Научная тема: «ТВОРЧЕСТВО М. Ю. ЛЕРМОНТОВА В КОНТЕКСТЕ РУССКОГО ДУХОВНОГО САМОСОЗНАНИЯ»
Специальность: 10.01.01
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В современную эпоху проблема «писатель и нация» приобретает актуальное значение. Недостаточное внимание к ней учёных ХХ - го столетия вело к обеднению литературного процесса и творчества отдельных писателей с национальной ориентацией. У Лермонтова прослеживаются две генетически родословные линии: шотландская (по отцу) и русская, столыпинско-арсеньевская (по матери). В работе доказывается принципиально-важное значение такого генотипа при анализе и оценке как отдельных конкретных произведений, так и всего творчества в целом. Особенность лермонтовского феномена, с явным тяготением к «русскости», сказывается в органическом усвоении типических моделей культуры западной Европы (Байрон, Гёте, Гейне, Шиллер, Скотт) - «Подражание Байрону», «Пир Асмодея», «Из Андрея Шенье», «Баллада» («Куда так проворно, жидовка младая?»), «Еврейская мелодия» («Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!...», «Воздушный корабль», «Из Гёте» и др.); народов Кавказа (тюркский генотип) и преобразовании этих «моделей» в достояние русской духовности («Черкесы», «Измаил-Бей», «Ашик-Кериб», «Беглец», «Азраил»). Без использования опыта культур разных стран во многом обедняются достижения каждой из них, что «ведёт в противоположную сторону от истины, и могучие глубинные течения, действительно определяющие творчество писателей, остаются не раскрытыми, а иногда и вовсе не известными исследователям».[1] Лермонтов, в контексте интеркультур, являет тип мышления гениального русского человека, равного по своей значимости западноевропейским гениям.
  2. В начале ХХI - го столетия особенно ощущается потребность в научном исследовании духовного миропонимания М.Ю. Лермонтова в свете религиозно-эстетических убеждений. Однако следует признать, что в современном литературоведении методология анализа поэтики выражения религиозного сознания писателя в художественном произведении разработана ещё недостаточно полно. Справедливо мнение В.Н. Аношкиной по затрагиваемой проблеме: «Романтизм - влиятельнейшее направление в русской литературе ХIX века, и его осмысление продолжалось на протяжении всего того столетия и следующего. Не отвергая достижений литературных критиков и учёных в понимании своеобразия романтизма, следует отметить недооценку религиозных, а именно православных его основ... Все же русский романтизм имеет свою национальную и религиозную специфику». В диссертации творчество Лермонтова освещается в контексте православной этноэтики - одной из составляющей русской идеи. Речь идёт о православной истории русской национальной культуры, которая только ещё начинает осваиваться гуманитарными дисциплинами. И.А. Есаулов называет это явление «категорией соборности в русской литературе».[2] В данном случае обращается внимание не на догматическую сторону христианства, а, в основном, - на эстетическую категорию, ибо Православие (наряду с системой догматов, помогающей обретению истиной веры) являет в себе культурное творчество народа.
  3. Pелигиозно-творческое самосознание Лермонтова рассматривается в двух литературоведческих плоскостях: в тематической (содержательная сторона) и в выявлении нравственно-эстетических принципов через художественные образы. Феномен писателя своеобразно проявляется в тех случаях, когда отсутствует и сюжетная канва, и художественные религиозные символы. А утверждение христианско-православной точки зрения объективно ощущается после внимательного прочтения текста. Постулаты христианского верования сказываются не столько в обработке религиозного содержания, сколько в особенностях изображения реальных и ирреальных персонажей, в оценках их мыслей и действий, чувств и переживаний. Даже там, где, вроде бы, нет христианских сюжетов, М.Ю. Лермонтов остаётся православным художником слова. Он создает такие художественные произведения, которые сами по себе по внутреннему духовному настрою утверждают православную точку зрения на природу, на характеры персонажей. Он воспринимает Россию и саму жизнь «как русский, - сильно, пламенно и нежно!».
  4. Важное внимание в диссертации уделено тексту как типу мыслеобраза, органически связанному с языком, в котором субъект-нация концептуализирует бытие. Лермонтовский текст, как и художественные тексты других писателей-классиков, - особая форма бытия, сохраняющая не только познавательный атрибут, но и вобравшая в себя духовную энергию своего создателя. В силу нескончаемости этой энергии, литературные тексты продолжают жить и воздействовать на читателей разных эпох, участвуя в литературном процессе в соответствии со своими многомерными интонациями (субстанциональность текста). С течением времени художественный текст выходит за пределы того временного диапазона, в котором был создан, и становится доступен последующим поколениям. В насыщенном тексте Лермонтова, наряду с христианскими мотивами, встречается и дохристианская, славяно-языческая поэтика. Генотип русского человека, как и других наций, складывался веками и прошёл в своём развитии несколько важных этапов, обусловленных географическим местом расположения, природными и экономическими условиями. Одним из таких эпохальных этапов является язычество. Художественный антропоморфизм образов, мотивы Земли и Неба в разных интерпретациях, сюжеты стихотворений: «Тростник», «Русалка», «Пан», «Морская царевна», «Ангел смерти», «Дары Терека», «Последний сын вольности», - берут свои истоки от языческой поры, с первых стихотворений, написанных в 1828 году («В уме своём я создал мир иной / И образов иных существованье»).
