-
Этнокультурная идеологическая рефлексия является аксиологической доминантой дискурса, определяющей вербализацию философского, религиозного, политического и эстетического актов. Этнокультурной доминантой идеологии национального государственного бытия в дискурсе И.А. Ильина - «русская идея».
- Дух/дух - идеальная сфера бытия, реализованная как бытие Бога и как бытие человека в синергетическом единстве, «тотальный миф», репрезентированный в дискурсе И.А. Ильина посредством синергетической мифологемы со-бытия Бога и человека, мифемы Дух/дух - интенции дискурса.
- «Духовное» (как собственно Духовное/духовное, так и духовно-эстетическое) есть внутренний импульс, внутренний смысл, пронизывающий всю ткань произведений И.А. Ильина, выражающийся имплицитно или эксплицитно, материализующийся в слове, словосочетании, микроконтексте, макроконтексте.
- Основу религиозно-философского дискурса составляет символьный язык, требующий интерпретации. Символьный язык религиозно-философского дискурса И.А. Ильина есть совокупность узуальных и окказиональных знаков, декодирование которых репрезентирует ряд вторичных конвенциональных значений. Символические языковые единицы представляют собой особого рода «текст в тексте», т.е. вербализуют микроконтекстуальное, макроконтекстуальное и дискурсивное значение одновременно.
- Результат духовного рефлексирования отражен в первую очередь в символическом лексическом значении языковых единиц, в значении микро- и макроконтекста, шире - в суммарном концептуальном значении дискурса. Языковые единицы, эксплицитно репрезентирующие символический компонент «духовность», имеют в семантической структуре знака семантическое содержание, называемое микроконтекстуальной коннотацией «духовности»; языковые единицы, имплицитно репрезентирующие компонент «духовность», имеют в семантической структуре знака семантическое содержание, называемое макроконтекстуальной коннотацией «духовности».
- В дискурсе И.А. Ильина метафора есть метафоризация (светоприобщение, поющее сердце, молитвование). Взаимообратимость субъекта и объекта метафорической модели «А есть В», с одной стороны, и способность субъекта и объекта быть составляющими нескольких текстовых парадигм, с другой стороны, обусловливает семантическое «погружение» одних маркеров дискурса в другие, при котором гиперсмысловая заданность всех элементов, эксплицирующих или имплицирующих сему «духовность», удваивается.
- Язык религиозной философии И.А. Ильина есть особый символьный язык, репрезентированный посредством: категорий-символов: философских, религиозно-философских, Религиозных, политических, религиозно-политических, философско-политических, религиозно-философско-политических; авторских терминологических образований как следствие метафоризации; категорий-символов с эстетически-метафорическим компонентом значения, который есть следствие вторичной номинации и метафорического дефинирования категории: философско-эстетических, политико-эстетических, религиозно-эстетических; религиозно-философско-эстетических, политико-философско-эстетических, политико-религиозно-эстетических; философско-религиозно-политико-эстетических;системы собственно мифических символов, семантически трансформированных в контексте;категориальных символов; элементов, участвующих в метафорическом дефинировании всех названных разновидностей.
- Мифема Дух/дух - энергетическое «сердце», механизм - обеспечивает внутреннюю самоорганизацию дискурса и задает его метафизическую символическую программу как внутренний синергетический импульс дискурса, особого рода текстовую модальность, обеспечивающую саморазвитие текста. Инвариантный символ Дух/дух посредством всех вариантных составляющих в дискурсе И.А. Ильина детерминирует текст, при этом структура символа становится структурой текста, а актуальные значения символа становятся ключевыми маркерами текста - остовом семантической структуры дискурса. И символ, и текст - компрессированный знак инвариантной концептуальной модели Дух/дух. При этом мифема Дух/дух - прототип, сущностное отражение ближних и дальних вариантов.
- Жизнедеятельность символической программы есть взаимодействие элементов первичной и вторичной символических систем в процессе концептуализации, что определяет суггестивный и аргументативный потенциал дискурса. Соответственно развернутый текст есть развернутый символ, в котором все элементы структуры прямо или опосредованно выражают значения исходного символа.
- Дискурс И.А. Ильина представляет собой мифический образ со-бытия Бога и человека как воплощение мифологемы со-бытия Бога и человека, в котором текст есть компрессированный символ духовного в разных его проявлениях (ипостасях), т.е. актуализирован в дискурсе как духовно-энергонасыщенный текст.
2.Стародубец С.Н. Оценочность и коннотации лексем общественно-политического характера в произведениях Н.А. Бердяева // Актуальные проблемы филологии в ВУЗе и школе. Материалы ХШ Тверской межвуз. конф. 10-11 апреля 1998 г. - Тверь, 1998. – С. 19-20.
3.Стародубец С.Н. Синкретизм прагмем в произведениях Н.А. Бердяева // Филология и культура: Тезисы 11-й Международной кон-ференции. 12 - 14 мая 1999 г. Отв. ред. Н.Н. Болдырев. В 3 ч. Ч. 1. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1999. – С. 64-68.
