- Широкую совокупность предметов, учреждений, представлений, идей, образцов поведения, функционально связанных с определенным элементом, принято называть культурным комплексом. Культурные комплексы создают характерный облик обществ; появление или отсутствие этих комплексов говорит о степени общественного развития. В каждой сфере культурной деятельности общности можно выделить характерные комплексы: в медицине и здравоохранении таким культурным комплексом выступает биоэтика.
- Ряд культурных комплексов может включаться в более широкие целостности, называемые культурными конфигурациями. Антропологический подход позволяет определить структурно-функциональную и содержательную связь биоэтики как культурного комплекса с существующими в обществе культурными конфигурациями. Главной из них является медицина, поэтому возникла тенденция дифференциации биоэтики и биомедицинской этики. Но в культурологическом плане такая дифференциация может элиминировать общечеловеческое содержание этического образа медицины, поэтому статусом культурного комплекса обладает только биоэтика.
- Современный процесс медикализации существенно расширил и изменил медицину. Закономерностью структурирования медицины как культурной конфигурации является возникновение биоэтики, которую можно охарактеризовать как новый культурный комплекс, представляющий широкую совокупность предметов, учреждений, представлений, идей, образцов поведения, функционально связанных с определенным элементом - нравственным отношением к живому.
- К биоэтике обращаются тогда, когда возникают риски для здоровья, связанные с деятельностью индивида, социальных агентов, общественных институтов. Цель биоэтики - показать пути, ведущие к минимизации данных рисков. Возможность средствами культуры предотвратить физиологическую деструкцию основана на бисубстанциональной природе человека, поэтому биоэтика как один из способов сохранения человеческой природы средствами культуры, отвечает требованиям современного культурного комплекса.
- Западные исследователи в целом признают биоэтику составной частью культуры и считают необходимым рассматривать ее именно с культурологических позиций, хотя понимание сути биоэтики, в конечном счете, сводят к ее трактовке как этики биомедицинских исследований. Это достаточно узкое понимание, поскольку свобода выбора в этике биомедицинских исследований всегда ограничена соотнесением с указанными областями человеческого знания и деятельности, а как биоэтика как часть культуры строится, наоборот, на проблеме постоянного нравственного выбора, определяемого духовной зрелостью и культурной традицией.
- Биоэтика выступает как некий «культурный фильтр», не только приписывая определенную ценность той или иной проблеме, связанной с жизнью и здоровьем, но и передавая некультурологические проблемы смежным дисциплинам для дальнейшей разработки. Эта функция позволяет биоэтике сохранять статус а) культурологической дисциплины и б) самостоятельного культурного комплекса.
- Биоэтика комплементарна ряду культурных комплексов: Биополитике. Проблема качества жизни, оцененная биоэтикой не как культурологическая, а как медико-социальная, становится предметом интереса биополитики. Биомедицинскому праву. Принципы биоэтики имеют тенденцию интегрировать в нормы закона, но в разной степени. Религии. Проблемы биоэтики весьма актуальны для религиозной культуры, но их генезис связан не с зарождением и развитием самой биоэтики, а исключительно с историей религиозной морали. Философии. Собственно философским смыслом обладает только теоретическая биоэтика, но она отстает в своем развитии от практической и прикладной, что может привести к дефрагментации дисциплины в целом и потере ею своего культурологического статуса.
- Биоэтика как культурный комплекс характеризуется внутренней неоднородностью, которая интенционально связана не с целями-ценностями, а с механизмом их трансляции. С одной стороны, биоэтика представляет собой апологию нравственного отношения к таким ценностям как жизнь, смерть, здоровье и, соответственно, призвана разрабатывать аксиологический аппарат их осмысления и интериоризации - через философию и теорию культуры, через образование, просвещение и воспитание. С другой стороны, практическая биоэтика суть нормотворчество, а оно предполагает создание системы экспертизы, контроля, санкций. Обе эти составляющие культурного комплекса только во взаимодействии обеспечивают его существование.
- Современная западная философия культуры пока не предложила концептуального объяснения биоэтики как особой системы ценностей. Попытка сделать это путем применения постмодернистской методологии приводит к тому, что, начиная с культурологически обоснованного анализа литературной этики, западные исследователи переходят к нарративной биоэтике, а от нее - к этике нормативной, которая мало отличима от медицинского права. Конкретизация описаний и их детализация в интересах нормотворчества, элиминирует свободу выбора, без которой этика перестает быть теорией морали. Позитивизм, прагматизм и постмодернизм в попытках конструирования биоэтики приходят к одному и тому же результату - к ее деаксиологизации.
