов абстракций // Язык и общество: Материалы 4-ой международной научной конференции при РГСУ (26-27 октября 2006г.). – Москва: Изд-во РГСУ. – С. 55-56 – 0,1п.л.
22. Кононова И.В. Репрезентация морально-этической концептосферы как части общей системы ценностей англосаксонского этноса в дохристианской героической поэзии // «Федоровские чтения»: Материалы VIII международной юбилейной научной конференции по переводоведению (19-21 октября 2006г.) – С.-Петербург: Изд-во Филологического факультета СПбГУ, 2006. – С.185-186. – 0,1п.л.
23.Кононова И.В. О генезисе морально-этической концептосферы в британской лингвокультуре // Язык и межкультурная коммуникация: Материалы международной научно-практической Интернет-конференции. – Комсомольск-на- Амуре: Изд-во АГПГУ, 2008. – С. 41-52. – 0,6 п.л.
24.Кононова И.В. К проблеме типологизации лингвокультурных концептов // Изучение иностранных языков в аспекте взаимодействия культур: Материалы международной научной конференции.– Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2008. – С. 75-82. – 0,5 п.л.