  5. Исходя из многоаспектности наследия Лермонтова, в работе отмечаются философских идей декабристов, славянофилов, западноевропейского романтизма. Декабризм - исторический факт в истории России. Он не мог пройти мимо такого чуткого художника слова, каким был Лермонтов, не мог не затронуть его чувств. Конечно же, он повлиял на поэта, как повлияло на него славянофильство и западноевропейское искусство. При осмыслении каждого из них выделяется самобытность писателя как национального русского, выражавшего в художественной форме национальную идею. Лермонтов, подобно губке, впитывал в себя все школы и направления, обогащался их идеями, оставаясь в понимании духовного самосознания всякий раз самим собой, «с русскою душой».
  6. По мнению некоторых учёных, Лермонтов ощущал себя «человеком-космосом», соединяющимся с огромным мирозданием многочисленными поэтическими нитями. Недаром Д.С.Мережковский характеризовал гений Лермонтова как «поэта сверхчеловечества», явившегося откуда-то из другой цивилизации. Так ли это? Не оставляя без внимания подобных заявлений символистов конца ХIХ-начала ХХ века, в работе утверждается собственное отношение к выдвинутой проблеме. Действительно, Лермонтов по природе своей - удивительный человек (и это отмечается во второй главе диссертации - «Интуиция как одна из характерных черт русского национального архетипа»), обладающий неимоверной силой интуиции и воли. Мощь слова, как и мышление, таковы, что имеют свою энергетику, хранящую информацию и распространяющую её в атмосфере (космосе). Создатель «Демона» чувствовал такую отдачу и пытался достигнуть в своих редакциях поэмы ощутимой словесной энергетики. Человек и окружающий мир состоят из одинаковых элементов. Неосознанное понимание единства «макрокосма» и «микрокосма» дают повод человеку воздействовать на мир. Наделённый Божьим даром, чувствуя связь с космосом, Лермонтов проделывал огромную работу. Отсюда берётся мысль о бессмертии души. О выработанной им модели следует говорить как о специфическом способе мышления (гносеология, онтология, логика, праксиология).
  7. М.Ю. Лермонтов внёс значительный вклад в развитие отечественной национально-патриотической мысли. Идея патриотизма понималась им не только как любовь к Родине, к «отеческим гробам», но и как некое мессианство, уверенность в том, что Отечество имеет особую историческую судьбу. Гражданином-патриотом Лермонтов был не только как писатель в художественных произведениях, но и в жизни. Не будь таковым, он не решился бы смело и открыто заявить о своём отношении к убийству Пушкина. «... Если начнётся война, клянусь вам Богом, что всегда буду впереди», - писал Лермонтов М.А. Лопухиной (IV,382). Не бросал он слов на ветер, не прятался от чеченских пуль на Кавказе, неоднократно доказывая свою преданность Отечеству, дважды за боевые заслуги представлялся к наградам.
  8. Православие и русскость - понятия родственные, так как тысячелетняя история этой духовности сблизила идеи христианства с народом, принявшим православную веру и сердцем понявшим, что не хлебом единым жив человек, что материальные богатства не могут быть смыслом всей жизни. Русскость (русская идея), сложившаяся в результате многовековой истории, русский архетип включают в себя Православие, являясь по отношению к нему родовым понятием. Русскость, хотя и существовала до принятия на Руси христианства, но не имела самобытной мощи, которая появилась с принятием христианства. Самобытность эта оставалась и в советский период, когда религию стремились свести на нет, а русскую идею заменить интернационализмом. Двадцатый век - время проверки русской идеи на прочность и выживаемость. Экзамен доказал неистребимость русской идеи, она будет жить до тех пор, пока живёт русский народ.
  9. По-настоящему быть православным человеком с русским менталитетом - значит почитать родителей своих (как почитал их Лермонтов), любить Родину свою (как любил её Лермонтов), чувствовать ответственность за судьбу своего народа (как это чувствовал Лермонтов). В рассуждениях о национальной духовности есть необходимость заострить внимание на решении этой проблемы.
