- Философию иронии можно определить как такую область философского дискурса, которая занимается изучением познавательных характеристик иронии и стремится к обнаружению их антропологического горизонта.
- Выделение в едином процессе иронизирования мыслительных, познавательных и конструктивных аспектов, с одной стороны, является искусственным и условным, а с другой стороны, имеет смысл, поскольку позволяет провести их углубленное изучение.
- Специфика мыслительной деятельности иронизирующего философа определяется тем, что соединение взаимно исключающих друг друга смыслов в ироническом суждении происходит таким образом, что ни одному из этих смыслов не отдается предпочтения и признаются их равные права на существование. В отличие от диалектики, стремящейся к разрешению тезиса и антитезиса в новом синтезе, ирония предполагает бесконечное движение между противоположными частями иронического высказывания.
- Иронический способ познания эффективен для изучения не только бесконечной реальности в целом, но и отдельных ее элементов в том случае, если предполагается существование непостижимых граней этих элементов.
- Концептуальный конструкт «Я-философ-ироник» позволяет философу уйти от неосуществимой претензии рассмотрения своей жизни как непосредственности к исследованию собственного философского дискурса о своей философской жизни как опосредованной и более доступной для осмысления формы.
- Концептуальный конструкт «Я-философ-ироник» расширяет традиционно гносеологическое изучение познавательного содержания иронии до границ антропологического исследования и осуществляет переход философа-ироника от анализа иронической познавательной специфики к рассмотрению своего иронического философского дискурса, своей философской жизни, взаимосвязей между своим дискурсом и жизнью и т. д. Тем самым знание о познавательных особенностях иронии превращается в знание философа-ироника о самом себе, а абстрактные иронические познавательные характеристики приобретают «человеческое измерение».
- Общие характеристики и виды практических духовных упражнений философствующего ироника и философа, не склонного к иронизированию, в основном совпадают. Отличие, которое является очевидным - это отличие дискурсивного плана. Дискурс философа, не считающего себя ироником, напрямую связан с теми или иными духовными упражнениями, а иронический дискурс - косвенно и опосредовано, так как этот вид дискурса не определяет конкретный вид упражнения, а просто в целом приводит философа к состоянию пробуждения интереса к своей жизни.
- Изучение прямого влияния иронического дискурса на поведение иронизирующего философа позволяет выявить очень своеобразный вид духовных упражнений, отсутствующий в арсенале практик мыслителя, не относящегося к ироникам: это так называемое «совершенствование через не-совершенствование». Несмотря на то, что данное упражнение затрагивает область повседневной жизни и обычных дел, пребывание философа-ироника в этой сфере как человека, ищущего освобождения от привязанностей к результатам своих действий, очень сильно отличается от пребывания в ней нефилософствующего индивида.
1.Черданцева, И.В. Ирония: от понятия к методу философствования, или до чего доводят философов насмешки / И.В. Черданцева. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1999. – 166 с. (9,6 п.л.).
2. Черданцева, И.В. Ирония: от метода философствования к концепту «Я-философ-ироник» / И.В. Черданцева. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. – 312 с. (18 п.л.).
II) Статьи в журналах, рекомендованных ВАК для опубликования основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук:
3.Черданцева, И.В. Возможности иронического метода философствования и экзистенциальная метафизика / И.В. Черданцева // Вестник Томского государственного университета. Бюллетень оперативной научной информации. № 43. Март 2005. Проблемы социогуманитарного знания.– Томск: ТГУ, 2005. – С. 52-57. (0,5 п.л.).
4.Черданцева, И.В. Ирония как способ мышления: проблема ценностного преобразования жизнедеятельности человека / И.В. Черданцева // Труд и социальные отношения. - № 3 (39). – М., 2007. – С. 148-153. (0,5 п.л.).
5.Черданцева, И.В. Философ как преподаватель, стремящийся к мудрости / И.В. Черданцева // Философия образования. – Специальный выпуск № 1. – Новосибирск, 2007. – С. 103-108. (0,5 п.л.).
6.Черданцева, И.В. Иронический метод философствования: антропологический аспект / И.В. Черданцева // Труд и социальные отношения. - № 4 (40). – М., 2007. – С. 157-160. (0,4 п.л.).
