- Философская рефлексия медиальности имеет глубокие исторические корни и может быть исследована на различных основаниях. Процесс социального взаимодействия является комплексным проявлением медиальности в тех или иных формах, и каждый уровень создает свой собственный контекст для осуществления коммуникации, является своеобразной величиной, одновременно и порождаемой коммуникативной средой, и формирующей эту среду в совокупности форм и методов постижения социального мира.
- В социальных процессах необходимо дифференцировать такие функции медиации как опосредование и посредничество. Внутрисистемные функции как функции опосредования проявляются в когнитивных процессах на уровне жизненного опыта индивида, в то время как посреднические функции системы носят социально-конструктивный характер в процессах установления социального порядка, институционализации и управления.
- Стремительное развитие в ХХ веке телекоммуникационных технологий приводит к резкому увеличению доли удаленных коммуникаций во всех сферах социального взаимодействия, что усложняет структуру медиакультуры и позволяет рассматривать социальную систему не как простую, механически аддитивную систему, а как сложную. Это означает, что при исследовании медиальности элементы, уровни, подсистемы медиакультуры могут выступать в качестве отдельных объектов анализа.
- В широком смысле медиакультуру можно рассматривать как актуально коммуницирующую социальную среду, обеспечивающую посредством механизмов символического обмена взаимодействие между различными подсистемами общества, а также отдельными элементами социальной подсистемы (взаимодействие в политической, экономической, научной системах). В этом смысле медиакультура выступает механизмом, создающим интегральную общность разнообразных системных социальных образований, функционирующую в сложных средах в постоянном взаимодействии и взаимообмене с другими системами.
- В узком смысле медиакультура - это механизм культурной деятельности, актуально проявляющийся в каждом когнитивном акте, посредством медиальных и символических форм реализующий внутренние образные репрезентации, воспроизводящие на сенсорном уровне объекты внешнего мира, и формирующий те взаимосвязи, в которых единичное становится элементом целостной системы, обретая форму упорядоченности в процессе духовного постижения и толкования бытия, формирующего соединительную ткань социума.
- Необходимо различать медиареальность и техногенную медиареальность. Техногенная электронная медиареальность представляет собой новый компонент в развитии социальной системы медиакультуры и на протяжении ХХ века выступает фактором динамики социальной среды. Техногенный характер электронной медиареальности устанавливает социальный порядок и предстает как конвенциональный знак, элемент того множества, которое образует социальную коммуникативную систему. Как компонент системы медиакультуры техногенная медиареальность является одной из организационных форм воспроизводства социальности.
- Рациональность техногенной медиареальности выражает изменения социокультурных традиций эпохи и является одной из компонент универсальной рациональности, позволяя выявлять в комплексной медиальности символической техногенной реальности новые аспекты рациональности, отражающие общественную и познавательную ситуацию постиндустриального мира.
- Инновационные информационно-коммуникационные технологии как новые медиальные компоненты системы, уплотнившие внутрисистемные связи, изменившие поведение системы в социальной среде, представляют фактор риска, поскольку изменяют схемы социального синтеза, устоявшиеся системы ценностей, стандарты поведения, ставят общество перед проблемой формирования новых идентичностей.
- Технологическому детерминизму в понимании диалогичности как свойства глобальных коммуникационных сетей необходимо противопоставить социально-философский подход, рассматривающий диалог как форму напряженного социального взаимодействия в горизонте осознания личностью и обществом всеобщей ответственности, на основании принципа постоянного движения к проявлению пафоса всеобщего.
- Медиакультура постиндустриального общества представляет собой универсальную форму социального взаимодействия, способствующую формированию новой социальной морфологии, структурирующую коммуникативный «хаос» в новый порядок, в процессе которого создаются самоорганизующиеся социальные системы.
1.Кузнецова, Е.И. Медиакультура в коммуникативном пространстве цивилизаций / Е.И. Кузнецова. – Н. Новгород: Изд-во Нижегородского государственного лингвистического университета им Н.А. Добролюбова, 2008. – 272 с. – 17 п.л.
2.Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития. Монография / Под общей ред. проф. О.И. Кирикова. Книга 19. – Воронеж: ВГПУ, 2009. – 467 с. Авт. вклад – 1 п.л.
3.Ценностные ориентации молодежи. Итоги социологического исследования – Н.Новгород: Изд-во Нижегородского государственного лингвистического университета им Н.А. Добролюбова, 2007. – 246 с. Авт. Вклад – 1 п.л.
