Научная тема: «САМОСТЬ, ЕЕ ТИПОЛОГИЯ И МЕСТО В САМООПРЕДЕЛЕНИИ ЧЕЛОВЕКА»
Специальность: 09.00.11
Год: 2010
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Самость рассматривается в качестве фундаментальной основы человеческого бытия, обеспечивающего возможность целостного существования. Самость определяется как способность человека интериоризировать, усваивать в креативной и универсальной форме социокультурный опыт, являющийся основанием его самореализации в обществе. Самость представлена в виде интегрированной, качественной характеристики человека, в которой одновременно сохраняются его неповторимо уникальные, самобытные, самодостаточные черты, и черты, характеризующие его безграничность, открытость.
  2. Анализ философских традиций показал, что в зависимости от контекста, исследовательских задач, методологических ориентаций самость описывается и как онтологическая сущность человека, и как понятие, фиксирующее интериндивидуальность личности и как сложный конструкт, выражающий единство и преемственность жизнедеятельности человека. Вследствие чего сегодня можно говорить о многомерном понимании самости, наполненном различными смысловыми содержаниями, в которых раскрываются самые разные стороны проявления ее феномена: социальные, психологические, коммуникативные, метафизические и др.
  3. На основании классических и постклассических подходов в понимании человека, его самости выделяются соответствующие им типы самости. Опора на классический подход позволяет выделить рациональный тип самости, в котором человек предстает в качестве ответственного, нравственного, целерационального существа, опирающегося на принципы рационализма. Опора на постклассический подход позволяет выделить зкзистенциальный и постмодернистский типы самости. В экзистенциальном типе находят свое выражение смысложизненные, неповторимо индивидуалистические вопросы бытия человека. Постмодернистский тип самости выражает самость человека, которая предстает в качестве разобщенного, несогласованного, «симулятивного», нарративного феномена, потерявшего свою тождественность и не знающего о своей аутентичности.
  4. В современной социокультурной реальности самость человека предстает достаточно многогранным, сложным феноменом. Рациональный, экзистенциальный, постмодернистский типы самости не отображают в своей односторонности характерные особенности современного типа самости. В соответствие с ожиданиями современного социума вводится новый тип самости-полифоничная самость. Это такой способ существования человека, который совмещает неоднородные, сложные, порой разнонаправленные самостные образы, но объединенные человеком в единый совокупный опыт, позволяющий обрести их гармонию и соответствие своей единой целостности.
  5. В современном кризисном обществе выделяются следующие формы идентичности самости: феноменальная и аутентичная. Феноменальная форма раскрывает идентичность самости человека со стороны его сопричастности и соответствия определенным социокультурным параметрам. Она связана с формальной содержательностью самости, когда идентичность формируется в результате воздействия выработанных, определяющих для данного социума ценностей и норм. Аутентичная идентичность раскрывает восприятие самости человека себя вне зависимости от социокультурного контекста и выражает способность проникать к своим подлинным основаниям. Обосновано разведение терминов «аутентичная» и «неаутентичная» самость. Применительно к самости аутентичность означает тождество между тем, что мыслится и каким образом это эксплицируется в словесных выражениях и между тем, что преобладает в сознании и как это реализуется во внешнем поведении. Неаутентичность самости проявляется в смешении объективного содержания представлений с субъективными ощущениями, в утилитарно- упрощенном видении жизни, конформистском поведении.
  6. В качестве оснований конституирования смыслового содержания самости как базы целостного существования человека выступают - трансцендентные, герменевтико-коммуникативные, социальные компоненты. Трансцендентные основания выражают духовно-нравственное развитие самости, способность к самотрансцендированию, преодолению границ собственного «я»; герменевтико- коммуникативные отражают понимание человеком самого себя через «Другого», что способствует самораскрытию, обретению, конструированию своей самости; социальные основания связаны с характером социального бытия самости, на который существенный отпечаток накладывает сама социальная реальность, влияющая на выбор ценностных ориентаций, а также социальных установок.
Список опубликованных работ
1..Жукова О.И. О беззащитности сознания личности перед доминирующими формами современной массовой культуры. // Вестник Бурятского университета. Серия 5. Выпуск 11. Улан – Удэ 2005. с. 114- 120 (0,53 п.л.)

2.Жукова О.И. Современное общество и место в нем человека. // Вестник Томского государственного университета №300 (I), июль 2007 с.47- 53 (0,63 п.л.)

