- Этническое самосознание воспринимает и оценивает жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей этнической группы, выступающих в качестве всеобщего эталона ее жизнедеятельности. В научной литературе недостаточно используется философско-культурологический подход при анализе социокультурных традиций этноса в контексте трансформации его самосознания. В связи с этим философское и культурологическое осмысление становления и развития этнического самосознания, происходящее под воздействием традиций - фундаментальная теоретико-методологическая задача. Результаты анализа, осмысления социокультурных традиций составляют системообразующий компонент этнического самосознания, при этом раскрывается их онтологическая сущность, состоящая в установлении когнитивной, ценностно-регулятивной и эмоциональной сфер этнического самосознания. Эти компоненты нацелены на установление познавательных, нравственных, социально-политических, правовых, эмоционально-психологических форм взаимодействия в социуме. Философско-культурологическое осмысление проблемы становления самосознания этноса определило необходимость углубления характеристики категориально-понятийного аппарата исследования. В связи с этим раскрывается содержание и взаимосвязь ключевых понятий объекта изучения: «традиция», «этнос», «этническое самосознание», «национальное самосознание», «менталитет», «мораль», «нравственность».
- Развитие традиционного общества в условиях современной глобализации - это поступательный процесс становления и развития самосознания этноса, в котором традиции выступают формой исторической памяти этноса и фактором его социально-культурного бытия, то есть продуктом социокультурного опыта бытия этноса, накопленного в процессе его культурно-исторического развития. В этом контексте прослежено действие законов устойчивости, преемственности и динамики, в логике которых представлена объективно необходимая связь между новым и старым, традицией и новацией в развитии самосознания этноса. Это позволило автору сделать вывод о том, что традиции являются носителем генетической преемственности и устойчивости этнообразующих компонентов самосознания, обеспечивающих самобытность этнической общности.
- Углублено понимание этнического самосознания не как данности, а как результата развития этноса, реализующегося в трансформациях этнокультурных традиций и выражающегося через представления, сознание, язык. Этническое самосознание представлено как синкретическое единство этнокультурных и родовых компонентов, когнитивной, ценностно-регулятивной и эмоционально эмоционально-волевой сфер. Это позволило автору определить онтологическую сущность культурных традиций этноса, как ключевого, интегрирующего звена этнокультурного самосознания, и на основе анализа реального бытия социокультурных традиции, осуществить поиск составляющих смысла этого понятия, сделать некоторую коррекцию имеющихся в научной литературе представлений, в которых отсутствует важнейшая характеристика самосознания этноса - находиться в состоянии динамики, непрерывной трансформации.
- Менталитет, как структурный компонент самосознания этноса, реализуется в способах восприятия и оценки окружающей человека реальной действительности. В связи с этим, менталитет рассмотрен как глубинный, внутренний уровень самосознания этноса, его до-рефлексивный опыт, в котором он обнаруживает «этнический дух», «этнический характер». Автор не разделяет точки зрения, абсолютизирующие в менталитете, как и в самосознании этноса, фактор неподвижности, устойчивости, как сущностной его характеристики, поскольку это сложная, многоуровневая система сознательного и бессознательного, отрефлексированного и не отрефлексированного и т.д., и эти компоненты имеют способность меняться не одновременно. А реальность лишь способна активизировать те или иные его аспекты, и в большей степени она их высвечивает, выявляет, обнаруживает и т.д., чем создает. Автор ограничивает исследование этого феномена сферой глубинного пласта, детерминировавшего социально-политические процессы в России в 90-е гг. ХХ в.
- Социум во все времена нуждался в системе моделей поведения, в которых закрепляются, а затем передаются для новых поколений готовые образцы, стереотипы жизнедеятельности этноса культурной, социальной, правовой, политической, семейно-бытовой, хозяйственной сферах. Социокультурные традиции выполняли функции, более значимые и обширные, поскольку реализовывались во всех перечисленных сферах общественного бытия этноса. Их функции «простирались» от социально-правового регулирования до регламентации и ритуализации межличностных отношений, и даже на уровне внутреннего культурного кода индивида -- совести. На основе этого напрашивается вывод, что универсальность роли и значение культурных традиций в обществе была обусловлена нравственным потенциалом, заложенным в них. И, хотя порядок общественной жизни поддерживался всей системой социально-правового регулирования - советами старейшин рода, общины, семьей, общественным мнением, обычным правом, реально представлявшими интересы всех слоев общества, культурные традиции этноса обеспечивали взаимосвязь всех ее звеньев, занимая по отношению к ним центральное место.
