Научная тема: «РЕФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС КАК СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»
Специальность: 09.00.11
Год: 2010
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Понятие системы субъект-объектного взаимодействия в реформационном процессе является теоретической конструкцией, описывающей специально организованную деятельность субъекта, обладающего государственной властью, которая направлена на целевое воздействие механизма реформы на объект социальной реальности. В основе данного взаимодействия лежат познавательные и коммуникативные механизмы мышления субъекта реформирования: процессы наделения субъектом реформационного процесса окружающих его объектов социальной реальности значениями-смыслами, благодаря которым описывается жизнедеятельность общества (гносеологический аспект), и процессы установления реального бытия объекта в сознании субъекта, согласно чему происходит ориентация в осуществлении реформаторской деятельности (онтологический аспект).
  2. Реформационный процесс протекает в виде последовательных стадий, представляющих собой единую систему процессуальных действий, целенаправленно осуществляемых всеми участниками процесса, наделенными специальными властными полномочиями в связи с осуществлением реформы. Его структура включает пять взаимосвязанных между собой элементов: субъект деятельности, субъективную сторону (психическое отношение к совершаемой деятельности), объект реформирования; объективную сторону процесса и характер взаимодействия между субъектом и объектом в процессе осуществления изменений.
  3. Системность и динамичность субъект-объектного взаимодействия в реформационном процессе основаны на коммуникационных механизмах межсубъектного взаимодействия, образуемых отношениями власти-подчинения и признанием легитимности статуса реформатора. Характерными чертами реформационного процесса являются: прямая связь с государственной властью; реализация процесса в системе норм, санкционируемых, изменяемых или отменяемых только государством; охрана и поддержка реформирования принудительной силой государства; возможность представительства интересов социальных групп через процедуры договора с общественно-политическими силами.
  4. Реформаторство есть вид социально-преобразовательной деятельности субъекта, обладающего властными полномочиями осуществлять реформы в обществе, направленной на целевое видоизменение объекта на основе специального механизма управления и контроля за преобразованием. Реформаторство возможно при наличии потенции реформатора создавать модель видоизменения объекта, обладании государственной властью, позволяющей использовать механизмы принуждения, отношения власти-подчинения и осуществлении руководства процессами реформирования при наличии реформационной дееспособности.
  5. Реформа есть способ преобразования общественных отношений, институтов, структуры и функций объектов подсистем общества, осуществляемый субъектом власти на основе специализированного под объект механизма реформирования. Представляет собой управляемое социальное конструирование объекта, цель и модель видоизменения которого есть принятие конвенциального решения в ситуации конфликта интересов участников политического процесса в обществе. Классифицируется: по объекту как реформы общественных процессов и реформы объектов в системе общества, как институциональные и структурные реформы; по расположению объекта в подсистеме как экономические, социальные, политические, духовные, правовые реформы или их сочетание; по использованию механизма и принципов реформирования в основных процессах изменения общества как реформы в эволюционных, революционных, модернизационных и трансформационных процессах.
  6. Реформатор - это инициатор, руководитель и деятель, осуществляющий реформу. Его статус характеризуется обладанием максимальными властными полномочиями, осуществлением профессиональной деятельности по управлению общественными процессами, прогрессивной ролью осуществленных реформ. Наличие иерархии субъектов реформирования основано на принципе обладания разной степенью властных полномочий и степенью непосредственного влияния на реформационный процесс. На основе анализа существенных черт реформатора выделяются его социальные и психологические типы.
  7. Объектом реформирования выступают социальные институты, отношения, связи и способы взаимодействия человека с объектами социальной реальности, имеющие свойство быть положенными в экономической, политической, правовой, социально-культурной и экологической сферах жизнедеятельности социума.
  8. Предел реформы - это точка в реформационном процессе, в которой воздействие субъекта на объект с целью его изменения останавливается. Выделяются три основные группы причин, формирующие предельные точки в динамике реформирования. В первую группу включены явления, которые вызваны информационными границами в деятельности субъекта реформирования. Во вторую - явления, обусловленные объективными причинами и специфичностью функционирования реформируемого объекта в системе общества. Третью группу образуют явления, связанные с основными типами неопределенности в человеческой деятельности.
  9. Российскому реформаторству присущи традиционализм; влияние личности руководителя на весь процесс реформирования; прессинг власти по отношению к обществу, вызывающий противодействие оппозиции, которая, придя к власти, дублирует эти же модели политического действия. Для современного процесса реформ характерны тенденции милитаризации административно-кадрового аппарата органов исполнительной власти конца 90-х годов ХХ в.; насаждение механизмов формирования гражданского общества властвующей элитой; одновременная деконструкция социально-политических институтов социалистического общества и формирование социально-экономических институтов постиндустриального информационного общества; примитивность развития социальных слоев; пренебрежение власти к научному прогнозированию экспертами последствий преобразований.
Список опубликованных работ
Основное содержание диссертации изложено в следующих работах:

1.Грицкевич Т. И. Реформы в преобразовательных процессах общества (социально-философский анализ). – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007.- 199с.;

2.Грицкевич Т. И. Реформационный процесс: анализ взаимодействия субъекта-объекта реформирования.- Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2010. - 368с.;

3.Грицкевич Т. И. Россия 1985-2005гг: противоречия постижения социальных изменений // Вестник КузГТУ – 2005 - № 4.2 - С.139-147 (перечень ВАК на 2005г.);

4.Грицкевич Т. И. Толерантность и проблема неопределенности в реформировании современной России // Вестник КузГТУ – 2005 - №5 (50) - С.114-121 (перечень ВАК на 2005г.);

5.Грицкевич Т. И. Реформаторство как управляемый процесс // Свободная мысль – 2005 - № 12 (1562) – С. 132-146, (перечень ВАК);

6. Грицкевич Т. И. Современные реформы: управляемость и гносеологическая неопределенность // Вестник НГУ. Сер. Философия - 2007. - Т. 5. Вып. 1. - С. 60-64. (перечень ВАК);

7.Грицкевич Т. И. Тенденции реформирования отечественного образования: мыслимое и действительное в реализации национального проекта // Философия образования. – 2008.- № 3 [24] - С.189 – 196. (перечень ВАК);

8.Грицкевич Т. И. Что есть реформаторство? // Вестник НГУ. Сер. Философия – 2009. - Т.7 Вып. 1. - С.118-123 (перечень ВАК);

9.Грицкевич Т. И. Пределы реформирования // Вестник ВГУ. Сер. Философия – 2009. - №1. - С.130-139. (перечень ВАК);

10.Грицкевич Т. И. Место реформ в преобразовательных практиках // Вестник НГУ. Сер. Философия – 2009.-Т.7., Вып.2.- С.63-68. (перечень ВАК);

11.Грицкевич Т. И. Реформационный процесс: понятие и структура // Вестник НГУ. Сер. Философия – 2009.-Т.7., Вып.3. –С. 65-70 (перечень ВАК);

12.Грицкевич Т. И. От реформ к инновационно-ориентированной эконо-мике: тенденции перехода индустриального общества в постиндустри-альное. // Этносоциум и межнациональная культура – 2009. - №4 (20). - С.174-187 (перечень ВАК)

13. Грицкевич Т. И. Реформатор: социальная роль или особенности лич-ностных черт?// Вестник ВГУ. Сер. Философия – 2009.-№2. -С. 140-148 (перечень ВАК);

14.Грицкевич Т. И. Исследование реформационных процессов: место ре-формы среди других форм преобразования социума/Т. И. Грицкевич // Научные исследования: информация, анализ, прогноз. /Б.В.Асатрян, Т.П.Агафонова и др.; под общ. ред. проф. Кирикова О.И – Воронеж: Воронежский госпедуниверситет, 2004. – Кн. 3.- Гл. 2.8 - С.210-229;

15.Грицкевич Т. И.Российские реформы 1985-2005гг: итоги и проблема управляемости социальными изменениями//Реформы в России и Россия в реформирующемся мире / Мат-лы научной конференции 17 февраля 2006г., г. Санкт-Петербург, Балтийский государственный технический университет: В 2т. – СПб: изд-во БалТГУ, 2006. – Т.1.- С. 37-43.;

16.Грицкевич Т. И. Парадигмы со-бытия человека и общества: историче-ская субъективность и потребность в реформаторской активности. / Обще-ство как со-бытие: «система» и «жизненный мир»: коллективная монография. – Омск: СИБИТ, 2007. – 440с., С. 96-110.