4.Стародубец С.Н. Инвариантная и вариантная оценочность в ас-пекте реконструкции тезауруса личности // Русское слово в языке и речи: Доклады Общероссийской конференции / Под ред. докт. фил. наук, проф. А.Л. Голованевского. – Брянск: Изд-во БГПУ, 2000. – С. 65-69.
5.Стародубец С.Н. Функциональные особенности атрибута в произведениях Н.А. Бердяева // Сборник научных трудов Новозыбковского филиала БГПУ. Вып. 1. - Брянск: Изд-во БГПУ, 2000. – С. 77-82.
6.Стародубец С.Н. Интердискурс религиозно-философских произведений Н.А. Бердяева // Язык и культура. Проблемы современной этнолингвистики: Материалы Международной научной конференции. Минск, 2-4 ноября 2000 г./ Научн. ред. И.И. Токарева; Минск. гос. лингв. ун-т. – Мн., 2001. – С. 65-67.
7.Стародубец С.Н., Янкова Н.В. Семантические особенности юридической терминологии // Наука. Образование. Культура: Материалы VI научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов. – Брянск: Издательство БГУ, 2003. – C. 32-33
8. Стародубец С.Н., Белугина О.В. Семантико-стилистические изменения идеологически-оценочной лексики в политическом дискурсе // Форма, значение и функции единиц языка и речи: Материалы докл. Международной конф., Минск, 16-17 мая 2002 г.: В 3ч./. Отв. ред. Н.П. Баранова. – Ч. II. – Мн.: МГЛУ, 2002. – С. 110-112.
9. Стародубец С.Н. Философский план содержания в поэтическом дискурсе Ф.И. Тютчева // Поэтическое наследие Ф.И. Тютчева: Литературоведение, лингвистика, методика: Материалы Юбилейной международной научно-практической конференции / Под ред. Антюхова А.В., Голованевского А.Л. – Брянск: Издательство БГУ, 2003. – С. 110-114.
10. Стародубец С.Н. Идеологически-оценочная и научная лексика в художественном тексте // Вестник Брянского государственного университета. – Брянск: РИО БГУ, 2004. - №2. – С. 35-38.
11. Стародубец С.Н. Категориальная реализация концептуально-значимого смысла в контексте произведений русской религиозной филосо-фии первой половины ХХ века // Языковые категории: границы и свойства. Материалы докладов международной конференции. Минск, 22-23 марта 2004 г. / Отв. ред. Н.П. Баранова, З.А. Харитончик, Е.Г. Задворная и др. – Минск, 2004. – С. 157-160.
12. Стародубец С.Н. Дефинирование в интердискурсе, совмещающем философский, религиозный и эстетический план содержания // Рациональное и эмоциональное в языке и речи: средства художественной образности и их стилистическое использование в тексте: Межвузовский сборник научных трудов, посвященный 85-летию профессора А.Н. Кожина / Ред.кол. проф. П.А. Лекант, проф. В.В. Леденева и др. – М., 2004. – С. 136-142.
13. Стародубец С.Н. Метафора и символ как инструмент понимания философских текстов И.А. Ильина // Русский язык и славистика в наши дни: Материалы Международной научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения Н.А. Кондрашова / Отв. ред. К.А. Войлова и др. – М., 2004. – С. 659-666.
14. Стародубец С.Н. Мифические символы в работах И.А. Ильина // Высшее образование в России. – 2005. –№ 12. – С. 138-141.
15.Стародубец С.Н. «Русская идея» как базовый концепт религиозной философии русского зарубежья первой половины ХХ века // Преподаватель. ХХI век. – М., Московский педагогический государственный университет (МПГУ). – 2005. – №4. – С. 41-46.
16.Стародубец С.Н. Мифологема со-бытия в контексте религиозно-философских произведений И.А. Ильина // Информационный потенциал слова и фразеологизма: Сборник научных статей. – Орел, 2005. – С. 379-383.
17.Стародубец С.Н. Символ в религиозно-философском дискурсе И.А. Ильина // Сборник научных работ преподавателей филиала Брянского государственного университета в г. Новозыбкове. Вып.2. – Брянск, 2005. – С. 63-68.
18.Стародубец С.Н. Синкретизм религиозно-философского и эстетического дискурса в произведениях И.А. Ильина // Актуальные проблемы науки и образования: Сборник материалов VIII международной научно-практической конференции (г. Новозыбков, 27-28 октября 2005 г.) – Брянск, 2005. – С. 3-10.
19.Стародубец С.Н. Категориальные символы в контексте религиозно-философских произведений И.А. Ильина // Вестник Брянского государственного университета. – 2006. - № 2. – С. 123-128.
20.Стародубец С.Н. Язык философии как синкретичное образование // Актуальные проблемы науки и образования: Сборник материалов IХ международной научно-практической конференции (к 20-летию аварии на ЧАЭС). В 3 ч. – Брянск: БГУ, 2006. – Ч.3. – С. 3-9.
