- Материалистическое понимание истории, в рамках которого впервые возникает формационное учение, соответствует лишь одному, строго определенному этапу мировой истории, в основе которого лежит цивилизация техногенного типа. Ни архаическая цивилизация (древнеазиатские, древнеамериканские и древнеафриканские общества), ни современное постиндустриальное и планово-бюрократическое общества не вписываются в концептуальные границы исторического материализма.
- Феномен цивилизации, теоретическая фиксация которого выходит за пределы концептуальных возможностей исторического материализма, представляет собой совокупность институциональных форм общения. Категория общения используется в контексте данного исследования предельно широко - как аналог естественнонаучной категории взаимодействия. Неспособность зафиксировать эту институциональную предметность в рамках овеществленного и идеологизированного сознания приводит к тому, что феномен цивилизации сплошь и рядом отождествляется либо с материальными артефактами, либо с феноменологией культуры. В качестве институционального каркаса общественных отношений цивилизация может опираться на технологическую, собственно институциональную и идеологическую основу. Отсюда - историческая последовательность трех основных типов цивилизации, которые можно обозначить как техногенный, социогенный и культурогенный. Архаический тип цивилизации («азиатский способ производства») представляет собой цивилизацию культурогенного типа, основу которой образует институциональное господство («восточный деспотизм») первобытной материальной культуры.
- Цивилизация как совокупность институциональных форм общения опирается не только на систему социальных институтов, но и на обслуживающие эту систему формы институциализированного сознания, которые являются субъективной основой феномена социального неравенства. Институциализация сознания («великое грехопадение человечества») порождает три фундаментальных типа социальных отношений - собственность, власть и авторитет. Логика социального прогресса как раз и состоит в поэтапном доминировании все более сложных типов социальных отношений: сначала собственности (античной, феодальной, буржуазной), затем власти (экономической - в постиндустриальном обществе, политической - в планово-бюрократическом обществе) и, наконец, авторитета (теоретически прогнозируемое общество «раннего социализма»).
- Три формационных цикла мировой истории представляют собой историческую последовательность общественных формаций, опирающихся соответственно на технологический цикл (диалектика техники и цивилизации), институциональный цикл (диалектика цивилизации и культуры), идеологический цикл (диалектика культуры и «царства Духа»). Внутри каждого из циклов господствует один и тот же гносеологический алгоритм: сначала бытийная основа общества доминирует над общественным сознанием, затем сознание и бытие уравновешивают друг друга, и на завершающем этапе каждого из формационных циклов общественное сознание господствует над собственной бытийной основой.
- «Периодическая система» современного обществознания - это 12 общественных формаций, сгруппированных в силу повторяющихся свойств в три социологически симметричных ряда. Каждый ряд представляет собой последовательность общественных формаций, связанных с предысторией, становлением и развитием определенного типа культуры - вначале материальной, затем социальной и, наконец, духовной культуры. Таким образом, разгадка анонимной логики мировой истории состоит в понимании того, что выделившаяся из природы первобытная ментальность, осваивая техническое, институциональное и затем идеологическое пространство, возвышается до уровня зрелого человеческого Духа как высшей формы символической реальности.
1. Пашинцев Е.В. Природа социальных отношений и социологический вектор мировой истории//Социально-гуманитарные знания. 2002. № 5. – С.253-268 (2.0 п.л.).
2. Пашинцев Е.В. Евразийская «развилка» цивилизационной магистрали// Социально-гуманитарные знания. 2007. № 6. – С.30-41 (1.6 п.л.).
3. Пашинцев Е.В. Элитарные ресурсы посткоммунистической России//Социально-гуманитарные знания. 2008. № 5. – С.287-291 (0.6 п.л.).
4. Пашинцев Е.В. Смысл и назначение истории: русская версия решения проблемы//Социально-гуманитарные знания. 2009. № 5. – С.256-270 (1.9 п.л.).
