Научная тема: «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИСКУРС: ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ, НОРМЫ (НА МАТЕРИАЛЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ПРАКТИКИ ЛОГОПЕДОВ)»
Специальность: 10.02.19
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В социолингвистическом аспекте профессиональный дискурс представляет собой институциональное общение людей, получивших специальную подготовку для выполнения определенной трудовой деятельности. Социолингвистическое описание дискурса состоит в характеристике его институциональных, профильных и предметных признаков.
  2. Институциональные признаки профессионального дискурса обусловлены его базовыми функциями: 1) перформативной (социальная практика), 2) нормативной (поддержка норм и ценностей института), 3) презентационной (вариативное выражение стереотипных интенций и ожиданий), 4) парольной (поддержание границы между агентами и клиентами института).
  3. Профильные признаки профессионального дискурса сводятся к следующим характеристикам: 1) профессионально маркированная предметная сфера, которой свойственна высокая номинативная детализация, 2) профессионально маркированный когнитивный инструментарий (предметный и символический) для решения определенных задач, 3) профессиональные критерии оценки качества работы, 4) профессионально маркированные индикаторы предметной сферы и мониторинга общения, 5) знаки профессиональной самопрезентации.
  4. Предметные признаки логопедического дискурса заключаются в определении и коррекции нарушений речи. Такие нарушения являются системными либо нормативными, с одной стороны, и функционально-релевантными либо функционально-нерелевантными, с другой стороны. Комбинаторика типов таких нарушений позволяет установить системные функционально-релевантные дефекты (патология речи), системные функционально-нерелевантные нарушения речи (измененное состояние сознания либо низкая степень речевой компетенции), нормативные функционально-релевантные дефекты (состояние аффекта либо нарушение этикетных и моральных норм общения), нормативные функционально-нерелевантные нарушения речи (низкая степень речевой культуры).
  5. Семиотическая классификация речевых ошибок позволяет выделить их следующие типы: 1) семантические несоответствия (произвольное означивание, смысловое опустошение и смысловая неоднозначность), 2) прагматические отклонения от коммуникативных норм (неадекватное употребление речевых формул, неверное позиционирование и смещение жанровой тональности), 3) синтактические ошибки (необоснованные вставки, нарушения связности текста и произвольные причинно-следственные отношения).
  6. В прагмалингвистическом аспекте профессиональный дискурс определяется его важнейшим конститутивным признаком - целью дискурса (применительно к логопедическому дискурсу - оказание квалифицированной помощи пациенту специальными средствами в виде системы упражнений по устранению речевого дефекта) и характеризуется трафаретностью (высокая предсказуемость коммуникативных действий) и эксплицитной персуазивностью (доминирование директивных речевых действий).
  7. Основные характеристики агентов логопедического дискурса заключаются в удвоении адресатов (пациенты и сопровождающие их лица) и в удвоении типов дискурса (интеграция медицинского и педагогического дискурса). Базовые ценности этого дискурса состоят в позитивной оценке хорошего произношения, правильной речи, признании необходимости терпеливой систематической работы по устранению дефектов произношения, эмоциональной поддержке пациентов, тактичности, ответственности и стремлении к профессиональному росту.
  8. Стратегии логопедического дискурса представляют собой способы достижения частных целей этого дискурса - постановка диагноза, лечебное упражнение, лечебный контроль, лечебная оценка, объяснительная рекомендация. Каждая из выделенных стратегий конкретизируется в виде коммуникативных тактик: постановка диагноза - сбор анамнеза, аудиовизуальное определение отклонений от нормы, проверка выявленного нарушения на сходном материале, уточнение диагноза в ходе совещания со специалистами в смежной области знаний; лечебные упражнения - первичные, основные, постановочные и закрепительные упражнения; лечебный контроль - констатация и переключение; лечебная оценка - поощрение и порицание; объяснительная рекомендация - конкретизация, упреждение и объяснение.
  9. Логопедический дискурс представлен в пяти жанрах: диагностическая консультация, консилиум, коррекционное занятие, логопедическая рекомендация и речевая карта. Критериями выделения жанров являются этапы работы над устранением речевого дефекта и форма общения (устная либо письменная). Жанры логопедического дискурса конкретизируются в речевых действиях, которые входят в состав этих жанров. Доминирующим речевым действием в логопедическом дискурсе является прямо или косвенно выраженный директив. Логопедический дискурс насыщен частыми тематическими переключениями и игровыми моментами в силу возраста пациентов.
  10. В структурно-семантическом аспекте профессиональный дискурс выражается как специфические фонетические, лексико-фразеологические и текстуально-грамматические признаки речи специалиста, осуществляющего определенную деятельность (в логопедической практике - коррекцию речевых нарушений). Фонетические характеристики профессиональной речи логопедов включают следующие признаки: 1) сверхотчетливость артикуляции, 2) специальная артикуляция тренируемых звуков и слов, 3) контролируемый темп речи, 4) модулируемая громкость речи, 5) особая интонационная оформленность высказываний, обращенных к пациенту и его родителю. Лексико-фразеологические характеристики профессиональной речи логопедов состоят в следующем: 1) дозированное использование терминологии, 2) лексика с открытой дидактичностью, 3) отсутствие переносных значений у слов, 4) легкая запоминаемость тренируемых слов и словосочетаний. Текстуально-грамматические характеристики профессиональной речи логопедов сводятся к следующим признакам: 1) приоритет описания по отношению к повествованию и рассуждению; 2) наличие определенных модусных единиц, выделяющих основную мысль и подчеркивающих ее значимость, 3) специфическое использование личных и неопределенных местоимений.
  11. Основные концепты логопедического дискурса («произношение», «ошибка», «плавная речь») обнаруживают сходство и различие с аналогичными концептами в обиходном дискурсе. В профессиональном дискурсе эти концепты характеризуются понятийной детализацией и функциональной оценкой, в непрофессиональном дискурсе - понятийной нечеткостью и эстетической и/или моральной оценкой.
Список опубликованных работ
Монография

