Научная тема: «БИОЭТИКА КАК КУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС»
Специальность: 24.00.01
Год: 2010
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Широкую совокупность предметов, учреждений, представлений, идей, образцов поведения, функционально связанных с определенным элементом, принято называть культурным комплексом. Культурные комплексы создают характерный облик обществ; появление или отсутствие этих комплексов говорит о степени общественного развития. В каждой сфере культурной деятельности общности можно выделить характерные комплексы: в медицине и здравоохранении таким культурным комплексом выступает биоэтика.
  2. Ряд культурных комплексов может включаться в более широкие целостности, называемые культурными конфигурациями. Антропологический подход позволяет определить структурно-функциональную и содержательную связь биоэтики как культурного комплекса с существующими в обществе культурными конфигурациями. Главной из них является медицина, поэтому возникла тенденция дифференциации биоэтики и биомедицинской этики. Но в культурологическом плане такая дифференциация может элиминировать общечеловеческое содержание этического образа медицины, поэтому статусом культурного комплекса обладает только биоэтика.
  3. Современный процесс медикализации существенно расширил и изменил медицину. Закономерностью структурирования медицины как культурной конфигурации является возникновение биоэтики, которую можно охарактеризовать как новый культурный комплекс, представляющий широкую совокупность предметов, учреждений, представлений, идей, образцов поведения, функционально связанных с определенным элементом - нравственным отношением к живому.
  4. К биоэтике обращаются тогда, когда возникают риски для здоровья, связанные с деятельностью индивида, социальных агентов, общественных институтов. Цель биоэтики - показать пути, ведущие к минимизации данных рисков. Возможность средствами культуры предотвратить физиологическую деструкцию основана на бисубстанциональной природе человека, поэтому биоэтика как один из способов сохранения человеческой природы средствами культуры, отвечает требованиям современного культурного комплекса.
  5. Западные исследователи в целом признают биоэтику составной частью культуры и считают необходимым рассматривать ее именно с культурологических позиций, хотя понимание сути биоэтики, в конечном счете, сводят к ее трактовке как этики биомедицинских исследований. Это достаточно узкое понимание, поскольку свобода выбора в этике биомедицинских исследований всегда ограничена соотнесением с указанными областями человеческого знания и деятельности, а как биоэтика как часть культуры строится, наоборот, на проблеме постоянного нравственного выбора, определяемого духовной зрелостью и культурной традицией.
  6. Биоэтика выступает как некий «культурный фильтр», не только приписывая определенную ценность той или иной проблеме, связанной с жизнью и здоровьем, но и передавая некультурологические проблемы смежным дисциплинам для дальнейшей разработки. Эта функция позволяет биоэтике сохранять статус а) культурологической дисциплины и б) самостоятельного культурного комплекса.
  7. Биоэтика комплементарна ряду культурных комплексов: Биополитике. Проблема качества жизни, оцененная биоэтикой не как культурологическая, а как медико-социальная, становится предметом интереса биополитики. Биомедицинскому праву. Принципы биоэтики имеют тенденцию интегрировать в нормы закона, но в разной степени. Религии. Проблемы биоэтики весьма актуальны для религиозной культуры, но их генезис связан не с зарождением и развитием самой биоэтики, а исключительно с историей религиозной морали. Философии. Собственно философским смыслом обладает только теоретическая биоэтика, но она отстает в своем развитии от практической и прикладной, что может привести к дефрагментации дисциплины в целом и потере ею своего культурологического статуса.
  8. Биоэтика как культурный комплекс характеризуется внутренней неоднородностью, которая интенционально связана не с целями-ценностями, а с механизмом их трансляции. С одной стороны, биоэтика представляет собой апологию нравственного отношения к таким ценностям как жизнь, смерть, здоровье и, соответственно, призвана разрабатывать аксиологический аппарат их осмысления и интериоризации - через философию и теорию культуры, через образование, просвещение и воспитание. С другой стороны, практическая биоэтика суть нормотворчество, а оно предполагает создание системы экспертизы, контроля, санкций. Обе эти составляющие культурного комплекса только во взаимодействии обеспечивают его существование.
  9. Современная западная философия культуры пока не предложила концептуального объяснения биоэтики как особой системы ценностей. Попытка сделать это путем применения постмодернистской методологии приводит к тому, что, начиная с культурологически обоснованного анализа литературной этики, западные исследователи переходят к нарративной биоэтике, а от нее - к этике нормативной, которая мало отличима от медицинского права. Конкретизация описаний и их детализация в интересах нормотворчества, элиминирует свободу выбора, без которой этика перестает быть теорией морали. Позитивизм, прагматизм и постмодернизм в попытках конструирования биоэтики приходят к одному и тому же результату - к ее деаксиологизации.
  10. Формирование принципов биоэтики, всей ее ценностной системы началось задолго до того, как эти принципы были востребованы наукой. Это ценностное структурирование имело сугубо культурологическую природу и наиболее полно находило свое отражение в художественной литературе. Но уже здесь обнаруживаются два направления генезиса биоэтики как культурного комплекса - западное и отечественное.
  11. Биоэтика является самостоятельной частью культуры, она имеет свои собственные основания в философии культуры и свои особенности развития, определяемые культурно-историческими событиями. Поэтому научный инвариант биоэтики функционально всегда выступает в виде культурной рефлексии национальной модели медицины. С другой стороны, биоэтическая нормативная регуляция позволяет адаптировать национальные стандарты медицины как культурной конфигурации к интернациональным требованиям.
Список опубликованных работ
Монография:

1.Седова Н.Н., Сергеева Н.В. Биоэтика в пространстве культуры. - Волгоград: Издательство «Триумф», 2010. - 19,53 п.л.

Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией:

2. Сергеева Н.В. Междисциплинарные связи в преподавании биоэтики /Седова Н.Н., Чижова В.М., Волчанский М.Е. //Вестн. Волгогр. гос. мед. ун-та. -Волгоград, 2004.- № 10.-0,5 п.л.

3. Сергеева Н.В. Опыт работы Волгоградского регионального этического комитета по экспертизе инициативных исследований в медицине /Н.В. Сергеева // Биоэтика.-2008.-№2.-0,6 п.л.

4.Сергеева Н.В. Институализация медицинского права как научной специальности / Сергеева Н.В., Седова Н.Н. //Мед. право. 2007.-№3.-0,5 п.л.

5. Сергеева Н.В. Литературные образы биоэтики / Сергеева Н.В. // Вопр. культурологии. -2010.- №8.-0,4 п.л.

6. Сергеева Н.В., Биоэтика как философская рефлексия медицинской культуры / Сергеева Н.В., Костенко О.В. // Изв. Волгогр. гос.технич. ун-та.-2010.- №3.-0,5 п.л.

7. Сергеева Н.В. Права человека в русской философии культуры / Петров А.В., Сергеева Н.В. //Философия соц. коммуникаций.- 2010.- №2.-0,4 п.л.

8.Сергеева Н.В. Нужно ли идти по пути дегуманизации высшего медицинского образования? /Седова Н.Н., Сергеева Н.В. // ALMA MATER.-2010.- № 6.-0,5 п.л.

9. Сергеева Н.В. Методолого - категориальный кроссинг биоэтики и права /Седова Н.Н., Сергеева Н.В., Мурашко Н.А.. //Философия права.-.2009.- №6.-0,4 п.л.

10. Сергеева Н.В. Можно ли считать Россию технологически развитой страной? /Сергеева Н.В., Луста С.С // Биоэтика. -2009.- №2 - 0,3 п.л.

11. Сергеева Н.В. Лидерство в медицинской профессии: проблемы социолого-психологического анализа /Сергеева Н.В. Доника А.Д //Социология медицины.-2009 - №2.-0,5 п.л.

12. Сергеева Н.В. Биоэтика в русской культурной традиции /Сергеева Н.В // Биоэтика. -2010.- №1.-0,5 п.л.

13. Сергеева Н.В. Дискуссии о статусе биоэтики в западной культурологи /Сергеева Н.В. // Биоэтика. -2010.-№6.-0,4 п.л.

14. Сергеева Н.В. Современные СМИ как социальные агенты медикализации / Сергеева Н.В., Седова Н.Н. //Философия социальных коммуникаций.- Волгоград, 2010.- №3.-0,4 п.л.

Публикации в научных журналах и изданиях, в т.ч., материалах международных и всероссийских конференций:

15. Сергеева Н.В. Проблемы преподавания биоэтики в медицинских вузах /Н.В. Сергеева // Организация работы с молодёжью в транзитивном обществе: проблемы и перспективы: Материалы междун. науч.-прак. конф. – Воронеж, 2004. – 0,4 п.л.

