Научная тема: «НЕРАВЕНСТВО В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВАНИЯ И МЕХАНИЗМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА»
Специальность: 09.00.11
Год: 2010
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Традиционные взгляды на функцию образования рассматривают образование прежде всего как инструмент совершенствования человеческого общества и его гуманизации, и в том числе, как инструмент сглаживания социального неравенства. Но вся история развития системы институционального образования демонстрирует, что образование, повышая общий культурный уровень общества и отдельных личностей, способствуя гуманизации общества, никогда не выполняло функции устранения неравенства, а с точностью до наоборот - всегда воспроизводило неравенство, выступая одним из основных механизмов его воспроизводства.
  2. Образовательное неравенство является системно адекватным по своей структуре и социально оправданным и в известном смысле справедливым; оно способствует общественной стабильности и эволюционному характеру развития общества при условии, что основные социальные группы получают образование соответствующего уровня, обеспечивающее им воспроизводство их социального статуса и образа жизни для основной массы представителей этих групп; в то же время оно исполняет роль социального лифта вертикальной восходящей мобильности для наиболее талантливых и «социально мудрых» представителей нижестоящих социальных групп. Напротив, уменьшение образовательных возможностей или стимулирование через образование завышенных социальных ожиданий дестабилизирует общество, развивая в нем социальную напряженность.
  3. Существование человека в своем социокультурном слое порождает у него существенно отличное восприятие мира от восприятия мира теми, кто находится в разных и неравных с ним социальных группах, и существенно разные интерпретации этого мира и его представление в сознании, которое в свою очередь конституирует его социальную практику и в итоге его бытие. Неудовлетворенность занимаемой социальной позицией порождает протест и отрицание существующего порядка, а также мотивирует субъекта на социальную активность по изменению существующего положения дел; при этом преуспевший в своей активности субъект либо занимает более достойную социальную позицию в существующем порядке неравенства, либо, радикально изменив структуру неравенства, начинает занимать во вновь сформировавшемся при его активном участии порядке неравенства преференциальные позиции. Осознание и отношение человека к неравенству, существующему в обществе в различных сферах и формах проявления, всегда дуально, поскольку, отвергая одну форму неравенства, человек, в конечном итоге, принимает другую, что доказывает неэлиминируемость социальной первопричины, порождающей неравенство в обществе, и в образовании, в частности.
  4. Общественная ценность образования представляет собой систему взаимосвязанных и в большей или меньшей мере взаимообусловленных ценностей, выражающих отношение к этому общественному феномену различных и неравных социальных групп населения, сформировавших свое отношение к образованию в соответствие со своей социокультурной практикой. В этом ценностном комплексе атрибутивное положение занимают такие фундирующие систему образования элементы как ценность образования, сформированная правящими высокоранговыми группами, и ценности образования, сформированные многочисленными и ключевыми группами населения, чье положение в структуре общества в первую очередь зависит от качества и структуры образования, и в которых, в конечном счете, нуждаются высокоранговые группы. Окончательной тождественности этих элементов невозможно достичь, поскольку социальная, экономическая и культурная гомогенность общества в принципе недостижима, но необходим ценностный компромисс образовательных ценностей.
  5. Начиная образование в системе соответствующих учреждений, представители разных и неравных социальных групп приходят к началу образовательного процесса, владея разными социальными диалектами, которые отражают их различное восприятие мира, обусловленное разными и неравными социокультурными условиями их бытия и его интерпретацию в социальном сознании этих групп. И в свою очередь, разница в восприятии самым глубоким образом фундирует их социальные диалекты, осваиваемые в процессе социализации и инкультурации, и которые они используют как главное средство в своем образовании.