  10. Важным является вопрос о влиянии творчества Лермонтова на литературу и культуру других народов. Облагораживающее воздействие лермонтовской Музы ощущали все народы, живущие на территории России. В предлагаемом исследовании нет попыток охвата всех многочисленных вопросов, связанных с такой сложной проблемой, как «отзывчивость русской души» (это тема отдельного исследования); в нём сосредоточивается внимание на наиболее значимых для разрабатываемой темы фактах. Влияние Лермонтова рассматривается на характерных образцах русской литературы. Но даже в таком подходе нет попыток претендовать на исчерпывающую полноту, дабы не уходить в сторону от выявления характерных черт русского национального самосознания. В освещении влияния лермонтовского наследия участвовали известные литературоведы: Б.В. Нейман («Отзвуки поэзии Пушкина и Лермонтова в творчестве Никитина», 1912), И.Н. Розанов («Отзвуки Лермонтова», 1914), Л.П. Семёнов («Лермонтов и Лев Толстой», 1914), К. В. Пигарев («Лермонтов и литературное потомство», 1939), Т.П. Голованова («Наследие Лермонтова в советской поэзии», 1978). Названными трудами, конечно, не исчерпывается изучение данной проблемы: в большей или меньшей степени об этом писали многие филологи. Ссылки на их работы даются в соответствующих разделах исследования. Указанной теме посвящался IV Международный съезд славистов «Взаимосвязи и взаимодействия национальных литератур» в 1961 году в Москве. Таковы проблемы, без уяснения которых нельзя приблизиться к истинному выявлению таланта писателя. Выделенные положения коррелируют друг с другом, взаимодополняя и предоставляя возможность всесторонне, в разных временных и идейно-художественных плоскостях, осмыслить наследие русского поэта. Прежде чем переходить к исследованию феномена Лермонтова, нужно определиться в сущности и особенностях русского национального типа. Их характеристикой занимался философ Г.П. Федотов, который твёрдо был уверен в существовании типа русского человека: «типизация необходима для национального самосознания».[3] Переходные типы существуют в социальной, культурной, этнической, религиозной, нравственной и в других сферах. Эволюционное развитие русской идеи проходило на протяжении многих веков, зиждилось на фундаментальных работах М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина, семейства Аксаковых, братьев Киреевских, А.С. Хомякова, В.О. Ключевского, В.В. Розанова, К.Д. Кавелина, епископа Иоанна Санкт-Петербургского и Ладожского, Г.П. Федотова, И.А. Ильина, Л.Н. Гумилева и др. Сам термин «русская идея» введён в обиход в 60-е годы ХIХ столетия для интерпретации русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, её христианского наследия и будущности. Связывают этот термин,- с писателем Ф.М. Достоевским и И.С. Аксаковым. Широкое обнародование идеи началось в Париже (1888), где В.С. Соловьёв прочитал доклад «Русская идея», посвящённый проблеме существования России во всемирной истории. Он предложил три главных постулата, на коих разрозненно зиждилась жизнь страны - государственность, общественные запросы, религия (Православная Церковь), - объединить в одном термине. Ибо, по его мнению, взятые в отдельности эти понятия не выражают существа вопроса, но, сведённые в «социальную троицу», они внутренне связаны между собой и одновременно, «безусловно, свободны». Слово «идея», то есть «мысль», в представлении В.Ю. Троицкого, не исчерпывает полноты органического восприятия мира», но «это не значит, что не следует говорить о русской идее и её составляющих. Напротив, такой подход правомерен. Мы постоянно и повсеместно находим у Лескова (и других русских писателей) коренные русские идеи: Великой русской земли, отечественного единения и согласия, исторического долга и преемственности поколений, идеи русской семьи, отечественной веры, духовного служения правде-истине, выросшего на обострённом чувстве справедливости, почитания святостроителей русской земли и всечеловечности» [4]. Без решения вопроса о духовности нельзя понять смысл многих произведений Лермонтова. Сущность «русской идеи» совпала с христианской религией, включавшей в себя, кроме религиозности, такие добродетели, как добро, красота, нравственность, совесть, порядочность, справедливость, патриотизм. Ф.М. Достоевский, выступая с речью о Пушкине (1880), говорил о «всемирной отзывчивости» русской души, воплощённой в гении великого русского поэта. Автор «Братьев Карамазовых» считал, что, если русская национальная идея заключается, прежде всего, во всемирном единении на христианской основе, то задача состоит в том, чтобы, прекратив все споры, стать поскорее русскими и национальными и «всем вместе перейти прямо к делу». Время, к сожалению, выстраивало многие трудности, мешающие осуществлению этой национальной задачи. Во многом помешала и послереволюционная действительность (1917 год), поставившая перед страной новые общественные проблемы. Но даже в суровых условиях русская национальная идея оставалась жить в умах патриотической части общества.
Список опубликованных работ
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Горланов Г.Е. Творчество М.Ю. Лермонтова в контексте русского духовного самосознания. – Монография. – М.: Издательство Московского государственного областного университета, 2009. – 376с. (23,5 п.л.)

