- Гуманистический аспект философии образования структурно-содержательно в целом состоит в гармонизации человека и общества. В общественном историческом развитии одновременно присутствуют два подхода к отношению «человек - общество»: один антагонистический, второй - гармонический, взаимодополняющий, в котором существует взаимное согласование и, далее, коэволюция человека и общества. Именно этот подход положен в основу гуманистического аспекта философии образования.
- Гуманистические идеи философии образования позволяют на базе субъект-субъектных отношений найти фундаментальный подход к решению проблем интеграции в образовании. Возможность построения общеобразовательной философской концепции гуманизации в плане оптимизации отношений человека, общества и природы и когнитивно-рефлексивной деятельности человека, применимой как к естественнонаучному, так и к гуманитарному образованию, отвечает потребности формирования целостной личности.
- Рефлексивность науки, философии и образовательной деятельности формирует особый креативно-гуманистический аспект философии образования XX - начала XXI вв. Главное в содержании исследуемой проблемы состоит в том, что гуманитарный вектор интеллектуальной рефлексии становится фактором интеллектуального развития общества
- Современному человеку необходима особая творческая способность интеллекта быстро реагировать на изменяющиеся условия и нестандартные ситуации в плане оптимизации согласования личностных характеристик и социально-природных отношений.
- Для дальнейшего утверждения креативно-гуманистического аспекта философии образования на основе целостной общей научной картины мира требуется усиление гуманитарного аспекта знаний о человеке. Посредством гуманитарного аспекта мировоззрения научная картина мира вносит вклад в согласование жизни человека и его социо-научного знания. В настоящее время это становится важным шагом к решению задачи гуманизации образования: согласования знаний о деятельности человека, общества и процессов природы.
- Когнитивно-гуманистический аспект философии образования ориентирует на особое, новое отношение к подготовке педагога как центральной фигуры образовательного процесса, позволяет раскрыть характер и уровень требований к когнитивной и социокультурной подготовке педагога, предъявляемых к нему жизнью общества в условиях наличной исторической эпохи и обеспечивающих его гуманизацию. Подготовка педагога гуманистической ориентации основывается на развитии его духовно-нравственного творческого потенциала, рефлексивных способностей и в воспитании у него умения формировать этот потенциал у обучаемых.
- Сбалансированная согласно гуманистической парадигме система образования отдельного человека необходима ему как эффективный путь к социализации и освоению культуры. Соответствующие методики, основанные на развитии творческого мышления, разрабатываются при использовании позитивного опыта в ряде научно-образовательных учреждений России.
1.Кузнецова, А. Я. Единая научная картина мира как ценность образования / А. Я. Кузнецова // Философия образования для XXI века. – 2001. – № 2. – С. 82–93 (0,9 п. л.).
2.Кузнецова, А. Я. Развитие интеллекта – необходимое условие гуманизации образования / А. Я. Кузнецова // Концепции философии образования и современная антропология.– Новосибирск, 2001. – С. 171–189. – (Т. II. Сборник статей. Приложение к журналу «Философия образования для XXI века. »). (1 п. л.).
3. Кузнецова, А. Я. Онтогенетический аспект понятия личность в философии образования / А. Я. Кузнецова // Философия образования для XXI века. – 2002. – № 3. – С. 195–203 (0,85 п. л.).
4. Кузнецова, А. Я. На пути к личностно-ориентированной технологии обучения в педагогическом вузе / А. Я. Кузнецова // Философия образования для XXI века. – 2002. – № 4. – С. 158–162 (0,5 п. л.).
5. Кузнецова, А. Я. Философия образования в основании интеграции предметного обучения / А. Я. Кузнецова // Философия образования. – 2002. – № 5. – С. 67–70 (0,4 п. л.).
6. Кузнецова, А. Я. Гуманизация оздоровительно-образовательной системы воспитания / А. Я. Кузнецова, Л. Н. Останина // Философия образования. – 2003. – № 8. – С. 227–241 (1 / 0,5 п. л.).