- Формирование принципов биоэтики, всей ее ценностной системы началось задолго до того, как эти принципы были востребованы наукой. Это ценностное структурирование имело сугубо культурологическую природу и наиболее полно находило свое отражение в художественной литературе. Но уже здесь обнаруживаются два направления генезиса биоэтики как культурного комплекса - западное и отечественное.
- Биоэтика является самостоятельной частью культуры, она имеет свои собственные основания в философии культуры и свои особенности развития, определяемые культурно-историческими событиями. Поэтому научный инвариант биоэтики функционально всегда выступает в виде культурной рефлексии национальной модели медицины. С другой стороны, биоэтическая нормативная регуляция позволяет адаптировать национальные стандарты медицины как культурной конфигурации к интернациональным требованиям.
1.Седова Н.Н., Сергеева Н.В. Биоэтика в пространстве культуры. - Волгоград: Издательство «Триумф», 2010. - 19,53 п.л.
Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией:
2. Сергеева Н.В. Междисциплинарные связи в преподавании биоэтики /Седова Н.Н., Чижова В.М., Волчанский М.Е. //Вестн. Волгогр. гос. мед. ун-та. -Волгоград, 2004.- № 10.-0,5 п.л.
3. Сергеева Н.В. Опыт работы Волгоградского регионального этического комитета по экспертизе инициативных исследований в медицине /Н.В. Сергеева // Биоэтика.-2008.-№2.-0,6 п.л.
4.Сергеева Н.В. Институализация медицинского права как научной специальности / Сергеева Н.В., Седова Н.Н. //Мед. право. 2007.-№3.-0,5 п.л.
5. Сергеева Н.В. Литературные образы биоэтики / Сергеева Н.В. // Вопр. культурологии. -2010.- №8.-0,4 п.л.
6. Сергеева Н.В., Биоэтика как философская рефлексия медицинской культуры / Сергеева Н.В., Костенко О.В. // Изв. Волгогр. гос.технич. ун-та.-2010.- №3.-0,5 п.л.
7. Сергеева Н.В. Права человека в русской философии культуры / Петров А.В., Сергеева Н.В. //Философия соц. коммуникаций.- 2010.- №2.-0,4 п.л.
8.Сергеева Н.В. Нужно ли идти по пути дегуманизации высшего медицинского образования? /Седова Н.Н., Сергеева Н.В. // ALMA MATER.-2010.- № 6.-0,5 п.л.
9. Сергеева Н.В. Методолого - категориальный кроссинг биоэтики и права /Седова Н.Н., Сергеева Н.В., Мурашко Н.А.. //Философия права.-.2009.- №6.-0,4 п.л.
10. Сергеева Н.В. Можно ли считать Россию технологически развитой страной? /Сергеева Н.В., Луста С.С // Биоэтика. -2009.- №2 - 0,3 п.л.
11. Сергеева Н.В. Лидерство в медицинской профессии: проблемы социолого-психологического анализа /Сергеева Н.В. Доника А.Д //Социология медицины.-2009 - №2.-0,5 п.л.
12. Сергеева Н.В. Биоэтика в русской культурной традиции /Сергеева Н.В // Биоэтика. -2010.- №1.-0,5 п.л.
13. Сергеева Н.В. Дискуссии о статусе биоэтики в западной культурологи /Сергеева Н.В. // Биоэтика. -2010.-№6.-0,4 п.л.
14. Сергеева Н.В. Современные СМИ как социальные агенты медикализации / Сергеева Н.В., Седова Н.Н. //Философия социальных коммуникаций.- Волгоград, 2010.- №3.-0,4 п.л.
Публикации в научных журналах и изданиях, в т.ч., материалах международных и всероссийских конференций:
15. Сергеева Н.В. Проблемы преподавания биоэтики в медицинских вузах /Н.В. Сергеева // Организация работы с молодёжью в транзитивном обществе: проблемы и перспективы: Материалы междун. науч.-прак. конф. – Воронеж, 2004. – 0,4 п.л.
