- В русской философии первой половины XIX века в рамках различных идейных течений на основе анализа, обобщения, творческой переработки западноевропейской историко-философской и историографической традиций начинают формироваться философские принципы понимания сущности исторического процесса и критерии идентификации исторического знания. В философско-исторических построениях славянофилов и западников 30 - 50-х годов ХIХ века обозначаются метафизические основания истории, которые представляют собой продолжение идей немецкой классической философии, романтизма, позитивизма и в то же время претендуют на новизну и методологически применяются в реконструкции прежде всего отечественной истории.
- Стремление к пересмотру положений доминирующих концепций философии истории определяется осмыслением основ исторической науки в контексте реалий идейной самоидентификации. В значительной мере, критическое отношение к предыдущей философии истории вызывается и задачей проведения мировоззренческих систем, лежащих в основе моделирования социально-политических процессов в России.
- Принцип историзма, сформулированный в гегелевской философии истории, является основой новаторских идей отечественных мыслителей 30 - 50-х годов ХIХ века в области методологии исторического познания. Применение этого принципа гегелевской диалектики в большей степени свойственно историкам и философам западнической ориентации (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский). Тем не менее, и славянофилы, в целом критически настроенные по отношению к «гегелизму» (А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин), используют диалектический метод Гегеля в своих философско-исторических построениях. Историзм приводит русских историков и философов указанного периода к рассмотрению исторического процесса как совокупности последовательных этапов развития общества, обусловленных объективными законами.
- Специфика философии истории славянофильства и западничества в России в 30 - 50-е годы ХIХ века связана с выбором представителями различных идейных направлений доминант исторического процесса, выразившихся в создании религиозной, историософской и сциентистской моделей объяснения истории. Существенной особенностью русской философии выступает синтез принципов сциентистского, религиозного и культурологического подходов к осмыслению исторического развития. Такой универсализм дает возможность комплексного рассмотрения характера истории, механизмов исторического процесса, основанных на изучении содержательных сторон человеческой жизнедеятельности. В связи с этим, историческая наука 1830 - 1850-х годов пересекается с развитием философии, естественных наук, религиоведения, юриспруденции, экономики, этики.
- В русской философии истории в 30 - 50-е годы ХIХ века происходит творческое развитие проблемы соотношения объективной закономерности и субъективного начала в истории. Схематика социальной реальности в отечественной философии истории «наполняется» человеческим содержанием: мотивами, волей, страстями, традициями, бытом, что определяет ее общую аксиологическую направленность.
- Проблема интерпретации исторических фактов в 30 - 50 -е годы ХIХ века основана на идее народности, требовании оригинальности, самобытности в составлении картины прошлого. Народность рассматривается в этом контексте как совокупность национальных ценностей, которые, в свою очередь, сравниваются с общечеловеческими. Декларируется зависимость между исторической достоверностью источника, созданного тем или иным народом, и степенью развития национального самосознания данного народа в различные периоды прошлого.
- Выявление теоретических оснований в понимании сущности национальной истории послужило одним из отправных моментов в генезисе русской философско-исторической мысли. В процессе определения сущности национальной истории славянофилы и западники 1830 - 1850 -х годов дают базовые характеристики западной и русской форм культурного самосознания.
1.Воробьева С.А. Философско-исторические идеи в России: 1830 – 1850-е годы. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010. – 304 с.
2. Статьи в журналах, рекомендованных ВАК для опубликования основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук.
2.Воробьева С.А. Проблема национального взаимодействия в философии истории А.С. Хомякова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. – СПб, 1993. Вып. 3. С. 39-40.
3.Воробьева С.А. Философско-историческое наследие славянофилов в современной историографии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. – СПб.: СПбГУ, 2004. Вып. 2. С. 18-21.
4.Воробьева С.А. Методология исторического источниковедения в русской философии истории первой половины ХIХ века // Вестник СПбГУ. Сер. 6. Вып.4. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. С. 154-163.
5.Воробьева С.А. Нравственные аспекты правосознания как фактор национальной самоидентификации в русской философии истории ХIХ века // Вестник СПбГУ. Серия «Философия». Вып. 3. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. С. 196-204.