21.Стародубец С.Н., Кривоносова М.А. Символ огонь в философии И.А. Ильина и поэзии Максимилиана Волошина // Актуальные проблемы современной лингвистики. Тихоновские чтения: Материалы Международной научной конференции, посвященной 75-летию А.Н. Ти-хонова. В 2 т. – Т. 1. – Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006. – С. 416-420.
22. Стародубец С.Н. Русский национализм в аргументации И.А. Ильина - философа и публициста // Язык и стиль современных средств массовой информации. Межвузовский сборник научных трудов Всероссийской конференции, посвященной 80-летию профессора Н.С. Валгиной / Отв. ред. проф. Т.В. Маркелова. – М.: МГУП, 2007. – С. 390-397.
23.Стародубец С.Н. Этнокультурная обусловленность метафоры и символа в контексте религиозно-философских произведений И.А. Ильина // Проблемы ономасиологии и теории номинации. Сборник материалов международной научной конференции 11-13 октября 2007 г. В 2-х частях. Ч. II. – Орел, ОГУ, 2007. – С. 178-181.
24.Стародубец С.Н. Этнокультурная обусловленность метафоры и символа в дискурсе И.А. Ильина: монография. – Брянск: РИО БГУ, 2007. – 112 с.
25.Стародубец С.Н. Этнокультурная основа метафоры и символа – базовое средство концептуализации в дискурсе И.А. Ильина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология». – 2007. - № 3. – М: Издательство Московского государственного областного университета. – С. 32-43.
26.Стародубец С.Н. Функциональные особенности атрибута в религи-озно-философских произведениях И.А. Ильина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология». – 2008. – №3. – М: Издательство Московского государственного областного университета. – С. 100-106.
27.Стародубец С.Н. Бинарный синкретизм плана содержания в дис-курсе И.А. Ильина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - № 11. – СПб.: Изд-во «Книжный дом».– С. 87-96.
28.Стародубец С.Н. Религиозно-философское наследие И.А. Ильина // Русский язык за рубежом. – 2008. – № 5. – М.: ЗАО «Отраслевые ведомо-сти». – С. 74-79.
29. Стародубец С.Н. Системно-структурная организация инвариантного символа Дух/дух в дискурсе И.А. Ильина // Известия Российского государ-ственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - № 12. – СПб.: Изд-во «Книжный дом». – С. 272-280.
30.Стародубец С.Н., Кривоносова М.А. Амбивалентность символа меч в поэзии Максимилиана Волошина // Актуальные проблемы науки и образования: Труды и материалы ХI международной научно-методической конференции. Г. Новозыбков, Брянская область, 22-23 октября 2008 г. В 2-х т. / Ред. кол.: В.Н. Пустовойтов, С.Н. Стародубец, А.В. Шлома. – Брянск: РИО БГУ, 2008. – С. 92-94.
31.Стародубец С.Н. Идеологические концепты в дискурсе И.А. Ильина // Международный конгресс по когнитивной лингвистике: Сб. мат-лов /Отв. ред. Н.Н. Болдырев; Федеральное агентство по образованию, Ин-т языкознания РАН, Управление образования и науки администрации Тамбовской области, Тамб.гос.ун-т им. Г.Р. Державина. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. – С. 728-729.
32.Стародубец С.Н. Изоморфизм структуры символа и текста в дис-курсе И.А. Ильина // Филологические науки. – 2009. – № 1. – С . 81-88.
33.Стародубец С.Н. Иррациональное и рациональное как основание специфики языка русской философии // Актуальные проблемы науки и образования: Труды и материалы ХII международной научно-практической конференции. г. Новозыбков, Брянская область, 23-24 апреля 2009 года / Ред. кол.: В.Н. Пустовойтов, С.Н. Стародубец, А.В. Шлома. – Брянск: РИО БГУ, 2009. – С. 85-89.
34.Стародубец С.Н. Символическое значение слова в художественном тексте // Современные требования к контролю и оцениванию образователь-ных достижений учащихся по русскому языку и литературе: Материалы научно-практической конференции преподавателей общеобразовательных и профессиональных учреждений юго-западных районов Брянской области, г. Новозыбков, Брянская обл., 21 октября 2009 г. / Ред. кол.: В.Н. Пустовойтов, С.Н. Стародубец, А.В. Шлома. – Брянск: РИО БГУ. 2009. – С. 54-61.
35.Стародубец С.Н. Синкретизм плана содержания в дискурсе И.А. Ильина как следствие отражения мифологии со-бытия Бога и человека: монография. – Брянск: РИО БГУ, 2009. – 138 с.
36.Стародубец С.Н., М.А. Кривоносова Система значений символа перекресток в поэзии Максимилиана Волошина // Российско-Белорусско-Украинское пограничье: провинция как социокультурный феномен: Материалы международной научно-практической конференции. г. Новозыбков, Брянская обл., 22-23 октября 2009 г. / Ред. кол: В.Н. Пустовойтов, С.Н. Стародубец, А.В. Шлома. – Брянск: РИО БГУ. 2009. – С. 41-44.