Статьи, опубликованные в научных изданиях, входящих в перечень для опубликования научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук
4.Кузнецова, Е.И. Миф как социокультурный феномен в системе массовой коммуникации / Е.И. Кузнецова / Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. Вып. 1 (5) - Н. Новгород: Изд. Изд. Нижегородского госуниверситета, 2006. – С. 512 – 519. – 0,5 п. л.
5.Кузнецова, Е.И. Медиакультура современного мира: к проблеме коммуникативных рисков / Е.И. Кузнецова // Вестник ВятГГУ. – Киров. – 2008.- № 4(4). – С. 75 – 80. – 0, 65 п .л.
6.Кузнецова, Е.И., Дорожкин, А.М. Медиа и медиальное: социально-философский анализ /Е.И. Кузнецова, А.М. Дорожкин // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. – Н.Новгород, Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2008, № 3. С. 171 – 186. – 0,8 п.л. Авт. вклад – 0,5 п.л.
7.Кузнецова. Е.И. Эволюция медиакультурных коммуникативных форм в эпоху модерна: социально-философский анализ / Е.И. Кузнецова // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. – Н.Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2009. – № 1. С. 331 – 337. – 0,75 п.л.
8.Кузнецова, Е.И. Медиакультура: к проблематизации понятия / Е.И. Кузнецова // Личность. Культура. Общество. – 2009, Т. 11. Вып. 3 (50). С. 356 – 361. – 0,5 п.л.
9.Кузнецова, Е.И. Медиакультура в процессах социального взаимодействия современного мира: системный подход // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Социальные науки. – Н.Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2009. – Вып. 3 (15). – С. 67 – 71. 0, 5 п.л.
10.Кузнецова, Е.И. К проблеме диалога в современной медиакультуре / Е.И. Кузнецова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – Н.Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2009. – Вып. 6 (1). – С. 270 – 275. 0, 65 п.л.
Статьи в других научных изданиях
11.Кузнецова, Е.И. Технологии создания имиджа региона электронными масс-медиа / Е.И. Кузнецова // Продвижение имиджа Нижегородского региона: опыт и перспективы: Материалы V Международной научно-практической конференции по региональной культуре (21-23 мая 2003 года) – Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2003. С. 141 – 144. 0,2 п.л.
12.Кузнецова, Е.И. Референциальная природа телевизионной коммуникации / Е.И. Кузнецова // Человек в системе коммуникаций: Сборник научных трудов / Под ред. докт. филос. наук, проф. Е.П. Савруцкой. – Н.Новгород, НГЛУ им. Добролюбова, 2005. С. 110 – 117. 0,4 п.л.
13.Кузнецова, Е.И. Трансформация масс-медиа в контексте современных проблем образования / Е.И. Кузнецова // Высокие технологии в педагогическом процессе: Труды VI Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов (21-25 апреля). Том 1. Н.Новгород: ВГИПА, 2005. С. 194 – 197. 0, 25 п.л.
14.Кузнецова, Е.И. Новые информационные технологии в системе социальной коммуникации / Е.И. Кузнецова // Сборник научных трудов. Вып.1. Серия: Проблемы межкультурной коммуникации, Проблемы философии и социологии, Проблемы экономики. – Н. Новгород, НФ УРАО, 2005. – 0,25 п.л.
15.Кузнецова, Е.И. Телевизионная коммуникация: от социальной мифологии к социальному диалогу / Е.И. Кузнецова // Природа человека и общества. Диалог мировоззрений: Материалы VIII Международного научно-богословского симпозиума 14-15 июня 2005 года – Н. Новгород: Издательство Волго-Вятской академии государственной службы, 2005. – 0,4 п.л.
16. Кузнецова, Е.И. Социальная проблема в структуре текста массовой коммуникации / Е.И. Кузнецова // Знание прав – ключ к созданию гражданского общества. – Н. Новгород: ООО Педагогические технологии, 2005. С. 55 – 61. – 0,4 п.л.
17. Кузнецова, Е.И. Трансформация массово-коммуникативной деятельности в контексте современной медиакультуры / Е.И. Кузнецова // Человек в системе коммуникации: Материалы VII Международной научно-практической конференции по региональной культуре, Н. Новгород 6-8 июня 2006. – Н.Новгород, НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2006. С. 294 – 298. – 0, 25 п.л.