6.Воробьева С.А. Антропоцентризм русской философии истории ХIХ века // Вестник СПбГУ. Серия 6. Вып. 4. – СПб.: СПбГУ, 2008. С. 197-202.
7.Воробьева С.А. Психологический анализ истории в русской философии истории 40 – 60-х годов ХIХ века // Вестник СПбГУ. Серия 6. Вып. 2. – СПб.: СПбГУ, 2008. С. 311-316.
8.Воробьева С.А. Ментальные основания русской национальной идентичности в русской философии истории 40 – 60-х годов ХIХ века // Обсерватория культуры. Вып. 6. – М.: ФГУ «Российская государственная библиотека», 2008. Вып. 6. С. 92 – 96.
9.Воробьева С.А. Аксиологический подход в русской философии истории ХIХ века // Обсерватория культуры. Вып. 3. – М.: ФГУ «Российская государственная библиотека», 2010. С. 81-85.
3. Другие научные публикации:
10.Воробьева С.А. Социально-психологические аспекты философии истории А.С. Хомякова // 2-й Санкт-Петербургский симпозиум историков русской философии: Материалы докладов: В 2 ч. Ч. 2. – СПб.: СПбГУ, 1993. Ч. 2. С. 93.
11.Воробьева С.А. Нравственно-ценностный смысл проблемы «Восток – Запад» в философии истории А.С. Хомякова // 3-й Санкт-Петербургский симпозиум историков русской философии: В 2 ч. Ч. 2. – СПб.: СПбГУ, 1995. С. 20-23.
12.Воробьева С.А. Об исторической достоверности в русской философии 1-ой половины ХIХ века // «Вече». Альманах русской философии и культуры. Вып. 6. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. С. 106-124.
13.Воробьева С.А. Человеческий фактор в русской философии истории ХIХ века // Всероссийская научная конференция «Человек в научной и философской картине мира» ХХI века. – Курск, 1996. Ч. 1. С. 87-88.
14.Воробьева С.А. Русская историософия в поисках пути возрождения России // 1 Российский философский конгресс «Человек – философия – гуманизм». – СПб.: СПбГУ, 1997. С. 37-40.
15.Воробьева С.А. Ценности и новый идеал рациональности // Санкт-Петербургская научная конференция «Научная рациональность и структуры повседневности». – СПб.: СПбГУ, 1999. С. 180 - 181.
16.Воробьева С.А. Вера и рациональность в философии раннего славянофильства // Санкт-Петербургская научная конференция «Онтология возможных миров в контекстах классической и неклассической рациональности. – СПб.: СПбГУ, 2001. С. 223-225.
17.Воробьева С.А. Философия истории ранних славянофилов // Русская философия. Новые исследования и материалы. – СПб.: Издательско-торговый дом «Летний сад», 2001. С. 184-190.
18.Воробьева С.А. Роль творческого воображения в философии истории славянофильства // Санкт-Петербургская научная конференция «Рациональность и вымысел». – СПб.: СПбГУ, 2003. С. 94-95.
19.Воробьева С.А. Идея народности в русской философско-исторической мысли 30-60-х годов ХIХ века // «Вече». Альманах русской философии и культуры. – СПб.: СПбГУ, 2004. С. 7-18.
20.Воробьева С.А. Свобода и рациональность в философии истории ранних славянофилов // Международная научная конференция «Рациональность и свобода». – СПб.: СПбГУ, 2005. С. 128-129.
21.Воробьева С.А. К методологической реконструкции в философии истории славянофилов и западников 30-50-х годов ХIХ века // Всероссийская межвузовская научная конференция «Совершенствование методов познания», – Тверь: ТГСА, 2006. С. 23-28.
22.Воробьева С.А., Быданов В.Е. Субъективный фактор в русской философии истории ХIХ века // Всероссийская межвузовская научная конференция «Совершенствование методов познания». – Тверь: ТГСА, 2006. С. 12-18.
23. Воробьева С.А. Психологизм исторического познания в русской философии истории ХIХ века // Международная научно-практическая конференция. – СПб.: СПбИУиП, 2006. С. 10-16.