16.Сергеева Н.В. Доника А.Д. Социально-психологические детерминанты профессиональных компетенций / Н.В. Сергеева А.Д. Донника // Медико-биологические и социально-педагогические аспекты адаптации и социализации человека: Материалы 4-й Всерос. науч.-практич. конф, г. Волгоград, 3-5 октября 2005.- – Волгоград: Волгогр. книж. изд-во, 2005. – 0,6 п.л.

17.Сергеева Н.В. Особенности воспитательной работы в медицинском вузе

Н.В. Сергеева, Л.М. Медведева //Молодежь и формирование гражданского общества в России: Материалы первой Общерос. науч.-практич. конф., г. Волгоград, 6-7 октября 2005 г. – Волгоград: – Изд.-во Панорама, 2005. - 0,4 п.л.

18.Сергеева Н.В. Региональные особенности проведения этической экспертизы клинических исследований /Н.В. Сергеева// Бюлл. Волгогр. науч. центра РАМН и Администрации Волгогр. обл. – 2005.-№3-4.-0,4 п.л.

19.Сергеева Н.В.. Особенности преподавания биоэтики иностранным учащимся в медицинском вузе / Н.В. Сергеева, О.А. Чеботарева //Гуманитарное образование и медицина: Сб. науч. тр.– Волгоград.: Изд-во Волгогр. гос. мед. ун-та.-2006 Т.63. Вып.1.-0,5 п.л.

20. Сергеева Н.В. Влияние антропологической компоненты этничности на выбор модели врачевания в эндокринологии / К.Р Саад, Н.В Сергеева // Вестн. Морфологии. Винница. 2007.-№13(2).-0,5 п.л.

21.Сергеева Н.В. Религиозная ортодоксальность как элемент аксиологической рефлексии в биомедицине / Н.В Сергеева., Х.Р.Саад, К.Р. Саад // Человек в современных философских концепциях: Материалы 4 Междунар. конф.- Волгоград,2007.-Т.3.-0,5 п.л.

22. Сергеева Н.В. Религиозный обряд в свете современного медицинского мышления/ Н.В. Сергеева, К.Р. Саад, Х.Р. Саад, К.Р. Саад// Науч. жизнь. -2007.-№1.-0,6 п.л.

23. Сергеева Н.В. Социальные факторы заболеваемости остеопорозом и проблема реабилитации / Н.В. Сергеева, К.Р. Саад // Социология медицины - реформе здравоохранения. Науч. тр. 2 Всероссийской конференции. Волгоград, 4-5 октября 2007 г.-0,6 п.л.

24. Сергеева Н.В.Некоторые особенности отношений "врач-пациент" в эндокринологии/ Н.В. Сергеева, К.Р. Саад // Социология медицины - реформе здравоохранения. Науч. тр. 2 Всероссийской конференции.- Волгоград,2007 г.-0,5 п.л.

25.Сергеева Н.В. Опыт работы Регионального Независимого Этического Комитета (г. Волгоград) / Н.В. Сергеева // Биоэтика и права человека: Сборник тез. докл. 1-го Рос. конгр. с междунар. участием, -Казань, 2008 г.- 0,6 п.л.

26. Сергеева Н.В. Этические субъекты защиты прав человека в медицине и здравоохранении /Н.В. Сергеева// Биоэтика в системе здравоохранения и медицинского образования.-Львов: Изд-во ЛГУ, 2009 – 0,4 п.л.

27. Сергеева Н.В.Философские основания проблемы качества жизни

Н.В. Сергеева // Изучение качества жизни населения как приоритетное направление научно-исследовательской и практической деятельности в области социальных наук. Региональный аспект. Архангельск: Изд-во ПомГУ. 2009. – 0,3 п.л.

28. Сергеева Н.В. Как возможна философия медицины/ Н.В. Сергеева, Н.Н. Седова // Человек в пространстве болезни: гуманитарные методы исследования медицины.-Саратов:- Изд-во СГУ, 2009. – 0,3 п.л.

29. Седова Н.Н. Этические проблемы современной фармакологии. / Н.В. Сергеева, Н.Н. Седова, Н.В. Иванов // Интегративные исследования в медицине.-Саратов, 2009. — 0,5 п.л.

30. Сергеева Н.В. Роль семьи в сохранении здоровья своих членов/ Н.В. Сергеева, К.В. Сунцова// Здоровье как ресурс.- Нижний Новгород: Изд-во НГУ, 2009. – 0,4 п.л.