2. Горланов Г.Е. К Лермонтову (учебное пособие). Пенза: Пензенское «Лермонтовское общество», 2006. – 120с. (8 п.л.).

3. Горланов Г.Е. Уготованная участь (роман-исследование). – Пенза, 186с. (11,6 п.л).

4. Горланов Г.Е. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Валерик» // Проблемы жанрового многообразия русской литературы ХIХ века: Сборник научных трудов. – Рязань: Рязанский государственный педагогический институт, 1976. – С.15-22, (1 п.л.).

5. Горланов Г.Е. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утёс» // Русская литература 30-40 г. ХIХ века: Республиканский сборник научных трудов (М.Ю. Лермонтов, В.Г.Белинский). – Рязань: Рязанский государственный педагогический институт, 1976. – С.39-76, (0,75 п.л.).

6. Горланов Г.Е. Интонационные особенности лирики М.Ю. Лермонтова // Проблемы типологии историзма: Тематический сборник научных трудов. – Рязань: Рязанский государственный педагогический институт, 1980, – С. 36-46, (0,9 п.л).

7. Горланов Г.Е. Традиции Лермонтова в поэзии В. Фёдорова. Стилевое и ритмико-интонационное влияние //Вопросы стилевого новаторства в русской поэзии ХIХ века: Тематический сборник научных трудов. – Рязань: Рязанский государственный педагогический университет, 1981, – С.48-52, (1п.л.).

8. Горланов Г.Е. Антитеза как стилеобразующее средство в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» // М.Ю. Лермонтов. Вопросы традиции и новаторства: Тематический сборник научных трудов. – Рязань: Рязанский государственный педагогический университет, 1983. – С. 37- 49, (0,9 п.л.).

9. Горланов Г.Е. В.Г. Белинский и М.Ю. Лермонтов. Творческие взаимосвязи // Влияние В.Г. Белинского на развитие русской реалистической литературы: Межвузовский тематический сборник научных трудов. – Рязань: Рязанский государственный педагогический университет, 1987. – С.81-88, (0,6 п.л.).

10. Горланов Г.Е. «Прекрасны вы, поля земли родной…» // Горланов Г.Е. Литературное краеведение в школе. – Саратов: Приволжское книжное издательство, (96с), 1988. – С.19-29, (1 п.л).

