- на основе анализа мировоззренческих оснований взаимоотношения человека и окружающей среды (идея гармонизации отношений человека и природы, человека и человека, человека и социума, идея равновесного сосуществования человека и общества, идея этической ответственности), выявлено, что экологическая и демографическая культура, как самосознание ноосферы, призвана преодолевать отрыв мысли от экзистенции, сам факт запаздывания гуманитарной мысли по отношению к процессу развертывания технического потенциала человека и заключается в способности конструировать искусственную реальность;
- здоровье человека, взятое в аспектах его экологической и демографической культуры, связано с освоением творческого пласта внутреннего мира личности; в связи с этим обнаружено, что исследованием социальных, культурных и духовных оснований экологического кризиса далеко не исчерпывается сущность человека. Эти предпосылки, которые чаще всего выглядят как ценности, на самом деле являются ценностными ориентациями, рефлексией над ценностями. Сущность нравственного, духовного кризиса современности состоит в разрушении фундаментальных, базисных ценностей культуры, носящих универсальный характер (это нравственная, историческая и социальная память, любовь как видение духовной перспективы в Другом «Я», стремление к социальной справедливости как боязни не навредить другому Лицу, как страх, что позитивное, положительное никогда не явится);
- обосновано влияние экологической культуры на демографический рост народонаселения. Необходимо подумать сегодня не столько о росте населения, сколько о том, что человеческий род, став «планетарной силой», вынужден нравственно регулировать свою активность, «сберегать» себя, так что в настоящее время возникает потребность единения нравственной и духовной жизни;
- выявлено, что преодоление экологического и демографического кризиса возможно лишь на путях возрождения исторического и национального самосознания, которое направлено на достижение динамичного социального равновесия рационального и иррационального начал. Это равновесие позволяет «снять» духовную напряженность оппозиционных ценностей, устраняя тем самым угрозу духовного и культурного раскола и кризиса;
- обнаружено, что формирование экологического мышления, экологической культуры возможно в социальном пространстве, которое представляет собой континуум, где рождается диалог «эпох» и «культур», диалог культуры и жизни, трансформирующий формы общения, формы деятельности в более высокую форму самодеятельности и самодостаточности;
- выявлено, что человечность, как раскрытие полноты человеческой природы, как раскрытие творческой природы человека, позволяет сделать экологическую и демографическую культуру немыслимой вне постановки проблемы формирования человеческого здоровья, исследования социальных и духовных его предпосылок, особенно предпосылок, связанных с процессом его самоопределения. Здоровье человека есть целостный, интегративный феномен, внутренний источник, некая сила бытия в социокультурном бытии, но здоровье немыслимо вне ориентации человека и общества на дух человечности, как духовную и социальную ценность. Вне решения проблемы повышения уровня физического и духовного здоровья становятся неразрешимыми и проблемы, связанные с демографической политикой, тесно соприкасающейся с нравственными, духовными и социокультурными формами бытия;
- обнаружено, что только принцип гуманизма может составить мировоззренческий и методологический базис воспроизводства здоровья человека, его подлинного «Я», которое способствует самоопределению духовных и социальных основ его жизни, а также преодолению демографического кризиса. В настоящее время невозможно построение какой-либо модели общества, активизирующей социальную мысль, если в основу данной модели не положить идею поиска адекватного, современной нам эпохе, здоровья, которое бы включало в себя идею целостности самоопределяющейся духовной личности;
- обнаружено, что искусство самовыражения сущностных сил человека, его самоопределение связано с защитой народных традиций, которые обеспечивают гармонизацию человека и природы. Последнее обстоятельство способствует формированию социального и духовного иммунитета, который создает невосприимчивость общества к чуждому влиянию, предотвращает децентрацию сущностных сил, так что социальный иммунитет обеспечивает «тяготение» материальных и духовных вещей к культурному и смысловому центру. Народная традиция в этом плане оппозиционна эпохе техники; она обращена к «жизненному миру» людей, но данная традиция не имеет перед собой перспективы, если при этом игнорируются изначальные духовные установки и ценности народа;
- обнаружено, что целостность экологических и демографических процессов означает формирование неких устойчивых циклов, в которых достигает своего объединения природное и социальное, биосферное и техносферное, материальное и духовное бытие. В этом плане социально-онтологические аспекты ноосферы и техносферы следует рассматривать в пределах наук «ноосферного класса». Последние представляют собой комплекс естественных, гуманитарных наук и имеют своим объектом «ноосферные системы», формирование которых постепенно приводит к достаточно устойчивому взаимодействию «неживого и живого вещества» с интеллектом, высокой духовностью;
- выявлено, что наиболее приоритетным направлением современной государственной политики выступает формирование экологической и медицинской активности; последняя связана не только с достижением физиологического здоровья человека, но и с тем, чтобы общественный субъект воспроизводится, самоопределяется не только как биологический, но и как социальный, духовный, ноосферный субъект. Здоровье человека формируется лишь в тот момент, когда сам человек осуществляет цели всего человеческого рода, когда преодолевает интересы, связанные с эмпирическим существованием. Это и выступает, в конечном счете, потенцией его самоопределения, самоорганизации.