7.Черданцева, И.В. Стиль поведения как фактор, влияющий на исход переговоров / И.В. Черданцева // Труд и социальные отношения. - № - 11 (53). – М., 2008. – С. 61-65. (0,5 п.л.).
8.Черданцева, И.В. Философ как образованный человек: античное и современное представление / И.В. Черданцева // Философия образования. - № 4 (25). – Новосибирск, 2008. – С. 115-120. (0,5 п.л.).
9.Черданцева, И.В. Иронический метод философствования как способ реализации эстетической функции философского образования / И.В. Черданцева // Философия образования. - № 1 (26). – Новосибирск, 2009. – С.220-226. (0,5 п.л.).
10.Черданцева, И.В. От концепта к концептуальному конструкту. Основания и условия построения конструкта «Я-философ-ироник» / И.В. Черданцева // Известия Алтайского государственного университета. - № 2/1 (66). – Барнаул, 2010. – С. 166-169. (0,4 п.л.).
III) Другие научные публикации:
11.Черданцева, И.В. Ирония как метод философствования: постановка проблемы / И.В. Черданцева // Актуальные проблемы философии и политологии. Ч.1. – Рубцовск: Изд-во Рубцовского индустриального института, 1994. – С. 50-52. (0,1 п.л.).
12.Черданцева, И.В. Ироник ли Сократ? (Лев Шестов о философии Сократа) / И.В. Черданцева // Труды Рубцовского индустриального института. Вып. 3. «Гуманитарные науки». – Рубцовск: Изд-во Рубцовского индустриального института, 1995. – С. 117-125. (0,5 п.л.).
13.Черданцева, И.В. Почему Сократ молчал, или ирония как метод постижения бытия / И.В. Черданцева // Пробуждающееся сознание. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1995. – С. 107-115. (0,5 п.л.).
14.Черданцева, И.В. Категория романтической иронии: попытка поиска первоначальных смыслов / И.В. Черданцева // Аналитика сознания. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998. – С. 164-172. (0,5 п.л.).
15.Черданцева, И.В. Ирония как философское понятие: генезис и основные характеристики сократовской иронии (о знании незнающего Сократа и о незнании знающего Кьеркегора) / И.В. Черданцева // Философские дескрипты. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. – С. 269-278. (0,6 п.л.).
16.Черданцева, И.В. «Истинный» философ и преподаватель философии: гармония взаимоопределения (на примере раннего периода творчества М. Хайдеггера) / И.В. Черданцева // Высшая школа в современной социокультурной ситуации. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. – С. 89-96. (0,5 п.л.).
17.Черданцева, И.В. Философская форма «знания-вопроса»: основания, возможности, перспективы / И.В. Черданцева // Философские дескрипты. Вып. 2. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. – С. 238-246. (0,6 п.л.).
18.Черданцева, И.В. Специфика понимания совершенной жизни в философии раннего даосизма / И.В. Черданцева // Загадки жизни и парадоксы познания. – Тюмень: Изд-во «Вектор-Бук», 2003. - С. 37-41. (0,5 п.л.).
19.Черданцева, И.В. Проблема «Я» и способы ее решения в философских учениях раннего буддизма и Д. Деннета / И.В. Черданцева // Известия Алтайского государственного университета. – № 4 (30). - Барнаул, 2003. – С. 85-90. (0,5 п.л.).
20.Черданцева, И.В. Иронический метод философствования и антиномистический метод познания: возможности постижения непостижимого / И.В. Черданцева // Философские дескрипты. Вып. 3. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. – С. 239-248. (0,7 п.л.).
21.Черданцева, И.В. Парадигматические фигуры ироников в философских учениях Кьеркегора и Рорти: попытка сравнительного анализа / И.В. Черданцева // Философские дескрипты. Вып. 3. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. – С. 248-258. (0,8 п.л.).
22.Черданцева, И.В. Некоторые размышления о пользе иронии для метафизики / И.В. Черданцева // Известия Алтайского государственного университета. – № 4 (44). - Барнаул, 2004. – С. 93-95. (0,5 п.л.).