7.Кузнецова, А. Я. Дошкольное воспитание в контексте гуманистической философии образования / А. Я. Кузнецова // Модернизация российского образования. – Новосибирск: ГЦРО, 2005. – С. 252–260. – (Т. XVI. Серия трудов. Приложение к журналу «Философия образования») (0,9 п. л.).
8. Кузнецова, А. Я. Философия образования в контексте проблем устойчивого развития общества / А. Я. Кузнецова // Философия образования. – 2005. – № 10. – С. 370–371 (0,3 п. л.).
9.Кузнецова, А. Я. Гуманистическая философия образования: комплексная концепция / А. Я. Кузнецова // Философия образования. – 2006. – № 15. – С. 43–50 (0,85 п. л.).
10. Кузнецова, А. Я. Управление качеством профессионального образования в процессе интеграции национальных образовательных стандартов / А. Я. Кузнецова // Философское осмысление теории и практики современного профессионального образования. – Новосибирск: ГЦРО, 2006. – С. 93–96. – (Т. XVIII. Серия трудов. Приложение к журналу «Философия образования» (0,3 п. л.).
11.Кузнецова, А. Я. Инновационный потенциал когнитивной теории личности в философии образования / А. Я. Кузнецова // Фундаментальные исследования. – 2009. - №2 – С. 77-79.
Монографии
12. Кузнецова, А. Я. Гуманизация образования и интеллект: моногр. / А. Я. Кузнецова. – Новосибирск: Лада, 2000.– Т. VII. – 144 с. – (Экология человека) (9 п. л.).
13.Кузнецова, А. Я.Гуманистическая философия образования: естественнонаучный взгляд: моногр. / А. Я. Кузнецова. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. – 156 c. (11 п. л.).
14.Кузнецова, А. Я. Человек – природа – общество: аспекты гуманистической философии образования: моногр. / А. Я. Кузнецова, О. А. Михалина. – Новосибирск: РИЦ «Прайс-курьер», 2005. – 236 с. (13,7 / 6,85 п. л.).
15.Кузнецова, А. Я. Гуманизация образования и интеллект: моногр. / А. Я. Кузнецова. – 2-е изд., доп. и испр. – Новосибирск: РИЦ «Прайс-курьер», 2006. – 202 с. (9,5 п. л.).
16.Кузнецова, А. Я. Философия образования в контексте гуманизации: моногр./ А. Я. Кузнецова. – Новосибирск: РИЦ «Прайс-курьер», 2008. – 56 с. (3,5 п. л.).
Учебное пособие
17.Кузнецова, А. Я. Гуманистическая философия образования. Идеи, категории, методология: учеб. пособие / А. Я. Кузнецова. – Новосибирск: РИЦ «Прайс-курьер», 2005. – 254 с. (14,9 п. л.).
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах
18.Кузнецова, А. Я. Рефлексивность методологии современного образования / А. Я. Кузнецова // Педагогический вестник Казахстана. – 2005. – № 2. – С. 13–21 (0,85 п. л.).
19.Kuznetsova, A. Ia. The innovative practice in the Novosibirsk state pedagogical university / A. Ia. Kuznetsova // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 5. – С. 37–38 (0,2 п. л.).
20.Кузнецова, А. Я. Интеграция национальных образовательных стандартов на основе фундаментализации содержания образования / А. Я. Кузнецова // Современные проблемы науки и образования: матер. конф. (20-27 апреля 2006 г., г. Амстердам – Париж). – 2006. – № 4. – С. 40–41 (0,25 п. л.).
21. Кузнецова, А. Я. Integration of national educational standards on the basis of the educational contents’ fundamentalization / A. Ya. Kuznetsova // European journal of natural history. – 2006. – N 2. – P. 102–103 (0,25 п. л.).
22. Кузнецова, А. Я. Methodological unity of scientific perception and humanistic philosophy of education / A. Ya. Kuznetsova // European Journal of Natural History. – 2007. – N 3. – P. 136–137 (0,25 п. л.).
