- Установление истинности информации обусловлено устранением противоречия между событийной (реальная, ожидаемая информация, полученная за определенный период времени) и диспозиционной информацией (полученной от определенного целеполагания в действиях), что находит отражение в сопоставлении их функционирования с «состоянием машины» (нахождение наименее энергозатратного информационного процесса для достижения цели). Критерии истинности информации предполагает не только рассмотрение дисбаланса событийной и диспозиционной информации в контексте корресподентской теории истины, но и наложение на понятие информации определенных условий (неопределенность информации в теории Г. Фреге; априорная, взятая без доказательства информация Я.Хинтикки; информация, обусловленая непротиворечивыми представлениями Карнапа - Бар-Хиллела; информация с элементами идентификации образца Ж. Пиаже, информация в индифферентных и акцидентальных суждениях Н. А. Васильева). Алгоритмы от событий наиболее полно описывают событийную информацию, а алгоритмы от приоритетов - диспозиционную. Причем они являются элементами многозначных логик. В сближении событийной и диспозиционной информации определяющую роль играют принцип максимального правдоподобия, степень уверенности в истинности суждения, принцип инвариантности повторного выбора, теория линейной частичной информации Э. Кофлера.
- Субстратный подход в статистическом аспекте связывает информацию в системе: «получение - передача - хранения» по определенному качеству. Качество информации обусловлено ее определенностью в рамках разнообразия состояний систем. Определенность информации в системах противоположна мере неопределенности системы сообщений, которая определяется вероятностями появлений информационных элементов при сообщении. В атрибутивном и функциональном подходах вероятность выбора ─ это последовательность определенных действий, в синергетическом выбор сопряжен с саморегуляцией, самоподобием и информационной повторяемостью систем, в структурном выбор жестко запрограммирован и осуществляется как управление по принципу обратной связи (положительной или отрицательной). Отсюда объединение информационной энтропии и определенности информации возможно на синтезе трех ее видов (по концепции П. Акоффа): информирующей, влияющей на вероятность выбора последовательности действий; инструктирующей, изменяющей вероятность достижения цели посредством действий; мотивирующей, меняющей значимость элементов последовательности действий, т.е. субстратный подход является квинтэссенцией атрибутивного, функционального, синергетического и структурного подходов. Взаимодействие информационных составляющих психики в процессах передачи, хранения и переработки информации осуществляется в рамках отражаемой, внешней, структурной, внутренней и ценной. Философское переосмысление субпороговых потерь информации в процессах ее передачи, переработки и хранения определено закономерностями поиска и отбора (выбора) ценной информации для систем с разным целеполаганием (аналогично последовательности определенного выбора атрибутивного и функционального подходов), приводящих к эффективной селекции (поиску, отбору) и упорядочению информации (по аналогии с "форматом данных"), выделению структурно-функциональных и обратных связей (аналогичных обратным связям в структурном подходе).
- Неоднозначность кодирования информации в коммуникациях предопределяется законом информационно-теоретического удаления, который характеризует природу коммуникационных взаимоотношений, а средняя длина кода или последовательные операции с элементами, знаками представляют процессы референции, презентации, интерпретации и репрезентации. Коммуникативные процессы трансформируются в информационные системы, представляющие собой совокупность элементов, обладающих рядом качеств. Дифференциальность информации, т.е. трансформация ее качества, показывает, что в рамках всеобщей и этнокультурной избыточности передавать и получать информацию возможно при определенном функционировании информационных элементов, знаков. Операции коммуникативных процессов - репрезентация, интерпретация, референция и презентация определены функциями информационного замещения, инверсии, сообщения, сигнала, кодирования, квантования и установлены в инвариантных связях информационных элементов, знаков. Симулякр означает в философии постмодерна инвариант коммуникативных процессов и не обозначает ничего, кроме себя самого, - это ничей знак.
- Общество в феномене информации моделируется как совокупность информационного потока - движения и объема информации, информационной деятельности как способа получения, передачи и хранения информации; информационных технологий как определенных информационных моделей в выделенном и всеобщем пространстве-времени, порождаемых всеобщим и этнокультурным субъектами творчества. Информационный процесс представлен чередованием информационного объема как совокупности социальной энтропии и негэнтропии и информационного содержания как совокупности личностных смыслов и внутреннего времени в рамках необратимого движения диссипативной структуры через последовательность ее бифуркаций. Причем социальная энтропия возрастает в том случае, когда все элементы структуры социума не функционируют в одной фазе и связаны с неоднозначной трансляцией внешними факторами. Следовательно, их регуляция осуществляется силовыми (бюрократическими), энергетическим и информационным факторами.