  6. В образовательной системе неизбежно возникают герменевтические барьеры между педагогами и обучаемыми, обусловленные тем, что значительная часть обучаемых принадлежит к другим социальным группам, использующим разные социальные диалекты, выражающие их разное восприятие всего общества. Барьер понимания, или герменевтический барьер, является атрибутивным свойством, имманентно присущим образовательной системе, поскольку фундирован самой неравной природой общества. Герменевтический барьер есть один из главных результатов и в то же время одно из главных условий существования образовательного неравенства. Герменевтический барьер может быть лишь минимизирован, но не устранен.
  7. В системе образования имеет место объективное и неравномерное распределение информационного ресурса в силу того, что он по-разному распределяется по учебным заведениям различного уровня, решающим свои специфические задачи по обучению и социализации. Неравномерность распределения фундирована также в силу возможностей образовательных структур одного уровня в получении и привлечении источников и носителей информации, а также по возможностям обработки, использования информации и создания новой информации. В самом образовательном учреждении информация распределена неравномерно по критерию важности той роли, которую она исполняет в образовательном процессе при подготовке специалиста: важности, которую оценивают педагоги, и важности, которую оценивают сами обучаемые и их родители.
  8. Система образовательных учреждений имеет явную структуру распределения по различным и неравным уровням образования, но, кроме того, система образовательных учреждений обладает еще и скрытой структурой неравного распределения ресурсов и формирования неравного результата, вследствие возникновения и функционирования разноранговых образовательных учреждений на одинаковых образовательных уровнях. Между элитаризацией и маргинализацией в высшем образовании существует вполне обоснованная и объективная связь.
  9. Образование как институциональный вид деятельности осуществляется в сорганизованных системных формах, и поэтому образовательная система может функционировать в зависимости от ситуации как в сбалансированном, так и в несбалансированном состояниях. Сбалансированное состояние образовательной системы может наблюдаться лишь в том случае, когда ее структура по своим характеристикам, в том числе, по характеру социального неравенства, соответствует характеру общества как социетальной системы. Сбалансированность неравенства включенных ценностных элементов разных социальных групп в целевой комплекс образовательной системы, задающий тренд ее развития, во многом является основным фактором, определяющим сбалансированность образовательного неравенства в обществе.
  10. Образование в современном обществе в комплексе с другими маркерами выступает одним из важнейших маркеров, позволяющим социальным группам достаточно четко самоидентифицировать себя в качестве особого социального субъекта, не только обособляя, но и ранжируя себя по отношению к другим социальным группам, и сопрягая это с осознанием естественности и приемлемости сложившегося положения дел, что способствует эволюционному характеру общественного развития.
  11. Образовательное неравенство отражает общее состояние неравенства в обществе и при наличии адекватного соответствия между ними играет существенную положительную роль в формировании положительной динамики эволюционного развития общества в целом и отдельной личности в частности.
  12. Система образования как социальный институт общества, принимающий самое непосредственное участие в процессе воспроизводства и закрепления социального неравенства, имеет моральные и профессиональные обязательства перед молодым образующимся поколением по раскрытию для него всей картины потенциала по самопродвижению как более предпочтительной жизненной стратегии по сравнению со стратегией, носящей экстремистский и разрушительный характер.
  13. В целях максимизации потенциала социального самопродвижения личности есть необходимость четко и недвусмысленно формулировать указанные обязательства системы образования в документах, определяющих государственную образовательную политику, и закладывать их в основу воспитательной концепции образования и концепции профессиональной подготовки специалистов.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Шолохов А.В. Образовательное неравенство: социально-философский анализ. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. 157 с. 19,7 п.л.