5. Пашинцев Е.В. Цивилизация России: феномен «забегающего» развития//Вестник Челябинского государственного университета. Научный журнал. Серия «Философия. Социология. Культурология». 2008. № 10. Вып. № 5. – С.85-90 (1.2 п.л.).
6. Пашинцев Е.В. Гносеологические и социологические контуры понятия цивилизации//Вестник Челябинского государственного университета. Научный журнал. Серия «Философия. Социология. Культурология». 2008. № 11. Вып. № 6. – С.122-126 (0.9 п.л.).
7. Пашинцев Е.В. Политические классы как предмет философского анализа//Вестник Челябинского государственного университета. Научный журнал. Серия «Философия. Социология. Культурология». 2008. № 32. Вып. № 9. – С.38-40 (0.7 п.л.).
8. Пашинцев Е.В. Проблема частной собственности в философии И.Ильина// Вестник Челябинского государственного университета. Научный журнал. Серия «Философия. Социология. Культурология». 2008. № 33. Вып. № 10. – С.146-149 (0.8 п.л.).
Монография:
9. Введение в теорию формационного анализа: Критика классического формационного учения: монография в 2 т./Е.В.Пашинцев; Челябинск: Челяб. ин-т путей сообщения, Челяб. гос. акад. культуры и искусств. 2009. – 796 с. (46.1. п.л.).
Статьи:
10. Пашинцев Е.В. О социальных параметрах традиционной гносеологии//Проблемы развития системы категорий марксистской философии: Межвузовский сборник научных трудов. – Челябинск, 1982. – С.154-168 (1.6 п.л.).
11. Пашинцев Е.В. Социологические параметры основного вопроса философии. Автореферат диссертации кандидата философских наук. – Свердловск, 1988. – 19 с. (1.1 п.л.)
12. Пашинцев Е.В. Социалистическая идея: миф или реальность?// Политическая власть в России: ее судьбы и перспективы реформ. Ч.3: Тезисы докладов и выступлений республиканской научно-теоретической конференции. – Челябинск, 1992. – С.25-31 (0.6 п.л.).
13. Пашинцев Е.В. Человек в мире социальных форм//Человек в системе сфер общественной жизни: Тезисы докладов к XXII Академическому симпозиуму. Нижний Новгород, 1994. С.46-50 (0.5 п.л.).
14. Пашинцев Е.В. Типология культуры и границы экологического кризиса//Человек-Экология-Культура: Тезисы докладов Российской научной конференции. Ч.2. Челябинск, 1997. – С.18-21 (0.4 п.л.).
15. Пашинцев Е.В. Социальный прогресс и российские реформы// Социологические проблемы реформирования российского общества: Тезисы докладов и выступлений республиканской научно-теоретической конференции. – Челябинск, 1997. – С. 3-12 (0.9 п.л.).
16. Пашинцев Е.В. О социологическом определении понятия культуры//Вестник Челябинского государственного агроинженерного университета. Т.20. 1997. – С. 33-36 (0.5 п.л.).
17. Пашинцев Е.В. О гуманистических критериях человеческой свободы//Истоки и перспективы Российской культуры: Сборник тезисов и докладов. – Челябинск, 1998. – С. 28-31 (0.4 п.л.).
18. Пашинцев Е.В. Посткоммунистический плюрализм и рыночная мифология//Философские аспекты реформирования российского общества: Тезисы докладов и выступлений республиканской научно-теоретической конференции. – Челябинск,1998. – С. 55-58 (0.5 п.л.).
19. Пашинцев Е.В. Политика и власть как социологические категории// Вестник Челябинского агроинженерного университета. Т.27. – Челябинск, 1998. – С. 60-66 (0.5 п.л.).
20. Пашинцев Е.В. Право как предмет социально-философского анализа: историческая сущность и социокультурная динамика// Вестник Челябинского института экономики и права. № 1.: Сборник статей. – Челябинск, 2000. – С. 119-138 (2.2 п.л.)