- Основными составляющими количественного подхода информационному содержанию в дискурсе западноевропейских и восточных традиций накопления знаний являются понятия числа и числовых отношений и связей: изоморфность ценностных, смысловых структур личности; разнообразие ее элементов, связей, отношений порядка (изоморфных и гомоморфных - топологических, функциональных и т. д.).
- В образовательном процессе разнокачественная информация трансформируется на первом уровне как глобальное образование, на втором - как национальное. Любой элемент образования обусловлен единицами знания - фреймами, которые трактуются как непрерывный процесс смены функционирования когнитивных форм, организующих эмпирическое знание в определенных непротиворечиях - "когнитивных цензорах" как явной, так и скрытой информации. Эти виды информации в образовательном процессе определяют «картину мира» в рамках «мирочувствования» и языковые компоненты знания в рамках информационной нагрузки. Понятие "мирочувствование" отвечает за компоненты мировоззрения, формирующиеся в отношениях между оценкой жизни и ее целями, а также в результате жизненного опыта и позиции в структуре психического целого, так называемого информационного кода.
1.Бакаева, Ж. Ю. Информационные основы образования / Ж. Ю. Бакаева //Интеграция образования [Саранск]. – 2006.– № 4.– С. 241–242, (0,09 п.л.).
2.Бакаева, Ж. Ю. Информационный код мордовского этноса в дискурсивном поле культуры / Ж. Ю. Бакаева // Регионология [Саранск]. – 2007. – № 1. – С. 317– 322, (0,31 п.л.).
3.Бакаева, Ж. Ю. Информационные проблемы коммуникативной деятельности региона / Ж. Ю. Бакаева // Регионология [Саранск]. – 2008. – № 2. – С. 292 – 294 (0,13 п.л.).
4.Бакаева, Ж. Ю. Информационная доминанта как интегральный образ объект-субъектных отношений / Ж. Ю. Бакаева // Изв. высш. учеб. заведений Поволж. региона [Пенза]. – 2008. – № 3. – С. 36–39, (0,23 п.л.).
5.Бакаева, Ж. Ю. Противоречия и перспективы современного об-щества как целостной информативной системы / Ж. Ю. Бакаева // Вестн. Нижегор. ун-та им. Н. И. Лобачевского. – 2008. – № 3. – С. 106–109, (0,34 п.л.).
6.Бакаева, Ж. Ю. Количественно-информационный контекст научных школ : этнорегиональный аспект / Ж. Ю. Бакаева // Регионология [Саранск]. – 2008. –№ 4. – С. 326–331, (0,31 п.л.).
7.Бакаева, Ж. Ю. Основные понятия и принципы информацион-ной модели общества / Ж. Ю. Бакаева // Изв. высш. учеб. заведений Поволж. региона [Пенза]. – 2008. – № 4. – С. 40–44, (0,32 п.л.).
8.Бакаева, Ж. Ю. Закономерности бытия современного информа-ционного общества с позиции постнеклассической картины мира / Ж. Ю. Бакаева // Изв. Рос. гос. ун-та им. А. И. Герцена. – 2009. – № 92. – С. 136–142, (0,48 п.л.).
9.Бакаева, Ж. Ю. Язык в коммуникативных структурах информа-ционного общества / Ж. Ю. Бакаева // Изв. Сарат. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2009. – Т. 9, вып. 2. – С. 8–12, (0,32 п.л.).
II. Монографии
10. Бакаева, Ж. Ю. Философско-методологические основания инфор-мации : монография / Ж. Ю. Бакаева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2007. – 161 с., (3,4 п.л.).
11.Бакаева, Ж. Ю. Отражение и истина в феномене информации : монография / Ж. Ю. Бакаева. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2009. – 112 с., (6,51 п.л.).
II. Учебные пособия
12.Бакаева, Ж. Ю. Основы научных исследований : учеб. пособие / Ж. Ю. Бакаева, В. Д. Золотков; Саран. кооперат. ин-т. Саранск, 2008. – 112 с., (6,51/3,25 п. л.).
13.Бакаева, Ж. Ю. / Концепция современного естествознания: учеб. пособие / Ж. Ю. Бакаева, В. Д. Золотков, Н.С. Галкина; Саран. кооперат. ин-т. Саранск, – Саранск, 2010. – 202 с., (12,6/4,2 п.л.).
14.Бакаева, Ж. Ю. / Философская антропология : учеб. пособие / Ж. Ю. Бакаева. – Саранск : Морд. гос. ун-та, 2010. – 222 с. (13,8 п.л.).
