Научная тема: «ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЯ»
Специальность: 09.00.11
Год: 2010
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Как новое пространство социального бытия общество знания формируется в контексте развития информационного общества, представляет собой социальную систему, в которой происходит развитие и интеграция образования, науки и инноваций при активной роли новых информационных технологий, обеспечивающих доступ и переработку огромных массивов информации. В таком обществе акцент смещается на научное инновационное знание, которое во многом формируется за счет использования новых информационных технологий получения и обработки информации при непрерывном личностном образовательном процессе. В обществе знания первостепенное значение имеет интеллектуальный потенциал человека, формирование которого происходит в контексте самообучения и саморазвития. Конкретное личностное знание является результатом инновационного процесса соединения полученной информации (внешнего знания) и личностного творческого акта с применением новых информационных технологий обработки информации.
  2. Образовательная сфера выступает в качестве главного условия развития человечества в XXI в. Именно она, прежде всего, обеспечивает формирование общества знания. Человеко-ориентированная образовательная парадигма в обществе знания учитывает необходимость решения глобальных проблем человечества и обеспечения насущных потребностей личности. Становление общества знания предполагает в качестве важного компонента саморазвитие личности в рамках непрерывного образования и научной деятельности и, как следствие, получения инновационных знаний. Основу человеко-ориентированной образовательной парадигмы составляет: фундаментализация образования, объединение гуманитарного, естественнонаучного и технического знаний, соединение их с мультимедийными технологиями для достижения нового качества образованности личности. Образование, являясь неотъемлемой составляющей жизнедеятельности человека, формирует личностные знания, которые дают ему жизненное благополучие в обществе знания; модель - «образование-знание-благополучие» должна лежать в основе процесса обучения.
  3. Главная задача модернизации системы высшего профессионального образования заключается в создании и развитии исследовательских инновационных технических университетов и на их основе университетских комплексов. Такой университет должен представлять собой вуз с интеграцией научной, образовательной и инновационной деятельности. Основная идея исследовательского инновационного университета должна заключаться в интеграции учебно-го процесса и инновационных фундаментальных научных исследований. Основным признаком эффективной научной деятельности исследовательского инновационного технического университета становится наличие крупных исследовательских и инновационных программ при примате последних.
  4. Подготовка инженеров в вузе должна вестись с учетом нанотехнологических перспектив общественного развития. Синергетический подход к этой подготовке является той базой, которая обеспечивает теоретические и практические основы формирования специалиста, поскольку синергетика сосредотачивает внимание на процессах, порождающих разнообразные упорядочные структуры и наноструктуры в том числе. Высшее инженерное образование приобретает инновационный характер только в том случае, если в процессе образования, с учетом человеко-ориентированной направленности, отводится главная роль фундаментальной подготовке. Содержание и характер фундаментальной подготовки современного инженера должны рассматриваться через призму нано-био-техно-ноосферных ориентиров. Для этого в инновационном техническом вузе образовательный процесс должен быть построен так, чтобы в ходе подготовки специалиста осуществлялись не только учебные, но и исследовательские и проектные работы, а основные учебные дисциплины, с одной стороны, включали бы результаты этих работ, а, с другой - формировали бы готовность к таким работам.
  5. Современные образовательные технологии высшего технического профессионального образования должны основываться на системах непрерывного и опережающего образования и дистанционного обучения. Технические университеты должны стать центральными звеньями, развивающими высшее техническое профессиональное образование в опережающем направлении. Ресурсы современного дистанционного обучения подготовки инженерных кадров должны включать в себя инженерные электронные мультимедийные учебные курсы, виртуальные инженерные лабораторные практикумы на основе средств моделирования и удаленного доступа к реальному учебному и научному оборудованию через Интернет. При подготовке инженеров в рамках дистанционного обучения необходимы также учебно-производственные практики для приобретения опыта профессиональной деятельности.