1. Бейлинсон Л.С. Профессиональный дискурс: признаки, функции, нормы: монография. Волгоград: Перемена, 2009. – 278 с. (15,3 п.л.).

Статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК

2. Бейлинсон Л.С. Нарушение речи как предмет лингвистического изучения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». №5 (23). 2007. С.18-23. (0,5 п.л.).

3. Бейлинсон Л.С. Дискурсивные формулы профессиональной речи // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». №5 (29). 2008. С. 42-46. (0,4 п.л.).

4. Бейлинсон Л.С. Прагмалингвистические модели описания логопедического дискурса // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2009. №1. С.8-11. (0,4 п.л.).

5. Бейлинсон Л.С. Конститутивные признаки логопедического дискурса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». №5 (39). 2009. С.8-12. (0,4 п.л.).

6. Бейлинсон Л.С. Профессиональный дискурс как предмет лингвистического изучения // Вестник Волгоградского государственного университета. – Сер.2, Языкознание. - - 2009. - №1 (9). – С.145-149. (0,4 п.л.).

7. Бейлинсон Л.С. Функции институционального дискурса // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. Серия Филология. 2009. №3 (7). – С.142-147. (0,6 п.л.).

8. Бейлинсон Л.С. Стратегии логопедического дискурса // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина (серия Филология). 2009. №4. Том 2. С.86-96. (0,6 п.л.).

Статьи в научных журналах и сборниках научных трудов

9. Бейлинсон Л.С. Рекомендация логопеда как директивное речевое действие // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2001. - С.122-133. (0,3 п.л.).

10. Бейлинсон Л.С. Фонетические характеристики медико-педагогического дискурса // Языковая личность: проблемы когниции и коммуникации: сб. науч. тр. Волгоград: Колледж, 2001. С.207–214. (0,4 п.л.).

11. Бейлинсон Л.С. Коммуникативная тональность логопедической рекомендации // Логопед: Научно-методический журнал. 2004. № 4. С.26-33. (0,3 п.л.).

12. Бейлинсон Л.С. Использование терминов в речи логопеда // Логопед: Научно-методический журнал. 2004. № 5. С.4-10. (0,5 п.л.).

13. Бейлинсон Л.С. Фонетические характеристики профессиональной речи логопеда // Логопед: Научно-методический журнал. 2005. № 1. С.14-19. (0,4 п.л.).

14. Бейлинсон Л.С. Коммуникативные стратегии в рекомендации логопеда // Личность, речь и юридическая практика: Межвуз. сб. науч. тр. Вып.8. Ростов-на-Дону: Донск. юр. ин-т, 2005. С.15-18. (0,3 п.л.).

15. Бейлинсон Л.С. Специфика лексики, используемой логопедом при общении с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Логопед: Научно-методический журнал. 2005. № 2. С.15-19. (0,4 п.л.).

16. Бейлинсон Л.С. Автологическое использование лексики в речи логопеда // Логопед: Научно-методический журнал. 2005. № 6. С.12-16. (0,3 п.л.).

17. Бейлинсон Л.С. Модальность медико-педагогического дискурса // Единицы языка и их функционирование: Межвуз. сб. науч. тр. Вып.11. Саратов: Научная книга, 2005. С.186-189. (0,3 п.л.).

18. Бейлинсон Л.С. Конститутивные признаки профессионального дискурса // Антропологическая лингвистика: сб. науч. тр. Вып.7. Под ред. проф. Н.А. Красавского. Волгоград: Колледж, 2007. С.18-25. (0,5 п.л.).

19. Бейлинсон Л.С. Обращение в профессиональном дискурсе // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики: сб. науч. тр. Вып. IX. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2007. С.135-138. (0,3 п.л.).

20. Бейлинсон Л.С. Патология речи или низкий уровень речевой культуры? // Коммуникативные технологии в образовании, бизнесе, политике и праве ХХI века: Человек и его дискурс – 3. Волгоград: ПринТерра, 2007. С.81-87. (0,4 п.л.).