IV. Публикации в других изданиях
15. Бакаева, Ж. Ю. Средства выражения культуры в языке / Ж. Ю. Бакаева // Гуманитарные исследования : теория и реальность : сб. науч. тр. / Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2005. – С. 9–12, (0,19 п.л.).
16.Бакаева, Ж. Ю. Принципы построения информационных моделей оснований отечественной школы / Ж. Ю. Бакаева // Актуальные проблемы образования и педагогики : диалог истории и современности : Всерос. науч.-практ. конф., 11–12 окт. 2005 г. [посвящ. 75-летию со дня рождения чл.-кор. РАО, д-ра пед. наук проф. Е. Г. Осовского (1930–2004) /: [материалы] : в 4 ч. Ч. 2 / Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2005. – С. 6– 8, (0,13 п.л.).
17. Бакаева, Ж. Ю. Этические аспекты развития естествознания / Ж. Ю. Бакаева, Н. С. Галкина // Духовно-нравственные основы социально-экономической деятельности потребительской кооперации : [тез. докл. и выступлений] научн.-практ. конф., Саранск, 19–20 апр. 2005 г. :: в 2 ч. Ч. 2 /. – Саран. кооп. ин-т.– Саранск, 2005. – C. 138–139, (0,06/0,03 п.л.).
18. Бакаева, Ж. Ю. Парадигмальная информация как элементы гло-бального образования / Ж. Ю. Бакаева // Педагогическая наука и образование : Проблемы, региональные особенности и перспективы развития : Всерос. науч.-практ. конф. «Осовские чтения» / Мордов. гос. пед. ин-т, Саранск, 11–12 окт. 2006 г. – Саранск, 2006. –Ч. 3. – С. 8–11, (0,19 п.л.).
19. Бакаева, Ж. Ю. Принципы подготовки специалистов в рамках ин-формационного общества / Ж. Ю. Бакаева // Кадры в совершенствовании социально-экономической деятельности потребительской кооперации : [материалы] научно-практ. конф., г. Саранск, 17–18 апр. 2006 г./ Саран. кооп. ин - т. – Саранск, 2006. – C. 310–312, (0,13 п.л.).
20. Бакаева, Ж. Ю. Специализация современных естественно-научных концепций / Ж. Ю. Бакаева, А. О. Букин // Кадры в совершенствовании социально-экономической деятельности потребительской кооперации. / : Саранск, 17–18 апр. 2006 г./ Саран. кооп. ин-т. – Саранск, 2006. – С. 312–313, (0,06/0,03 п.л.).
21. Бакаева, Ж. Ю.Социальное пространство регионов / Ж. Ю. Бакаева // Проблемы развития регионального социума : Междунар. конф., Саранск, 19–20 окт. 2006 г. – Саранск, 2006. – С. 23–24, (0,06 п.л.).
22. Бакаева, Ж. Ю. Основные положения модели глобального образования / Ж. Ю. Бакаева // Этнокультурное образование : опыт и пер-спективы : межрегион. конф., Саранск, 14–15 нояб. 2006 г. – Саранск, 2007.– С. 121–125, (0,19 п.л.).
23. Ж. Ю. Бакаева / Философские аспекты патриотического воспитания / Ж. Ю. Бакаева // Воспитание человека-патриота в структуре дошкольного, общего и профессионального образования : проблемы и пути их решения : материалы межрегион. науч.-практ. конф., Саранск, 7–8 нояб. 2006 г. – Саранск, 2007. – С. 21–23, (0,13 п.л.).
24. Бакаева, Ж. Ю. Информационные элементы культуры как логико-ценностный аспект образования // Духовное развитие региона : состояние и перспективы : регион. науч. конф., посвящ. памяти профессора А. Л. Киселева : Саранск , 15–16 нояб. 2006 г [материалы]. –Саранск, 2006. – С. 197–200, (0,13 п.л.).
25. Бакаева, Ж. Ю. Языковые системы как основания информационных методик / Ж. Ю. Бакаева // Язык – система. Культура – личность : межвуз. сб. науч.тр. – М., 2006. – С. 87–90, (0,18 п.л.).
26. Бакаева, Ж. Ю. Систематизация структурной информации и образовательного процесса / Ж. Ю. Бакаева // Наука и культура России », IV Междунар. науч.-практ. конф., посвященная дню славян. письменности и культуры, памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия. – Самара, 24–25 мая 2007 г. [ материалы] – Самара, 2007. –С.110–111, (0,06 п.л.).