3.Жукова О.И. Философско – теоретическое осмысление проблемы самости личности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Выпуск 12(56) 2007 с. 33-40 (0,55 п.л.)

4.Жукова О.И. Проблема кризиса личности в условиях общества постмодерна // Философия образования № 1 (22) 2008 с. 176-183 (0,54 п.л.)

5. Жукова О.И.Проблема сохранения личности в условиях современного социума. // Вестник Тамбовского университета. Выпуск 2(70) 2009 с.114-120 (0,5 п.л.)

6. Жукова О.И. Понятие трансценденции и его значение для анализа структуры самости // Вестник Томского государственного университета № 323 июнь 2009 с. 67-73 (0,9 п.л.)

7.Жукова О.И. Понятие самости в системе философских представлений о человеке // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Философия» № 1(1) – 2009. с–139-151 (0,9 п.л.)

8.Жукова О.И. Философские трактовки герменевтического аспекта самости. // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «Философия» № 42 (180) –2009. с.105-108 (0, 34 п.л.)

Монографии

10.Жукова О.И. Самость человека как предмет социально-философского анализа. / О.И. Жукова; ГОУВПО «Кемеровский государственный университет».– Кемерово, 2009 – 183 с. (16 п.л.)

11Жукова О.И. Осмысление самости в объективирующих концепциях философского знания. /Историческое, человеческое и этническое. монография / О.Жукова и др. Раздел III. ГУ КузГТУ.– Кемерово, 2009 с.67 -97 (1,7 п.л.)

Статьи в других научных сборниках и журналах

12.Жукова О.И. «Экзистенция» человека в философии К.Ясперса / «История духа и целостность человека» Сб. науч. статей. КГУ,–Кемерово, 1994. с. 95-107.(0,56 п.л.)

13. Жукова О.И. Проблема экзистенции человека в философии Н.Бердяева / «Человек и общество в русской философии» Сб. науч. трудов.– Кемерово, 1995 . с.62-73( 0,63 п.л.)

14. Жукова О.И.Некоторые аспекты проблемы неаутентичного человека. Материалы межрегиональной научно-практической конференции: «Духовная и светская культура как фактор социального развития региона» . – Кемерово, 24-25 мая 1996.– с. 120-123 (0,24 п.л.)

15.Жукова О.И. О некоторых гносеологических проблемах современной постструктуралистской мысли. / Материалы всероссийской научной конференции «Первые Кузбасские философские чтения». Кемерово, 5-6 октября 2000. –с. 105-108 (0.21 п.л.)

16. Жукова О.И. Современная философская герменевтика: проблема интерпретации П.Рикера./ Материалы международной конференции: «Социокультурная герменевтика: проблемы и перспективы» Кемерово,9-11 января 2002– с.35-39 (0,36 п.л.)

17. Жукова О.И. Герменевтический метод как один из путей толерантного мировосприятия. /Материалы всероссийской научной конференции «Образы толерантного мышления». Кемерово,15-16 мая 2002 с.17-20. (0,20 п.л.)

18. Жукова О.И. Идея насилия и ненасилия в русской философской традиции./Материалы международной конференции «Социальная агрессивность».Кемерово, 27-28 мая 2004– с.183-186 (0,19 п.л.)

19. Жукова О.И. Мифотворческие конструкции сознания современного человека./ Материалы научно-практической конференции вузов Кузбасса т.1.Кемерово, 2005 с.29-32 (0,21 п.л.)

20.Жукова О.И. Морально-этические основания современной личности./ Материалы международной научно-практической конференции в 2-хт. т.2.–Улан-Удэ, 24-26 мая 2005 с.46-52. (0,6 п.л. )

21.Жукова О.И. Роль педагога в формировании самости человека.// Философия образования № 2(13), 2005 . Круглый стол: «Философия образования в контексте проблем устойчивого развития общества» с.375-378 (0,18 п.л.)

22. Жукова О.И. Метафизически-субстанциальное толкование самости в европейской рационалистической философии // Ученые записки НИИ прикладной культурологи /Кемеровский государственный университет культуры и искусств.– Кемерово, 2006.т.2. с.129-142 (0,8 п.л.)

23.Жукова О.И. О некоторых аспектах восприятия феномена насилия современным человеком.//Материалы международной научной конференции «Анализ феномена терроризма».– Кемерово, 25-26 мая 2006 –с.9-11.(0,21 п.л.)