24.Воробьева С.А., Быданов В.Е. Антропологические основания психологии истории в русской философии ХIХ века // Международная научно-практическая конференция. – СПб.: СПбИУиП, 2006. С. 32-38.
25. Воробьева С.А. Естественнонаучные источники исторической реконструкции в русской философии истории века // Межведомственный сборник научных трудов (октябрь 2006). – СПб.: Изд-во «Инфо-да», 2006. С. 98-108.
26. Воробьева С.А. Диалектические аспекты исторической реконструкции в русской философско-исторической мысли ХIХ века // 2-й Межведомственный сборник научных трудов (ноябрь 2006). – СПб.: Изд-во «Инфо-да», 2006. С. 140-148.
27.Воробьева С.А., Шахворостов Н.М. Предисловие ко 2-му Межведомственному сборнику научных трудов (ноябрь 2006). – СПб.: Изд-во «Инфо-да», 2006. С.5-7.
28. Воробьева С.А. Некоторые аспекты русского национального самосознания в русской философии истории ХIХ века // Международный сборник научных трудов (декабрь 2006). – СПб.: Изд-во «Инфо-да», 2006. С.75-86.
29.Воробьева С.А. Эстетизм в русской философии истории ХIХ века // «Вече». Альманах русской философии и культуры. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2007. С. 242-253.
30.Воробьева С.А. Личность, государство и гражданское общество в русской философии истории ХIХ века // Материалы международной научно-практической конференции (январь, 2007). – СПб.: Изд-во «Инфо-да», 2007. – С. 12-20.
31.Воробьева С.А. Идея общественного прогресса в русской философии истории ХIХ века // Межведомственный сборник научных статей. – СПб.: Изд-во «Инфо-да», 2007. С. 12-20.
32. Воробьева С.А. Религиозная доминанта в русской философии истории 40 - 60-х годов ХIХ века // Вестник РГХА. Т. 8. Вып. 1. – СПб.: Изд-во РГХА, 2007. С. 90-103.
33.Воробьева С.А. Аксиологический подход в русской философии истории ХIХ века // В материалах международной научно-теоретической конференции «Рациональность и коммуникация». – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. С. 131-133.
34. Воробьева С.А. Религиозные основания определения русской национальной идентичности в философии истории ХIХ века //Acta eruditorum. – СПб.: Изд-во РГХА, 2007. С. 59-66.
35.Воробьева С.А. Религия как основа социальной динамики в русской философии истории 30 – 50-х годов ХIХ века // В материалах международной конференции «Высшее образование в условиях реформирования системы подготовки специалистов и глобальные проблемы современности. – СПб.: СПбМТУ, СПБАИНиТ, 2008. С. 93-102.
36.Воробьева С.А. Проблема этнопсихологической реконструкции истории в русской философии 40 – 60-х годов ХIХ века // Психология, коммерция, дизайн: Актуальные проблемы подготовки специалистов (Сборник научных трудов). – СПб.: СПбИУиП, 2008. С. 74-86.
37.Воробьева С.А. Вера и рациональность в философии истории раннего славянофильства // В материалах международной научной конференции «Рациональность и вера». – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. С. 91-92.
38.Воробьева С.А. Народность и историческое познание в раннем славянофильстве // В материалах V Международной научно-практической конференции «Отечественные традиции гуманитарного знания: история и современность». – СПб.: СПбГИЭУ, 2009. С. 38-40.
39.Воробьева С.А. Нравственный смысл истории в русской мысли 30 -50-х годов ХIХ века // Вестник РГХА. Т. 10. Вып 1. СПб.: Изд-во РГХА, 2009. С. 151-159.
40.Воробьева С.А. Немецкие традиции в русской философии истории (30 – 50-е годы ХIХ века) // Вестник РГХА. Т. 11. Вып. 4. – СПб.: Изд-во РГХА, 2010. С. 121-128.
4. Учебное пособие.
41.Петленко В.П., Блинов Н.М., Воробьева С.А. и др. Мир русской философии. Хрестоматия: Учебное пособие / В.П. Петленко, Н.М. Блинов, С.А. Воробьева и др. – СПб.: Российская таможенная академия. 1996. – 1094 с.