18. Кузнецова, Е.И. Коммуникативное пространство меняющегося мира: новое измерение социальности / Е.И. Кузнецова // PR-технологии в информационном обществе: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Часть I Санкт-Петербург, 30 - 31 марта 2007 г. СПб.: Издательство СПбГПУ, 2007. С.66 – 73. – 0,4 п.л.
19.Кузнецова, Е.И. Медиакультура в контексте проблемы формирования публичной сферы / Е.И. Кузнецова // Медиаобразование: от теории к практике: сб. материалов I Всеросс. науч.-практ. конф. "Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации". Томск, 20-21 ноября 2007 / Сост. И.В. Жилавская. – Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2007 – 322 с. С. 99-103. – 0,4 п.л.
20. Кузнецова, Е.И. Медиакультура и трансформация аудиторного фактора / Е.И. Кузнецова // Молодежь в современном мире: вызовы цивилизации. Материалы VIII Международной научно-практической конференции «Человек в системе коммуникаций». Нижний Новгород, 28 – 30 мая 2007. / Под ред. Проф. Е.П. Савруцкой – Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2007. – 376 с. С. 211 – 218. – 0, 4 п.л.
21. Кузнецова, Е.И. Новые медиатехнологии и культура информационного века / Е.И. Кузнецова, Е.Е. Семенов // Молодежь в современном мире: вызовы цивилизации. Материалы VIII Международной научно-практической конференции «Человек в системе коммуникаций». Нижний Новгород, 28 – 30 мая 2007. / Под ред. Проф. Е.П. Савруцкой – Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2007. – 376 с. С. 237 – 243. – 0,4 п.л.
22. Кузнецова, Е.И. Репрезентация исторического в медиареальности / Е.И. Кузнецова // Медиафилософия. Основные проблемы и понятия / Под ред. В.В. Савчука. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2008. – 346 с. С. 186 – 200. – 1 п.л.
23.Кузнецова, Е. Символическая природа медиакультуры / Е.И. Кузнецова // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – Н. Новгород: ННГК им. М.И. Глинки, 2008. С. 133-142. – 0,4 п.л.
24.Кузнецова, Е.И. Инновационные формы медиакультуры: философские аспекты исследования / Е.И. Кузнецова // «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации: Сборник научных трудов конференции. – Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2008. – С. 49 – 54. – 0, 35 п.л.
25.Кузнецова, Е.И. Коммуникативная природа медиакультуры: философские аспекты исследования / Е.И. Кузнецова // Вестник НГЛУ им. Н.А. Добролюбова. – Н.Новгород, Изд-во НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2008. – Вып. 3. – С. 159 – 169. – 0,5 п.л.
26.Кузнецова, Е.И. Имиджевые технологии создания медиареальности / Е.И. Кузнецова // Актуальные проблемы формирования имиджа Нижегородского региона. Материалы IX Международной научно-практической конференции «Человек в системе коммуникации» Н. Новгород, 16 октября 2008 / Под ред. Е.П. Савруцкой – Н. Новгород: Нижегородский лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2009. С. 101 – 107. – 0,4 п.л.
27.Кузнецова, Е.И. Философские аспекты изучения медиакультуры в образовательном процессе / III Всероссийская научно-практическая конференция «Медиаобразование молодежи в информационном обществе» Сборник научных трудов конференции. – Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2009. – С. 181 – 185. – 0, 35 п.л.
28.Кузнецова, Е.И. Генезис визуального образа в медиакультуры / Е.И. Кузнецова // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – Н. Новгород, ННГК им. Глинки. – 2010. – №1 (13). C. 21 – 24. 0,3 п. л.
29.Кузнецова, Е.И. Медиакультура как инновационная коммуникативная сфера в системе медиаобразования / Е.И. Кузнецова // Современные тенденции в развитии российского медиаобразования: Сб. материалов
30.Всероссийской научно-практической конференции: В 2 т. Т.1. – М.: Изд-во МГУ, 2010. С. 198-205. – 0,4 п.л.
31.Кузнецова, Е.И. Медиальность и ее понимание в философии ХХ века / Е.И. Кузнецова // Человек в системе коммуникации: Сборник научных трудов / Под ред. проф. Е.П. Савруцкой. – Н.Новгород: Изд-во НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2010. С. 85 – 97. – 0,6 п.л.