24.Жукова О.И. (в соавт.) Здоровое общество: иллюзия или реальность? //

Омский научный вестник №3 (37), май-июнь .часть II.– с.25-28 (0,6 п.л.)

25. Жукова О.И. Сознание человека в контексте современной культуры.// Ученые записки НИИ прикладной культурологи /Кемеровский государственный университет культуры и искусств.– Кемерово, 2006. – с.119-124 (0,56п.л.)

26. Жукова О.И. Самосознание личности и доминирующие формы культуры.// Материалы Первого Российского культурологического конгресса.—Санкт-Петербург, 25-29 августа 2006. – с.209-210 (0,06 п.л.)

27. Жукова О.И. Проблема сохранения индивидуальности в условиях современного общества. /Межвузовский сборник статей «Исторический процесс: истоки, перипетии, перспективы. Выпуск 7.–Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет,2006. с.176-184( 0,6 п.л.)

28. Жукова О.И. Проблема индивидуальности в иррационалистической философии С. Киркегора. // Ученые записки НИИ прикладной культурологи /Кемеровский государственный университет культуры и искусств.– Кемерово, 2007. –с. 76-84( 0,7 п.л.)

29.Жукова О.И.Общество постмодерна и его воздействие на современную личность. /Материалы международной научно-практической конференции– Кемерово, 17-20 апреля 2007.– с. 45-51 ( 0,63 п.л.)

30. Жукова О.И. Кризис индивидуальности в условиях глобализации/ Материалы международной конференции «Международный день философии(Юнеско) в Кузбассе – Кемерово 15-16 ноября 2007.– с.40-143. ( 0.22 п.л.)

31. Жукова О.И. Основные черты и характеристики самости человека .// Альманах современной науки и образования №2(2)2007.– Тамбов.- с.140-146 (0.6 п.л.)

32.Жукова О.И. Антиномичность самости личности в современном социуме. // Ученые записки НИИ прикладной культурологи /Кемеровский государственный университет культуры и искусств.– Кемерово, 2007 с.87-96. (0,63 п.л.)

33.Жукова О.И. Проблема личности в ситуации современного общества.// Сибирский научный вестник/ Новосибирский научный центр «Ноосферные знания и технологии»Российской Академии естественных наук. Вып.X.Новосибирск. :Изд. НГАВТ,2007–с.386-390. (0,55 п.л.)

34. Жукова О.И. Раскол самости человека в философии постмодерна.// Вестник Кемеровского государственного университета №1(33)2008.– с.87-95. ( 1,17 п.л.)

35. Жукова О.И. Самообретение личности как культурная тема современности. //Сборник научных статей по итогам Всероссийской научно –практической конференции «Культурология в социальном измерении» (Кемерово, 16-17 февраля)– Кемерово, 2008.– ч.1.– с.74-84 ( 0,7 п.л.)

36.Жукова О.И. Самость человека как предмет философской рефлексии./ Ученые записки НИИ прикладной культурологи /Кемеровский государственный университет культуры и искусств.– Кемерово, 2008.– с.81-92. (0,86 п.л.)

37.Жукова О.И. Образ науки в сознании человека трансформирующегося общества. /Материалы Всероссийской научной конференции «Философия науки и инновационные технологии в науке и образовании.– Томск 26-28 сентября.– Томск: Изд-во НТЛ,2008.– с.36-42. (0,4 п.л.)

38 Жукова О.И. Осмысление антропологического кризиса в концепциях Ницше и Соловьева. /Материалы российской научной конференции с международным участием.– Кемерово 29-30 мая 2008.– с.47-50 (0,22 п.л.)

39. Жукова О.И. (в соавт.). Кризис самости человека в современном социуме./ Сборник научных трудов «Российское общество в диалектике социальных антиномий.– Иркутск: РИО ГУ НЦ РВХ ВСНЦ СО РАМН, 2008.– с.335-348. (0,6 п.л.)

40 Жукова О.И. Обретение самости как одна из актуальных проблем современности. /Межвузовский сборник статей «Исторический процесс: истоки, перипетии, перспективы. Выпуск 7.–Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет,2008.– с.110-123 (0,65 п.л.)

41. Жукова О.И. Понятие самости как одно из выражений квинтэссенции человека. // Материалы V Российского философского конгресса «Наука. Философия. Общество»– Новосибирск, 25-28 августа 2009.– с.376. (0,09 п.л.)