1.Валитов, И.О. Национальная культура в условиях глобализации общества и проблемы обеспечения национальной безопасности // Вестник Башкирского университета. - 2008. – Т. 13. № 2. – С. 404 – 407.
2.Валитов, И.О. Формирование экологической и медицинской активности как приоритетное направление государственной политики // Вестник Башкирского университета. - 2009. – Т. 14. № 4. – С. 1514 – 1517.
3.Валитов, И.О. Мировоззренческие основания взаимоотношения человека и окружающей среды // Этносоциум и межнациональная культура. – 2009. –№ 6 (22). – С. 117 – 125.
4.Валитов, И.О. Осмысление духовного компонента развития федеративных отношений в условиях глобальных вызовов// Этносоциум и межнациональная культура. – 2009. – № 6 (22). – С. 108 – 116.
5.Валитов, И.О. Мировоззренческие основания взаимоотношения человека и окружающей среды // Социально-гуманитарные знания. Научно-образовательное издание. – 2009. – № 10. –С. 346 – 356.
6.Валитов, И.О. Человеческое здоровье в контексте взаимовлияния экологической и демографической культур // Вестник Башкирского университета. – 2010. – Т. 15. № 2. – С. 444 – 450.
7.Валитов И.О. Проблемы здоровья современной личности в контексте взаимовлияния окружающей среды и демографической культуры // Этносоциум и межнациональная культура. - 2010. - № 4 (28). - С. 143 - 156.
8.Валитов И.О. Человеческое здоровье в контексте взаимовлияния экологической и демографической культур // Этносоциум и межнациональная культура. – 2010. – №2 (26). – С. 156 – 165.
9.Валитов И.О. Морально-этические аспекты природоиспользования // Вестник Челябинского университета. – 2010. – № 16 (197). – С. 41– 45.
10.Валитов И.О. Некоторые проблемы заботы о сохранении самой природы человека // Социально-гуманитарные знания. Научно-образовательное издание. – 2010. – № 10. – С. 122-129.
Другие публикации:
11.Валитов И.О. Социально-философский анализ экологии и демографии: Монография. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. – 252 с.
12.Валитов И.О. Понятие здоровья и его критерии (эколого-демографический анализ): Монография. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. - 166 с.
13.Валитов И.О. Некоторые проблемы экологии, этноса и культуры в Башкортостане // Наука и образование - 2005: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 15-летию со дня принятия декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан (г. Нефтекамск, 24-25 октября 2005г.). - Уфа, РИЦ БашГУ, 2005. - С. 173-181.
14.Валитов И.О. Девальвация духовных ценностей в современном обществе // Наука и образование - 2005: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 15-летию со дня принятия декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан (г. Нефтекамск, 24-25 октября 2005г.). - Уфа, РИЦ БашГУ, 2005. - С. 181-198.
15.Валитов, И.О. Правовая культура в обеспечении информационной безопасности России // Повышение правовой культуры - задача первостепенной важности: Материалы Республиканской научно-практической конференции (г. Нефтекамск, 22 февраля 2008г.). – Уфа, РИЦ БашГУ, 2008. – С. 81 – 92.
16.Валитов, И.О. Цивилизационное … закабаление (Какая власть в России угодна Западу?) // Актуальные проблемы становления гражданского общества: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Нефтекамск, 2-3 октября 2008г.), Вып.3. – Уфа, РИЦ БашГУ, 2008.– С.6 – 17.
17.Валитов, И.О. Мировоззренческие основания экологического кризиса // Синергетика морально-нравственных и правовых отношений и их роль в построении гражданского общества: Материалы международной научно-практической конференции (г. Нефтекамск, 23 октября 2009г.). – Уфа, РИЦ БашГУ, 2009. – С. 61 – 69.
18.Валитов И.О. Укрепление института семьи – основа решения демографических проблем // Актуальные проблемы философии: Межвузовский научный сборник, посвященный 10-летию факультета философии и социологии БашГУ. – Уфа, РИЦ БашГУ, 2010. – С.217-228.
19.Валитов И.О. Право на благоприятную окружающую среду и право на экологическую безопасность // Актуальные проблемы философии: Межвузовский научный сборник, посвященный 10-летию факультета философии и социологии БашГУ. – Уфа, РИЦ БашГУ, 2010. – С.233-241.