23.Кузнецова, А. Я. The humanistic value of intellect in education / A. Ya. Kuznetsova // European Journal of Natural History. – 2009. – N 3. – P. 72–73 (0,25 п. л.).
24. Кузнецова, А. Я.Образование как духовное становление человека в обществе / А. Я. Кузнецова // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – №1. – С. 56–57.
Статьи в сборниках научных трудов
25. Кузнецова, А. Я. Интеллектуальная традиция и обучение физике / А. Я. Кузнецова // Образование и культура: ежегодник, 1994. – Новосибирск: Изд-во НИПиПК, 1994. – С. 21–32 (0,95 п. л.).
26. Кузнецова, А. Я. Содержание и историческое развитие идеи гуманизации / А. Я. Кузнецова // Интеллектуальные инновации в обществе и развитие образования. – Новосибирск: Изд-во ИФиПр СО РАН, 1997. – С. 20–30 (0,85 п. л.).
27. Кузнецова, А. Я. Экологический ресурс образования / А. Я. Кузнецова // Духовное здоровье и реализация творческого потенциала личности. – Новосибирск, 1998. – Т. I.– С. 143–152. – (Экология человека) (0,8 п. л.).
28. Кузнецова, А. Я. Экологический аспект гуманизации естественнонаучного образования / А. Я. Кузнецова // Духовное здоровье человека и реализация творческого потенциала личности. – Новосибирск, 1998. – Т. II. – Ч. 1. – С. 73–87. – (Экология человека) (1 п. л.).
29. Кузнецова, А. Я. Экологическое сознание и экологическая мораль / А. Я. Кузнецова // Здоровье нации: образование и духовность. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 1999. – Т. V. – Ч. 2. – С. 257–266. – (Экология человека) (0,85 п. л.).
30. Кузнецова, А. Я. Развитие интеллекта – необходимое условие гуманизации образования / А. Я. Кузнецова // Концепции философии образования и современная антропология: сб. ст. – Новосибирск, 2001. – Т. II. – С. 171–189 (0,9 п. л.).
31. Кузнецова, А. Я. Функциональные основания философии образования / А. Я. Кузнецова // Инновации и технологии в школьном и профессиональном образовании. – Новосибирск, 2001. – Вып. 1. – С. 151–156 (0,45 п. л.).
32. Кузнецова, А. Я. Универсалии культуры как интегрирующая основа образования / А. Я. Кузнецова // Социальные процессы в современной Западной Сибири: сб. науч. ст. – Горно-Алтайск, 2002. – С. 105–108 (0,5 п. л.).
33. Кузнецова, А. Я. Возможности пренатальной педагогики / А. Я. Кузнецова, А. Л. Чугунова // Гуманизация педагогики и психологии детства: сб. науч. тр. ФППД. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2003. – Т. I. – С. 100–107 (0,5 / 0,3 п. л.).
34. Кузнецова, А. Я. Гуманизация дошкольного образования / А. Я. Кузнецова // Гуманизация педагогики и психологии детства: сб. науч. тр. ФППД. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2003. – Т. I. – С. 2–8 (0,5 п. л.).
35. Кузнецова, А. Я. Technology of application of reflective game «Scientific Seminar» RGSS in the educational process / A. Ya. Kuznetsova // Scientific and industrial potential of Siberia: investment projects new technologies and developments. – Novosibirsk, 2004. – P. 225 (0,1 п. л.).
36. Кузнецова, А. Я. Гуманистическая философия образования как концепция современной образовательной реформы / А. Я. Кузнецова // Модернизация отечественного образования: сущность, проблемы, перспективы. – Новосибирск, 2005. – С. 321–326 (0,5 п. л.).
37. Кузнецова, А. Я. Концептуальные основания непрерывности образования / А. Я. Кузнецова // Педагогика и психология преемственности: детский сад – школа – вуз: сб. науч. тр. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. – С. 19–26 (0,8 п. л.).
