- В данной диссертации впервые в отечественной и зарубежной иранистике всестороннему, подробному и глубокому исследованию подверглось фундаментальное, неизученное сочинение персоязычного классика Индии Амир Хусрава Дихлави «Чудо Хусрава» («Эъджази Хусрави») в неразрывной связи с изучением проблем традиции персидской эпистолярной прозы с древних времен и до эпохи изучаемого поэта. Автор, изучив в возможных пределах проблему истории и теории персидской эпистолографии, проследил исторический путь создания пособий для писателей и писцов, аргументировал свои выводы доступными материалами. Таким путем были выпукло и ярко показаны нововведения, вклад и усилия Амир Хусрава в эволюцию и расцвет персидско-таджикской прозы.
- Впервые в востоковедении были изучены структура, композиция, содержание, тематика, сходство и отличие, суть предисловий, композиция и состав писем, новаторство, открытия, поэтика художественных средств украшения речи, пути и способы выразительности и действенности слова, различия повествовательных стилей и проблема стилистики всех пяти теоретических трактатов Амир Хусрава, объединенных под общим названием «Эъджази Хусрави». Проанализированы и прокомментированы литературные и профессиональные термины, встречающиеся в «Эъджази Хусрави». Глубокому исследованию подвергся текст комментариев и замечаний, написанных на полях «Эъджази Хусрави», и дана оценка роли и месту персидского языка на полуострове Индостан, также определена личность комментатора на полях этого труда.
- Особое внимание в диссертации автором работы уделено проблеме эволюции письма (эпистола) и писательскому методу Амир Хусрава Дихлави. Впервые в литературоведении сгруппированы и сформированы теоретические взгляды Амир Хусрава Дихлави, изложенные им в разрозненной форме в пяти трактатах «Эъджази Хусрави». Теория, предложенная Амир Хусравом, не имеет подобия в истории персидской эпистолографии, и сегодня она не потеряла своей научной и практической ценности.
- Автор диссертации впервые в истории текстологии подготовил на основе четырех рукописей всех пяти трактатов полный научно-критический текст «Чудо Хусрава» («Эъджази Хусрави»). Подготовленный нами текст представлен в форме «Приложения» к монографическому исследованию.
1. Из истории и теории эпистолярного жанра (от античности вплоть до эпохи Амира Хусрава Дихлави). – Душанбе: Сино, 2009. – 140 с. (на тадж. яз.).
2. «Эъджази Хусрави» и его место в истории персидско-таджикской литературной мысли. - Душанбе: Сино, 2009. – 176 с. (на тадж. яз.).
Статьи, опубликованные в научных журналах, указанных в перечне ведущих рецензируемых журналов и изданий
3. Амир Хусрав о поэтической фигуре стихотворного соотношения// Известия АН Республики Таджикистан.- Отд. обществ. наук.- Душанбе, 2008.- № 3.-С. 120-125 (на тадж.яз.).
4. «Расаил ал-э’джаз» и его списки// Вестник Таджикского государственного национального университета (научно-теоретич.журнал).- Сер: Филология.- Душанбе: Сино, 2008.-№ 2(48).-С. 123-128 (на тадж.яз.).
5. Источниковедение «Расаил ул-эъджаз» Амира Хусрава Дихлави// Известия АН Республики Таджикистан.- Отд. обществ. наук.- Душанбе, 2009.- № 2.-С. 213-217 (на тадж.яз.).
6. “Дастури дабири” Мухаммад ибн Абдулхалик Механи и вопросы писательского стиля// Известия АН Республики Таджикистан.- Отд. обществ. наук.- Душанбе, 2009.- № 3.-С. 139-145 (на тадж.яз.).
7. Художественные аспекты поэтического мастерства// Вестник Таджикского государственного национального университета (научно-теоретич.журнал).- Сер: Гуманитарные науки.- Душанбе: Сино, 2008.- № 3.- С. 269-272 (на тадж.яз.).
8. Форма и содержание письма в “Расаил ал - э‘джаз” Амира Хусрава Дихлави// Вестник Таджикского государственного национального университета (научно-теоретич.журнал).- Сер: Гуманитарные науки.- Душанбе: Сино, 2008.- № 3.- С. 286-290 (на тадж.яз.).
9. Содержание, структура и отличия предисловий “Расаил ул-эъджаз” Амира Хусрава Дихлави// Вестник Таджикского государственного национального университета (научно-теоретич.журнал).- Сер: Филология.- Душанбе: Сино, 2009.- № 4.- С. 165-170 (на тадж.яз.).
Статьи по теме диссертации, опубликованные в научных журналах и изданиях
10. Проблемы художественности в “Эъджази Хусрави”// Вклад молодых ученых в развитие науки.-Душанбе, 1999.- С. 262-266 (на тадж.яз.).
11. Научная ценность одного учебного пособия Амира Хусрава// Молодежь и мир мыслей (из-е 7).- Душанбе, 2005.- С. 115-117 (на тадж.яз.).
12. Заметки на полях “Эъджази Хусрави” и проблемы познания персидско-таджикской речи на полуострове Индостан// Сияние мысли.- Ходжент, 2008.- С. 128-141(на тадж.яз.).
13. Место Амира Хусрава в истории персидской прозы// Радость соединения.- Ходжент, 2008.- С. 181-20 (на тадж.яз.).
14. Море жемчужин// Адаб.- Душанбе, 2003.- № 6.- С. 37-40 (на тадж.яз.).
15. Структурные особенности “Эъджази Хусрави” и новаторство Амира Хусрава Дихлави// Молодежь и мир мыслей.- Душанбе: Ирфон, 2006.- С. 431-438 (на тадж.яз.).
16. Композиция и состав “Степеней художественных чудес” (“Нисоби бадоеъулаҷоиб”) Амира Хусрава// Молодежь и мир мыслей.- Душанбе: Ирфон, 2005.- С. 348-350 (на тадж.яз.).
Статьи по теме диссертации, опубликованные в материалах научных конференций
17. Композиция и состав “Степеней художественных чудес” (“Нисоби бадоеъулаҷоиб”) Амира Хусрава // Материалы IV научной конференции молодых ученых и исследователей.-Душанбе, 2004.- С. 212-214 (на тадж.яз.).
18. Подражание “Эъджази Хусрави” в персидской прозе// Материалы научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава и студентов, посвященной “800-летию поэта, великого мыслителя Мавлоно Джалолуддина Балхи” и “16-й годовщине Независимости Республики Таджикистан.- Душанбе, 2007.- С.66-68 (на тадж.яз.).