  6. В ходе модернизации системы высшего профессионального образования России осуществляется создание исследовательских инновационных университетов и на их базе университетских комплексов. Университетский комплекс может быть создан в виде корпорации и включать в себя университеты других стран, что позволяет говорить о транснациональной корпорации университетов или международном университетском комплексе (МУК), способствующим углублению процессов международной интеграции в образовательной сфере. При этом деятельность МУК должна сопровождаться объединением деятельности университетов, входящих в него, интеграцией образовательной, научной, организационной и социальной систем данного транснационального пространства, согласованием масштаба и структуры подготовки специалистов. Перспективы развития МУК должны быть связаны с развитием в них инновационной деятельности и фундаментальных исследований как ее основы, а подготовка высококвалифицированных специалистов в МУК должна осуществляться по единым образовательным стандартам и технологиям, сформированным на основе международных стандартов и соглашений между университетами, входящими в комплекс.
  7. Социально-экономическое развитие международного образовательного пространства связано с формированием МУК при поддержке заинтересованных государств и транснациональных корпораций (ТНК), что обусловлено углублением мировой экономической интеграции. В деятельности ТНК должен быть предусмотрен вектор, непосредственно связанный с МУК; деятельность в направлении этого вектора должна включать три основных блока: два из них -научный и образовательный - представлены системой университетов в разных странах, входящих в МУК; третий - промышленный блок, представлен системой оборудования и технологических процессов, взаимосвязанных и расположенных в различных странах мира. В свою очередь МУК должен быть адаптирован к изменчивой внешней среде, подверженной многочисленным возмущающим факторам, определяющим стохастичность его развития, а потому функционирующем на основе ряда принципов: самоорганизации и саморазвития (МУК должен быть самоорганизующейся и саморазвивающейся системой, способной перестраивать свои структуры, адаптируясь к конкретным обстоятельствам); целостности (МУК должен представлять собой единую систему образования и науки); открытость (МУК должен представлять собой систему, активно взаимодействующую с внешней средой). МУК позволит создавать и развивать интеллектуальный потенциал ТНК, обновлять производство за счет наукоемких технологий и привлекать ресурсы транснациональных корпораций для развития университетов, входящих в МУК. Развитие нанотехнологий повлечет за собой смену мировоззренческих взглядов всего человечества, но, прежде всего, нанотехнологии потребуют совсем других специалистов, специалистов «завтрашнего дня». Роль высшего технического образования становится более глобальной, чем подготовка просто специалистов, способных работать с перспективными технологиями: высшее образование должно способствовать формированию нового мировоззрения человека - наномировоззрения». МУК упрощает и в то же время создает лучшие условия для подготовки специалистов нового уровня за счет объединения исследовательских инновационных образовательных технологий и информационно-материальной базы.
  8. Современное техническое образование должно быть инновационным по своей сути. Система инновационной высшей инженерной школы в России должна включать междисциплинарное проблемно-ориентированное контекстное обучение и развитие многообразных форм интеграции образования и науки. Проектирование и внедрение образовательных программ должно осуществляться через совместное развитие технологических инноваций и обучающих инновационных методов и приемов преподавания и обучения. При этом инновационное инженерное образование должно быть ориентировано не только на передачу знаний с учетом их устаревания, но и на развитие компетенций, позволяющих, по мере необходимости, приобретать необходимые знания самостоятельно. Актуальной для России является задача создания укрупненных университетских центров, придание некоторым техническим университетам статуса федерального университета. Конкуренция технических вузов за право получения данного статуса повышает уровень научных исследований и образовательного процесса. Создание в России укрупненных образовательных центров соответствует тенденциям развития образования в развитых странах и позволит включить эти центры в создаваемый МУК.
  9. Подготовка студента-исследователя, в рамках современной человекоориентированной образовательной парадигмы, должна включать в себя рефлексию, целеполагание, развитие интеллектуальных способностей, информационнную и практическую подготовленность на современном уровне знания, компетентность в избранной сфере деятельности, творческое мышление, самостоятельность в выборе решения, работоспособность
Список опубликованных работ
Монографии:

1. Шитов С. Б. Высшее техническое образование в процессе становления общества знания: монография. – М.: ООО ИПЦ «Маска», 2010. – 19 п. л.

2. Шитов С. Б. Перспективы развития высшего образования в современных условиях (социально-философский анализ): монография. - М.: ИЦ ГОУ МГТУ «Станкин», 2009. – 10 п. л.

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

3. Шитов С. Б. Университетские комплексы как средство формирования человеческого капитала и общества знаний в России // Социология образования. – 2009. - № 2. – 1,1 п. л.

4. Шитов С. Б. Роль мультимедиа технологий в формировании информационной культуры личности // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Серия философия. – 2009. - №2. – 1 п. л.

5. Шитов С. Б. Формирование «человека нового типа» в условиях развития нанотехнологий // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. - №101. – 0,9 п. л.

6. Шитов С. Б. Образовательная сфера в обществе знаний // Вестник университета российской академии образования. – 2009. - №3(46). – 0,7 п. л.

7. Шитов С. Б. Философский взгляд на формирование современного субъекта инженерной деятельности // Вестник университета российской академии образования. – 2009. - №1(44). – 0,6 п. л.

8. Шитов С. Б. Социализация индивида в процессе дистанционного обучения //Вестник университета российской академии образования. – 2009. - №2(45). -0,6 п. л.

9. Шитов С. Б. Интеллектуальный капитал общества знаний // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. - № 33 (171). – 0,5 п. л.

10. Шитов С. Б. Болонский процесс как показатель глобализации высшего технического профессионального образования // Гуманизация образования. –2009. - №3. – 0,4 п. л.

11. Шитов С. Б. Инновационное образование в формирующемся обществе знаний // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. – 2009. -№ 4 (12). – 0,4 п. л.

12. Шитов С. Б. Инженерное образование как фактор, формирующий личность работника // Человек и труд. – 2009. - № 8. – 0,1 п. л.

13. Шитов С. Б. Формирование в России общества знаний // Человек и труд. –2008. - № 5. – 0,1 п. л.

14. Шитов С. Б. Философский взгляд на подготовку инженерных кадров качественного нового уровня // Человек и труд. – 2008. - № 6. – 0,1 п. л.

15. Шитов С. Б. Подготовка инженеров в системе дистанционного обучения // Человек и труд. – 2008. - № 7. – 0,1 п. л.

Публикации в других изданиях:

16. Шитов С. Б. Социальный субъект в системе дистанционного обучения //Вестник МГТУ «Станкин». Научный рецензируемый журнал. М.: МГТУ «Станкин», №1 (5), 2009. - 1,0 п. л.

17. Шитов С. Б. Процессы дистанционного обучения инженеров с учетом перспектив развития нанотехнологий // Техника. Наука. Образование: Сб. ст. под ред. А. Б. Глозмана. - М.:ИЦ ГОУ МГТУ «Станкин», 2008. – 2 п. л.

18. Шитов С. Б. Транснациональные корпорации и проблемы высшего образования // Синергетика – нелинейность – глобализм (Социально-философские проблемы глобалистики): В 2 т / Под ред. и с предисл. А. И. Уварова. - М.: ИЦ ГОУ МГТУ «Станкин», 2007. – Т 1. – 1,3 п. л.

19. Шитов С. Б. Управление открытым высшим профессиональным образованием: Учеб. пособие. - М.: ИЦ ГОУ МГТУ «Станкин», 2005. - 4 п. л.

20. Шитов С. Б. Становление и развитие культуры личности в условиях дистанционного обучения // Образование: философия, история, право, экономика. - М.: МГИУ, 2005. - 0,6 п. л.

21. Шитов С. Б. Перспективы развития дистанционного обучения в глобализирующемся мире и его роль в деятельности транснациональных корпораций // Теоретико-методологические и прикладные проблемы современного социального познания. - М.: ИЦ ГОУ МГТУ «Станкин», 2005. – 0,4 п. л.