- В каждой конкретной ситуации одновременно наличествуют разные актуально-потенциальные и потенциально актуальные трактовки историчности и, соответственно, с ним различные формы организации исторического знания, эксплицируемые различными типами рациональности. Разные структуры исторической реальности (события, процессы, ситуации) предполагают использование различных форм познания.
- Характер и методология исторического познания определяются содержанием соответствующих исследовательских задач, а различные формы подачи исторических событий не исключают, а дополняют друг друга в зависимости от конкретных задач, объектов и источников. Применение этих моделей предполагает широкое использование внеисточниковой информации, почерпнутой как из других наук, так и из критически переработанного здравого смысла, что дает возможность определиться с проблемой исследования глобализации как формы исторического процесса.
- Реконструкция исторического прошлого представляет собой субъект-объектные отношения, в которых предпринимается попытка восстановления прошлого на базе конкретной концепции, характерной для данного философского направления. При реконструкции исторического прошлого репрезентация и отражение могут рассматриваться в качестве альтернативных познавательных стандартов, своеобразных «матриц гносеологии», характеризующих противоположные представления о взаимоотношении познания и реальности. В условиях ускорения глобализационных процессов ярко проявляются попытки идеологов глобализации использовать реконструкцию исторического прошлого для оправдания концепции навязывания всему мировому сообществу «системы общечеловеческих ценностей», которые по сути представляет собой стандарты потребительского общества западного типа.
- Исследование онтологических аспектов истории дает возможность не только более основательно постигать особенности становления глобального общества, но и использовать в качестве основы для понимания настоящего и прогнозирования будущего. История играет принципиальную роль в воспроизводстве «коллективной памяти», создавая связи в историческом производстве интересов формирования личности с целым рядом базовых исторических категорий (этнос, мировое сообщество, цивилизация), что дает возможность различать естественные и насильственные глобализационные процессы.
- Глобализация напрямую связана с аксиологической составляющей истории, поскольку от ценностных критериев зависит не только масштабность истории, но и определение критериев прогрессивного развития. Решить проблемы аксиологического несоответствия и дискретности знания в процессе исторической реконструкции можно в значительной мере при помощи ценностной шкалы, сложившейся на конкретном этапе развития общества. В условиях глобализации ведущим становится аксиологический подход, при котором историческое прошлое рассматривается исходя из произвольной шкалы ценностей, часто неприменимой в системе другой социальной парадигмы.
- При использовании метафизического метода, где господствует произвольно принятая шкала ценностей, что особенно проявляется в историческом познании, история рассматривается не как наука, а скорее как искусство, т. е. такая дисциплина, которая имеет дело не с закономерностями, а с неповторимыми событиями и выдающимися личностями. В соответствии с метафизической концепцией истории, формулировка основных определений культуры призвана удовлетворять потребности неповторимого, уникального, индивидуального, а цивилизация определяется как нечто воспроизводящее потребительское, общепринятое, что, естественно, проявляет себя особенно ярко в условиях глобализации. Историческое познание в системе индивидуалистического общества соответствует канонам метафизического подхода, согласно которому отношение к прошлому вполне соответствует либеральным ценностям западного общества, в частности, свободы слова, когда история трактуется произвольно, в зависимости от идеологической и политической позиции изучающего, что активно используется идеологами глобализации.
- Причиной и одновременно следствием протекания современных процессов насильственной глобализации становится трансформация не только исторического материала, но и гносеологических механизмов истории. Вот почему реально противодействовать неконструктивному давлению глобализма возможно сочетаний, основанных на традициях конкретного общества, поскольку ценностное осмысление исторических явлений на базе глобалистской идеологии реально снижает возможность достижения истинности в историческом познании. Именно в условиях нарастающего глобализационного давления гуманитарную составляющую образования необходимо существенно усилить, ведь она, способствуя самопознанию человека, образует защиту от манипуляции им, инспирированную идеологами глобализации и возможную только в условиях потери исторических корней.
- Одним из следствий метафизического подхода к истории является психологический детерминизм, согласно которому: результаты исторических исследований формируют политические интересы, что особенно активно используется для оправдания глобализации. Именно психологический детерминизм ярко демонстрирует принципиальные отличия между двумя методическими подходами, когда в соответствии с признанными стандартами выделяются репрезентативная и отражательная теории познания. Психологический детерминизм - постоянный спутник процесса гуманитарного познания, однако именно на примере исторической гносеологии в условиях глобализации он проявляется максимально и может стать как основой для решения геополитических задач, так и провоцирования конфликтов, потенциальным носителем которого становится насильственная глобализация.