21. Пашинцев Е.В. Классический марксизм и основное противоречие новейшей истории// Вестник Челябинского института экономики и права. № 2.: Сборник научных статей. – Челябинск, 2002. – С.145-166 (3.1 п.л.)
22. Пашинцев Е.В. Основное противоречие новейшей истории и феномен постиндустриального общества//Перспективы развития современного общества: Материалы Всероссийской научной конференции. Часть 3. – Казань, 2002. – С. 4-7 (0.4 п.л.).
23. Пашинцев Е.В. Типология социальных отношений и сущность человека// Материалы XLII научно-технической конференции Челябинского государственного агроинженерного университета. Ч.1. – Челябинск, 2003. – С. 134-140 (0.4 п.л.).
24. Пашинцев Е.В. К вопросу о генеалогии морали (Социологические контуры пострациональнального пространства)// Вестник Челябинского института экономики и права. № 3.: Сборник научных статей. – Челябинск, 2003. – С.5-19 (2.0 п. л.).
25. Пашинцев Е.В. Российский социум и постиндустриальная цивилизация// Вестник Челябинского института экономики и права. № 4.: Сборник научных статей. – Челябинск, 2004. – С. 5-10 (0.4 п.л.).
26. Пашинцев Е.В. Предметные основания философской культуры// Философская культура мышления: Сборник научно-исследов. статей. – Челябинск: Изд-во Челябинского государственного педагогического университета, 2004. – С. 61-71 (0.7 п.л.).
27. Пашинцев Е.В. Проблема периодизации первобытной истории общества// Вестник Челябинского института экономики и права. № 5.: Сборник научных статей. – Челябинск, 2005. – С. 51-72 (0.9 п.л.).
28. Пашинцев Е.В. Труд как форма человеческой активности: сущность и историческая динамика//Оплата труда в России: Материалы научно-практ. конференции. (НОУ Институт инфраструктуры предпринимательства). – М., 2005. – С. 11-18 (0.8 п.л.).
29. Пашинцев Е.В. Понятие человеческой «предыстории» и границы экономического детерминизма// Актуальные проблемы железнодорожного транспорта: Сборник научных трудов. – Челябинск: Челябинский институт путей сообщения, 2005. – С. 80-86 (0.5 п.л.).
30.Пашинцев Е.В. О методологических основаниях культурно-исторического детерминизма// Вестник Челябинского института экономики и права № 6.: Сборник научных статей. – Челябинск, 2006. – С.30-40 (1.0 п.л.).
31. Пашинцев Е.В. Цивилизация России в контексте современной постиндустриальной теории//Научно-практические вопросы развития железнодорожного транспорта и подготовка специалистов отрасли: Сб. науч. ст. преподавателей Челяб. ин-та путей сообщения/Под ред. В.Л.Федяева. Челяб. Ин-т путей сообщения. Челябинск, 2006. – С.127-135 (1.0 п.л.).
32. Пашинцев Е.В. Социокультурная природа зрелого рационализма (гносеологический аспект)//Законы научной сферы общества: Материалы 10-й Международной Нижегородской Ярмарки идей, 35 Академического симпозиума. – Нижний Новгород, 2007. – С. 177-179 (0.6 п.л.).
33. Пашинцев Е.В. Россия как особый «евразийский» регион мировой цивилизации //Экономические, юридические и социокультурные аспекты развития региона: Сборник научных трудов. – Челябинск: НОУ Челябинский институт экономики и права им.М.В.Ладошина, 2007. – С.252-262 (1.0 п.л.).
34. Пашинцев Е.В. Историческая сущность и региональные особенности российской бюрократии//Экономические, юридические и социокультурные аспекты развития региона: Сборник научных трудов в 2-х ч./Под ред. В.Н.Ни. – Челябинск: НОУ ЧИЭП им. М.В.Ладошина, 2008. – Ч. 2: Социокультурное и коммуникативное пространство региона. – С.242-250 (1.0 п.л.).