11. Горланов Г.Е. «Бородино» М.Ю. Лермонтова. В поисках идеала // М.Ю. Лермонтов. Проблемы идеала: Тематический сборник научных трудов. Под редакцией доктора филологических наук, профессора И.П. Щеблыкина. – Куйбышев: Куйбышевский государственный педагогический институт имени В.В. Куйбышева, 1989. – С.97-107, (0,9 п.л.).

12. Горланов Г.Е. «Всё так шумно, живо, неспокойно!..» // Тарханский листок. – Пенза, – Вып.2. - Под редакцией доктора филологич. наук, профессора И.П. Щеблыкина, 1992. – С.3-4, (0,2 п.л.).

13. Горланов Г.Е. «К портрету» М.Ю. Лермонтова // Тарханский листок. – Пенза, – Вып.3. - Под редакцией доктора филологич. наук, профессора И.П. Щеблыкина. – Пенза, 1993. – С.2-3, (0,2 п.л.).

14. Горланов Г.Е. «Я Родину люблю…». Учебное пособие. // Горланов Г.Е. За страницами учебника. Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина. – М.,1993. (174с.) – С.33-34, (0,8 п.л.).

15. Горланов Г.Е. К вопросу об авторстве стихотворения М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия…»// Тарханский листок. – Пенза, 1994, – Вып.4. - Под редакцией доктора филологических наук, проф. И.П. Щеблыкина. – С.3-4, (0,9 п.л.).

16. Горланов Г.Е. «Прекрасны вы, поля земли родной…». // Горланов Г.Е. Очерки истории и культуры Пензенского края. Учебное пособие. – Пенза: ИПКиПРО, 1994. (242с). – С.106-109, (0,5 п.л.).

17. Горланов Г.Е. «Я Родину люблю…» // Литература в школе, 1995. – № 6. – С.74-78, (О,4 п.л.).

18. Горланов Г.Е. «Прекрасны вы, поля земли родной…» // Горланов Г.Е. Дороги в мир знаний. Учебное пособие. – Пенза, 1995. (308с.). – С.141-146, (0,3 п.л.).

19. Горланов Г.Е. Гордится ими земля Пензенская (Белинский и Лермонтов) // Литературный спец. выпуск, посвящённый 185-летию со дня рождения В.Г. Белинского – Пенза: Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, 1996. – С.9-11, (0,2 п.л.).

20. Горланов Г.Е. «Да, сердце тянется к Тарханам…» // Тарханский вестник. Научный сборник, – Пенза: Государственный Лермонтовский Музей-заповедник Тарханы, 1997. – № 7, – С.50-58, (0,6 п.л.).

21. Горланов Г.Е. Лермонтов в творчестве Василия Фёдорова // Тарханский вестник. Научный сборник. – Пенза: Государственный Лермонтовский Музей-заповедник. – Вып.2. - 2000. – С. 35-46. (0,7 п.л.).

22. Горланов Г.Е. Тропинки к Лермонтову.// Николай Запяткин. Мой Лермонтов (сборник рассказов). – Пенза, 2001. – С.3-5, (0,1 п.л.).

23. Горланов Г.Е. Тема «Родины» М.Ю. Лермонтова в поэзии ХХ века // Лермонтовский выпуск. – № 6. – Межрегиональный сборник статей и материалов. – Пенза: Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г.Белинского, 2001. – С.159-166, (0,5 п.л.).

24. Горланов Г.Е. Лермонтовская энциклопедия // Пензенская энциклопедия. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001. – С.300, (О,1 п.л).

25. Горланов Г.Е. «Мой дух бессмертен силой…» // Сура, – № 3. Журнал современной литературы, культуры и общественной мысли (май-июнь). – Пенза, 2004. – С.155-167, (1 п.л.).

26. Горланов Г.Е. Проверка красотой и любовью (Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон») // Лермонтовский выпуск. – № 7. Материалы Международной научной конференции «Изучение творчества М.Ю. Лермонтова на современном этапе». (15-17 июня 2004 г.). – Пенза: Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, – С.219-229, (0,9 п.л.).