21. Бейлинсон Л.С. Профессиональный дискурс: социолингвистические характеристики // Меняющаяся коммуникация в меняющемся мире: сб. статей / отв. ред. Г.Г. Слышкин. Волгоград: ФГОУ ВПО ВАГС, 2007. С.11-14. (0,5 п.л.).

22. Бейлинсон Л.С. Речевые ошибки: семиотические характеристики // Язык и национальное сознание: проблемы сопоставительной лингвоконцептологии: материалы межрегион. науч. семинара молодых ученых. Армавир: РИЦ АГПУ, 2007. С.54-57. (0,3 п.л.).

23. Бейлинсон Л.С. Функциональные нормы и аномалии речи // Русский язык в полиэтнической среде: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч. конф. 29-30 ноября 2007. Элиста: Изд-во Калм. гос. ун-та, 2007. С. 32-35. (0,4 п.л.).

24. Бейлинсон Л.С. О единицах профессионального дискурса // Lingua mobilis: научный журнал. 2007. № 5. С.27-33. (0,5 п.л.).

25. Бейлинсон Л.С. Типы и причины речевых нарушений // Школьный логопед: научно-методический журнал. № 5(20). 2007. С.23-29. (0,5 п.л.).

26. Бейлинсон Л.С. Участники логопедического дискурса // Меняющаяся коммуникация в меняющемся мире – 2: сб. статей / отв. ред. Г.Г.Слышкин. Т.1. Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2008. С.72-75. (0,4 п.л.).

27. Бейлинсон Л.С. Прагмалингвистические характеристики логопедического дискурса // Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики: материалы Междунар. науч. конф., г.Волгоград, 29 января 2008 г. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008. С.196-202. (0,4 п.л.).

28. Бейлинсон Л.С. Концептуализация произношения в русском языковом сознании // Lingua mobilis: научный журнал. 2008. № 14. C.60-65. (0,4 п.л.).

29. Бейлинсон Л.С. Ценности логопедического дискурса (медицинский аспект) // Текст – дискурс – картина мира. Вып.5. / ред. И.А. Стернин. Воронеж: Истоки, 2009. С.177-182. (0,3 п.л.).

30. Бейлинсон Л.С. Ценности логопедического дискурса (педагогический аспект) // Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики: Материалы Межрегиональной научной конференции, Волгоград, 4 февраля 2009 г. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2009. С.186-191. (0,3 п.л.).

31. Бейлинсон Л.С. Резюмирование в профессиональном дискурсе логопеда // Грани познания. Электронный научно-образовательный журнал Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. №2 (3). С.7-11. www.grani.vspu.ru (0,4 п.л.).

32. Бейлинсон Л.С. Семиотика институционального дискурса // Аксиологическая лингвистика: проблемы лингвоконцептологии и коммуникативной деятельности: сб. науч. тр. / под ред. Н.А. Красавского. Волгоград: Колледж, 2009. С.163-170. (0,4 п.л.).

33. Бейлинсон Л.С. Конститутивные признаки речевого жанра // Актуальные проблемы лингводидактики и лингвистики: сущность, концепции, перспективы: материалы II Международной научно-практической конференции / под ред. Л.А. Миловановой. Т.2. Актуальные проблемы лингвистики. Волгоград: Парадигма, 2009. С.15-20. (0,3 п.л.).

34. Бейлинсон Л.С. Речевая карта как жанр логопедического дискурса // Новое в славянской филологии: сб. статей. Вып.4. / отв.ред. М.В. Пименова. Севастополь: Рибэст, 2009. С.402-407. (0,4 п.л.).

35. Бейлинсон Л.С. Концептуализация плавной речи в русском языковом сознании // Меняющаяся коммуникация в меняющемся мире – 3: сб. статей / отв. ред. Г.Г. Слышкин. Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы», 2009. С.133-141. (0,5 п.л.).

36. Бейлинсон Л.С. Имплицитные речевые действия в профессиональном дискурсе // Lingua mobilis: научный журнал. 2009. № 19. (0,4 п.л.).

37. Бейлинсон Л.С. Образно-перцептивные характеристики концепта «ошибка» в русском языковом сознании // Культурно-историческое взаимодействие русского языка с национальными языками Российской Федерации: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Элиста: Изд-во Калм. гос. ун-та, 2009. С.42-44. (0,3 п.л.).

38. Бейлинсон Л.С. Понятийные и ценностные характеристики концепта «ошибка» в русском языковом сознании // Этносоциолингвистика – XXI век: сб. статей. Ярославль, 2009. (0,3 п.л.).

39. Бейлинсон Л.С. Плавная речь в профессиональном и обиходном языковом сознании // Актуальные проблемы лингвистики и теории преподавания языков и культур : материалы междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. Ч. 1 / отв. ред. С.М. Поляков. – М. - Шадринск : ШГПИ, 2009. – C.18-27 (0,5 п.л.).

Учебное пособие

40. Бейлинсон Л.С. Профессиональная речь логопеда: учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с. (6,7 п.л.).