38. Кузнецова, А. Я. Методология новой гуманистической философии образования / А. Я. Кузнецова // Общая теория неоднородности и синергетика об организации систем. – Казань, 2006. – С. 131–135 (0,3 п. л.).
39. Кузнецова, А. Я. Подготовка педагога в контексте гуманистической философии образования / А. Я. Кузнецова // Русская культура: история и современность. – Рубцовск, 2006. – Ч. 1. – С. 179–186 (0,6 п. л.).
40. Кузнецова, А. Я. Управление качеством профессионального образования в процессе интеграции национальных образовательных стандартов / А. Я. Кузнецова // Философское осмысление теории и практики современного профессионального образования. – Новосибирск, 2006. –– С. 93–96 (Т. XVIII. Серия трудов. Приложение к журналу «Философия образования») (0,4 п. л.).
41. Кузнецова, А. Я. Философия образования как новая отрасль научного знания / А. Я. Кузнецова // Интеллект. Культура. Образование. – Новосибирск, 2009. – С. 27–35 (0,5 п. л.).
42.Кузнецова, А. Я.Образование современного человека как философская проблема/А.Я.Кузнецова // Современные проблемы науки, образования и производства: Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции, Нижний Новгород. 16 апреля 2010 года. – Нижний Новгород. 2010. С. 182 – 185.
Статьи и тезисы докладов, опубликованные в материалах конгрессов, международных, общероссийских, научных и научно-практических конференциях
43. Кузнецова, А. Я. Трансляция интеллектуальных ценностей в обучении физике / А. Я. Кузнецова // Интеллект, культура и образование: материалы II сибирской конф. (4–6 октября 1994 г., Новосибирск). – Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995. – Вып. 3. Современная культура и изменения в содержании образования. – С. 53–56 (0,3 п. л.).
44. Кузнецова, А. Я. Рефлексивность мышления физика и интеллектуальный прогресс / А. Я. Кузнецова // Рефлексивные процессы и творчество: матер. Второй Всерос. конф. (6–8 июня 1995 г., Новосибирск). – Новосибирск: Изд-во ИФиП СО РАН, 1995. – С. 31–47 (1 п. л.).
45. Kuznetsova, A. Ia. The concept of humanization in the context of natural sciences education / A. Ya. Kuznetsova // Education and science on the threshold of the third millennium: material International congress (September 4–9 1995, Novosibirsk). – Novosibirsk, 1996. – T. II. – P. 81 (0,1 п. л.).
46. Кузнецова, А. Я. Технологичность гуманистической педагогики / А. Я. Кузнецова // Наука и образование на пороге III тысячелетия: матер. Междунар. конгр.: в 2-х кн. – Минск, 2000. – Кн. 1. – С. 82–93 (0,9 п. л.).
47. Кузнецова, А. Я. Духовное единство человека и общества / А. Я. Кузнецова // Воспитание молодого российского интеллигента: проблемы, тенденции, пути решения: матер. II Всерос. науч.-практ. конф. – Красноярск: Изд-во СибГТУ, 2001. – С. 30–33 (0,25 п. л.).
48. Кузнецова, А. Я. Личностный подход в обучении и воспитании / А. Я. Кузнецова // Духовные истоки русской культуры: матер. науч.-практ. конф. (24–25 мая 2001 г., Рубцовск). – Рубцовск, 2001. – С. 53–61 (0,75 п. л.).
49. Кузнецова, А. Я. Дидактическая рефлексия в контексте гуманизации / А. Я. Кузнецова // Подготовка педагога в условиях модернизации образования: матер. регион. науч.-практ. конф. (18–19 марта 2003 г., Нижний Новгород). – Нижний Новгород, 2003. – С. 50–52 (0,2 п. л.).
50. Кузнецова, А. Я. Общенаучная картина мира в содержании образования / А. Я. Кузнецова // Образ человека в картине мира: сб. ст. Всерос. гуманит. науч. конф. – Новосибирск, 2003. – С. 273–276 (0,25 п. л.).