2.Шолохов А.В., Воронцова М.В., Дубровская Т.А. и др. Образование в системе реконструкции российского общества. Таганрог: Изд-во Ступина А.Н., 2009. 118 с. 6,0/7,5 п.л.

Статьи, опубликованные в научных журналах, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов ВАК РФ

3.Шолохов А.В. Трансформация действующих и формирование новых элементов в проблемном поле института высшего профобразования // Известия ТРТУ. № 8, 2005. Таганрог: Изд-во ТРТУ. С. 25-33 (0,8 п.л.)

4.Шолохов А.В. Информационные аспекты образовательного неравенства // Известия ТРТУ. 2007. № 2. Таганрог: Изд-во ТРТУ. С. 119-126 (0,6 п.л.)

5.Шолохов А.В. Герменевтический контекст образовательного неравенства // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 2. Ростов н/Д.: Изд-во АПСН СНЦВШ. С. 60-67 (0,7 п.л.)

6.Шолохов А.В. Социолингвистические основания образовательного неравенства // Философия права. 2008. № 3. Ростов н/Д.: Изд-во РЮИ МВД России. С. 73-77 (0,5 п.л.)

7.Шолохов А.В. Аксиологический аспект образовательного неравенства // Философия образования. 2008. № 1 (22). Новосибирск: изд-во СО РАН. С. 169-176 (0,5 п.л.)

8.Шолохов А.В. К вопросу об определении критериев системной сбалансированности неравенства в образовании // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 12. – М.: изд-во журнала Социально-гуманитарные знания. С. 226-234 (0,5 п.л.)

9.Шолохов А.В. Социокультурное неравенство как атрибутивное состояние общества в контексте всеобщей дифференциации мироздания // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2009. № 1. Ростов н/Д.: Изд-во АПСН СНЦВШ. С. 67-70 (0,5 п.л.)

10.Шолохов А.В. Парадигмы исследования неравенства // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2009. № 4. Ростов н/Д.: Изд-во АПСН СНЦВШ. С. 60-64 (0,5 п.л.)

11.Шолохов А.В. Инклюзия/эксклюзия как маркерная граница сбалансированности образовательного неравенства // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2010. № 1. Ростов н/Д.: Изд-во АПСН СНЦВШ. С. 105-108 (0,5 п.л.)

Статьи в других изданиях

12.Шолохов А.В. Некоторые аспекты проблемы подготовки специалистов по управлению (аксиологический аспект) // Материалы межвузовской региональной научно-практической конференции. Кисловодск: Филиал Сев-КавГТУ, 2000.

13.Шолохов А.В., Васильева Т.В. Язык менеджеров как социальный статусный признак и один из каналов трансляции новой лексики в национальный язык. // Материалы международной конференции «Язык образования и образования языка». В. Новгород: изд-во НовГУ, 2000. С. 49-50.

14.Шолохов А.В. Институциональный анализ содержания рынка образовательных услуг. СПб. гос. электротехн. университет (ЛЭТИ). Тезисы докладов и выступлений Юбилейной научной конференции «Информация, коммуникация, общество» (г. Санкт-Петербург, 12 – 13 октября 2004 г.). СПб: Изд-во Санкт-Петербургского гос. электроехн. ун-та «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), 2004. С. 192-195. (0,2 п.л.).

15.Шолохов А.В. Эволюция института российского высшего профобразования: анализ кризиса и дисфункций // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: Материалы 3-й Всероссийской научно-практической конференции: в 5 ч. Ч. 1 Южно-Уральский государственный университет; Ин-т доп. проф.-пед. образ. Отв. ред. Д.Ф. Ильясов. Челябинск: Изд-во «Образование», 2004. С. 10-14 (0,5 п.л.)

16.Шолохов А.В. Институциональный анализ кризиса и дисфункций российского высшего профобразования // Актуальные проблемы социальной работы, экономики, образования и культуры. Международный сборник научно-практических работ. Вып. 1. Таганрогский филиал Московского государственного социального университета. Ростов н/Д: Новый бизнес, 2004. С. 23-33 (0,8 п.л.)

17.Шолохов А.В. Актуальные проблемы управления и развития филиальной сети высшего учебного заведения в российском институте профессионального образования на современном этапе. Южно-Уральский государственный университет // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: Материалы VI-й Всероссийской научно-практической конференции: в 5 ч. Ч. 5. Ин-т доп. проф.-пед. образ. Отв. ред. Д.Ф. Ильясов. Челябинск: Изд-во «Образование», 2005. С. 143-146 (0,5 п.л.)