16.Сергеева Н.В. Доника А.Д. Социально-психологические детерминанты профессиональных компетенций / Н.В. Сергеева А.Д. Донника // Медико-биологические и социально-педагогические аспекты адаптации и социализации человека: Материалы 4-й Всерос. науч.-практич. конф, г. Волгоград, 3-5 октября 2005.- – Волгоград: Волгогр. книж. изд-во, 2005. – 0,6 п.л.
17.Сергеева Н.В. Особенности воспитательной работы в медицинском вузе
Н.В. Сергеева, Л.М. Медведева //Молодежь и формирование гражданского общества в России: Материалы первой Общерос. науч.-практич. конф., г. Волгоград, 6-7 октября 2005 г. – Волгоград: – Изд.-во Панорама, 2005. - 0,4 п.л.
18.Сергеева Н.В. Региональные особенности проведения этической экспертизы клинических исследований /Н.В. Сергеева// Бюлл. Волгогр. науч. центра РАМН и Администрации Волгогр. обл. – 2005.-№3-4.-0,4 п.л.
19.Сергеева Н.В.. Особенности преподавания биоэтики иностранным учащимся в медицинском вузе / Н.В. Сергеева, О.А. Чеботарева //Гуманитарное образование и медицина: Сб. науч. тр.– Волгоград.: Изд-во Волгогр. гос. мед. ун-та.-2006 Т.63. Вып.1.-0,5 п.л.
20. Сергеева Н.В. Влияние антропологической компоненты этничности на выбор модели врачевания в эндокринологии / К.Р Саад, Н.В Сергеева // Вестн. Морфологии. Винница. 2007.-№13(2).-0,5 п.л.
21.Сергеева Н.В. Религиозная ортодоксальность как элемент аксиологической рефлексии в биомедицине / Н.В Сергеева., Х.Р.Саад, К.Р. Саад // Человек в современных философских концепциях: Материалы 4 Междунар. конф.- Волгоград,2007.-Т.3.-0,5 п.л.
22. Сергеева Н.В. Религиозный обряд в свете современного медицинского мышления/ Н.В. Сергеева, К.Р. Саад, Х.Р. Саад, К.Р. Саад// Науч. жизнь. -2007.-№1.-0,6 п.л.
23. Сергеева Н.В. Социальные факторы заболеваемости остеопорозом и проблема реабилитации / Н.В. Сергеева, К.Р. Саад // Социология медицины - реформе здравоохранения. Науч. тр. 2 Всероссийской конференции. Волгоград, 4-5 октября 2007 г.-0,6 п.л.
24. Сергеева Н.В.Некоторые особенности отношений "врач-пациент" в эндокринологии/ Н.В. Сергеева, К.Р. Саад // Социология медицины - реформе здравоохранения. Науч. тр. 2 Всероссийской конференции.- Волгоград,2007 г.-0,5 п.л.
25.Сергеева Н.В. Опыт работы Регионального Независимого Этического Комитета (г. Волгоград) / Н.В. Сергеева // Биоэтика и права человека: Сборник тез. докл. 1-го Рос. конгр. с междунар. участием, -Казань, 2008 г.- 0,6 п.л.
26. Сергеева Н.В. Этические субъекты защиты прав человека в медицине и здравоохранении /Н.В. Сергеева// Биоэтика в системе здравоохранения и медицинского образования.-Львов: Изд-во ЛГУ, 2009 – 0,4 п.л.
27. Сергеева Н.В.Философские основания проблемы качества жизни
Н.В. Сергеева // Изучение качества жизни населения как приоритетное направление научно-исследовательской и практической деятельности в области социальных наук. Региональный аспект. Архангельск: Изд-во ПомГУ. 2009. – 0,3 п.л.
28. Сергеева Н.В. Как возможна философия медицины/ Н.В. Сергеева, Н.Н. Седова // Человек в пространстве болезни: гуманитарные методы исследования медицины.-Саратов:- Изд-во СГУ, 2009. – 0,3 п.л.
29. Седова Н.Н. Этические проблемы современной фармакологии. / Н.В. Сергеева, Н.Н. Седова, Н.В. Иванов // Интегративные исследования в медицине.-Саратов, 2009. — 0,5 п.л.
30. Сергеева Н.В. Роль семьи в сохранении здоровья своих членов/ Н.В. Сергеева, К.В. Сунцова// Здоровье как ресурс.- Нижний Новгород: Изд-во НГУ, 2009. – 0,4 п.л.