- Культурной доминантой самосознания этноса и одним из способов нормативной регуляции действий человека в обществе является мораль. В работе выявлена специфика морального регулирования в условиях до-государственных общественных отношений. Во-первых, в традиционном обществе мораль выступала не просто в виде общих правил и пожеланий относительно нравственности поступков (в настоящее время они носят назидательный характер), а императивное требование, которому человек должен был следовать при осуществлении самых разных целей. Во-вторых, принципы морали имели социально-универсальное значение и распространялись на всех членов общества и на все сферы жизни общества. В-третьих, моральное регулирование носило характер самоконтроля, поэтому «верховным судьёй» выполнения нравственных и социально значимых установок в обществе выступала совесть человека. В-четвертых, выполнение принципов морали поддерживалось, охранялось и контролировалось всеми членами общества. В традиционном обществе авторитетом являлась сама мораль, как явление духовное, надличностное и поэтому моральное регулирование здесь не знает характерного для институциональных норм разделения субъекта и объекта регулирования. В-пятых, мораль в традиционном обществе, явление, стоящее и над традициями и иными формами традиционной культуры, поскольку именно мораль с помощью общественного мнения оценивала и соблюдение традиций, и соответствие выполняемых обрядов, и следование обычаям.
- Институтом трансляции и воспроизводства самосознания этноса выступала традиционная семья. Как универсальный способ обеспечения исторической преемственности культурных достижений этноса на уровне индивидуальной человеческой жизни и на уровне социального организма в целом, семья гармонично сочетала в себе нравственное, интеллектуальное, эстетическое и деятельное начало бытия человека. Семья представляла собой наиболее эффективный способ трансляции социокультурного опыта, который приобретался на основе неукоснительного соблюдения культурных норм социального взаимодействия индивидов. Если в неразрывной связи «семья - государство», характерной обществам со сформировавшимся институтом государства, семья выступала как несколько «смягчённый» вариант социализации личности, то в обществе, где институт государства отсутствовал, семья фактически спроецировала все государственные функции и располагала довольно жёсткой технологией подключения индивида в общественную жизнь. Семья, как основной социальный институт традиционных общественных отношений, выступала наиболее эффективным способом воспроизводства этнического самосознания, осуществляя это сквозь призму охраняемых и передаваемых ими культурных традиций.
- На основе анализа социокультурных традиций, как механизма социально-политической консолидации этноса, форм и способов реализации отношений власти и подчинения, выявлены наиболее существенные факторы формирования его политического сознания. На основе анализа конкретного опыта жизнедеятельности этноса (чеченцев) в процессе перехода от состояния этнического к политическому, от традиционного к государственному регулированию общественных отношений, сделаны выводы: во-первых, в историческом развитии каждого этноса на определенном этапе совершаются процессы рождения механизмов ограничения и подавления биологических инстинктов людей, контроля и регулирования их со стороны общества; во-вторых, отношения власти и подчинения неотделимы от человеческих сообществ.
- Рассмотрены традиции межэтнических связей и отношений в контексте обогащения этнического самосознания общечеловеческими культурными образцами и ценностями. В связи с этим раскрыт духовно-ценностный смысл представлений этноса о своей территории («Родной Земле»), составляющих основу этнического самосознания.
Нанаева Б.Б. Политические традиции в социокультурном наследии чеченцев. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2009. 298 с.
Нанаева Б.Б. Традиции социально-правового регулирования в чеченском обществе. Назрань: ООО «Пилигрим», 2009. 190 с.
Нанаева Б.Б. Социокультурные традиции как феномен самосознания этноса. Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. 160 с.
Нанаева Б.Б. Шариат и адат в исламе. Методическая разработка для школы основ марксизма-ленинизма системы партийной учебы при обкоме КПСС ЧИАССР. Грозный: Научно-методический Совет Всероссийского общества «Знание» - Дом политпросвещения, 1984. 34 с.