35. Пашинцев Е.В. К вопросу об антиномичности российского социума//Научно-исследов. и научно-образов. направления подготовки специалистов железнодорожного транспорта: Сб. науч. ст. – Челябинск: Челябинский институт путей сообщения, 2008. – С. 181-186 (0.7 п.л.).
36. Пашинцев Е.В. Понятие отчуждения//Экономические, юридические и социокультурные аспекты развития регионов: Сборник научных трудов в 2-х частях. Ч.2. – Челябинск: Челябинский институт экономики и права, 2008. – С.61-66 (0.6 п.л.).
37. Пашинцев Е.В. О гносеологических и социокультурных основаниях классической рефлексии//Философское мировоззрение и картина мира. Четвертые Лойфмановские чтения: материалы Всерос. науч. конф. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. – С.137-141 (0.7 п.л.).
Другие публикации:
38. Пашинцев Е.В. О гносеологических параметрах категории социального//Теоретическое наследие К.Маркса и научно-технический прогресс: Тезисы докладов межвузовского симпозиума. Свердловск, 1983. – С.61-62 (0.2 п.л.).
39. Пашинцев Е.В. Гносеологический принцип современного материализма//Социальная сущность философии и научно-технический прогресс: Тезисы докладов межвузовского симпозиума. Свердловск, 1984. – С.84-85 (0.2 п.л.).
40. Пашинцев Е.В. Теоретическая мера человека: классика и современность// Человек – мера всех вещей: Тезисы докладов к XVII межзональному симпозиуму. – Горький, 1990. – С. 60-62 (0.2 п.л.).
41. Пашинцев Е.В. Плановое общество и его социальная структура// Советское общество в зеркале социологии: Тезисы докладов и выступлений научно-теоретической конференции. Ч.4. – Челябинск, 1991. – С.50-51 (0.2 п.л.).
42. Пашинцев Е.В. Духовное возрождение России как предмет социокультурного анализа// Обновление Росси как возрождение духовности: Тезисы докладов республиканской научной конференции. – Нижний Новгород, 1994. – С. 28-31 (0.3 п.л.).
43. Пашинцев Е.В. О методологии социального проектирования средствами формационного анализа//Методология социального проектирования: Тезисы докладов к XXIII академическому симпозиуму. – Нижний Новгород, 1995. – С. 56-59 (0.3 п.л.).
44. Пашинцев Е.В. Феноменология труда, деятельности и творчества в культурно-историческом процессе// Творчество и культура: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Екатеринбург, 1997. – С. 205-207 (0.2 п.л.).
45. Пашинцев Е.В. Социальный детерминизм и теоретическое отношение к истории//Человек в истории: теория, методология, практика: Тезисы докладов Российской научной конференции. Ч.1. – Челябинск, 1998. – С.27-29 (0.2 п.л.).
46. Пашинцев Е.В. Возможна ли посткоммунистическая модель западного постиндустриализма?//Цивилизационные процессы в России: философский и политический аспекты: Материалы секции Всероссийской научно-практической конференции. – Челябинск, 2001. – С. 24-26 (0.2 п.л.).
47. Пашинцев Е.В. О социальных и гносеологических истоках понятия цивилизации//Материалы XLI научно-теоретической конференции ЧГАУ. Ч.1. – Челябинск, 2002. – С.25-27 (0.2 п.л.).
48. Пашинцев Е.В. Границы современного социологического дискурса//Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса. Т.3. – Ростов н/Д, 2002. – С.116-117 (0.1 п.л.).
49. Пашинцев Е.В. Проблема соотношения социума и духа//Материалы XLIII научно-технической конференции Челябинского государственного агроинженерного университета. Ч.1. Челябинск, 2004. – С.29-33 (0.2 п.л.)
50. Пашинцев Е.В. Философская рефлексия и новый тип цивилизации//Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. В 5 т. Т.3. Москва, 2005. – С. 110-111 (0.1 п.л.)