- Силовая интерпретация исторического прошлого осуществляется вследствие гипертрофированного психологического детерминизма. Результатом силовой интерпретации истории в условиях глобализации является фальсификация исторического прошлого, которая проводится в интересах определенной политической группы, поскольку характер и методология современной исторической гносеологии определяются субъективным содержанием соответствующих аксиологических установок исследователя. Силовая интерпретация истории всегда имеет заказчика и приводит к далеко идущим последствиям, которые моделируются историей, переходя в настоящее и будущее.
- Диалектический метод в познании истории формировался параллельно с метафизическим и основные этапы развития диалектических принципов в познании истории проходили на фоне противодействия метафизическому методу изучения истории. Основные гносеологические процедуры (объяснение и т.п.), используемые в историческом диалектическом подходе работают по другой, чем в метафизическом проекте, схеме. Современные исторические реальности (события, процессы, ситуации) разного уровня предполагают использование различных моделей описаний. Одно из условий выбора пригодной модели определяется тем уровнем, который занимает объясняемое явление в рассматриваемой системе, взятой как целое, что играет особую роль в анализе глобализации.
- Использование диалектического похода к историческому прошлому, анализ его как информационного процесса приводит к осознанию того, что информатизация культуры является объективной внутренней исторической необходимостью, а исторический процесс в целом приобретает новую качественную определенность. Интегрирование достижений человеческой жизнедеятельности и их преобразование, накопление в виде информации наследуемых достижений позволяют совершенствовать общественную систему, при которой глобализация рассматривается как единственно возможный вектор развития человеческого сообщества. Поскольку общество создало для себя своеобразную временную ритмику протекающих исторических событий и процессов, как и исторического процесса в целом, есть основание говорить о социальном и историческом времени как об особой социально-временной структуре. В соответствии с диалектической концепцией объективная диалектика цивилизации и культуры раскрывает преемственность в развитии и совершенствовании общественных отношений.
- Истоки и развитие диалектических взглядов на историческое прошлое России позиционируют российскую историческую школу как самостоятельную, черпающую свои воззрения из традиций российского общества. Кроме того, диалектический подход при изучении истории является характерным для России, поскольку основывается на российском менталитете и традициях. Доказательством оригинальности и самостоятельности русской исторической школы является, в частности, учение русского космизма, которое имеет принципиальное значение для современного этапа развития мировой цивилизации, выступая альтернативой современной насильственной глобализации.
- Общий ход развития мысли присущ всем народам, вовлеченным в движение истории; он постоянен и непрерывен, имея тенденции к росту, хотя в отдельные периоды истории может замедляться. Он также содержит как общечеловеческие, так и индивидуальные черты, присущие каждому отдельному этносу, однако в основе всего - единая природа человека. Вместе с тем, современная глобализация как форма организации исторического процесса предполагает «конец истории», что принципиально противоречит диалектике исторического процесса.
1.Аксиологические особенности гносеологической сущности истории. – Монография – Красноярск, 2003 (13,4 / 6,7 п.л.) (в соавторстве).
2.Историческое познание в условиях глобализации. – Монография. – Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006 (30,0 п.л.).
3.Глобализация как форма организации исторического процесса. – Монография. – Красноярск: ИПК СФУ, 2008 (19,7 п.л.).
Учебные пособия
1.Расширение мира личности в «Школе Мира Миров» (из опыта работы). Часть 2. Авторская образовательная технология ОАЗИС. – Учебное пособие. – С-Петербург: «Туска-рора», 2004 (6,4 / 3,2 п.л.) (в соавторстве).
2.Философия Часть 1. Учебное пособие для студентов. Красноярск: ИПК СФУ, 2010. (4,3 п.л.).
3.Философия. Учебный комплекс. Часть 1. Учебное пособие для студентов. М.: Про-спект, 2010 (9,2 п.л.).
Статьи из списка ВАК
1.Учебное историческое познание в условиях глобализации // Философия образова-ния. – Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2006. – №2 (0,6 / 0,3 п.л.) (в соавторстве).