Нанаева Б.Б. Ислам и женщина. Методическая разработка для школы основ марксизма-ленинизма системы партийной учебы при обкоме КПСС ЧИАССР. Грозный: Научно-методический Совет Всероссийского общества «Знание» - Дом политпросвещения ЧИАССР, 1984. 32 с.
Нанаева Б.Б. Коран – священная книга мусульман. Методическая разработка для школы основ марксизма-ленинизма системы партийной учебы при обкоме КПСС ЧИАССР. Грозный: Научно-методический Совет Всероссийского общества «Знание» - Дом политпросвещения ЧИАССР, 1985. 35 с.
Нанаева Б.Б., Кодзоева Л.Б. Роль КПСС в развитии национальных отношений в республике. Методическая разработка для школы основ марксизма-ленинизма системы партийной учебы при обкоме КПСС ЧИАССР. Грозный: Научно-методический Совет Всероссийского общества «Знание» - Дом политпросвещения ЧИАССР, 1989. 37 с.
Нанаева Б.Б. Ислам в системе нравственных традиций чеченцев // Научная мысль Кавказа. Северо-Кавказский научный центр высшей школы ЮФУ. Ростов-на-Дону, 2009. №3. С. 76-82.
Нанаева Б.Б. Нравственно-этические нормы социально-политического регулирования в чеченском обществе// Известия Высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Ростов-на-Дону, 2009. №3а. С. 23-27.
Нанаева Б.Б. Самосознание как отражение социально-психической природы этноса// Научная мысль Кавказа. Северокавказский научный центр высшей школы ЮФУ. Ростов-на-Дону, 2009. №4. С. 24-28.
Нанаева Б.Б. Менталитет чеченцев в условиях социально-политических трансформаций ХХ века//Социально-гуманитарные и экономические науки. Ростов-на-Дону, 2009. №5. С. 49-56.
Нанаева Б.Б. Традиционные семейно-брачные отношения чеченцев и их трансформация в современных условиях// Научно-образовательное издание: Социально-гуманитарные знания. Краснодар, 2009. №8. С. 50-59.
Нанаева Б.Б. Коллективистская природа нравственных традиций чеченцев// Социально-гуманитарные знания. Краснодар, 2009. №8. С. 543-551.
Нанаева Б.Б. Общественное мнение как механизм социально-правового регулирования традиционного бытия этноса//Теория и практика общественного развития. Краснодар, 2010. №1. С. 55-62
Нанаева Б.Б. Отношения власти и подчинения как фактор идентичности этноса//Социально-гуманитарные и экономические науки. Ростов-на-Дону, 2010. №1. С. 58-64.
Нанаева Б.Б. Свобода как родовая характеристика самосознания этноса и феномен культуры. Краснодар, 2010. №2. С. 257-265
Статьи, тезисы:
Нанаева Б.Б. Нравственные традиции как фактор идентичности этноса. / Материалы Всероссийской научной конференции: «Национальные элиты и проблемы социально-политической и экономической стабильности. 9-10 июня 2009. Ростов-на-Дону: ИСЭГИ ЮНЦ РАН, 2009. С. 230-233.
Нанаева Б.Б. Политические традиции как феномен социокультурного наследия чеченцев//Материалы Всероссийской научно-практической конференции: «Историко-культурное и природное наследие Юга России: состояние и перспективы сохранения и развития». Грозный, 25-26 июня 2009. В 2-х тт. Т.1. Грозный: 2009. С. 328-336.
Нанаева Б.Б. Традиции единения и этнической консолидации как приоритеты развития чеченского общества // Материалы межрегиональной научно-практической конференции: «Диалог культур в изменяющейся России: исторический опыт региона и социокультурная реальность». Ставрополь, 24-25 апреля, 2008г. Ставрополь: СГУ, 2008. С. 98-102.
Нанаева Б.Б. Традиции как фактор патриотического воспитания молодежи // Материалы Всероссийской научно-практической конференции: «Патриотизм и интернационализм как источник победы советского народа в годы Великой Отечественной войны. Майкоп, 27-29 ноября 2008г. СПб-Майкоп: ООО «Качество», 2008. С.72-82.