51. Кузнецова, А. Я. Рефлексия как ценность гуманистической парадигмы образования / А. Я. Кузнецова // Развивающее образование ХХI века: матер. Междунар. науч.-практ. конф. (21–25 августа 2003 г., Горно-Алтайск). – Горно-Алтайск, 2003. – С. 68–72 (0,25 п. л.).
52. Кузнецова, А. Я. Методологические цели профильного обучения / А. Я. Кузнецова // Подготовка учителя к реализации профильного обучения в средней школе: матер. ХХХI зональной конф. преподавателей физики, методики преподавания физики, астрономии и технических дисциплин педвузов Урала, Сибири и Дальнего Востока. – Новосибирск, 2003. – С. 50–52 (0,25 п. л.).
53. Кузнецова, А. Я. Методологические основания менеджмента в образовании / А. Я. Кузнецова // Менеджмент XXI века: Проблемы качества: матер.
IV Междунар. науч.-практ. конф. (15–16 апреля 2004 г., Санкт-Петербург). – СПб, 2004. – С. 208–209 (0,2 п. л.).
54. Кузнецова, А. Я. Гуманистический аспект российского образования / А. Я. Кузнецова // Культура педагогического труда в ХХI веке: матер. Всерос. науч. конф. (18–19 ноября 2004 г., Хабаровск). – Хабаровск, 2004. – С. 12–16 (0,2 п. л.).
55. Кузнецова, А. Я. Категория «личность» в гуманистической философии образования / А. Я. Кузнецова // Потенциал личности: комплексная проблема: материалы Третьей Всерос. Internet-конф. (15–17 июня 2004 г., Тамбов). – Тамбов, 2004. – С. 211–213 (0,25 п. л.).
56. Кузнецова, А. Я. Гуманистическая философия образования: ведущие идеи / А. Я. Кузнецова // Философия и будущее цивилизации: матер. IV Российс. философ. конгр. (24–28 мая 2005 г., Москва). – М., 2005. – Т. V. – Ч. 1. Гуманизм как система ценностей: история и современность. – С. 163–164 (0,1 п. л.).
57. Кузнецова, А. Я. Инновационная деятельность в Новосибирском государственном педагогическом университете / А. Я. Кузнецова, Н. Г. Петрова // Развитие научно-технической и инновационной деятельности в высшей школе: матер. конф. с междунар. участием (12–19 июня 2005 г., Тунис). – М.: Академия естествознания, 2005. – C. 37–38 (0,2 / 0,1 п. л.).
58. Кузнецова, А. Я. Личностно-ориентированная концепция качества образования / А. Я. Кузнецова // Актуальные проблемы качества образования: матер. Всерос. науч.-практ. конф. (16–18 мая 2005 г., Новосибирск) : в 2-х ч. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. – Ч. 1. – С. 11–14 (0,25 п. л.).
59. Кузнецова, А. Я. Учебное пособие по философии образования / А. Я. Кузнецова // Учебник философии: матер. Всерос. науч.-метод. конф. (2–3 марта 2006 г., Казань). – Казань, 2006. – С. 76–78 (0,2 п. л.).
60. Кузнецова, А. Я. Качество образования в свете Болонской декларации / А. Я. Кузнецова // Интеграция научно-методической работы и системы повышения квалификации кадров: матер. VII Всерос. науч.-практ. конф. (15–16 февраля 2006 г., Челябинск). – Челябинск, 2006. – Ч. 5. – С. 3–6 (0,2 п. л.).
61. Кузнецова, А. Я. Когнитивная и социокультурная компетентности педагога / А. Я. Кузнецова // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: матер. Всерос. науч.-практ. конф. (16 апреля 2009 г., Москва, Челябинск). – Челябинск, 2009. – С. 184–188 (0,25 п. л.).
62.Кузнецова, А. Я. Новая область межпредметных исследований «философия образования» /А.Я.Кузнецова // Дни науки философского факультета. Киев. 20-22 апреля 2010 года. Ч.2.– Киев, 2010.– С.150 -151.