- В художественном сознании Мережковского, типичного художника-символиста, наличествует индивидуальный миф. Этот миф обуславливается религиозно-философской системой писателя и расчленяется на своеобразную антропологию, отнологию, историософию, христологию и экклезиологию.
- В свою очередь, миф строит всю художественную систему Мережковского (в том числе и образ культуры), иллюстрирует религиозно-философское содержание произведений, определяет конкретные художественные приемы писателя. Ключевыми мифологемами в этой связи являются: богочеловек и богочеловечество ( апокатастазис, «восстановление всего»), теогамия ( богосупружество). Основные приемы, определяющие своеобразие его писательской манеры: антиномичность, тяготение к синтезу, соответствие ( correspondance), повтор, - также вытекают из этого мифа, они неоднократно описывались в критике и литературоведении.
- Образ культуры также раскладывается на определенные составляющие, в нем выделяются герои, культурный фон, ландшафт. На уровне каждой из составляющих происходит взаимодействие ключевых мифологем Мережковского с реальным историко-культурным материалом.
- В изображении легендарного культурного пространства (Атлантиды) миф проявляется наиболее четко. Сама Атлантида является для Мережковского символом; не «корнем» мировой культуры, как у большинства атлантологов, а «производной» от его религиозно-философской системы; через нее проявляются основные мифологемы писателя. При этом Мережковский использует практически все современные ему труды по атлантологии и обращается к основным историческим источникам.
- В изображении реальной культуры ( Египта) Мережковский сначала в документальной прозе разрабатывает те же культурные мифологемы. Их смысл соотносится с общим мифом, а содержание соответствует конкретному историческому материалу. Здесь Мережковский также пользуется или упоминает практически все основные труды по теории и истории египетской культуры своего времени.
- Обоснованные и описанные в документальной прозе о Египте мифологемы переходят в художественную прозу, воплощаясь в самой ткани произведения. Их смысл и содержание не меняется.
- Писатель хорошо знает символистскую традицию изображения Атлантиды и Египта, бытовавшую в русской литературе начала века, и использует ее. В эмиграции он как будто досказал то, что не успели договорить его великие современники Серебряного века, приводя те же мифологемы, наделяя их тем же смыслом и опираясь на те же источники.
- В художественной прозе Мережковский создает свой образ Древнего Египта, моделирует, но и «оживляет» его. Это происходит в результате диалектического взаимодействия: идеи и материала, «теории» и «практики». Текст ритуализируется, слово становится действием. Таким образом, реализуются некоторые теории символизма; Мережковский находит истоки традиции и в египетской культуре.
2. Осьминина Е.А. «Песнь песней смерти» // Известия РАН. Серия литературы и языка. 1994. №3. С. 64–70. ISSN 0321-1711.
3. Осьминина Е.А. Две статьи И. С. Шмелева о А.П. Чехове // Русская речь. 1995. № 1. С. 47–50. ISSN 0131-6117
4. Осьминина Е.А. «Для гения нужна особая свобода» // Литературное обозрение. 1997. № 4. С. 19–37.
5. Осьминина Е.А. «Как часто в горестной разлуке...» // Детская литература. 1997. № 4. С. 14–22.
6. Осьминина Е.А. «Мы объявим… наш Союз Духа существующим…» // Диаспора. 2003. № 5. С. 611–627.
7. Осьминина Е.А. «Русская газета» // Литература Русского зарубежья. 1920–1940. Вып. 3. – М.: ИМЛИ РАН, 2004. С. 124–172.
8. Осьминина Е.А. Европейская культура в восприятии И.С. Шмелева // Наследие И.С. Шмелева: проблемы изучения и издания. – М.: ИМЛИ РАН, 2007. – С. 221–232.
9. Осьминина Е.А. Концепция единства культуры в прозе Д.С. Мережковского // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2008. Вып. 543. C. 142–159. ISBN 978-5-88983-182-2.
10. Осьминина Е.А. Мережковский // Литература Русского зарубежья. 1920–1940. Вып. 4. – М.: ИМЛИ РАН, 2008. – С. 98–143.
11. Осьминина Е.А. Г. Масперо и Д.С. Мережковский //Вестник Московского университета. 2009. № 1. С. 93-106. ISSN 0201-7385. ISSN 0130-0075.
12. Осьминина Е.А. Египетские мотивы в творчестве Д.С. Мережковского/ / Русская речь. 2009. № 2. С. 21-28. ISSN 0131-6117.
13. Осьминина Е.А. ”Атлантидные” мотивы в творчестве Д.С. Мережковского // Русская речь. 2009. № 4. С. 22-25. ISSN 0131-6117.
14. Осьминина Е.А. Миф об Озирисе и Изиде в толковании Д.С. Мережковского // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2009. Вып. 569. C. 125-140. ISBN 978-5-88983-182-2.