27. Горланов Г.Е. Мой Лермонтов // «Мой гений веки пролетит…». К 190 -летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Воспоминания, критика, суждения. Составитель доктор филологических наук, профессор И.П. Щеблыкин. – Пенза: Пензенское «Лермонтовское общество», 2004. – С.157-158, (0,2 п.л).

28. Горланов Г.Е. Наследие М.Ю. Лермонтова и современный литературный процесс // М.Ю. Лермонтов в русской культуре ХIХ-ХХI веков: Материалы научно-практической конференции 27-28 июля 2006 (Музей-заповедник «Тарханы»). – М.: Новости, 2007. – Вып. 20. – С.200-2004, (0,5 п.л.).

29. Горланов Г.Е. «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова в контексте «русской идеи» И.А. Ильина // Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. Философия и филология русского классического текста. – Пенза: РИО ПГСХАИ, 2007. – С.З2-34, (О,5 п.л.).

30. Горланов Г.Е. Вечный огонь (вступительная статья к книге стихов, посвящённых М.Ю. Лермонтову) // Агапов В.Д. Тарханские дали. Памяти М.Ю. Лермонтова. – Пенза, 2007. – С.4-7, (0,3 п.л.).

31. Горланов Г.Е. Опять брожу в Тарханском парке. // Сура, – №.3. Журнал современной литературы, культуры и общественной мысли (май-июнь), Пенза,2008. – С.152-156, (0,3 п.л.).

32. Горланов Г.Е. Славяно-языческая мифология в эстетическом сознании М.Ю. Лермонтова // Философия отечественного образования: История и современность. Сб. статей IV Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2008. – С.201-205, (0,5 п.л.).

33. Горланов Г.Е. Языческая этноэтика в контексте русской ментальности в произведениях М.Ю. Лермонтова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Моя малая Родина». – Пенза, 2008. – С.185-194, (I п.л.).

34. Горланов Г.Е.«Надо мной чтоб, вечно зеленея…» // Сура, – № 5. Журнал современной литературы, культуры и общественной мысли (сентябрь-октябрь). Пенза, 2008. – С.137-142, (0,5 п.л.).

35. Горланов Г.Е. К дискуссии о «русскости» Печорина (роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») // Сб. статей V Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза. 2009. – С.27-30, (0,4 п.л.).

36. Горланов Г.Е. Была ли дуэль? // Сура, – №3. Журнал современной литературы, культуры и общественной мысли (май-июнь). Пенза, 2009. – С.156-163,(О,5 п.л).

37. Горланов Г.Е. Искры вдохновения // Агапов В.Д. В садах поэзии небесных: новые стихи, посвящённые великому русскому поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову. – Пенза, 2009. – С.4-7, (0,3п.л.).

38. Горланов Г.Е. М.Ю. «Отзвуки» лиры М.Ю. Лермонтова в чувашской литературе (Мишши Юхма). // Сура,– № 5. Журнал современной литературы, культуры и общественной мысли (сентябрь-октябрь) – Пенза, 2009. – С.207-212, (О,7 п.л.).

В ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ.

39. Горланов Г.Е. К вопросу об адресате в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Валерик» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология». – № 4. – М.: Издательство МГОУ, 2008. – С.126-133, (0,7 п.л.).

40. Горланов Г.Е. Мотивы «судьбы» и «воли» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – Вып.12. – Тамбов: Журнал Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, 2008. – С.239-245, (0,8 п.л.).

41.Горланов Г.Е. Концепция мысли народной в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология». – № 3. – М.: Издательство МГОУ, 2009. – С.122-129, (0,7 п.л.).

42. Горланов Г.Е. Антитеза как художественный приём в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Утёс» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология». – №3. – М.: Издательство МГОУ, 2009. – С. 130-135, (О,6 п.л.).

43.Горланов Г.Е. Символика звезды в творчестве М.Ю. Лермонтова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2009. – № 2 (10). – С.52-59, (0,8 п.л.).

44. Горланов Г.Е. Наследие М.Ю. Лермонтова в русской литературе ХХ века. «Русская филология», – № 4. – М.: Издательство МГОУ, 2009. – С.18-23. (0,7п.л.)

45. Религиозные мотивы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология», – № 4. – С.24-31, (0,7 п.л.).