27. Бакаева, Ж. Ю. Социосистемы как структурные элементы информационного общества / Ж. Ю. Бакаева // Современные методологические исследования социосистем. Машиностроение : наука, техника, образование : сб. науч. тр. VI Всерос. науч.-практ. конф., Саранск, 22–23 окт. 2007 г. – Саранск, 2007. – С. 528–532, (0,25 п.л.).
28 Бакаева, Ж. Ю. Системообразующая категория понятий обучения / Ж. Ю. Бакаева // Новые информационные технологии в образовании : материалы конф., Екатеринбург, 26–28 февр. 2007 г. : в 2 ч. – Екате-ринбург, 2007. – Ч. 2. – С. 64–65, (0,13 п.л.).
29. Бакаева, Ж. Ю. Коммуникация как акт расшифровки кода самоорганизующихся систем / Ж. Ю. Бакаева // Теоретические и прикладные вопросы современных информационных технологий : Восьмая Всерос. науч.-техн. конф., Улан-Удэ, 26–31 марта 2007 г. : в 2 ч. – Улан-Удэ, 2007. – Ч. 1. – С. 184–187, (0,19 п.л.).
30. Бакаева, Ж. Ю. Индивидуальное мышление как элемент научного исследования / Ж. Ю. Бакаева, Н. С. Галкина // Развитие инновационной экономики региона в условиях глобализации : Междунар.конф., Саранск, 25–26 апр. 2007 г. : [материалы] : В 2 ч. Ч. 2. – Саранск, 2007. – С. 255–258, (0,11/0,09 п.л.).
31. Бакаева, Ж. Ю. Язык как элемент знаковой информации / Ж. Ю. Бакаева // Татищевские чтения : Актуальные проблемы науки и практики : материалы Междунар. конф., Тольятти, 18–21 апр. 2007 г. : в 2 ч. – Тольятти, 2007. – Ч. 2. – С. 24–34, (0,63 п.л.).
32. Бакаева, Ж. Ю. Индивидуальное мышление в науке / Ж. Ю. Бакаева // Методология гуманитарного знания : материалы регион. науч.-практ. конф., посвященной 60-летию со дня рождения профессора В. И. Кемкина, Саранск, 18–19 мая 2007 г. : в 2 ч. / Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2007. – Ч. 1. – С. 65–70, (0,3 п.л.).
33. Бакаева, Ж. Ю. Информационные методики в экономических си-стемах / Ж. Ю. Бакаева // Современные проблемы экономики, управления и юриспруденции : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Мурманск, 27 февр. – 4 марта 2007 г. – Мурманск, 2007.– С. 24–25, (0,06 п.л.).
34. Бакаева, Ж. Ю. Информационная модель национального образоваА ния / Ж. Ю. Бакаева // Педагогическая наука и практика : Мировые, российские и региональные тенденции развития. : Междунар. науч.-практ. конф. « Осовские педагогические чтения», 14–15 окт. 2008 г. : [материалы] : В 4 ч. Ч. 2 / Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2009. – С. 90–93, (0,19 п.л.).
35. Бакаева, Ж. Ю. Мирочувствование как информационное основание этнокультуры / Ж. Ю. Бакаева // Этнокультурное и этноконфессиональное образование : проблемы и перспективы развития : Междунар. науч..-практ. - конф, Саранск, 9–11 дек. 2008 г. / Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2008. – С. 285–287, (0,13 п.л.).
36. Бакаева, Ж. Ю. Структурное взаимодействие информационных социосистем в рамках темпоральности / Ж. Ю. Бакаева // Философия. Наука. Культура : сб. слушателей, соискателей каф. философии ИППК МГУ. Изд-во Моск. ун-та, Вып. 4. – М. : –2008. – С. 260 – 268, (0,5 п.л.).
37. Бакаева, Ж. Ю. Информационные основы развития знания / Ж. Ю. Бакаева // Интеграция региональных систем образования : VI Междунар. конф., Саранск, 11–12 дек. 2008 г. : [материалы]. В 2 ч. Ч. 1. Вып. 6 : –Саранск. : Изд-во Мордов ун-та, 2009. – С. 108–111, (0,28 п.л.).
38. Бакаева, Ж. Ю. Информационный подход в теории познания / Ж. Ю. Бакаева //Актуальные проблемы гуманитарных наук: материалы Всерос. научн-практ. конф – 45-е Евсевьевские чтения, Саранск, 19-20 мая 2008 г./ Мордов. гос. пед. ин-т. –Саранск, 2010. – С.108-111, (0,18 п.л.).