Нанаева Б.Б. Традиции как фактор общественно-исторического развития этноса // «ХХ1 век: итоги прошлого и проблемы настоящего». Пенза: изд-во Пензенской государственной технологической академии, 2008. С. 151-156.
Нанаева Б.Б. Защита Отечества как традиция чеченского народа //
/ Материалы Международного конгресса: «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Пятигорск, 8-12 октября 2007г. Симпозиум Х11. Пятигорск: Пятигорский государственный Лингвистический университет, 2007. С. 46-48.
Нанаева Б.Б. Национальное самосознание чеченцев как фактор выживания в условиях депортации // Материалы 1/ Международной научной конференции: «Россия и Восток: проблема толерантности в диалоге цивилизаций». Астрахань, 3-6 мая 2007г. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2007. С. 363-369.
Нанаева Б.Б. О некоторых факторах выживания чеченцев в условиях депортации//Материалы Республиканской научно-практической конференции: «Восстановление Чечено-Ингушской АССР – решающий фактор реабилитации чеченского народа». Грозный, 22-23 февраля 2007г. Грозный: ГУП ИПК «Грозненский рабочий», 2007. С. 217-227.
Нанаева Б.Б. Роль образования в формировании духовных культурных ценностей//Материалы Республиканской научно-практической конференции: «Современное образование – проблемы и новации». Грозный, 29-30 марта 2007г. Грозный: ГГНИ, 2007. С. 45-52.
Нанаева Б.Б. Эволюция духовной культуры чеченцев в условиях депортации // Материалы Региональной научно-практической конференции: «Межнациональные отношения на Северном Кавказе: проблемы и перспективы». Дербент, 19 апреля 2007г. Дербент: филиал ДГПУ, 2007. С. 212-215.
Нанаева Б.Б. Традиции морально-правового регулирования в чеченском обществе // Вестник культурного Центра «Лам» Чеченской республики. 2006. №30. С. 33-40.
Нанаева Б.Б. Традиция защиты Отечества в социокультурном наследии чеченцев // Труды Грозненского государственного нефтяного института имени акад. М.Д. Миллионщикова. Вып. 5. Грозный: ГГНИ, 2005. С. 307-316.
Нанаева Б.Б. Мораль как способ нормативной регуляции традиционного общества чеченцев // Труды Грозненского государственного нефтяного института имени акад. М.Д. Миллионщикова. Вып. 5. Грозный: ГГНИ, 2005. С. 317-332.
Нанаева Б.Б., Керимов И.А., Алиев А.Ш., Серганова Т.И. и др. История Грозненского государственного нефтяного института имени акад. М.Д. Миллионщикова. (1920-2005гг.) Грозный: ГГНИ, 2005. С. 200-250
Нанаева Б.Б. Защита Отечества как традиция чеченцев. Вестник культурного Центра «Лам» Чеченской республики. 2005. №28. С. 33-37
Нанаева Б.Б. Семья как институт социально-политической организации чеченцев // Вестник культурного Центра «Лам» Чеченской республики. 2004, №25. С. 30-34.
Нанаева Б.Б. Роль института семьи в социально-политической организации чеченцев // Труды Грозненского государственного нефтяного института имени акад. М.Д. Миллионщикова. Вып. 4. Грозный: ГГНИ, 2004. С. 45-54.
Нанаева Б.Б. Приоритеты духовной культуры чеченцев./Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Пятигорский госуниверситет. г. Пятигорск, 2004.
Нанаева Б.Б. Институты традиционной социально-политической организации чеченцев // Труды Грозненского государственного нефтяного института имени акад. М.Д. Миллионщикова. Вып. 5. Грозный: ГГНИ, 2004. С. 68-76.
Нанаева Б.Б. Этатизация государственной системы как условие стабилизации общества. / Труды Грозненского государственного нефтяного института имени акад. М.Д. Миллионщикова. Вып. 3. Грозный: ГГНИ, 2003. С. 46-52.
Нанаева Б.Б. Политические традиции чеченцев как источник политики // Вестник культурного Центра «Лам» Чеченской республики. 2003. № 16. С. 36-39.