18.Шолохов А.В. Проблемные вопросы управления развитием филиальной сети вуза в российском институте высшего профессионального образования // Актуальные проблемы социальной работы, экономики, образования и культуры. Международный сборник научно-практических работ. Вып. 2. Таганрогский филиал Московского государственного социального университета. Ростов н/Д: Новый бизнес, 2004. С. 191-195 (0,24 п.л.)

19.Шолохов А.В. Социологический анализ состояния и тенденций развития российского института высшего профессионального образования // Философия отечественного образования: история и современность: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посв. 60-летию Великой Победы. Пенза: РИО ПГСХА 2005 г.). С. 136-139 (0,2 п.л.)

20.Шолохов А.В. Стратегии развития российской системы высшего профобразования // Современные технологии в российской системе образования. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Пенза: РИО ПГСХА 2005 г.). С. 112-115 (0,2 п.л.)

21.Шолохов А.В. Социальная значимость и проблемность общественного неравенства для равновесного состояния социума в образовательных контекстах // Проблемы экономики и информатизации образования. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Тула: Изд-во ТИЭИ, 2006. (0,35 п.л.)

22.Шолохов А.В. Социальное неравенство и его роль в поддержании динамического равновесия социума в образовательных контекстах // Актуальные проблемы социальной работы, экономики, образования и культуры. Международный сборник научно-практических работ. Вып. 6. Таганрогский филиал Российского государственного социального университета. Ростов н/Д: изд-во «ГинГо»., 2006. С. 41-47 (0,5 п.л.)

23.Шолохов А.В. Неравенство в образовании как онтологизация социальной дифференциации общества // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: Материалы 5-й Всероссийской научно-практической конференции: в 4 ч. Ч. 1 / Челяб. ин-т перепод. и пов. квал. раб. образ. Отв. ред. Д.Ф. Ильясов. Челябинск: Изд-во «Образование», 2006. С. 25-32 (0,5 п.л.).

24.Шолохов А.В. Филиал вуза в современных условиях развития высшего профессионального образования // Тезисы докладов I международной научно-практической конференции «Развитие систем высшего образования в обществе знания: тенденции, перспективы, прогнозы». М.: Изд-во Современного гуманитарного университета, 2006. С. 174-177 (0,25 п.л.)

25.Шолохов А.В. Проблема сбалансированности образовательного неравенства в ценностно-целевом аспекте // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: Материалы 6-й Всероссийской научно-практической конференции: в 6 ч. Ч. 1 / Челяб. ин-т перепод. и пов. квал. раб. образ. Отв. ред. Д.Ф. Ильясов. Челябинск: Изд-во «Образование», 2006. С. 25-32 (0,5 п.л.).

26.Шолохов А.В. Информационные аспекты образовательного неравенства // Вестник ТГПИ: Гуманитарные науки. 2007. № 2. Таганрог: Изд-во ТГПИ. С. 33-36. (0,5 п.л.)

27.Шолохов А.В. Культурологическая и гуманитарная компоненты в образовательных программах // Ежеквартальный научно-методический сборник «Новые ценности образования». Вып. 4 (34) «Культурная парадигма». М.: НПО «Школа самоопределения», 2007. С. 166-173 (0,5 п.л.)

28.Шолохов А.В. Аксиологические основания образования и образовательного неравенства // Международный научный альманах. Вып. 1 / Под ред. М.В. Воронцовой и А.А. Калюжного. Таганрог-Актюбинск: Изд-во Ступина А.Н., 2007. С. 244-259 (1,1 п.л.)

29.Шолохов А.В. Философский анализ проблемного поля образовательного неравенства // Международный научный альманах. Вып. 3 / Под ред. М.В. Воронцовой и А.А. Калюжного. Таганрог-Актюбинск: Изд-во Ступина А.Н., 2008. С.270-276 (0,4 п.л.)

30.Шолохов А.В. Анализ становления и развития российского института высшего профобразования как института рынка образовательных услуг // Международный научный альманах. Вып. 9 / Под ред. М.В. Воронцовой и А.А. Калюжного. Таганрог-Актюбинск: Изд-во Ступина А.Н., 2010. С. 279-290 (0,9 п.л.)