2.Глобализация как форма исторического процесса и аксиология истории в России // Журнал СФУ. Сер. «Гуманитарные науки».–2009.–№3 (0,6 п.л.).
3.Глобализация как объект изучения (исторический аспект) // Журнал СФУ. Сер. «Гуманитарные науки».– 2009. –№2(3) (0,8/0,4 п.л.) (в соавторстве).
4.Исторические аспекты глобализации // Философия образования. – Новосибирск: Изд. ГЦРО, 2009. – №4(29) (0,5 п.л.).
5.Исторические аспекты глобализации как управляемого процесса // Известия Рос-сийского государственного университета им. А.И.Герцена. №110: научный журнал. – СПб., 2009 (0,7 п.л.).
6.Глобализация как форма организации исторического процесса // Известия Россий-ского государственного университета им. А.И.Герцена. №111: научный журнал. – СПб., 2009 (0,8 п.л.).
7. Глобализация как форма исторического процесса и аксиология истории // Научные проблемы гуманитарных исследований. – Пятигорск, 2010. – №9.
Статьи и материалы конференций
1.Историческое прошлое как основа для формирования мировоззрения // Интеллекту-альные и материальные ресурсы Сибири. – Материалы 2-й региональной научно-практ. конф. 21-23 окт. 1997 г. – Иркутск, 1997 (0,3 п.л.).
2.Путешествие в прошлое и будущее // Учительская газета – Граждановедение. – 1997. – №10(62) (0,7 п.л.).
3.Эго с большой буквы. // Учительская газета – Граждановедение. – 1997. – №12(64) (0, 6 п.л.).
4.Формирование мировоззрения и история // «Диалог культур народов России, Сибири и стран Востока». – Доклады науч.-теорет. конференции 17 октября 1997 г. (0,2 п.л.).
5.Отказ от европоцентризма как ведущая тенденция исторической педагогики начала XXI века // «Диалог культур народов России, Сибири и стран Востока». – Доклады науч.-теорет. конференции 15 октября 1998. (0,4 п.л.).
6.Программирование образовательного эффекта в процессе реконструкции историче-ского прошлого // Интеллектуальные и материальные ресурсы Сибири. – Материалы 2-й региональной научно-практ. конференции 21-23 октября 1998 г. – Иркутск, 1998 (0,3).
7.«Презентация истории» как пропедевтический курс в образовательной системе «шко-ла-педагогический вуз» // Актуальные проблемы высшего педагогического образования. – Тезисы докладов конференции НИР преподавателей филиала ИГПУ. – Усть-Илимск, 1999 (0,3 п.л.).
8.Программирование образовательного эффекта в процессе реконструкции историче-ского прошлого (система УИДИ+ВАМ) // Актуальные проблемы высшего педагогического образования. – Тезисы докладов конференции НИР преподавателей филиала ИГПУ. – Усть-Илимск, 1999. – (0,3 п.л.).
9.Пути повышения активности учащихся в процессе исторической реконструкции // Актуальные проблемы высшего педагогического образования. – Тезисы докладов конферен-ции НИР преподавателей филиала ИГПУ. – Усть-Илимск, 1999 (0,3 п.л.).
10.Символы в учебном историческом познании // Актуальные проблемы высшего педа-гогического образования. – Тезисы докладов конференции НИР преподавателей филиала ИГПУ. – Усть-Илимск, 1999 (0,3).
11.Региональные аспекты формирования социокультурного мировоззрения в работе с одаренными детьми // Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практи-ка. – Доклады международной конференции 15-17 декабря 1999 г. – Иркутск, 1999 (0,2 п.л.) (в соавторстве).
12.Оригинальное пособие по истории для абитуриентов // Преподавание истории в школе. – 2000. – №1 (0,2 п.л.).
13.Пропедевтический курс «Презентация истории» // Преподавание истории в школе. – 2000. – №3 (0,2 п.л.).
14.Учебно-историческое познание как основа возрождения духовного смысла отече-ственного образования // Новые образовательные технологии в стратегии духовного разви-тия общества – Материалы Международной конференции. – Часть 1. – Новосибирск, 2000 (0,3 п.л.).
15.Оценка уровня подготовленности в учебном историческом познании // Школьные технологии. – М.: Школа-Пресс, 2002 – №6 (0,2 п.л.).
16.Нетрадиционные пути определения результативности в учебном историческом по-знании // Расширение мира личности в «Школе Мира Миров» (из опыта работы). Часть 1. СПб.: «Тускарора», 2003 (0,4 п.л.).