23. Черданцева, И.В. Особенности постмодернизма как антиметафизической формы философствования и возможности иронии / И.В. Черданцева // Известия Алтайского государственного университета. – № 4. - Барнаул, 2005. – C. 100-106. (0,5 п.л.)
24.Черданцева, И.В. Проблема определения философии. Философия и метафизика / И.В. Черданцева // Философские дескрипты. Вып. 4. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. – С. 128-142. (1 п.л.)
25.Черданцева, И.В. Особенности понимания метафизики в экзистенциальной философии. Постановка проблемы философствования как проблемы постижения бытия / И.В. Черданцева // Философские дескрипты. Вып. 4. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. – С. 143-160. (1,2 п.л.).
26.Черданцев,а И.В. Специфика философии как феномена философской жизни и рефлексия понятия «феномен философской жизни» / И.В. Черданцева // Философия, методология, история знаний: Тр. Сиб. ин-та знаниеведения. - Барнаул, М., 2005. – С. 93-96. (0,3 п.л.).
27.Черданцева, И.В. Проблема постижения бытия и возможность применения иронического метода философствования в экзистенциальной метафизике М. Хайдеггера / И.В. Черданцева // Материалы IV Российского философского конгресса «Философия и будущее цивилизации (24 – 28 мая 2005 г.). Т.2. – М.: Современные тетради, 2005. – С. 132-133. (0,1 п.л.).
28.Черданцева, И.В. Концепт «Я-философ-ироник» и его основные смыслы / И.В. Черданцева // Философские дескрипты. Вып. 5. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. – С. 242-250. (0,7 п.л.).
29.Черданцева, И.В. Статья, рассказывающая о том, как может быть создан и представлен смысловой элемент «Я как философ, стремящийся стать мудрецом» (входящий в концепт «Я-философ-ироник») в процессе беседы двух философов, интересующихся не только тем, что они думают и говорят, но и тем, как они живут / И.В. Черданцева // Философские дескрипты. Вып. 5. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. – С. 250-263. (1 п.л.).
30.Черданцева, И.В. Человек и ирония. Концепт «Я-философ-ироник» и его философские возможности / И.В. Черданцева // Человек: философская рефлексия. Вып. 1. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. С.54-56. (0,5 п.л.)
31.Черданцева, И.В. Иронический метод философствования как метод постижения бытия / И.В. Черданцева // Философские дескрипты. Вып. 6. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. – С. 151-167. (1,3 п.л.).
32.Черданцева, И.В. «Ирония истории» как аспект исторического бытия и метод исторического познания / В.А. Ельчанинов, И.В. Черданцева // Известия Алтайского государственного университета. - № 4/3 «История» (серия ВАК). – Барнаул, 2007. – С. 67-75. (авторский вклад 0,8 п.л.).
33.Черданцева, И.В. Концепт «Я-философ-ироник»: конструирование смысловых элементов «Теоретическое содержание моей иронической философской концепции» и «Теоретическое содержание моей иронической философской концепции, имеющее отношение к моей жизни философа-ироника» / И.В. Черданцева // Философские дескрипты. Вып. 6.- Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. – С. 168-183. (1,2 п.л.).
34.Черданцева, И.В. Методологические функции романтической иронии / И.В. Черданцева // Философские дескрипты. Вып. 7. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. – С. 245-253. (0,5 п.л.).
35.Черданцева, И.В. Человек, стремящийся к мудрости, как проблема философии / И.В. Черданцева // Человек: философская рефлексия. Границы философских дискурсов. Вып. 2. – Барнаул: ООО «Полиграф-Сервис», 2008. – С. 34- 37. (0,5 п.л.).
36.Черданцева, И.В. Проблема философского содержания понятия «идентичность» / И.В. Черданцева // Человек: философская рефлексия. Границы философских дискурсов. Вып. 2. – Барнаул: ООО «Полиграф-Сервис», 2008. – С. 258-260. (0,3 п.л.).
37.Черданцева, И.В. Специфика иронического философского дискурса и иронической философской концепции / И.В. Черданцева // Философские дескрипты. Вып. 8. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. – С. 149-156. (0,5 п.л.).