Нанаева Б.Б. Воспитание толерантного поведения – приоритетная задача формирования духовной культуры народа // Этнопедагогические и этнопсихические проблемы воспитания толерантного поведения в полиэтническом обществе. г. Махачкала, 14-15 декабря 2002 г. Махачкала: изд-во «Юпитер», 2002. С. 240-244.
Нанаева Б.Б. Приоритеты духовной культуры чеченцев и их роль в воспитании молодежи // Сборник статей профессорско-преподавательского состава Чеченского госпединститута. Грозный: ЧГПИ, 2002. С. 17-22.
Нанаева Б.Б. Государственность Чечни: мифы и реальность // Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции, посвященной 20-летию Чеченского гос. пед. института. Грозный, 13-14 сентября 2001г.
Грозный: ЧГПИ, 2001. С. 157-158.
Межидов Д.Д., Нанаева Б.Б. Диалектика национального и общечеловеческого в формировании духовной культуры чеченцев // Труды Грозненского государственного нефтяного института имени акад. М.Д. Миллионщикова. Выпуск 1. Грозный: ГГНИ, 2001. С. 349-353.
Нанаева Б.Б. Чечня в сфере геополитики России // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. г. Ставрополь, 21-22 сентября 2001 г. Ставрополь: СГУ, 2001. С. 47-50.
Нанаева Б.Б. Политическая культура народа как источник политики./ Труды Грозненского государственного нефтяного института имени акад. М.Д. Миллионщикова. Выпуск 1. Грозный: ГГНИ, 2001. С. 283-286.
Нанаева Б.Б. Социально-политические аспекты чеченского кризиса // Репрессированные народы: история и современность. Элиста, 28-29 мая 1992г. Элиста: Калмыц. госуниверситет, 1992. С. 129-131.
Нанаева Б.Б. К вопросу о двух тенденциях в развитии наций и народностей //Материалы научной конференции: «Ленинское идейно-теоретическое наследие и современность». Министерство народного образования РСФСР – Чечено-Ингушский ГПИ. Грозный: ЧИГПИ, 1990. С. 89-91.
Нанаева Б.Б. Формирование духовной культуры личности как важное условие совершенствования национальных отношений // Тезисы /1 научно-практической конференции Чечено-Ингушского госпединститута. Грозный, 25 мая 1989г. Грозный: Чечено-Ингушский ГПИ, 1989. С.14-16.
Нанаева Б.Б. Повышение социальной активности женщины – важный фактор формирования социалистического образа жизни // Великий Октябрь и социалистические преобразования в Чечено-Ингушетии. Грозный, 16-17 мая 1987г. Грозный: Чечено-Ингушский институт истории, социологии и филологии, 1987. С. 119-122.
Учебные пособия и учебно-методические издания:
Межидов Д.Д., Нанаева Б.Б. Чеченцы – этика обычаев и традиций. Учебно-методическое пособие Грозный: ГУП «Книжное изд-во», 2001. 33 с.
Межидов Д.Д., Нанаева Б.Б. Основы чеченской этики. Учебно-методическое пособие. Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2001. 47 с.
Нанаева Б.Б. Философия. Курс лекций. Часть 1. Учебное пособие для студентов Чеченского ГПИ. Грозный: ГУП «Книжное изд-во», 2008. 72 с.
Нанаева Б.Б. Философия. Курс лекций. Часть 11. Учебное пособие для студентов Чеченского ГПИ. Грозный: ГУП «Книжное изд-во», 2008. 87 с.
Нанаева Б.Б., Шамханов Ч.Ю. Философские проблемы биологии. Методическая разработка для аспирантов и соискателей Грозненского государственного нефтяного института имени акад. М.Д. Миллионщикова. Грозный: ГГНИ, 2005. 32 с.
Нанаева Б.Б., Гериханов А.К. Философские проблемы науки и техники. Методическая разработка для аспирантов и соискателей Грозненского государственного нефтяного института имени акад. М.Д. Миллионщикова. Грозный: ГГНИ, 2005. 29 с.
Нанаева Б.Б. Социально-политические аспекты межнациональных отношений и национальной политики. Методическое пособие для студентов и преподавателей Чечено-Ингушского госпединститута. Грозный: Чечено-Ингушский госпединститут, 1990. 26 с.