17.Глобализация, новый мировой порядок или фашизм // Теория и история. – Красно-ярск: СИБУП, 2003. – № 3 (0,4 п.л.) (в соавторстве).
18.Раскрытие творческой природы учащегося в «Школе Мира Миров» // Расширение мира личности в «Школе Мира Миров» (из опыта работы). Часть 1. СПб.: «Тускарора», 2003 (0,3 п.л.).
19.Философия истории в условиях глобализации // Актуальные проблемы философии в системе университета – Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Красноярск, 2003 (0,4 п.л.).
20.Онтологический переворот: субъекты и объекты глобализации // Теория и история. – Красноярск: СИБУП, 2004. – № 1 (0,4 п.л.) (в соавторстве).
21.Психологический детерминизм и силовая интерпретация в познании истории // Тео-рия и история. – Красноярск: СИБУП, –2004. – № 2 (0,6 п.л.) (в соавторстве).
22.Особенности исторического познания в условиях глобализации // Управление и экономика: теория и практика: Сб. науч. тр. №1. – Красноярск: «Гротеск», 2005 (0,2 п.л.)
23.Особенности учебного исторического познания в меняющихся геополитических условиях как следствие глобализации // Повышение качества непрерывного профессиональ-ного образования: Материалы Всероссийской научно-методической конференции с между-народным участием: В 2 ч. – Ч. 1. – Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006 (0,2 п.л.) (в соавторстве).
24.Геополитическая картина мира в условиях глобализации // Управление и эконо-мика: теория и практика: Сб. науч. трудов. – Красноярск: ООО «Платина», 2006. – Вып. 2 (0,2 п.л.) (в соавторстве).
25.Глобализация в историческом познании // Вестник Красноярского государственного технического университета. – Вып. 41. – Культура и образование – Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006 (0,2 п.л.) (в соавторстве).
26.«Благожелательный гегемонизм» глобализации // Теория и история. – Красноярск: СИБУП, 2006. – № 1 (0,4 п.л.) (в соавторстве).
27.Глобализация и историческое познание // Труды КГТУ: Научно-технический журнал Красноярского государственного технического университета. – № 1. – Красноярск, 2006 (0,2 п.л.) (в соавторстве).
28.Реконструкция исторического прошлого как силовая интерпретация истории в усло-виях глобализации // «Философия человека и процессы глобализации» Сборник научных статей. – СПб.: Издательство РХГА, 2007 (0,2 п.л.) (в соавторстве).
29.Реконструкция исторического прошлого и силовая интерпретация истории // Управ-ление и экономика: теория и практика: Сб. науч. тр. Вып. 3. – Красноярск: Изд-во «Гротеск», 2007 (0,2 п.л.) (в соавторстве).
30.Глобализация как форма организации исторического процесса // «Философия чело-века в условиях глобализации» – Сборник научных статей. – СПб.: Издательство РХГА, 2008 (0,3 п.л.).
31.Проблемы и перспективы глобализационных процессов современности // Духовно-исторические чтения: материалы научно-практической конференции. – Красноярск-Шира 29 июня-3июля 2009 г. Вып.14 / СФУ, Гуманитарный институт. – Красноярск: ИПК СФУ, 2009 (0,4 п.л.).
32.Глобализация как форма организации исторического процесса: особенности станов-ления // Россия в глобальном мире. – Материалы научно-практической конференции 5-7 мая 2009 г. г. С.Петербург.– С.-Петербург, 2009 (0,3 п.л.).
33.Глобализация как форма организации исторического процесса: становление и пер-спективы // Наука. Философия. Общество. – Материалы V Российского философского Кон-гресса. – Том 3. – Новосибирск: Параллель, 2009 (0,2 п.л.).
34.Интерпретация истории как реконструкция прошлого в условиях глобализации // Россия в глобальном мире. – Материалы 8-й Всероссийской научно-теоретической конфе-ренции 11-13 мая 2010 г. – С-Петербург, 2010 (0,3 п.л.).
35.Познание глобализации как формы исторического процесса // Вестник развития науки и образования. – 2010. – №2 (0,6 п.л.).
36.Реконструкция прошлого и силовая интерпретация истории в условиях глобали-зации // Научная жизнь. – 2010. – №2 (0,4 п.л.).